Мудрый Экономист

Источники внебюджетных средств высшего учебного заведения и контроль за их использованием

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2012, N 12

Сфера образования отнесена в нашей стране к национальным приоритетам. Несмотря на сложную ситуацию в экономике, государство оказывает поддержку системе высшего профессионального образования, в том числе в рамках комплексных целевых программ научного и инновационного развития. Успехи модернизации российского образования в значительной степени определяются объемами ее бюджетного и внебюджетного финансирования. Эти объемы по бюджетной компоненте зависят от социальной политики государства на различных уровнях управления, по внебюджетной компоненте - от платежеспособности населения и кадровой политики предприятий различных форм собственности.

В условиях недостаточного бюджетного финансирования вузам приходится самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, т.е. внебюджетные средства. С каждым годом перечень источников внебюджетного финансирования увеличивается.

Тактика привлечения образовательными учреждениями внебюджетных средств разнообразна. Учебные заведения, в особенности вузы, постоянно разрабатывают и внедряют в порядке эксперимента все новые формы мобилизации средств из внебюджетных источников с учетом действия механизмов рыночных отношений в российской экономике. В ситуации, когда бюджетное финансирование обеспечивает лишь поддержание образовательного учреждения на достигнутом уровне, все затраты по расширению и диверсификации учебной деятельности могут возмещаться только за счет внебюджетных инвестиций. Поэтому вопрос формирования и расходования внебюджетных средств является для вузов жизненно важным.

Для примера рассмотрим источники финансирования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева" (табл. 1).

Таблица 1

Источники финансирования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева"

---------------T--------------------T--------------------T---------------------¬
¦ ¦ 2009 г. ¦ 2010 г. ¦ 2011 г. ¦
¦ Источник +-----------T--------+-----------T--------+------------T--------+
¦финансирования¦ Объем, ¦Удельный¦ Объем, ¦Удельный¦ Объем, ¦Удельный¦
¦ ¦ тыс. руб. ¦ вес, % ¦ тыс. руб. ¦ вес, % ¦ тыс. руб. ¦ вес, % ¦
+--------------+-----------+--------+-----------+--------+------------+--------+
¦Объем средств ¦3 799 634,0¦ 100,00 ¦1 885 093,9¦ 100,00 ¦2 465 794,5 ¦ 100,00 ¦
¦учреждения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+-----------+--------+-----------+--------+------------+--------+
¦Бюджетные ¦2 906 857,7¦ 76,50 ¦1 332 628,9¦ 70,69 ¦1 657 402,0 ¦ 67,22 ¦
¦средства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+-----------+--------+-----------+--------+------------+--------+
¦Внебюджетные ¦ 892 776,3¦ 23,50 ¦ 552 465,0¦ 29,31 ¦ 808 392,5 ¦ 32,78 ¦
¦средства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+-----------+--------+-----------+--------+------------+--------+
¦Из них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средства: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организаций ¦ 236 621,0¦ 26,50 ¦ 203 732,1¦ 36,88 ¦ 549 928,3 ¦ 68,03 ¦
+--------------+-----------+--------+-----------+--------+------------+--------+
¦населения ¦ 647 487,3¦ 72,52 ¦ 347 049,4¦ 62,82 ¦ 256 928,2 ¦ 31,79 ¦
+--------------+-----------+--------+-----------+--------+------------+--------+
¦внебюджетных ¦ 8 668,0¦ 0,98 ¦ 1 683,5¦ 0,30 ¦ 1 536,00¦ 0,18 ¦
¦фондов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+-----------+--------+-----------+--------+------------+---------

Снижение показателя общего объема средств учреждения в 2011 г. по сравнению с 2009 г. связано с уменьшением количества обучаемых в вузе. Но можно заметить, что объем внебюджетного финансирования в общем объеме средств вуза постепенно увеличивается с 23,50% в 2009 г. до 32,78% в 2011 г.

Практически треть расходов учреждения финансируется за счет внебюджетных источников. Поскольку вуз является научно-исследовательским, имеет хорошую материальную базу, многие предприятия Республики Мордовия заключают с ним договор подряда на изобретение и внедрение передовых технологий в производство.

Получение дохода от данного вида деятельности для вуза является одним из приоритетных направлений, о чем свидетельствует ежегодное увеличение объема поступления внебюджетных средств от организаций. Удельный вес данного показателя с 2009 по 2011 г. возрос с 26,50 до 68,03%. Отсюда следует, что у вуза есть потенциал привлечения внебюджетных источников.

В настоящее время вузы страны осуществляют разнообразные виды деятельности, которые обеспечивают поступление дополнительных финансовых средств. Анализ внебюджетной деятельности вузов показывает большое разнообразие не только ее видов, но и способов, подходов, методик, нормативного оформления, применяемых в этой сфере. Широко распространены следующие виды основной деятельности, приносящие внебюджетный доход вузам:

  1. образовательные услуги:
  1. научная (научно-техническая) деятельность:
  1. деятельность по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса:

В таблице 2 представлена структура внебюджетных средств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева" в 2011 г. (табл. 2).

Таблица 2

Структура внебюджетных средств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева" в 2011 г.

                     Вид деятельности                    
Удельный вес, %
Основная деятельность                                    
       29      
Научная деятельность                                     
       68      
Деятельность по обеспечению образовательного             
и научно-исследовательского процесса
        3      
Итого                                                    
      100      

Из анализа табл. 2 следует, что основной удельный вес в доходах, полученных от внебюджетных средств, принадлежит научной деятельности.

В настоящее время в России происходит децентрализация бюджетного процесса, которая в значительной мере меняет и механизм финансирования системы образования, поскольку расширяются права субъектов РФ и органов местного самоуправления в определении порядка и объемов финансирования высших учебных заведений, но при этом возрастает их ответственность за своевременное и достаточное финансирование.

Разнообразие источников дополнительного дохода вуза обостряет проблемы в механизмах управления финансовой деятельностью высшего учебного заведения, особенно при учете и контроле внебюджетной деятельности. Управление финансовыми ресурсами вуза должно обеспечивать информацией его руководство о необходимых финансовых ресурсах за определенный момент времени (месяц, квартал, год), а также способствовать рациональному использованию планируемых средств для обеспечения его деятельности.

В частности, в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева" в управлении бухгалтерского учета и финансового контроля выделено отдельное структурное подразделение, в компетенцию которого входит учет и контроль за внебюджетной деятельностью, распределение доходов от внебюджетной деятельности по их источникам, а также между институтами и факультетами. Это подразделение осуществляет контроль за расходованием средств от внебюджетной деятельности. Налаженный контроль за внебюджетными средствами позволяет руководству вуза, его управлениям и службам иметь анализ их расходования и эффективности принимаемых решений.

Известно, что использование внебюджетных средств не всегда эффективно. Основными факторами (научный потенциал, внутренняя нормативная база, наличие лицензии и ее параметры, аккредитации, сертификации и т.д., расположение региона, оборудование и др.), определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности вуза, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности - учебной, научной, обеспечивающей и иной.

В этих условиях руководству вуза очень важна оперативная информация по всем видам внебюджетной деятельности, так как внебюджетные средства вуза имеют значительный удельный вес в финансировании, например, капитального строительства, приобретения современного оборудования и оргтехники, внедрения передовых технологий обучения в образовательный процесс. Финансирование данных направлений расходования средств прямым образом влияет на повышение качества подготовки специалистов и конкурентоспособности вуза, рост его потенциала и формирование положительного имиджа. В этой связи, по мнению автора, целесообразно прежде всего интегрирование денежных средств, установление и закрепление руководством вуза основных приоритетов развития, определение источников финансирования и методов контроля за выполнением поставленных задач <1>.

<1> Беляков С.А., Беляков Н.С., Клячко Т.Л. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов / Под ред. С.А. Белякова. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 194.

Данная информация, предопределяющая обоснованные и всесторонне взвешенные решения, должна формироваться в учетной системе в соответствии с целевыми задачами развития вуза на перспективу. Значимость такой информации, ее анализ, использование для целей планирования и прогнозирования настолько существенны, что стали предпосылкой появления специфического вида учета, который в практике учетной деятельности получил название "управленческий учет".

Он представляет собой процесс измерения разных сторон деятельности, включая специфические виды деятельности, финансируемые за счет внебюджетных средств. Поскольку бюджетные учреждения, предоставляющие образовательные услуги, являются равноправными субъектами рынка, то рыночные принципы хозяйствования во многом определяют стратегию их развития.

В связи с этим образовательная услуга высшего образовательного учреждения рассматривается как товар, имеющий свою потребительную стоимость и стоимость, определяемую на рынке образовательных услуг в соотношении со спросом и предложением, регулируемым государством по действующим нормативам. Цена на образовательную услугу определяется обычно не на основании материальных и трудовых издержек на ее создание, а в соответствии с экономическими возможностями общества и приоритетами его развития. Основная причина этого - недостаточно развитые рыночные отношения в сфере образования. Данное теоретическое положение является ключевым при исследовании системы финансового обеспечения высшего учебного заведения.

Все это, безусловно, требует разработки методов контроля со стороны руководства вуза, адекватных рыночной конъюнктуре, сложившейся в конкретном регионе.

Из-за ограниченности государственного финансирования сферы образования остро встают проблемы, связанные с рационализацией распределения средств вуза и созданием условий для привлечения им дополнительных источников финансовых ресурсов. Решение этих проблем определяется в первую очередь действующей системой финансирования образования, т.е. принятым и реализуемым порядком распределения финансовых ресурсов, их прохождением, механизмами привлечения внебюджетных средств и другими факторами.

Улучшить эффективность управления вузом можно путем регулярного мониторинга учебного процесса и функционирования всех его подразделений. Для этого до каждого подразделения доводится система показателей, отражающих текущее состояние всех сторон его деятельности, значения которых периодически поступают в соответствующие управляющие структуры вуза.

Управляемость вузами, в свою очередь, достигается путем решения возникающих проблем на всех уровнях иерархии управления с различным уровнем общности и детализации проводимых управленческих мероприятий.

Оперативность управленческих решений может достигаться за счет четкого перераспределения различных управленческих функций между функциональными подразделениями организационной системы вуза.

Бюджетное финансирование требует от управления бюджетными образовательными учреждениями усилий по освоению и рациональному использованию выделенных средств. В то же время наращивание или обновление ресурсов за счет инвестирования доходов от внебюджетной деятельности связано с определенным риском. Этот риск снижается, если управленцы будут располагать информацией, формируемой бухгалтерской службой и отражающей источники финансирования и результативность затрат. Достаточная информационная обеспеченность управления является залогом эффективного функционирования образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.

Задачи дальнейшего развития российских вузов не могут быть решены в рамках действующего дотационно-бюджетного механизма их финансирования, поскольку в современных условиях возрастает роль внебюджетных источников финансирования. Одним из путей получения вузом внебюджетных средств являются инвестиции учредителей и заказчиков на подготовку кадров, а также помощь региональных властей. Учредительство вузов допускается с участием отечественных, иностранных физических и юридических лиц всех форм собственности. Поэтому важным фактором получения вузом внебюджетных средств является также включение в число учредителей, которые заказывают подготовку специалистов с высшим образованием, финансово-промышленных групп и крупных предприятий.

Список литературы

  1. Беляков С.А., Беляков Н.С., Клячко Т.Л. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов / Под ред. С.А. Белякова. М.: МАКС Пресс, 2008.
  2. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. Финансы: Учеб. для вузов. М.: Перспектива, Юрайт, 2000.
  3. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учеб. для вузов. М.: ГУ - ВШЭ, 2000.

Д.Н.Логинкин

Аспирант

кафедры экономического анализа и учета

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Мордовский государственный университет

имени Н.П.Огарева"