Мудрый Экономист

Отдельные аспекты составления плана финансово-хозяйственной деятельности ау

"Руководитель автономного учреждения", 2012, N 6

Понятие "план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения" появилось осенью 2006 г. одновременно с принятием федерального законодательства об АУ. Однако долгое время на федеральном уровне не было никаких подзаконных актов, разъясняющих особенности формирования такого плана. Сегодня необходимые документы существуют. В настоящей статье автор рассматривает и комментирует некоторые аспекты действующих правил составления плана финансово-хозяйственной деятельности АУ.

Тот факт, что с 2006 по 2010 г. в федеральном законодательстве не содержалось никаких нормативно закрепленных пояснений относительно порядка составления плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД), вызывал много затруднений у автономных учреждений. Они составляли планы "кто во что горазд", если вообще составляли. После принятия известного Закона N 83-ФЗ <1>, который распространил требование о наличии плана ФХД на любые государственные и муниципальные учреждения <2>, такие пояснения появились в подзаконных федеральных нормативных правовых актах. В частности, Минфин издал Приказ от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения" (далее - Требования N 81н). При этом порядок составления и утверждения плана в соответствии с указанными Требованиями должен определяться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения <3>.

<1> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
<2> Пункт 6 ч. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях).
<3> См. сноску 2.

Составитель плана

План составляется самим автономным учреждением, а также (при наличии) его обособленным структурным подразделением без прав юридического лица, если оно осуществляет полномочия по ведению бухгалтерского учета.

Период планирования

План составляется на финансовый год в случае, если территориальный бюджет утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если территориальный бюджет утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Форма и содержание плана

Конкретную форму плана утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, но в соответствии с Требованиями N 81н она должна состоять из трех частей - заголовочной, содержательной и оформляющей.

Заголовочная часть

К первой части относятся:

  1. Гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись (и ее расшифровку) лица, уполномоченного утверждать план, и дату утверждения. В соответствии с федеральным законодательством об автономных учреждениях утверждение проекта плана ФХД относится к компетенции руководителя учреждения <4>. Следовательно, он и должен быть в данном случае таким уполномоченным лицом.
<4> Пункт 6 ч. 1 ст. 11 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
  1. Наименование документа.
  2. Дата составления документа. В Требованиях N 81н не содержится прямых указаний на то, когда именно должен составляться план ФХД. Однако с учетом того, что план соотносится с бюджетным процессом, делать это необходимо на этапе формирования проекта территориального бюджета, а на практике - после того, как до учреждения будут доведены примерные лимиты бюджетного финансирования на следующий год (и плановый период). Такая позиция находит непосредственное отражение в некоторых ведомственных порядках составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности <5>.
<5> См., например, п. 3 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 30.08.2010 N 422.
  1. Наименование учреждения.
  2. Наименование подразделения (в случае составления им плана).
  3. Наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения.
  4. Дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (адрес фактического местонахождения, ИНН и КПП учреждения).
  5. Финансовый год (финансовый год и плановый период), на который представлены содержащиеся в документе сведения.
  6. Наименования единиц измерения показателей, включаемых в план ФХД, и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) и (или) Общероссийскому классификатору валют (ОКВ). Такими единицами в плане, как правило, будут выступать денежные единицы - российские рубли.

Содержательная часть

Вторая часть состоит из текстового (описательного) и табличного разделов. В текстовом разделе указываются:

  1. Цели деятельности учреждения (подразделения) в соответствии с федеральными законами, иными нормативными (муниципальными) правовыми актами и уставом учреждения (положением о подразделении). Содержание этой позиции фактически просто переписывается из устава.
  2. Виды деятельности учреждения (или его подразделения), относящиеся к основным в соответствии с уставом АУ (положением о подразделении). Как и в предыдущей позиции, содержание здесь копируется из устава.
  3. Перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом (положением подразделения) к основным видам деятельности учреждения (подразделения), предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату. Если АУ не оказывает платных услуг и не выполняет платных работ (а такая ситуация может иметь место), данная позиция пропускается.
  4. Общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана ФХД (в разрезе стоимости имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением (подразделением) за счет выделенных собственником имущества средств; приобретенного учреждением (подразделением) за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности).
  5. Общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества.
  6. Иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. На практике встречаются случаи, когда приводятся сведения об имуществе учреждения, переданном в аренду сторонним организациям, арендуемом самим учреждением и т.д. <6>.
<6> См., например, п. 5 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 27.08.2010 N 765н.

Табличный раздел включает в себя:

  1. Показатели финансового состояния учреждения (подразделения) (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана ФХД) в следующем разрезе:
             Наименование показателя            
     Сумма, тыс. руб.
 Нефинансовые активы, всего:                    
 Из них:                                        
недвижимое имущество, всего:
 В том числе:                                   
остаточная стоимость
 Особо ценное движимое имущество, всего:        
 В том числе:                                   
остаточная стоимость
 Финансовые активы, всего:                      
 Из них:                                        
дебиторская задолженность по доходам
 Дебиторская задолженность по расходам          
 Обязательства, всего:                          
 Из них:                                        
просроченная кредиторская задолженность
  1. Плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) в следующем разрезе:
         Наименование показателя        
Всего
        В том числе
  По лицевым  
счетам,
открытым в
органах,
осуществляющих
ведение
лицевых счетов
учреждений
 По счетам,
открытым в
кредитных
организациях
 Остаток средств, планируемый на начало 
планируемого года
 Поступления, всего:                    
в том числе:
 субсидия на выполнение государственного
(муниципального) задания
 целевые субсидии (на цели, не связанные
с выполнением государственного
(муниципального) задания)
 бюджетные инвестиции                   
 поступления от оказания учреждением    
(подразделением) услуг (выполнения
работ), относящихся в соответствии с
уставом учреждения (положением
подразделения) к его основным видам
деятельности, предоставление которых
для физических и юридических лиц
осуществляется на платной основе, а
также поступления от иной приносящей
доход деятельности
 поступления от реализации ценных бумаг 
 суммы публичных обязательств перед     
физическими лицами в денежной форме,
полномочия по исполнению которых от
имени органа государственной власти
(государственного органа), органа
местного самоуправления планируется
передать в установленном порядке
учреждению
 Выплаты, всего:                        
в том числе:
 оплата труда и начисления на выплаты по
оплате труда
 услуги связи                           
 транспортные услуги                    
 коммунальные услуги                    
 арендная плата за пользование          
имуществом
 услуги по содержанию имущества         
 прочие услуги                          
 пособия по социальной помощи населению 
 приобретение основных средств          
 приобретение нематериальных активов    
 приобретение материальных запасов      
 приобретение ценных бумаг              
 прочие расходы                         
 иные выплаты, не запрещенные           
законодательством РФ
 Остаток средств, планируемый на конец  
планируемого года

Отметим, что форма таблицы предусматривает варианты прохождения финансовых средств как через лицевые счета, открытые в Федеральном казначействе, так и через расчетные счета в банке. У автономного учреждения может быть и тот и другой вариант - в данном вопросе фактически все зависит от позиции учредителя, поскольку, за кем здесь последнее слово (за самим учреждением или учредителем), в федеральном законодательстве четко не определено. Однако в соответствии с этим же законодательством определенные виды бюджетного финансирования могут проходить исключительно через казначейские лицевые счета АУ - в частности, бюджетные инвестиции и средства обязательного медицинского страхования (ч. 3.6 и 3.8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). Поэтому, если АУ получает такие виды финансирования, работы через Казначейство в любом случае не избежать.

Если автономному учреждению выделяются целевые субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, оно обязано составлять и представлять учредителю так называемые сведения об операциях с целевыми субсидиями по образцу (Приложение к Требованиям N 81н). Данная форма не является частью плана ФХД, а выступает в роли отдельного отчетного документа.

В п. 14 Требований N 81н говорится, что объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых являются поступления от оказания учреждениями (подразделениями) услуг (выполнения работ), относящихся к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, формируются учреждением (подразделением) в соответствии с порядком определения платы, установленным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Однако обратим внимание на то, что в федеральном законодательстве речь об установлении учредителем порядка определения размера платных услуг идет только в отношении бюджетных учреждений <7>, а в отношении АУ такого указания нет.

<7> Часть 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях.

Вместе с тем следует помнить, что, если учреждение является муниципальным, в соответствии с федеральным законодательством о местном самоуправлении тарифы на его услуги (не порядок, а сами тарифы) устанавливает орган местного самоуправления <8>. Если же учреждение государственное, органы государственной власти имеют право устанавливать тарифы на его платные услуги только в том случае, если по данным услугам осуществляется госрегулирование цен (тарифов) или требуется либо допускается введение госрегулирования тарифов <9>. Например, к этой категории относятся социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями.

<8> Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
<9> Исчерпывающий перечень этих услуг определен Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)".

Кроме того, п. 15 Требований N 81н гласит: орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе установить для учреждения формирование плановых поступлений и соответствующих им плановых выплат, в частности в разрезе видов услуг (работ). Фактически речь здесь идет о том, что учредитель по своему усмотрению может "спустить" учреждению план по внебюджетным доходам, хотя в федеральном законодательстве об автономных учреждениях такой компетенции учредителя нет (ст. 9 Закона N 174-ФЗ). Также не до конца понятно, как учредитель может формально "установить" эти показатели в плане ФХД. Ведь он составляется самим автономным учреждением, а утверждается не учредителем (в отличие от бюджетного учреждения), а руководителем АУ по итогам рассмотрения проекта плана ФХД наблюдательным советом учреждения (п. 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 11, ч. 2 ст. 13 Закона N 174-ФЗ).

Оформляющая часть

В третьей части плана ФХД должны стоять подписи должностных лиц, ответственных за содержащиеся в плане данные, - руководителя учреждения (подразделения), руководителя финансово-экономической службы учреждения (подразделения) или иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа. Если в учреждении нет отдельной финансово-экономической службы или соответствующей должности сотрудника, достаточно подписи руководителя учреждения.

Отражение хозяйственной деятельности в плане

Как видно из рассматриваемых требований, план финансово-хозяйственной деятельности - достаточно серьезный документ, отражающий то, каким образом будет функционировать автономное учреждение в плановом периоде. Однако недостаток требований заключается в следующем: по сути, они затрагивают только финансовую деятельность учреждения и никак не касаются хозяйственной деятельности.

Вместе с тем Требования N 81н позволяют органам, выполняющим функции и полномочия учредителей учреждений, дополнять, расширять содержание плана ФХД. Поэтому при издании конкретных ведомственных порядков составления и утверждения плана рекомендуется расширить текстовый раздел содержательной части сведениями, касающимися следующих аспектов деятельности учреждения:

  1. поддержание и укрепление его материально-технической базы;
  2. поддержание и повышение квалификации персонала;
  3. кадровая политика в учреждении;
  4. развитие платных услуг (работ);
  5. другие аспекты деятельности, значимые для развития учреждения.

К.Г.Чагин

Руководитель проектов

сектора "Социальная политика

и общественные коммуникации"

Института экономики города