Мудрый Экономист

Упрощение бухгалтерского учета для малого бизнеса

"Российский налоговый курьер", 2011, N 5

В конце 2010 г. субъекты малого предпринимательства получили ряд преференций по ведению бухгалтерского учета. Благодаря поправкам, внесенным в действующие ПБУ, малые предприятия получили право отражать отдельные хозяйственные операции в бухучете по упрощенным правилам. Проанализируем эти нововведения и рассмотрим, как их применять на практике.

Новые правила ведения бухгалтерского учета субъектами малого бизнеса были утверждены Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н (далее - Приказ N 144н) <1>. Приказом N 144н внесен ряд изменений в действующие нормативно-правовые акты по бухучету. Поправки направлены на упрощение порядка ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Новыми льготами не смогут воспользоваться только те малые предприятия, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Причина в том, что они относятся к общественно значимым организациям и поэтому должны вести бухгалтерский учет и формировать бухгалтерскую отчетность по общеустановленным правилам.

<1> Приказ зарегистрирован в Минюсте России 1 декабря и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 13 декабря 2010 г.

Применение упрощенных правил ведения бухучета является правом, а не обязанностью малых предприятий. Если организация, относящаяся к субъектам малого бизнеса, решила ими воспользоваться, ей следует зафиксировать соответствующие положения в учетной политике по бухучету.

Примечание. Внести дополнения в учетную политику, подтверждающие желание организации воспользоваться новыми правилами бухучета, следовало в период с 13 по 31 декабря 2010 г.

Как сказано в п. 2 Приказа N 144н, документ вступает в силу начиная с годовой отчетности за 2010 г. Поэтому малые предприятия могут применять упрощенные правила бухгалтерского учета в отношении тех хозяйственных операций, которые были осуществлены в течение 2010 г.

Таким образом, указанным организациям нужно внести дополнения в учетную политику по бухучету за 2010 г. Помимо этого, им следует скорректировать соответствующие бухгалтерские записи, отраженные в учете с начала названного года по общим правилам.

Предприятие малого бизнеса может принять решение применять новые правила бухгалтерского учета с 2011 г. Тогда новые положения необходимо отразить в учетной политике по бухучету на 2011 г. В подобной ситуации бухгалтеру придется сделать ряд переходных записей в бухгалтерском учете в начале 2011 г.

Критерии признания предприятия малым

Прежде всего напомним, какие организации относятся к субъектам малого бизнеса. Так, на основании п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъектами малого предпринимательства являются:

Указанные субъекты должны соответствовать всем критериям, указанным в п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Речь идет о трех критериях, касающихся:

Первый критерий применяется только в отношении организаций. В их уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Если в составе участников общества есть одно или несколько юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, то доля их участия не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Причем эта норма применяется при условии, что исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности принадлежат следующим учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ:

Исключение для указанных организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, было внесено в ст. 4 Закона N 209-ФЗ Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ.

Примечание. В отношении участников общества - физических лиц или юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, ограничений по доле их участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации Законом N 209-ФЗ не установлено.

Второй критерий. Средняя численность работников организации определяется за предшествующий календарный год. В организации малого бизнеса эта величина не должна превышать 100 человек включительно. Данный показатель определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе тех, кто работает по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений (п. 6 ст. 4). Порядок расчета средней численности работников малого предприятия изложен в Приказе Росстата от 31.12.2009 N 335.

Третий критерий. Согласно пп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) формируется без учета НДС. Выручка определяется за предшествующий календарный год по данным налогового учета. Для малых предприятий предельное значение этого показателя составляет 400 млн руб. Данное ограничение установлено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556.

В показатель балансовой стоимости активов включается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов. Указанные сведения определяются по данным бухучета за предшествующий календарный год (пп. 3 п. 1 и п. 8 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Предельные значения этого показателя Правительством РФ не установлены. Поэтому данный критерий при определении статуса малого предприятия не применяется.

Субъект малого бизнеса утрачивает свой статус, только если у него превышены предельные значения по второму и (или) третьему критериям в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Основанием является п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Аналогичным образом организация, не имевшая ранее статуса малого предприятия, может стать субъектом малого бизнеса, если она соответствует указанным выше критериям в течение двух лет подряд.

Изменения в бухгалтерских стандартах для малых предприятий

С целью упрощения порядка ведения бухучета субъектами малого бизнеса Приказом N 144н внесены дополнения в ряд действующих нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету.

Учет доходов и расходов (ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99)

Пункт 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации" дополнен абзацем, согласно которому малым предприятиям дано право признавать выручку по кассовому методу - по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков). При этом должны соблюдаться условия признания выручки, изложенные в пп. "а", "б", "в" и "д" п. 12 ПБУ 9/99:

Условие о том, что право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана), изложенное в пп. "г" п. 12 ПБУ 9/99, у малого предприятия, перешедшего на кассовый метод, может не выполняться. Это связано с особенностями кассового метода признания доходов. Так, сумма полученной предоплаты при кассовом методе учитывается организацией в составе выручки, хотя реализация еще не состоялась и право собственности на продукцию (товары, результаты работ, оказанные услуги) не перешло к покупателю (заказчику).

Примечание. Кассовый метод выгоден в первую очередь тем организациям, которые сразу же при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) получают оплату от покупателей (заказчиков) либо при приобретении ценностей сразу осуществляют оплату поставщику.

Нормы о возможности применения малыми предприятиями кассового метода появились и в ПБУ 10/99 "Расходы организации". Согласно новой редакции п. 18 ПБУ 10/99 субъект малого бизнеса, применяющий порядок признания выручки по кассовому методу, должен учитывать расходы исходя из этого же принципа - после погашения задолженности.

В переходе на кассовый метод в бухучете заинтересованы те малые предприятия, которые находятся на общей системе налогообложения и применяют кассовый метод при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с положениями ст. 273 НК РФ.

Кроме того, на кассовый метод признания доходов и расходов в бухгалтерском учете скорее всего перейдут малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения. Для исчисления налога, уплачиваемого при УСН, эти организации ведут Книгу учета доходов и расходов с применением кассового метода. Применение новых норм ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 позволит "упрощенцам" максимально сблизить данные бухгалтерского и налогового учета.

Примечание. Перейти на кассовый метод в бухучете согласно новым нормам ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 целесообразно тем малым предприятиям, которые находятся на общей системе налогообложения и применяют кассовый метод при исчислении налога на прибыль, а также тем, которые применяют упрощенную систему налогообложения.

Особенности перехода субъектов малого бизнеса на кассовый метод в бухучете зависят от того, с какого года они начнут его применять. Допустим, организация решила применять кассовый метод при признании доходов и расходов в бухгалтерском учете в отношении операций, осуществленных в течение 2010 г. В этом случае ей придется осуществить переход с метода начисления на кассовый метод. В частности, нужно пересчитать по новым правилам суммы доходов и расходов за 2010 г., ранее признанные в бухучете по методу начисления. Поясним на примере, как производятся такие корректировки.

Пример 1. ООО "Квант" является субъектом малого предпринимательства. После вступления в силу Приказа N 144н организация решила применить кассовый метод признания выручки в бухучете при формировании бухгалтерской отчетности по итогам 2010 г. Приказом руководителя организации в конце декабря указанного года были внесены соответствующие изменения в учетную политику на 2010 г. После этого бухгалтер организации проверил суммы доходов, отраженные на счетах 90 и 91 в течение 2010 г. по методу начисления. Бухгалтерские записи по признанию выручки от реализации и прочих доходов по операциям, по которым оплата поступила в конце 2010 г., были оставлены без корректировок.

Исправления осуществлялись по неоплаченным суммам признанной выручки, прочих доходов, а также в отношении списанных производственных, общехозяйственных и прочих расходов, по которым на конец года еще не была погашена задолженность перед поставщиками. Бухгалтерские записи по признанию таких сумм выручки (доходов) и списанию неоплаченных расходов были сторнированы 31 декабря:

    -------------------¬
¦Дебет 62 Кредит 90¦
L-------------------
    -----------------------------------¬
¦Дебет 90 Кредит 20 (26, 41, 44...)¦
L-----------------------------------
    -------------------¬
¦Дебет 76 Кредит 91¦
L-------------------
    -------------------¬
¦Дебет 91 Кредит 76¦
L-------------------

Затем бухгалтер ООО "Квант" проверил, по каким суммам авансов (предоплат), поступившим от покупателей (заказчиков), не были отгружены товары (выполнены работы, оказаны услуги) на конец 2010 г. Эти суммы были учтены в составе выручки 31 декабря 2010 г.:

Дебет 62, субсчет "Авансы полученные", Кредит 90

Разберемся, как малому предприятию следует учитывать суммы авансов (предоплат), перечисленные поставщикам до момента перехода на кассовый метод. Если по такому авансу еще не получены товары (результаты работ, услуг), нужно ли эту сумму списывать на расходы при переходе на кассовый метод? Нет, учитывать в составе расходов такие суммы авансов (предоплат) неправомерно. И вот почему. Пункт 18 ПБУ 10/99 начинается с базового правила, которое должны применять все организации независимо от того, каким образом - по кассовому методу или методу начисления - они учитывают доходы и расходы. Оно гласит: расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место. Другими словами, организация имеет право признавать в бухгалтерском учете только тот расход, который действительно осуществлен. При этом для метода начисления факт оплаты не имеет значения, а для кассового метода факт оплаты обязательно принимается в расчет.

Следовательно, бухгалтер малого предприятия, переходящего на кассовый метод признания доходов и расходов, должен оставить в составе дебиторской задолженности суммы авансов и предоплат, по которым товары (работы, услуги) еще не получены.

Пример 2. Бухгалтер ООО "Квант" при переходе на кассовый метод в период составления годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. выявил суммы авансов (предоплат), перечисленные поставщикам, по которым организация к концу 2010 г. не получила товары (результаты работ, услуг). Эти суммы не были списаны на расходы, а остались числиться в составе дебиторской задолженности поставщиков по дебету счетов 60 и 76.

Некоторые малые предприятия, чтобы не пересчитывать данные за 2010 г., решат перейти на кассовый метод начиная с 2011 г. Облегчит ли это работу бухгалтера? Увы, нет. Независимо от того, когда осуществляется переход на кассовый метод, бухгалтеру придется выполнить те же самые переходные бухгалтерские записи, о которых рассказано выше. Разница лишь в дате осуществления таких записей.

Примечание. При переходе на кассовый метод в бухгалтерском учете 1 января 2011 г. следует отразить такие же корректировочные записи в учете, как в примере 1. Суммы авансов, перечисленные поставщикам, от которых еще не получены товары (не выполнены работы, не оказаны услуги), нужно оставить в составе непогашенной дебиторской задолженности.

Если организация малого бизнеса приняла решение перейти на кассовый метод с начала 2011 г., показатели годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. нужно сформировать исходя из метода начисления. А по состоянию на 1 января 2011 г. в бухучете следует сделать переходные записи. При этом в составе выручки учитываются суммы авансов, полученные от покупателей (заказчиков) до 1 января 2011 г., если по соответствующим договорам до этой даты еще не состоялась реализация. Кроме того, необходимо скорректировать суммы ранее признанной выручки, по которым к концу 2010 г. не поступила оплата от покупателей. Также корректируются и суммы расходов, списанные в 2010 г. на финансовые результаты, если по ним на 1 января 2011 г. существует кредиторская задолженность перед поставщиками.

Исправление ошибок (ПБУ 22/2010)

Начиная с бухгалтерской отчетности за 2010 г. все организации обязаны применять новые правила по исправлению ошибок, которые изложены в ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности". Не сделано исключений и для организаций малого бизнеса. Но Приказом N 144н в ПБУ 22/2010 были внесены специальные нормы для малых предприятий, облегчающие работу с этим бухгалтерским стандартом.

Для субъектов малого бизнеса в п. 9 ПБУ 22/2010 появилась дополнительная норма, которая регламентирует порядок исправления существенных ошибок прошедшего года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год. Малое предприятие имеет право исправлять такие ошибки в том же порядке, который прописан в п. 14 ПБУ 22/2010 для несущественных ошибок.

Это означает, что субъект малого бизнеса, обнаружив существенную ошибку за истекший год, после утверждения соответствующей годовой бухгалтерской отчетности может отразить сумму корректировки не на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", как остальные организации, а на счете 91 "Прочие доходы и расходы". В результате таких бухгалтерских записей у малых предприятий суммы корректировки при исправлении ошибок прошлых лет будут влиять на финансовый результат текущего отчетного периода.

Примечание. В п. 9 ПБУ 22/2010 для организаций малого бизнеса установлено, что они при исправлении прошлогодних ошибок могут не делать ретроспективного пересчета сравнительных показателей за прошлые годы, отраженных в текущей бухгалтерской отчетности.

Поясним на примере, как малое предприятие может в упрощенном порядке исправлять ошибки за прошлые годы, по которым годовая бухгалтерская отчетность уже утверждена.

Пример 3. ООО "Квант" является субъектом малого бизнеса. В конце декабря 2010 г. организация внесла изменения в учетную политику по бухучету на 2010 г. Согласно этим изменениям при исправлении ошибок прошлых лет, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за названный год, организация отражает результаты корректировок в составе прочих доходов или прочих расходов без ретроспективного пересчета сравнительных показателей за прошлые годы, указанных в текущей бухгалтерской отчетности.

Итоговая бухгалтерская отчетность за 2010 г. была составлена и утверждена участниками общества в конце марта 2011 г. А в следующем месяце бухгалтер ООО "Квант" выявил ошибку, допущенную в 2010 г., - в бухучете не была отражена сумма рекламных расходов в размере 50 000 руб. Согласно учетной политике ООО "Квант" ошибка на такую сумму признавалась существенной. Но поскольку организация относится к субъектам малого бизнеса, бухгалтер ООО "Квант" в апреле 2011 г. отразил корректировку суммы расходов за прошлый год в составе прочих расходов текущего периода:

Дебет 91, субсчет "Убытки прошлых лет", Кредит 76

При составлении бухгалтерской отчетности за полугодие 2011 г. бухгалтер ООО "Квант" не пересчитывал показатели за 2010 г., которые оказались искаженными из-за допущенной ошибки.

Изложенные правила п. 9 ПБУ 22/2010, безусловно, облегчают работу бухгалтера малого предприятия. Можно предположить, что все субъекты малого бизнеса воспользуются правом исправлять прошлогодние ошибки в упрощенном порядке. Причем данное право целесообразно зафиксировать в учетной политике по бухучету с 2010 г., а не с 2011-го. Это позволит упростить применение нового бухгалтерского стандарта уже при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г.

Примечание. Многие бухгалтеры малых предприятий полагают, что могут использовать упрощенные правила, указанные в ПБУ 22/2010, при обнаружении любых ошибок за прошлые годы. Но это не так. Поблажки малому бизнесу предоставлены только в отношении случаев выявления прошлогодних ошибок, когда годовая бухгалтерская отчетность за данный отчетный период (год) уже утверждена.

Как быть, если существенная ошибка за отчетный год обнаружена после подписания годовой бухгалтерской отчетности, но отчетность еще не утверждена годовым собранием участников общества? В этом случае никакого специального порядка для субъектов малого бизнеса в ПБУ 22/2010 не предусмотрено. Малое предприятие должно руководствоваться общими правилами, изложенными в п. п. 7 и 8 ПБУ 22/2010. Для исправления названной ошибки необходимо сделать корректировочные бухгалтерские записи, датировав их декабрем отчетного года, и составить уточненную бухгалтерскую отчетность за год. Пересмотренную годовую бухгалтерскую отчетность нужно представить всем пользователям, которым ранее уже была направлена неверная отчетность. Среди них, как правило, руководитель организации, ее собственники (участники), налоговая инспекция, возможно, банк и контрагенты по хозяйственным договорам.

Пример 4. Воспользуемся условиями примера 3. Допустим, бухгалтер ООО "Квант" обнаружил ошибку по списанию рекламных расходов за 2010 г. в конце марта 2011-го до утверждения годовой бухгалтерской отчетности за прошедший год. К этому моменту годовая бухгалтерская отчетность была уже составлена и сдана в налоговую инспекцию. Но годовое собрание участников общества еще не проводилось, и годовая бухгалтерская отчетность за 2010 г. не была утверждена.

Руководствуясь правилами п. 7 ПБУ 22/2010, бухгалтер ООО Квант" внес корректировки в бухгалтерскую отчетность за 2010 г. При этом он сделал в бухгалтерском учете следующие записи по исправлению выявленной ошибки, датировав их 31 декабря 2010 г.:

Дебет 44 Кредит 76

Дебет 90 Кредит 44

Дебет 90 Кредит 99

Дебет 99 Кредит 84

Затем бухгалтер ООО "Квант" заново пересчитал показатели годовой бухгалтерской отчетности и заполнил уточненные формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках за 2010 г., а также приложения к балансу.

Пересмотренную годовую бухгалтерскую отчетность за 2010 г. ООО "Квант" представило в налоговую инспекцию взамен первоначальной отчетности организации за тот же год.

Учет расходов по займам и кредитам (ПБУ 15/2008)

Приказом N 144н внесено дополнение в п. 7 ПБУ 15/2008. Согласно этой поправке субъекты малого предпринимательства вправе признавать все расходы по займам как прочие расходы. Другими словами, в случае приобретения инвестиционных активов малые предприятия в отличие от других организаций могут не включать проценты по заемным средствам в их стоимость, а списывать их в дебет счета 91 в качестве прочих расходов.

Возникает вопрос: почему в новой норме идет речь лишь о займах? Почему не упоминаются кредиты? На первый взгляд кажется, что упомянутая поблажка малым предприятиям предоставляется только по займам, а не по кредитам. Но это не так. В п. 3 ПБУ 15/2008 сказано, что под выражением "расходы по займам" в этом бухгалтерском стандарте понимаются расходы, связанные с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам. Значит, предприятия малого бизнеса могут применять упрощенный порядок учета процентов не только по полученным займам, но и по кредитам.

Напомним, что по правилам гл. 25 Налогового кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль сумма расходов в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в составе внереализационных расходов (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). Данное правило не позволяет в налоговом учете включать сумму процентов по займам и кредитам в стоимость основных средств.

По этой причине новая норма п. 7 ПБУ 15/2008 выглядит весьма привлекательно для малых предприятий. Она позволит им сблизить бухгалтерский и налоговый учет при приобретении инвестиционных активов.

Примечание. Порядок учета процентов по заемным средствам, полученным с целью приобретения (сооружения) инвестиционного актива, в составе прочих расходов позволит малым предприятиям сблизить стоимость таких активов в налоговом и бухгалтерском учете, а также снизить налоговую базу по налогу на имущество.

Пример 5. ООО "Квант" относится к субъектам малого предпринимательства. Организация с 2011 г. зафиксировала в учетной политике, что при любых операциях будет отражать сумму процентов по заемным средствам в составе прочих расходов. В феврале 2011 г. ООО "Квант" получило кредит на приобретение нежилого помещения по договору соинвестирования в строительство офисного здания. В течение всего периода строительства организация отражала проценты за пользование кредитом в составе прочих расходов и сделала в бухучете следующую запись:

Дебет 91 Кредит 67

Таким образом, у ООО "Квант" первоначальная стоимость офисного помещения формировалась в бухгалтерском и налоговом учете без расхождений.

Учет финансовых вложений (ПБУ 19/02)

В п. 19 ПБУ 19/02 для организаций малого бизнеса появилась такая норма: "Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном ПБУ 19/02 для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется".

Порядок оценки финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, изложен в п. 21 ПБУ 19/02. В нем предусмотрено, что их стоимость подлежит отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.

Согласно п. 22 ПБУ 19/02 по долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, организации разрешается разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью относить на финансовые результаты коммерческой организации (в составе прочих доходов или расходов) или на уменьшение или увеличение расходов некоммерческой организации. Такая разница учитывается в течение срока обращения долговых ценных бумаг равномерно, по мере признания причитающегося по ним дохода в соответствии с условиями выпуска.

Следовательно, предприятие малого бизнеса имеет право начиная с бухгалтерской отчетности за 2010 г. либо с 2011 г. отражать в бухучете любые финансовые вложения не по текущей рыночной стоимости, а по их первоначальной стоимости.

Неприменение ПБУ 2/2008 и ПБУ 16/02

Согласно Приказу N 144н субъектам малого предпринимательства разрешено не применять нормы ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" и ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности". От использования этих бухгалтерских стандартов можно отказаться либо с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г., либо с 2011-го или последующего года.

Если малое предприятие является подрядчиком (субподрядчиком) по договору строительного подряда или иному договору на выполнение работ, связанных со строительством, то оно может отказаться от применения ПБУ 2/2008. В этом случае бухгалтеру организации не нужно рассчитывать сумму выручки и расходов по договору методом "по мере готовности" или иным методом, закрепленным в ПБУ 2/2008. Значит, малое предприятие вправе определять сумму выручки и расходов по договору строительного подряда по общеустановленным правилам, закрепленным ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Если субъект малого бизнеса не будет применять ПБУ 16/02, то у бухгалтера упростится работа в случае прекращения деятельности организации или ее обособленного подразделения. Ведь бухгалтеру в указанной ситуации при составлении годовой бухгалтерской отчетности не придется раскрывать информацию по прекращаемой деятельности согласно требованиям ПБУ 16/02.

Изменение учетной политики (ПБУ 1/2008)

Приказом N 144н также были внесены изменения в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". В этом бухгалтерском стандарте появился новый п. 15.1, в котором разъяснен упрощенный порядок отражения последствий изменившейся учетной политики для субъектов малого бизнеса. Согласно новому пункту малое предприятие имеет право отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно.

Примечание. Если невозможно с достаточной надежностью произвести оценку в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, то измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

Чтобы понять, о чем идет речь, напомним нормы п. 15 ПБУ 1/2008. В нем указано следующее. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики осуществляется корректировка входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний период, представленный в бухгалтерской отчетности.

Кроме того, пересчитываются значения связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Примечание. При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Таким образом, благодаря поправкам, внесенным Приказом N 144н в ПБУ 1/2008, малые предприятия при изменении учетной политики по бухгалтерскому учету теперь вправе не пересчитывать в текущей бухгалтерской отчетности сравнительные показатели за прошлые годы, а применять новые правила учетной политики перспективно - с того года, начиная с которого они решили изменить свою учетную политику.

М.С.Полякова

Эксперт журнала



"Российский налоговый курьер"