Мудрый Экономист

Новый порядок согласования распоряжения ОЦДИ бюджетным учреждением культуры

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 6

14 марта 2012 г. Приказом N 179 Минкультуры утвердило новый Порядок осуществления функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения Минкультуры России по согласованию распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением учредителем либо приобретенным таким учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества <1> (далее - Порядок N 179). Старый Порядок, утвержденный Приказом Минкультуры России от 10.12.2010 N 756 (далее - Порядок N 756), утратил силу <2> с 18.05.2011. В данной статье, сравнивая указанные документы, отметим их сходства и отличия.

<1> Данный Приказ не нуждается в государственной регистрации (Письмо Минюста России от 05.04.2012 N 01/25447-ВЕ).
<2> Утратил силу в связи с изданием Приказа Минкультуры России от 19.05.2011 N 477.

Принятие нового Порядка связано с тем, что в период действия Порядка N 756 значительно обновилась нормативная база и некоторые его положения уже не соответствовали действующему законодательству РФ. При этом некоторые внесенные изменения носят лишь уточняющий характер.

В первую очередь отметим, что Порядок N 179 стал почти в два раза меньше по объему и включает в себя всего 3 раздела (вместо 6 разделов). Исключены такие разделы, как:

Раздел "Перечень особо ценного имущества" убран из текста Порядка N 179, поскольку все его положения сейчас подробно описаны Приказом Минкультуры России от 23.11.2011 N 1082 "Об определении видов и Перечней особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации" и носят повторяющийся характер.

Текст разделов "Критерии согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом", "Заключительные положения" отредактирован и объединен с разделом "Процедура (ранее - Порядок) рассмотрения представляемых в Минкультуры России документов, необходимых для распоряжения особо ценным движимым имуществом". Кроме того, исключены два Приложения к Порядку. На тех разделах и приложениях, которые содержатся в Порядке N 179, остановимся подробнее.

Общие положения. Как и раньше, в этом разделе приводится понятие особо ценного движимого имущества (ОЦДИ), а также устанавливается, что без согласия Минкультуры подведомственное ему бюджетное учреждение не вправе распоряжаться таким имуществом.

Нормы, связанные с утверждением перечней ОЦДИ, в данном разделе теперь не содержатся.

Как и раньше, в этом разделе перечисляются способы распоряжения учреждением культуры ОЦДИ, а именно:

а) списание ОЦДИ, непригодного для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжения вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшего из владения вследствие гибели или уничтожения, а также невозможности установления его местонахождения (далее - списание);

б) предоставление ОЦДИ по договору аренды;

в) предоставление ОЦДИ по договору безвозмездного пользования;

г) изъятие ОЦДИ из оперативного управления учреждения в связи с его передачей в оперативное управление другому юридическому лицу или в казну Российской Федерации (далее - передача с баланса на баланс).

При этом не является теперь одним из способов распоряжения ОЦДИ отчуждение музейных коллекций и предметов, находящихся в федеральной собственности и включенных в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документов Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда. Такое отчуждение исключено из вышеприведенного перечня, поскольку оно осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В связи с этим из Порядка N 179 убран перечень документов, представляемых учреждением для согласования распоряжения объектами ОЦДИ, относящимися к музейным коллекциям и предметам, находящимся в федеральной собственности и включенным в состав государственной части музейного фонда РФ, приводимый ранее в Приложении 5 к Порядку N 756.

Также в раздел "Общие положения" Порядка N 179 добавлены особенности распоряжения ОЦДИ путем его списания. В частности, отмечено, что списание осуществляется в соответствии с Приказами Минкультуры:

В связи с тем что Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании ОЦДИ, в настоящее время утвержден отдельным документом (Приказом N 956), нет необходимости повторять его в Порядке N 179. Ранее такой перечень приводился в Приложении 1 к Порядку N 756.

Основные требования к документам, представляемым учреждением в Минкультуры, не изменились. Стоит отметить, что в разд. 2 Порядка N 179, касающемся таких требований, по сравнению с одноименным разд. 3 Порядка N 756 отсутствуют положения, связанные с изменением перечней ОЦДИ.

Процедура рассмотрения представляемых в Минкультуры документов, необходимых для распоряжения ОЦДИ. Этот раздел также остался практически неизменным, за исключением следующего:

Приложения к Порядку N 179. В Приложениях 1 - 3 к Порядку N 179 приведены:

По сравнению с Порядком N 756 указанные перечни не претерпели изменений.

Л.Морозова

Эксперт журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"