Мудрый Экономист

Ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 12

Новые Правила предоставления коммунальных услуг (далее - новые Правила), впрочем, как и прежние Правила, содержат специальный раздел об ограничении и приостановлении предоставления коммунальных услуг. Рассмотрим положения нормативного акта в этой части и обратим особое внимание на порядок отключения (именно такой термин ближе обывателям) коммунальных услуг за неуплату.

Согласно п. 114 новых Правил ограничение предоставления коммунальной услуги предполагает, что исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. Если же речь идет о приостановлении предоставления коммунальной услуги, подача коммунального ресурса временно прекращается.

Ввиду отсутствия особых положений порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальных услуг равным образом применяется ко всем потребителям независимо от их статуса (физическое или юридическое лицо) и статуса занимаемых ими помещений (жилое или нежилое).

Основания для ограничения и приостановления предоставления коммунальных услуг

В п. 115 новых Правил названы несколько случаев, когда исполнитель ограничивает или приостанавливает (полагаем, он сам делает выбор в пользу того или другого в зависимости от конкретных обстоятельств) предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителей. Перечислим их.

  1. Возникновение или угроза возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения (ЦС ИТО), по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение, - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации.
  2. Возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также необходимость их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций и подобной необходимости.

Эти два основания в том же качестве фигурировали и в прежних Правилах. Очевидно, что в данных ситуациях подача коммунальных ресурсов прекращается для всех потребителей в доме по причинам, являющимся внешними по отношению к исполнителю и потребителям (то есть отключает подачу ресурсов, вероятнее всего, не сам исполнитель, а РСО). Следуя п. 116 новых Правил, исполнитель должен действовать так, как если бы он выявил факт предоставления услуг ненадлежащего качества (п. 104), то есть ему нужно зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности отключения. Кстати, несмотря на то, что в п. 115 новых Правил авария на внутридомовых инженерных системах (ВИС) не названа в качестве причины отключения коммунальных услуг, объективно она является таковой, и действия исполнителя также должны соотноситься с п. 104 новых Правил.

Во всех остальных случаях законного отключения коммунальных услуг исполнитель ранее был обязан предупредить потребителя за один месяц. С 01.09.2012 исполнитель без уведомления ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг еще в нескольких ситуациях. К ним относятся:

Предварительно уведомить потребителя в письменном виде о предстоящем ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги необходимо, если отключение обусловлено (п. 117 новых Правил):

В течение двух календарных дней со дня устранения причин отключения коммунальных услуг их предоставление должно быть возобновлено, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление услуг с более раннего момента. Эти причины прямо названы в п. 120 новых Правил, и примечательно то, что среди них нет несанкционированного подключения и использования бытовых машин с завышенной мощностью. Выходит, что в таких случаях подача коммунальных ресурсов не возобновляется <1>.

<1> Представляется, что подача ресурсов прекращается именно через несанкционированно подключенное ВО и бытовые машины. Подача ресурсов в помещение, потребление в котором является законным, того же потребителя не прекращается.

Нарушение прав добросовестных плательщиков на получение услуг надлежащего качества допускается, если отключение произошло по причине аварии (угрозы возникновения аварии), стихийного бедствия (устранения его последствий), получения предписания органа власти о неудовлетворительном состоянии ВО, проведения плановых работ по ремонту (обслуживанию) сетей. Соответственно, в остальных ситуациях права добросовестных плательщиков нарушать нельзя (п. 121 новых Правил). Действительно, тогда причиной отключения являются действия конкретного потребителя: его и надо отключать. Но из п. 121 новых Правил можно сделать важный вывод: если отключение коммунальных услуг для нарушителя невозможно без прекращения снабжения ресурсами добросовестных плательщиков, нарушитель будет продолжать пользоваться коммунальными услугами.

Кроме того, согласно п. 122 новых Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить:

Если указанные действия приводят к таким последствиям, их осуществление неправомерно. Выходит, исполнителю придется выбирать другие меры воздействия на неплательщиков.

Ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг при их неоплате Основание для отключения

Исходя из п. 118 новых Правил, под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги, являющейся основанием для ее отключения, понимается наличие у потребителя задолженности (полагаем, речь идет о просроченной задолженности) по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму трех месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия ИПУ и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги. Выходит, что исполнителю необходимо иметь актуальную информацию о количестве проживающих в помещении потребителей даже в ситуации, когда помещение оснащено ИПУ всех видов коммунальных услуг. Кстати, до июня 2011 г. размер задолженности, дающей исполнителю право отключить коммунальные услуги, был вдвое больше (пп. "а" п. 80 прежних Правил).

В рассматриваемой ситуации особую роль играет соглашение о погашении задолженности. При его наличии и соблюдении исполнитель не вправе отключать коммунальную услугу. Право отключить коммунальные услуги у исполнителя есть, если условия подписанного соглашения нарушаются потребителем.

Обратите внимание! Нельзя отключать коммунальные услуги за неоплату содержания и ремонта общего имущества.

Если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых ему коммунальных услуг, исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду услуг в отдельности. Если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, исполнитель делит полученную плату между всеми указанными в платежном документе видами платы пропорционально начисленным суммам. В этом случае задолженность по каждому виду коммунальных услуг определяется исходя из частично неоплаченной суммы. Иначе говоря, основанием для отключения конкретного вида коммунальной услуги является неполная оплата именно этого вида коммунальной услуги. Если потребитель оплачивает, к примеру, коммунальные услуги полностью, но принципиально не вносит плату за содержание и ремонт жилого помещения, исполнителю придется принимать иные меры, чтобы заставить его полностью оплачивать счета (отключать коммунальные услуги нельзя).

Отключаемые услуги

Особо подчеркнем, что приостанавливать можно предоставление всех коммунальных услуг, за исключением отопления, а в МКД - также за исключением холодного водоснабжения (пп. "в" п. 119 новых Правил). Обратим внимание, что согласно прежним Правилам нельзя было приостанавливать предоставление коммунальной услуги по водоотведению. С 01.09.2012 это стало возможным. Практика показывает, что отключение канализации - очень действенная мера по отношению к должникам.

Однако в СМИ можно встретить высказывания экспертов о том, что отключение канализации делает жилое помещение непригодным для постоянного проживания граждан, а это недопустимо согласно пп. "в" п. 122 новых Правил. Действительно, в силу п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами водоотведения. Отсутствие системы централизованной канализации не является основанием для признания помещения непригодным для проживания только в одно- или двухэтажном жилом доме (п. 41). Между тем в п. 12 названного Положения сказано, что жилое помещение должно быть обеспечено не только системой водоотведения, но и всеми иными системами: электроосвещения, хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, отопления и вентиляции, а в газифицированных районах - еще и системой газоснабжения. Если следовать вышеуказанной логике, любое отключение коммунальных услуг делает помещение непригодным для проживания, что абсурдно. Тем более что отключение коммунальных услуг - это мера воздействия на должников, которая носит временный характер: инженерные системы, очевидно, не демонтируются, жилое помещение по-прежнему ими оборудовано, прекращается лишь пользование той или иной коммунальной услугой. Таким образом, по мнению автора, ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг в тех объеме и порядке, которые установлены новыми Правилами, нельзя считать незаконными.

По мнению автора. С 01.09.2012 приостановление предоставления коммунальной услуги по водоотведению производится в рамках закона.

Порядок отключения

Пункт 119 новых Правил содержит алгоритм действий исполнителя по отключению коммунальных услуг потребителю-должнику. Заметим, что иной порядок может быть установлен федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Итак, зафиксировав наличие у потребителя задолженности в сумме не менее трех размеров месячной платы, исполнитель направляет должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо (при отсутствии технической возможности введения ограничения) приостановлено без предварительного введения ограничения. Такое предупреждение доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом с описью вложения.

Если потребитель не погасит задолженность в указанный срок, исполнитель вручает потребителю под расписку письменное извещение об ограничении предоставления коммунальной услуги через трое суток. И через трое суток он вводит ограничение при наличии технической возможности.

Если нет технической возможности ввести ограничение, исполнитель также извещает потребителя о приостановлении предоставления коммунальной услуги и через трое суток приостанавливает ее предоставление. Если же ограничение было введено, но по истечении 30 дней со дня его введения задолженность не была погашена, исполнитель также вручает потребителю под расписку аналогичное извещение и через трое суток приостанавливает предоставление коммунальной услуги.

В соответствии с п. 114 новых Правил, если приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в МКД за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг. Это новое положение, которого в прежних Правилах не было. Данное требование легко реализуется, если, например, нужно отключить подачу электричества, а распределительный щиток находится на лестничной площадке. Если же речь идет о ВИС горячего водоснабжения или газоснабжения, стояки и ответвления от них находятся в жилых помещениях. Соответственно, потребитель вправе не пустить представителей исполнителя в помещение для пломбирования оборудования. К слову, если потребитель допустит представителей исполнителя для отключения ВО от ВИС и пломба будет установлена, ему ничто не мешает нарушить данную пломбу и продолжить пользоваться коммунальными услугами. Вместе с тем, по мнению автора, если данный факт будет выявлен, в отношении потребителя будут приняты все меры, которые принимаются в случае обнаружения несанкционированного подключения вкупе с начислением платы расчетным способом <2>.

<2> Подробнее об этом см. статью Д.В. Дурново "Несанкционированное подключение", N 11, 2012.

Против воли потребителя, когда он отказывается впускать представителей исполнителя в помещение, отключить коммунальные услуги по горячему водоснабжению и газоснабжению зачастую невозможно. А вот для отключения водоотведения специализированные компании предлагают особое устройство в виде длинного щупа с камерой, которое позволяет установить специальную сетку-заглушку на сливе из квартиры должника, при этом весь стояк функционирует в обычном режиме. При этом сетка пропускает только воду. В связи с тем что возможность пользоваться канализацией все же есть, хоть и не в полном объеме, представляется, что здесь следует говорить скорее об ограничении предоставления коммунальной услуги. Поэтому и требование о пломбировании ВО не нарушается.

Исполнители коммунальных услуг нередко требуют от потребителей внесения платы за пломбирование ИПУ при вводе их в эксплуатацию, однако законность таких действий вызывает сомнения <3>. При приостановлении предоставления коммунальных услуг должникам пломба необходима в силу прямого указания п. 114 новых Правил, неудивительно, что у исполнителей велик соблазн взимать плату с должников и в этой ситуации. Однако никаких правовых оснований для этого не имеется, ведь очевидно, что в отключении ВО и установке пломбы заинтересован исключительно исполнитель.

<3> См. статью С.Н. Козыревой "О пломбировании приборов учета", N 8, 2012.

Возобновление предоставления коммунальных услуг

Согласно п. 120 новых Правил предоставление коммунальных услуг возобновляется (неважно, было ли оно ограничено или приостановлено) в течение двух календарных дней со дня устранения соответствующих причин, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента. Поговорим об этом подробнее.

В новых Правилах не конкретизируется, о какой именно задолженности идет речь. С учетом того, что отключить ту или иную коммунальную услугу можно, только если именно по ней есть задолженность определенного размера, выходит, что и возобновить предоставление отключенной коммунальной услуги нужно, если погашена именно та задолженность, которая стала основанием для отключения. Кстати, если предоставление услуги приостановлено, начислять плату не за что, а вот ограничение предоставления услуги подразумевает пользование ею в определенном режиме, которое должно быть оплачено. Но плата за коммунальную услугу, начисленная за период ограничения ее предоставления, не увеличивает размера задолженности, погашение которой обусловливает возобновление предоставления коммунальной услуги.

Если помещение оснащено ИПУ, рассчитать плату за коммунальную услугу в периоде ограничения ее предоставления несложно. Если же ИПУ отсутствует, нужно применять норматив потребления. По мнению автора, необходимо скорректировать объем потребления, рассчитанный исходя из норматива, с учетом снижения количества подаваемого ресурса или графика его подачи. Особо интересен вопрос начисления платы за водоотведение в период ограничения предоставления данной услуги путем установки сетки-заглушки, пропускающей воду. Особых указаний на этот счет в новых Правилах не содержится. По мнению автора, тот факт, что вся вода поступает в систему водоотведения, дает исполнителю основания начислять плату за водоотведение в полном объеме, хотя такое суждение не является бесспорным.

Возобновить предоставление коммунальной услуги, отключенной за неуплату, необходимо в течение двух дней со дня заключения соглашения о порядке погашения задолженности (п. 120 новых Правил). Такое соглашение подразумевает утверждение графика уплаты долга, который изменяет сроки внесения платежей и статус задолженности с просроченной на непросроченную.

Новые Правила дают исполнителю возможность принять решение о возобновлении предоставления коммунальных услуг с более раннего момента, чем описано выше. С учетом того, что основания и порядок приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг должны быть прописаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг (пп. "п" п. 19 новых Правил), принятое решение о более раннем моменте возобновления предоставления коммунальных услуг также должно найти отражение в договоре. Например, исполнитель может возобновить подачу ресурсов при уплате даже 50% задолженности.

Говоря о возобновлении предоставления коммунальных услуг, следует отметить, что соответствующие действия исполнителя не могут быть платными для потребителя. Так, известны случаи, когда исполнитель требовал от потребителя внесения платы за демонтаж сетки-заглушки, установленной на канализационной трубе, обосновывая это тем, что монтаж и демонтаж заглушки осуществляла подрядная фирма за существенную плату. Однако ни этот, ни иные аргументы не могут подтвердить законность взимания денег за возобновление предоставления коммунальных услуг. Ни отключение, ни подключение не являются услугами, имеющими потребительскую ценность. Отключение - это право исполнителя (пп. "д" п. 32 новых Правил), а возобновление предоставления коммунальных услуг - это его прямая обязанность при условии устранения причин отключения.

* * *

Отключение (приостановление и ограничение предоставления) коммунальных услуг рассматривается исполнителями как самый эффективный инструмент в борьбе с неплательщиками, позволяющий добиться должной финансовой дисциплины граждан, которая есть, например, у операторов связи, где отключение за неуплату - стандартная процедура. Отключение коммунальных услуг является законным, только если оно произведено в строгом соответствии с новыми Правилами. Действия исполнителя по отключению и подключению коммунальных услуг не могут быть платными для потребителя. С 01.09.2012 исполнитель вправе отключать водоотведение из помещения должника. Чтобы предоставление коммунальных услуг было возобновлено, необязательно уплачивать долг полностью, достаточно лишь подписать соглашение о порядке погашения задолженности.

С.Н.Козырева

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"