Мудрый Экономист

Страховые организации: урегулирование споров и признание расходов

"Аудиторские ведомости", 2011, N 2

Рассматривается нормативная база, на основе которой осуществляется урегулирование споров в страховании в 2011 г. Разъясняются особенности учета расходов, возникающих при решении споров.

В ходе аудиторской проверки проверяется порядок признания судебных расходов. В 2011 г. соответствующий порядок претерпел ряд изменений.

Финансовый кризис последних лет внес свои изменения в процесс решения споров у страховщиков при осуществлении страховых операций.

Так, приобретение жилья через механизмы ипотеки, потребительские кредиты на приобретение автомобиля и т.п. привели к возникновению новых видов страхования в России (например, титульное страхование) и изменениям процесса страхования. Сокращение поступлений страховых премий вынудило многие страховые организации применять суброгацию (переходят к страховщику права страхователя на возмещение ущерба третьей стороной). При этом стали происходить задержки выплат по суброгации, занижения их сумм или вообще прекращение платежей.

Значительная часть жалоб при осуществлении ОСАГО связана со спорами о полноте выплаченных страховыми организациями возмещений из-за отсутствия нормативных документов, в которых четко определялся бы размер возмещений. Если раньше страховщики судились со своими клиентами, то теперь судятся с агентами, брокерами, с другими страховщиками и партнерами. Посыпались взаимные жалобы в органы страхового надзора и Минфина России, появились списки злостных неплательщиков и тысячи исков. Начиная с 2009 г. арбитражные суды начали захлебываться от поданных исков по операциям страхования.

Способы решения споров

Способы решения споров страховыми организациями начиная с 2011 г. представлены на рис. 1.

Способы решения споров страховыми организациями

                                ---------------------------¬
¦ Способы решения споров ¦
------------+ страховыми организациями +-----¬
¦ L---------------T----------- ¦
¦ ¦ ¦
¦/ ¦/ ¦/
----------------¬ ---------------¬-----------------¬
¦ Суд ¦ ¦Третейский су䦦 Медиация ¦
L--T-----------T- L-------T-------L--------T--------
¦ ¦ ¦ ¦
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
--------------------¬ --------------¬ ---------------¬-----------------¬
¦ Арбитражный суд ¦ ¦ Суд ¦ ¦ Между ¦¦ С организациями¦
L---------T---------- L------T------- ¦ страховщикам覦по операциям, не¦
¦ ¦ ¦ по операциям ¦¦ связанным со ¦
¦ ¦/ ¦ страхования ¦¦ страхованием ¦
¦/ ----------------¬L---------------L-----------------
----------------------¬ ¦ С физическими ¦
¦ С организациями или ¦ ¦ лицами ¦
¦налоговыми органами и¦ L----------------
¦ др. ведомствами ¦
L----------------------

Рисунок 1

Нормативная база, на основании которой осуществляется деятельность в различных судах, представлена в табл. 1.

Таблица 1

Регулирование деятельности судов

    Суды общей    
юрисдикции и
арбитражные суды
   Третейский суд  
      Медиация     
Основной       
законодательный
акт
Федеральный       
Конституционный
закон от
28.04.1995 N 1-ФКЗ
"Об арбитражных
судах Российской
Федерации"
Федеральный        
закон от 24.07.2002
N 102-ФЗ "О
третейских судах
в Российской
Федерации"
Федеральный закон
от 27.07.2010
N 193-ФЗ "Об
альтернативной
процедуре
урегулирования
споров с участием
посредника
(процедуре
медиации)"
Порядок        
образования
Статья 17 Закона  
N 1-ФКЗ
Статья 3 Закона    
N 102-ФЗ
Статьи 15 - 18
Закона N 193-ФЗ
Требования к   
судьям
Статья 3 Закона   
Российской
Федерации от
26.06.1992
N 3132-1 "О
статусе судей в
Российской
Федерации" (в ред.
Федерального
закона
от 28.12.2010
N 404-ФЗ)
Статья 8 Закона    
N 102-ФЗ
Статья 15 Закона   
N 193-ФЗ
Количество     
судей
Статья 41 Закона  
N 1-ФКЗ
Если стороны не    
договорились об
ином, то для
разрешения
конкретного
спора избираются
(назначаются) три
третейских судьи
(ст. 9 Закона
N 102-ФЗ)
Для проведения     
процедуры медиации
стороны по
взаимному согласию
выбирают одного или
нескольких
медиаторов
(ст. 9 Закона
N 193-ФЗ)
Передача спора 
на рассмотрение
Налогоплательщикам
(плательщикам
сборов)
гарантируется
административная и
судебная защита их
прав и законных
интересов п. 1
ст. 22 НК РФ)
Спор может быть    
передан на
разрешение
третейского суда
при наличии
заключенного
между сторонами
третейского
соглашения (ст. 5
Закона N 102-ФЗ)
Применение         
процедуры медиации
осуществляется
на основании
соглашения сторон,
в том числе на
основании
соглашения о
применении
процедуры медиации.
Ссылка в договоре
на документ,
содержащий условия
урегулирования
спора при
содействии
медиатора,
признается
медиативной
оговоркой при
условии, что
договор заключен в
письменной
форме (ст. 7 Закона
N 193-ФЗ)
Принципы       
деятельности
суда
Законности,       
независимости
судей, равенства
организаций и
граждан перед
законом и судом,
состязательности
и равноправия
сторон, гласности
разбирательства
дел (ст. 6 Закона
N 1-ФКЗ)
Законности,        
конфиденциальности,
независимости и
беспристрастности
третейских судей,
диспозитивности,
состязательности и
равноправия сторон
(ст. 18 Закона
N 102-ФЗ)
Добровольности,    
конфиденциальности,
сотрудничества и
равноправия сторон,
беспристрастности и
независимости
медиатора (ст. 3
Закона N 193-ФЗ)
Место суда     
Территориальное   
закрепление
Статья 20 Закона   
N 102-ФЗ
Законодательно не  
определено
Сроки          
проведения
процедуры
Законодательно не 
ограничены
Законодательно не  
ограничены
60 дней (ст. 13
Закона N 193-ФЗ)
Соглашение     
Отсутствует       
Статья 7 Закона    
N 102-ФЗ
Статья 8 Закона    
N 193-ФЗ
Исковое        
заявление
Подпункт 14 п. 1
ст. 31 НК РФ
Статья 23 Закона   
N 102-ФЗ
Предмет спора      
изложен в
соглашении о
проведении
процедуры медиации
Результат      
Решение           
Решение (гл. V
Закона N 102-ФЗ)
Медиативное        
соглашение
(ст. 12 Закона
N 193-ФЗ)

Суды общей юрисдикции и арбитражные

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):

Статьей 40 НК РФ установлено, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ. При этом суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 ст. 40 НК РФ, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке производится:

Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента осуществляется за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, производится на основании ст. 46 НК РФ, которой предусмотрено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 231-ФЗ), с учетом особенностей, указанных ст. 47 НК РФ.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента), принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом - исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица осуществляется за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо) (ст. 48 НК РФ). В случае неисполнения таким налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.

Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 1500 руб., за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ.

Копия заявления о взыскании не позднее одного дня с даты его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов при реорганизации страховой организации, которая не уплатила налоги, осуществляется в соответствии со ст. 50 НК РФ, п. 7 которой установлено, что если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст. 101 АПК РФ). Согласно ст. 106 АПК РФ к указанным судебным издержкам относятся:

Судебными издержками не являются:

Положения ст. ст. 8, 333.16 и пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов, включая водительские удостоверения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2007 N 326-О-П).

Физические лица и организации признаются плательщиками госпошлины, если они:

Размер госпошлины зависит от характера иска (имущественный или неимущественный) и его цены. Ставки госпошлины по делам, которые рассматриваются в судах различной юрисдикции, определены гл. 25.3 НК РФ.

Цену иска определяет истец, а в случае неправильного ее указания - арбитражный суд. В данную цену включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты (пп. 2 п. 1 ст. 333.22 НК РФ). Если истец увеличит размер выдвинутых изначально исковых требований, то недостающая сумма госпошлины доплачивается в соответствии с возросшей ценой иска. Однако истец может и уменьшить размер исковых требований. Тогда сумма излишне уплаченной госпошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ. Аналогично определяется размер госпошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выходит за пределы требований, заявленных истцом (пп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

Сумму госпошлины, уплаченную организацией при обращении с исковым заявлением в арбитражный суд, можно учесть в составе внереализационных расходов (пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ). Согласно ст. 13 НК РФ госпошлина отнесена к федеральным сборам. В соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных расходов в виде сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления. Сумма начисленного федерального сбора учитывается в налоговом учете единовременно в момент подачи искового заявления в суд. При возврате или зачете госпошлины у организации возникает внереализационный доход (см. Письмо Минфина России от 22.12.2008 N 03-03-06/2/176).

Остальные судебные издержки страховщика учитываются как внереализационные расходы в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ, если они документально подтверждены, осуществлены на момент рассмотрения спора и являются экономически оправданными. В этом случае датой включения указанных судебных издержек в состав внереализационных расходов является день предъявления акта об оказанных услугах юриста согласно условиям заключенного с ним договора независимо от того, когда свое решение вынесет суд (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Наличие в штате юриста не является препятствием для привлечения страховой организацией к участию в рассмотрении арбитражного спора другого юриста, который более компетентен в спорном вопросе и может эффективнее представлять ее интересы (см. Постановления ФАС Московского округа от 10.03.2009 N КА-А40/1238-09, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2009 N А56-17155/2008).

Привлекая экспертов и свидетелей, страховая организация должна перечислить деньги для оплаты их услуг на депозитный счет арбитражного суда. Статья 109 АПК РФ определяет, что денежные суммы, причитающиеся экспертам и свидетелям, выплачиваются после выполнения ими своих обязанностей. А значит, учесть указанные суммы в качестве внереализационных расходов можно лишь после того, как эксперт представит заключение, а свидетель даст показания. Таким образом, момент признания этих расходов не зависит от метода, который применяет страховая организация в налоговом учете (начисления или кассовый).

Обеспечить участие переводчика в установленных законом случаях должен суд. Лица, участвующие в деле, вправе лишь предлагать арбитражному суду кандидатуры переводчика (п. 2 ст. 57 АПК РФ). Согласно п. 3 ст. 109 АПК РФ оплата услуг переводчика, привлеченного арбитражным судом к участию в процессе, а также выплата ему суточных и возмещение расходов в связи с явкой в суд производятся из федерального бюджета.

Сторона, которая выиграла спор, может возместить свои судебные расходы за счет проигравшей стороны (ст. 110 АПК РФ). Если суд удовлетворил иск частично, то судебные расходы будут разделены между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных требований в соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ.

Чтобы возместить расходы за счет проигравшей стороны, страховой организации достаточно отразить это в исковом заявлении или подать отдельный иск с точной суммой затрат. Сделать это можно сразу после того, как выиграно дело.

Если страховая организация по каким-либо причинам не заявила требования о возмещении судебных издержек, то компенсировать их в порядке возмещения вреда в соответствии со ст. 1069 ГК РФ будет невозможно (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.2003 N 10734/03).

Страховая организация, учитывающая доходы и расходы по методу начисления, учитывает указанные суммы в составе внереализационных доходов на дату, когда судебное решение вступило в законную силу (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Третейский суд

Согласно ст. 3 Закона N 102-ФЗ в Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях.

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация:

В соответствии со ст. 5 Закона N 102-ФЗ спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Такое соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Пунктом 1 ст. 7 Закона N 102-ФЗ указано, что третейское соглашение заключается в письменной форме. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

При несоблюдении правил, предусмотренных п. 1 ст. 7 Закона N 102-ФЗ, третейское соглашение является незаключенным.

Согласно ст. 8 Закона N 102-ФЗ требования, предъявляемые к третейскому судье, в частности, третейским судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью.

В третейском суде для разрешения конкретного спора стороны могут по своему усмотрению договориться о месте третейского разбирательства. Если стороны не договорились об ином, то место третейского разбирательства определяется третейским судом для разрешения конкретного спора с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон. В постоянно действующем третейском суде место третейского разбирательства определяется в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда. Если в правилах постоянно действующего третейского суда нет указания на место третейского разбирательства либо порядок его определения, то место третейского разбирательства определяется составом третейского суда с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.

Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в третейский суд (ст. 23 Закона N 102-ФЗ). Копия искового заявления передается ответчику.

В исковом заявлении должны быть указаны:

Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем. В случае если исковое заявление подписано представителем истца, к исковому заявлению должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Согласно ст. 24 Закона N 102-ФЗ ответчик вправе предъявить истцу встречный иск при условии, что существует взаимная связь встречного требования с требованиями истца, а также если встречный иск может быть рассмотрен третейским судом в соответствии с третейским соглашением. Встречный иск может быть предъявлен в ходе третейского разбирательства до принятия решения третейским судом, если сторонами не согласован иной срок для предъявления встречного иска. Истец вправе представить возражения против встречного иска в порядке и сроки, которые предусмотрены правилами третейского разбирательства. Если стороны не договорились об ином, то ответчик вправе в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации потребовать зачета встречного требования с соблюдением указанных требований.

Российский союз автостраховщиков (РСА) в декабре 2010 г. принял решение об образовании третейского суда при Союзе. Кроме того, были утверждены положение о третейском суде, список судей и порядок формирования такого списка, а также другие документы, необходимые для начала деятельности третейского суда. С 1 января 2011 г. на рассмотрение в третейский суд при РСА передают споры между РСА и его членами по компенсационным выплатам, осуществляемым Союзом по требованиям его членов, в том числе по неосновательному обогащению в связи с повторными компенсационными выплатами по одному и тому же страховому случаю; споры между членами союза по договорам об исполнении функций представителей компаний в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 102-ФЗ расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, включают:

Если правилами постоянно действующего третейского суда не определено, что стороны несут расходы, указанные в п. 1 ст. 15 Закона N 102-ФЗ, то такие расходы включаются в состав расходов постоянно действующего третейского суда (третейский сбор).

Размер гонорара третейских судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств.

Понятие третейского сбора, взимаемого при обращении в суды, созданные в соответствии с Законом N 102-ФЗ, не включается в понятие судебных расходов и арбитражного сбора (ст. 101 АПК РФ). Согласно п. п. 1, 2 ст. 15 Закона N 102-ФЗ сумма третейского сбора, взимаемого при принятии третейским судом спора к рассмотрению, предназначена для покрытия расходов третейского суда и не подлежит уплате в бюджет. Таким образом, сумма уплаченного третейского сбора для целей налогообложения прибыли не может признаваться в качестве судебных расходов. Но это не означает, что сумма уплаченного организацией третейского сбора должна быть исключена из состава расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Расходы на уплату третейских сборов могут быть учтены в составе внереализационных расходов по пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ как "другие обоснованные расходы". Поэтому налогоплательщик, реализуя свое право на защиту и уплачивая при обращении в третейский суд третейский сбор, несет обоснованные расходы, которые могут быть учтены при формировании налоговой базы в полном объеме.

Суммы третейских сборов признаются расходами организации в том периоде, в котором были понесены организацией расходы по их оплате. В случае возмещения (возврата) третейского сбора на основании решения третейского суда стороне, в пользу которой состоялось данное решение, сумма третейского сбора подлежит отражению в налоговом учете в качестве дохода.

Если страховой организации полагаются какие-либо суммы по решению третейского или международного арбитражного суда, то она может не включать их в доход до фактического получения денежных средств. Присужденные суммы признаются доходом на дату признания должником названных сумм либо на дату вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Однако понятие "решение суда, вступившее в законную силу" не распространяется на решения третейского суда и международного коммерческого арбитража.

Принудительное взыскание по решению третейского или международного арбитражного суда возможно только после обращения в компетентный российский суд (п. 1 ст. 45 Закона N 102-ФЗ, п. 1 ст. 35 Закона Российской Федерации от 07.07.1993 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже"). Пока одна из сторон не обратилась за таким принудительным взысканием или должник не признал долг, организация, в пользу которой вынесено решение, не должна признавать спорные суммы в составе внереализационных доходов (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 03.04.2007 N 14715/06, ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2008 N А42-8640/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.06.2007 N А33-17173/05-Ф02-1276/07).

Процедура медиации

Федеральным законом от 27.07.2010 N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" внесены новые нормы, устанавливающие возможность и порядок обращения сторонами по рассматриваемому делу в целях урегулирования спора к посреднику-медиатору. Также в ГК РФ внесены изменения, в соответствии с которым заключение сторонами соглашения о проведении процедуры медиации определено одним из оснований приостановления течения срока исковой давности.

Законом N 193-ФЗ установлено, что медиатор - независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является проведение процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных данным Законом действий.

Принципиальная схема работы медиаторов представлена на рис. 2.

Схема работы медиаторов

                --------------¬/L---------------------¬
¦ Сторона 1 ¦ Спор ¦ Сторона 2 ¦
L---------------------¬/L--------------
-----------------------¬ -----------------¬
¦О порядке спора. ¦ ¦ Организация, ¦
¦О медиаторе. ¦ ¦ обеспечивающая ¦ -----------¬
¦О порядке процедуры. ¦ ¦ процедуру ¦<----+На платной¦
¦Об участии в расходах.¦ ¦ медиации ¦ ¦ основе ¦
¦О сроках процедуры ¦ L------¬ -------- L-----------
L---------------T------- -- L-
L------¬ / -----------------------¬
¦ / ¦О сторонах. ¦
¦ / ¦О предмете спора. ¦
---------------------¬ ¦ ---------------------¬ ¦О проведенной ¦
¦На профессиональной ¦ L->¦Процедура медиации. ¦ ¦процедуре. ¦
¦и непрофессиональной¦ ¦Соглашение о ¦ ¦О медиаторе. ¦
¦основе +--->¦проведении медиации.¦<--+Согласованные ¦
L--------------------- ¦Выбор медиатора. ¦ ¦сторонами ¦
¦Медиативное ¦ ¦обязательства, условия¦
¦соглашение ¦ ¦и сроки их выполнения ¦
L--------------------- L-----------------------

Рисунок 2

С помощью медиатора можно урегулировать споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также возникающие из трудовых и семейных правоотношений. При этом процедура медиации не может применяться к коллективным трудовым спорам, а также к спорам, возникающим из гражданских, трудовых и семейных правоотношений, если такие споры затрагивают права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы. Процедура медиации может применяться в процессе рассмотрения дела в суде или третейском суде и в случае принятия сторонами решения о применении процедуры медиации рассмотрение дела в суде или третейском суде откладывается.

Достигнутое в результате процедуры медиации "медиативное соглашение" представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. Медиативное соглашение, достигнутое после передачи спора в суд или третейский суд, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения.

Деятельность медиатора осуществляется как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Организацию проведения процедуры медиации могут осуществлять юридические лица, для которых такая деятельность должна быть одной из основных.

Деятельность медиатора не является предпринимательской. Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Медиатор не вправе:

Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.

В соответствии со ст. 18 Закона N 193-ФЗ саморегулируемые организации медиаторов создаются в форме ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств. Саморегулируемые организации медиаторов разрабатывают и устанавливают стандарты и правила профессиональной деятельности медиаторов, а также порядок осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Саморегулируемая организация медиаторов не может являться членом другой саморегулируемой организации медиаторов.

Медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе, и организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут быть членами только одной саморегулируемой организации медиаторов.

Расходы на уплату расходов медиаторов могут быть учтены в составе внереализационных расходов по пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ в качестве других обоснованных расходов.

М.В.Романова

Д. э. н.,

советник

государственной гражданской

службы Российской Федерации

2 класса