Мудрый Экономист

Применение нулевой ставки НДС по бартерным сделкам без ввоза товара в Россию

"НДС: проблемы и решения", 2011, N 2

С 1 января 2011 г. российские участники ВЭД могут применять нулевую ставку НДС в случае осуществления внешнеторговых бартерных операций, по которым импортный товар, полученный в обмен на экспортированный, не ввозится на территорию России. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 03.11.2010 N 285-ФЗ "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 285-ФЗ).

Легализация внешнеторгового бартера

Напомним, что впервые государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок на законодательном уровне было закреплено Указом Президента РФ от 18.08.1996 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" (далее - Указ N 1209).

В соответствии с п. 1 Указа N 1209 под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (далее - бартерные сделки). При этом в силу п. 3 Указа N 1209 выполнение иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию РФ товаров, работ, услуг, допускается лишь при получении разрешения, выдаваемого Министерством внешних экономических связей.

Затем был принят Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ), которым также предусматривалось получение соответствующего разрешения в уполномоченном органе для совершения внешнеторговых бартерных сделок, не предполагающих ввоз товаров в Россию (п. 3 ст. 45 данного Закона).

С учетом сказанного нетрудно сделать вывод, что разрешительный порядок бартерных операций без ввоза товаров на территорию РФ оказывал негативное влияние на конкурентоспособность продукции российского производства на зарубежных рынках. В этой связи для российских законодателей стало очевидным, что необходимо устранить данные ограничения в целях улучшения финансово-экономического положения российских экспортеров и - что немаловажно - повысить налоговые поступления по налогу на прибыль в результате заключения новых внешнеторговых контрактов. Что, собственно, и было сделано.

Итак, в настоящее время в силу изменений, внесенных Федеральным законом N 285-ФЗ в п. 5 ст. 45 Федерального закона N 164-ФЗ, при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок товары, получаемые российскими лицами по таким сделкам за пределами территории РФ, могут быть реализованы российскими лицами без ввоза этих товаров на территорию РФ при условии, что:

  1. фактическое получение товаров должно быть подтверждено документами, предусмотренными условиями внешнеторговой бартерной сделки;
  2. российские лица не позднее чем в течение одного года со дня фактического получения товаров, предоставленных взамен экспортных, обязаны реализовать их в срок, предусмотренный условиями сделки по реализации этих товаров, и обеспечить зачисление на свои счета в уполномоченных банках всех денежных средств, полученных от их реализации, или получение платежных средств.

Отметим, что в ранее действующей редакции п. 5 ст. 45 Федерального закона N 164-ФЗ при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок встречные товары могли быть реализованы без их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации только по договору на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ) при сооружении комплектных объектов в иностранном государстве.

Таким образом, чтобы заключать внешнеторговые бартерные сделки, российскому участнику ВЭД теперь не нужно договариваться об обязательных встречных поставках импортных товаров на территорию РФ.

Налоговое препятствие

Следует сказать, что кроме ранее существовавшего разрешительного порядка осуществления бартерных операций без ввоза товаров на территорию РФ для российских участников ВЭД было еще и налоговое препятствие - действующие налоговые нормы не позволяли в этом случае применять нулевую ставку по НДС при экспортировании товара, поскольку для подтверждения обоснованности ее применения налогоплательщик должен был представить в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование.

Таким образом, НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) не предусматривал применение нулевой ставки НДС без ввоза встречного импортного товара на территорию РФ.

Новый порядок налогообложения

С 1 января 2011 г. в п. 1 ст. 165 НК РФ, устанавливающий перечень документов, представляемых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, Федеральным законом N 285-ФЗ введены два новых абзаца (две налоговые нормы) в отношении внешнеторговых бартерных операций, не предполагающих ввоз товаров на территорию РФ.

В первой из введенных норм (абз. 5 пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ) говорится о том, что в случае осуществления налогоплательщиком внешнеторговых бартерных операций, при осуществлении которых товары не ввозятся на территорию РФ, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), предусмотренные условиями внешнеторговой бартерной операции, подтверждающие получение им этих товаров за пределами территории РФ и их оприходование.

Второй нормой (абз. 6 пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ) установлено: если товары (работы, услуги) по внешнеторговой бартерной операции получены налогоплательщиком от третьего лица, не указанного в данной внешнеторговой операции в качестве лица, передающего товары (работы, услуги) за иностранное лицо, то в этом случае в налоговые органы наряду с предусмотренными для внешнеторговой операции документами представляются дополнительные документы (их копии), подтверждающие, что это третье лицо передало экспортеру товары (работы, услуги) во исполнение обязательств иностранного лица по передаче налогоплательщику встречных товаров (работ, услуг) по вышеуказанной бартерной операции. При этом указанные дополнительные документы представлять не требуется, если встречные товары (работы, услуги) получены от третьего лица, указанного в договоре в качестве лица, передающего встречные товары (работы, услуги) за иностранное лицо.

Таким образом, в настоящее время НК РФ предусматривает применение нулевой ставки по НДС как для внешнеторговых бартерных операций, при осуществлении которых товары ввозятся на территорию РФ, так и для аналогичных бартерных операций, при осуществлении которых товары не ввозятся на территорию РФ. Кроме того, для вышеуказанных случаев предусмотрено получение встречных товаров от третьего лица - как упомянутого, так и не упомянутого при заключении внешнеторговой бартерной сделки.

Е.Е.Голованова

Эксперт журнала

"НДС: проблемы и решения"