Мудрый Экономист

Тюменская модель. Опыт создания автономных детских садов в тюменской области

"Автономные учреждения: экономика - налогообложение - бухгалтерский учет", 2012, N 7

Государственные и социальные функции бюджетной сферы определяют ее центральное место в системе управления бюджетными расходами, соответственно, реструктуризация бюджетной сферы - основное направление повышения эффективности расходов региональных и местных бюджетов. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", принятый в рамках исполнения Плана мероприятий по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора, ввел в систему юридических лиц новую некоммерческую организацию - автономное учреждение.

Автономное учреждение - некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в социальной сфере, в том числе в области образования. Автономное учреждение представляет собой организацию с более широким кругом полномочий, чем бюджетное учреждение, но в то же время с большей ответственностью за результаты хозяйственной деятельности.

Финансирование из бюджета автономных учреждений заменено государственным (муниципальным) заданием на предоставление государственных (муниципальных) услуг. Средства же, полученные от дополнительной деятельности, переходят в полное распоряжение автономных учреждений. Автономные учреждения открывают собственные счета, могут брать банковские кредиты, а их руководители имеют возможность самостоятельно формировать штатное расписание и план хозяйственной деятельности. Предполагается, что эта новая организационно-правовая форма должна способствовать росту эффективности работы тех учреждений, которые могут зарабатывать самостоятельно.

Нормативно-правовое обеспечение создания и функционирования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

Автономные учреждения создаются в тех же областях деятельности, что и бюджетные учреждения. Федеральный закон от 13.11.2006 N 175 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений" внес соответствующие изменения в ст. 120 "Учреждения" Гражданского кодекса РФ. В соответствии с новой редакцией данной статьи учреждение может быть частным либо государственным (муниципальным). Частное учреждение создается гражданином или юридическим лицом. Государственное (муниципальное) учреждение может быть либо бюджетным, либо автономным учреждением.

Применительно к учреждениям, реализующим программы дошкольного образования, целесообразность перехода к новой организационно-правовой форме можно рассмотреть на примере Тюменской области.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" учредителями автономных дошкольных образовательных учреждений в Тюменской области являются органы местного самоуправления. Таким образом, все автономные учреждения в Тюменской области являются муниципальными автономными дошкольными образовательными учреждениями, в том числе в г. Тюмени, на примере которых можно рассмотреть особенности данной организационно-правовой формы.

В соответствии с Распоряжением администрации г. Тюмени от 27.11.2007 N 1665-р было создано 115 муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений. Для создания автономных учреждений в г. Тюмени имелся ряд благоприятных предпосылок:

Нормативно-правовая основа

На уровне Правительства Российской Федерации:

  1. требования к форме предложения о создании автономного учреждения путем Изменения типа;
  2. порядок определения видов особо ценного движимого имущества;
  3. порядок опубликования отчетов о деятельности АУ и об использовании имущества.

На региональном (муниципальном) уровне:

  1. порядок подготовки предложений о создании автономного учреждения путем изменения типа существующих муниципальных учреждений;
  2. порядок осуществления функций и полномочий учредителя автономного учреждения;
  3. порядок и условия формирования задания учредителя и финансового обеспечения его выполнения;
  4. порядок создания бюджетных учреждений путем изменения типа автономных учреждений.

На федеральном уровне приняты следующие нормативные акты:

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 325 "Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения";

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2007 N 337 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения";

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2007 N 684 "Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества".

На муниципальном уровне для создания муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений муниципальному образованию городскому округу г. Тюмени необходимо было также разработать ряд нормативных документов.

В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" Постановлением администрации г. Тюмени от 18.10.2007 N 25-пк утвержден Порядок подготовки предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных учреждений.

Постановлением администрации г. Тюмени от 27.11.2007 N 38-пк утвержден Порядок осуществления функций и полномочий учредителя автономных учреждений г. Тюмени.

Функции и полномочия учредителя автономного учреждения осуществляют структурные подразделения администрации г. Тюмени, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих сферах.

Постановлением администрации г. Тюмени от 25.10.2007 N 28-пк утвержден Порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения г. Тюмени.

Постановлением администрации г. Тюмени от 06.12.2007 N 41-пк утверждено Положение об условиях и порядке формирования задания учредителя, порядке финансового обеспечения выполнения задания для муниципального автономного учреждения г. Тюмени.

Целью формирования муниципального задания (далее - задания) является обеспечение соответствия услуг, предоставляемых учреждением, уровню социальных гарантий обеспеченности услугами, стандартам качества оказания услуг и объему финансовых средств на их предоставление.

В соответствии с данным документом финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет средств бюджета города путем предоставления учреждениям субсидий на финансирование услуг и содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества в пределах средств, утвержденных учредителем соответствующему учреждению и предусмотренных в бюджете г. Тюмени. Размер субсидии на финансирование услуг определяется исходя из затрат, необходимых на предоставление услуг, включающих в себя:

В Постановлении оговорено, что в случае оказания услуги на условиях частичной оплаты потребителем финансовое обеспечение затрат на оказание данной услуги осуществляется за вычетом доли средств, поступающих от потребителей, что имеет отношение к родительской плате за содержание ребенка в дошкольном учреждении.

Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания рассчитывается учредителем одновременно с формированием задания на очередной финансовый год. Основанием для перечисления учреждению субсидий в течение финансового года являются задание, утвержденное учредителем, и договоры субсидирования.

Финансовое обеспечение развития учреждений осуществляется учредителем в рамках целевых программ, утвержденных в установленном порядке.

Также Постановлением администрации г. Тюмени от 10.01.2008 N 1-пк утверждена Методика формирования фонда оплаты труда муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений г. Тюмени. Доля фонда оплаты труда в общем объеме средств, полученных учреждением на оказание услуги по содержанию детей и оказание образовательной услуги в соответствии с заданием, составляет не менее 85% и не более 95%.

Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений переданы от имени муниципального образования городского округа г. Тюмени Управлению по образованию администрации г. Тюмени; функции и полномочия собственника имущества - Департаменту имущественных отношений администрации г. Тюмени.

Все уставы муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений утверждены учредителем - Управлением по образованию администрации г. Тюмени и согласованы с Департаментом имущественных отношений администрации г. Тюмени.

Отношения между учредителем и автономным дошкольным образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с действующим законодательством.

Особенности функционирования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

Проанализировать особенности функционирования автономных учреждений можно на примере муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 110 г. Тюмени. Данное учреждение по результатам государственной аккредитации отнесено к 1-й категории и имеет вид "Центр развития ребенка - детский сад".

Организационные условия

Учреждение работает по пятидневной рабочей неделе. Режим работы основных групп - 10,5 часов (с 7.30 до 18.00), имеются две 12-часовые "дежурные группы" (с 7.00 до 19.00).

С учетом имеющихся условий в учреждение принимаются дети в возрасте от 2 до 7 лет; группы комплектуются по возрастному принципу. Списочный состав детей - 210, среднее количество детей, фактически посещающих дошкольное учреждение, - 164. Имеется группа кратковременного пребывания детей. Дети данной группы присутствуют на занятиях в возрастной группе, к которой они относятся по возрасту. Посещение детьми данных групп осуществляется на бесплатной основе. Для воспитанников с фонетико-фонематическим недоразвитием в учреждении организована работа логопункта.

Основными видами деятельности учреждения являются реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ дошкольного образования и оказание услуг по содержанию детей.

В учреждении организовано 3-разовое питание детей. Примерное 10-дневное меню согласовано с Управлением по образованию г. Тюмени, утверждено Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области. В каждом учреждении складывается своя стоимость питания детей исходя из особенностей работы с поставщиками продуктов. В МАДОУ N 110 стоимость питания одного ребенка в день составляет 67,69 руб., учреждение обслуживают 8 поставщиков. Расходы на питание детей фактически полностью покрываются средствами родительской платы за содержание ребенка в детском саду.

Материально-техническое обеспечение

Здание детского сада является типовым, рассчитанным на 12 групп, с музыкальным залом, пищеблоком, прачечной, медицинским блоком, состоящим из медицинского кабинета и изолятора. Первоначальная планировка предполагала наличие спален в четырех ясельных группах, остальные группы не имели спальных помещений.

После реконструкции в здании расположено 8 групп. Питание детей шести групп осуществляется в специально оборудованном помещении - кафе. В двух групповых ячейках (одна из которых не имеет спального помещения) располагаются группы так называемого комфортного пребывания детей с наполняемостью не выше 15 детей. За посещение данных групп детьми родители доплачивают, т.к. в этих группах, помимо установленной низкой наполняемости, работают два воспитателя, в середине дня имеются "спаренные часы", питание детей осуществляется в группе.

За счет помещений закрытых четырех групп оборудованы физкультурный зал, три спальных помещения и шесть помещений различной направленности: кабинет бухгалтерии, помещение кафе для детей, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, методический кабинет. За счет реконструкции в медицинский блок включен процедурный кабинет, что позволило учреждению получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности. Все помещения детского сада хорошо оснащены. Соответствие здания и помещений требованиям санитарных правил подтверждено соответствующим заключением. Территория детского сада отвечает предъявляемым требованиям.

Кадровое обеспечение

Штатное расписание автономного учреждения включает должности работников, фонд заработной платы которых формируется из бюджетных и внебюджетных источников.

Всего по штатному расписанию в муниципальном автономном образовательном учреждении "Детский сад N 110 г. Тюмени" 67,1 штатных единиц. Фактическое количество работников - 46. Младший обслуживающий и технический персонал составляет 31% от всех работников. Доля воспитателей, работающих в рамках реализации задания учредителя, составляет 41% от общего числа педагогических работников.

Кадрами учреждение обеспечено полностью. На педагогическую работу в учреждение принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и подтвержденную документами об образовании. Высшее педагогическое образование имеют 52% педагогических работников (в среднем по г. Тюмени - 48%). Количество часов работы определено в соответствии с нормативными документами. По основным группам у воспитателей исключены "совмещенные" часы, в группе работают один основной воспитатель и второй воспитатель, работающий на две группы. Таким образом, на двух группах работают три воспитателя. С одной стороны, эту тенденцию нельзя назвать положительной, так как это создает определенные трудности для воспитателя, работающего на две группы разного возраста, с другой стороны, за счет роста заработной платы в связи с этим нововведением решена проблема вакансий воспитателей в детских садах.

Финансовое обеспечение

Приказом Департамента образования и науки Тюменской области от 24.04.2007 N 648/ОД утверждены Методические рекомендации по определению порядка финансирования расходов на содержание детей в организациях, оказывающих услуги по обучению, воспитанию и уходу за детьми дошкольного возраста. Данные рекомендации разработаны в целях обеспечения предоставления в Тюменской области услуг по обучению, воспитанию и уходу за детьми дошкольного возраста и оказания помощи органам местного самоуправления в установлении порядка и источников финансирования расходов на содержание ребенка в организациях, оказывающих вышеуказанные услуги, в том числе реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Согласно данным Рекомендациям органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают возмещение организациям, оказывающим услуги по обучению, воспитанию и уходу за детьми дошкольного возраста, расходов на содержание детей в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 03.04.2007 N 64-п.

Возмещение образовательным организациям расходов на содержание детей осуществляется за счет:

а) средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований в виде субвенции из областного бюджета на осуществление государственного полномочия по социальной поддержке семей, имеющих детей;

б) родительской платы за содержание детей в образовательных организациях;

в) средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований в виде субвенции из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, передаваемых образовательной организации в рамках муниципального заказа на предоставление услуг дошкольного образования;

г) средств бюджетов муниципальных образований, предусмотренных на проведение капитального ремонта зданий и сооружений образовательной организации и приобретение для нее оборудования, финансирование текущих расходов (в том числе оплату коммунальных услуг), а также поступающих на эти цели средств из областного бюджета.

Необходимо отметить, что из областного бюджета, помимо средств на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, финансируются также частично расходы на содержание детей в детском саду.

Распределение денежных средств, переданных из областного бюджета бюджету муниципального образования на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, осуществляется в рамках муниципального заказа на предоставление услуг дошкольного образования согласно Постановлению администрации Тюменской области от 20.04.2004 N 32-пк (в ред. от 03.04.2007).

Органам местного самоуправления предоставлены широкие полномочия по распределению денежных средств. Орган местного самоуправления вправе:

Источником финансирования дополнительных расходов, возникших вследствие реализации ст. 52.1 Закона РФ "Об образовании", являются средства целевой субвенции на социальную поддержку семей, имеющих детей, осуществляемую путем частичного возмещения расходов на содержание детей организациям, оказывающим услуги по обучению, воспитанию и уходу за детьми дошкольного возраста.

Объем средств на финансирование дополнительных расходов определяется в зависимости от количества детей льготной категории и размера родительской платы и учитывается при составлении проекта бюджета на очередной финансовый год.

Орган местного самоуправления имеет право централизовать денежные средства, переданные из областного бюджета бюджету муниципального образования, на осуществление социальной поддержки семей, имеющих детей, осуществляемой путем частичного возмещения расходов на содержание детей организациям, оказывающим услуги по обучению, воспитанию и уходу за детьми дошкольного возраста, для последующего их расходования на укрепление материально-технической базы дошкольных организаций.

Также образовательные организации вправе использовать для возмещения расходов на содержание детей средства, поступающие от граждан и юридических лиц в порядке, установленном гражданским законодательством.

Многоканальность финансирования обеспечивает достаточность средств не только для функционирования, но и для развития дошкольных учреждений г. Тюмени. Необходимо указать, что по данной схеме финансируются не только автономные, но и бюджетные учреждения, что соответствует положениям Федерального закона "Об автономных учреждениях" (п. 1 ст. 20: "Объем финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному), не может зависеть от типа такого учреждения.").

Размер родительской платы за содержание ребенка в автономном дошкольном образовательном учреждении устанавливается высшими органами управления данных учреждений (наблюдательным советом) в соответствии с действующим законодательством на период не менее одного года.

Средняя родительская плата по муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждениям г. Тюмени в 2008 г. составляет 1500 руб. в месяц, в МАДОУ N 110, имеющем 1-ю категорию, - 1600 руб.

Кроме того, муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения широко используют право оказывать дополнительные платные образовательные, медицинские (при наличии соответствующей лицензии) и иные услуги.

В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N 110" платные услуги оказываются по 13 направлениям.

Детям предлагаются следующие услуги:

Осуществляются индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия:

Оказываются организационные услуги:

Отчисления от платных услуг распределяются следующим образом: 50% - на заработную плату, 50% - на развитие учреждения.

Поступления от платных дополнительных услуг в МАДОУ N 110 составили:

в 2004 г. - 32 000 руб. в год;

в 2007 г. - 1 000 000 руб. в год.

Заработная плата работников в каждом муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении г. Тюмени складывается разная.

В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N 110 г. Тюмени" средняя заработная плата работников за сентябрь 2008 г. составляет 12 567 руб. Средняя заработная плата младшего обслуживающего персонала в расчете на одно физическое лицо - 7192 руб., педагогических работников - 10 567 руб., педагогического персонала, осуществляющего платные дополнительные образовательные услуги, - 14 071 руб.

Программно-методическое обеспечение

Содержание образовательного процесса в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад N 110 г. Тюмени" определяется основной общеобразовательной программой "Школа-2100" и рядом парциальных программ.

Программное обеспечение платных дополнительных образовательных услуг представлено авторскими программами, данные программы проходят утверждение на городском Экспертном совете. Работа в логопункте строится на основе "Программы обучения и воспитания детей с фонематическим недоразвитием речи".

Медицинское обслуживание

Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется штатным и специально закрепленным органом здравоохранения медицинским персоналом.

В штате учреждения имеется должность старшей медсестры. За детским садом закреплен педиатр детской поликлиники. Все остальные медицинские услуги, оказываемые детям (если таковые востребованы родителями), являются платными. Платные медицинские услуги оказываются только при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности. Медицинский осмотр работников осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Статистика

За четыре года заработная плата воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тюменской области выросла в 2,5 раза до 10 403 руб. в месяц. Однако справедливости ради надо отметить: заработная плата повысилась не только в АНО, но и в бюджетных учреждениях Тюменской области. На 01.09.2007 в Тюменской области из 487 организаций, реализующих программы дошкольного образования, только 225 являлись автономными некоммерческими организациями (46% от общего числа). Отдельные статистические данные в части заработной платы воспитателей автономных некоммерческих организаций отсутствуют, однако предполагается, что динамика роста заработной платы педагогов в них на порядок выше.

Таблица 1

Динамика роста средней заработной платы воспитателей организаций, реализующих программы дошкольного образования по Тюменской области

Год                                          
 2005 
 2006 
 2007 
 2008 
Средняя заработная плата воспитателей, руб. в
месяц
 4 200
 6 164
 8 772
10 403

Таблица 2

Динамика стоимости дошкольной образовательной услуги в Тюменской области (руб. в год на одного ребенка)

Год                                          
 2005 
 2006 
 2007 
 2008 
Стоимость дошкольной образовательной услуги  
 1 800
 1 980
 2 440
 3 300

Таблица 3

Динамика расходов на содержание детей в детских садах Тюменской области (руб. в год на одного ребенка)

Год                                          
 2005 
 2006 
 2007 
 2008 
Расходы на содержание одного ребенка         
21 742
24 165
35 033
40 290

Рост заработной платы педагогов автономных некоммерческих организаций Тюменской области произошел не только за счет мер, принятых внутри организаций, связанных с самостоятельностью в установлении штатного расписания. Ежегодное повышение заработной платы обеспечивается за счет увеличения расходов на дошкольную образовательную услугу, которые финансирует областной бюджет. Стоимость дошкольной образовательной услуги в Тюменской области за последние четыре года выросла на 83,3%.

Увеличение заработной платы педагогов также связано со значительным расширением спектра дополнительных платных услуг, оказываемых детскими садами. В Тюменской области данный вид услуг оказывается 34 946 воспитанникам, что составляет 78,3% от всех воспитанников, получающих услуги дошкольного образования. Отличительная особенность предоставления услуг в автономных некоммерческих организациях: услуги оказываются либо персоналом детских садов, либо педагогами, должности которых раньше входили в штатное расписание детских садов (учителя-логопеды, педагоги-психологи).

Расходы областного бюджета на содержание одного ребенка в организациях, реализующих программы дошкольного образования, за последние четыре года выросли на 85,3%.

Положительные моменты и результаты

Организационно-правовая форма "автономное учреждение" предоставляет дошкольным образовательным учреждениям ряд следующих преимуществ по отношению к бюджетным учреждениям:

Данные преимущества позволяют автономному дошкольному образовательному учреждению:

  1. самостоятельно планировать свой бюджет;
  2. интенсивнее использовать имущество, предоставленное ему на праве оперативного управления;
  3. развивать практику контрактных отношений учреждения с органами государственной (муниципальной) власти.


Немаловажным является тот факт, что автономное учреждение имеет возможность "вернуться" в форму бюджетного учреждения без переоформления разрешительных документов.

Отрицательные моменты и риски

Вместе с тем необходимо отметить и отрицательные моменты, связанные с функционированием дошкольных образовательных учреждений в организационно-правовой форме "автономное учреждение":

  1. отсутствие четких параметров бюджетного финансирования.

Финансирование автономных учреждений осуществляется через финансовое обеспечение выполнения задания учредителя. А условия и порядок формирования задания учредителя в соответствии с Федеральным законом "Об автономных учреждениях" в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, определяются местной администрацией. Органы местного самоуправления, определяя задание учредителя, будут исходить из имеющихся в бюджете средств;

  1. ограниченные полномочия руководителя (исключение вопросов, отнесенных к компетенции не только учредителя, но и к компетенции наблюдательного совета).

К компетенции наблюдательного совета отнесен ряд вопросов, изложенных в Федеральном законе "Об автономных учреждениях" в 12 пунктах. По одним вопросам наблюдательный совет дает рекомендации, заключения. По представлению руководителя автономного учреждения утверждает проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансовой деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения. По ряду вопросов наблюдательный совет принимает решения, обязательные для руководителя автономного учреждения:

  1. возможные сложности взаимодействия с поставщиками из-за ограниченной имущественной ответственности и отсутствия субсидиарной ответственности учредителя.

В связи с тем что муниципалитет не несет субсидиарной ответственности за неблагоприятные последствия финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений, муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения вынуждены работать с мелкими поставщиками товаров, работ, услуг, что не лучшим образом влияет на их качество;

  1. большие требования к отчетности и публичности.

Согласно ч. 10 ст. 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" автономное учреждение ежегодно обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в определенных учредителем СМИ. Причем данные отчеты должны иметь аудиторское заключение об их достоверности. Это предполагает дополнительные расходы, существенные для бюджета дошкольных образовательных учреждений.

Так, по предварительным данным, стоимость аудиторского заключения по деятельности за 2008 г. каждого муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Тюмени составит в среднем 100 тыс. руб. На размещение данной отчетности в средствах массовой информации муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждениям г. Тюмени потребуется дополнительно около 100 тыс. руб. каждому;

  1. отсутствие юристов при большой самостоятельности в плане осуществления финансово-хозяйственной деятельности.


Существует опасение, что бюджетные учреждения будут переводиться в автономные без учета готовности к этому самих учреждений и интересов потребителей услуг. Если обратиться к Федеральному закону "Об автономных учреждениях", решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно приниматься Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо местной администрацией, но лишь по инициативе самого учреждения либо с его согласия. Более того, это решение будет приниматься лишь в том случае, если оно не повлечет за собой нарушения конституционных прав граждан (включая права на получение бесплатного образования). Кроме того, предложение о создании автономного учреждения должно содержать обоснование его создания с учетом возможных социально-экономических последствий, доступности для населения и качества выполняемых работ, оказываемых услуг. Казалось бы, в подобных условиях речь о бесконтрольности перевода существующих бюджетных учреждений в автономные учреждения без учета потребностей населения и состояния существующих учреждений идти не может, однако нельзя не принимать во внимание возможность использования "административного давления" по поводу получения согласия учреждения на перевод его в "автономное".

Для автономных дошкольных образовательных учреждений снимается много ограничений в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Однако это предполагает высокую компетентность руководителя и административного аппарата не только в экономической, но и в правовой области. Неготовность к управлению учреждением в таких условиях может породить массу нарушений в финансово-хозяйственной деятельности.

Как уже было обозначено, автономное учреждение сможет более активно зарабатывать денежные средства самостоятельно, в том числе посредством оказания платных дополнительных услуг. Однако в данном случае, прежде всего, необходимо учитывать платежеспособность населения. Тем более что расширять сферу дополнительных платных услуг правомочно и бюджетное учреждение, был бы спрос на данные услуги.

Таким образом, изменение механизма осуществления финансово-хозяйственной деятельности и переход бюджетного учреждения дошкольного образования в автономное дошкольное образовательное учреждение не являются условием повышения охвата услугами дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста.

Нормативное правовое сопровождение апробации муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения (автономное учреждение в муниципальном (государственном) дошкольном образовательном учреждении (тюменская модель)) - в рубрике "Нормативные акты и документы".