Мудрый Экономист

Оформление на работу иностранного гражданина

"Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях", 2012, N 6

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся оформления приема на работу иностранного гражданина. Нанимать на работу иностранного работника сложнее, чем соотечественника. И прежде всего потому, что для работы в нашей стране у специалиста из-за рубежа должно быть разрешение. Причем порядок получения разрешений зависит от того, из какой страны прибывает потенциальный сотрудник.

Трудоустройство граждан других государств - довольно распространенная практика в нашей стране. Принимая на работу иностранцев, отечественные работодатели могут преследовать разные цели. Одни желают видеть в своей компании западных управленцев с богатым опытом работы и иным менталитетом, другие используют иностранных граждан в качестве дешевой рабочей силы. А как оформляются отношения между работодателем и таким сотрудником?

С каждым годом иностранных работников в России становится все больше и больше. В соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Нанимать иностранных граждан могут те работодатели и заказчики работ (услуг), которые получили разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Работодателем является физическое или юридическое лицо, использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров; заказчиком работ (услуг) признается физическое или юридическое лицо, использующее труд иностранцев на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В лице работодателя или заказчика работ (услуг) может выступать также иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

В ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) указаны случаи, когда работодатели и заказчики могут привлекать иностранцев без разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Среди них:

Разрешение на работу получают сами иностранные граждане, если они прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Вместе с тем они могут передоверить полномочия по подаче заявления об оформлении им разрешений на работу вместе с необходимыми документами либо организации, в установленном порядке осуществляющей трудоустройство иностранных граждан в России, либо лицу, выступающему в соответствии с законодательством в качестве их представителя.

Разрешение на работу не требуется

В ст. 13 Закона N 115-ФЗ указаны иностранные граждане, которым разрешение на работу в России не требуется. Это следующие категории граждан:

Временно пребывающий - лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий - лицо, получившее вид на жительство.

Кроме того, как рассказали специалисты, помимо статуса существуют также различия, зависящие от страны гражданства иностранного работника:

"Принято выделять такие понятия, как "безвизовый иностранный гражданин" - иностранный гражданин, прибывший в Россию в порядке, не требующем получения визы, и "визовый иностранный гражданин" - тот, кому необходимо получать визу для въезда на территорию России".

Необходимо выделить еще одну категорию - категорию высококвалифицированных специалистов. Как рассказали эксперты, таковым признается лицо, имеющее опыт работы, а также навыки или достижения в конкретной области деятельности, заработная плата (вознаграждение) которого составляет два и более миллионов рублей в год.

Прием на работу иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный работник - это иностранный гражданин, временно пребывающий и работающий на территории Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора (на выполнение работ, оказание услуг). И в дальнейшем иностранными работниками мы будем называть принимаемых или принятых на работу иностранных граждан, имеющих статус временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Отметим, что до вступления в силу Федерального закона иностранные работники могли привлекаться на работу по гражданско-правовому договору на основаниях и в порядке, установленных для граждан Российской Федерации, а в отношении трудовых договоров устанавливался специальный порядок привлечения иностранной рабочей силы (п. 1 Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.12.1993 N 2146).

Организация вправе принимать на работу временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан только в случае наличия у нее разрешения на привлечение и использование иностранных работников. При этом иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору только при наличии у него разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона; Постановление Правительства РФ от 30.12.2002 N 941).

Прием на работу граждан, временно прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Для приема иностранного работника на работу организации необходимо:

Иметь положительное заключение территориального органа службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников (п. 3 ст. 18 Федерального закона). Для его получения следует обратиться в территориальный орган службы занятости (отдел, комитет, комиссия) того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется деятельность организации и где планируется использовать труд иностранцев, а также представить:

Вопрос о целесообразности привлечения иностранных работников решается исходя из того, обращалась ли ранее организация в службу занятости с заявкой на российских работников соответствующей квалификации. О невозможности удовлетворения такой заявки желательно получить письменное подтверждение и представить его при обращении за заключением о целесообразности привлечения иностранных работников.

Иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Такое разрешение выдается федеральным органом внутренних дел или его территориальными органами при наличии положительного заключения соответствующего территориального органа федеральной службы занятости. Порядок его выдачи, а также выдачи разрешений на работу должен быть утвержден Правительством РФ. До этого в части, не противоречащей Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", будут применяться правила, установленные Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы (Указ Президента РФ от 16.12.1993 N 2146). Скорее всего, разрешения, выданные до утверждения нового порядка, будут действовать до истечения указанного в них срока.

Для получения разрешений нужно представить следующие документы:

Разрешение или отказ в его выдаче должны быть получены не позднее 30 дней, а в некоторых случаях - 45 дней. Разрешение выдается на срок до 1 года и может быть продлено по просьбе организации, привлекающей иностранных работников. Оно не может быть передано другим организациям, а иностранные работники не могут быть переведены на работу в другие организации.

В выданном разрешении указываются:

Если организация заявила, что иностранные работники привлекаются для работы на определенной территории, то использовать труд указанных работников на других территориях она не может.

Отказ в выдаче разрешения должен быть направлен организации в течение 5 дней с момента принятия соответствующего решения об отказе; причем он должен быть мотивированным. Причиной отказа может послужить, например, невыполнение организацией условия обеспечения иностранным работникам заработной платы на уровне не ниже средней, сложившейся в организации, и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

В случае прекращения организацией своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано.

Внести на специальный счет, открываемый федеральным органом внутренних дел, средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника за пределы Российской Федерации (п. 5 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ). После представления доказательств выезда иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока действия договора внесенные на счет денежные средства возвращаются организации. В случае же нарушения иностранным работником или организацией законодательства о положении иностранных граждан в Российской Федерации и (или) порядка привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации иностранный работник будет выдворен за пределы России за счет депонированных организацией средств. Порядок внесения средств, необходимых для обеспечения выезда иностранных работников из Российской Федерации, а также порядок их возврата организации в ближайшем будущем должен быть установлен Правительством РФ.

Обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу (пп. 2 п. 8 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ). Порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на работу и перечень документов, предоставляемых организацией для выдачи иностранному гражданину указанного разрешения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 N 941 и определены в Положении о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу.

Согласно указанному документу разрешение на работу выдается работодателю для каждого иностранного работника. Для его получения работодатель подает в территориальный орган внутренних дел заявление, в котором указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество и дата рождения иностранного гражданина;

б) гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания иностранного гражданина;

в) адрес постоянного места жительства иностранного гражданина;

г) период осуществления иностранным гражданином трудовой или предпринимательской деятельности;

д) сведения о наличии разрешения на работу с предъявлением подлинника (если работодателем является иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя);

е) вид деятельности;

ж) место работы;

з) сведения о работодателе;

и) сведения о наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

к) сведения об условиях привлечения и использования иностранного работника.

Вместе с заявлением заявитель представляет цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 x 40 мм и следующие документы:

а) копию свидетельства (сертификата) специалиста о признании документа о профессиональном образовании, полученном иностранным работником в иностранном государстве, или об эквивалентности такого документа российскому диплому о профессиональном образовании (в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации требуется наличие указанных документов);

б) копию свидетельства о регистрации иностранного гражданина в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта, предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 754.

При подаче заявления заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность заявителя, и документ, удостоверяющий личность иностранного работника (его копию), которые должны иметь срок действия не менее 6 месяцев.

В разрешении на работу указываются сведения о владельце (фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания), сведения о периоде трудовой или предпринимательской деятельности и, при необходимости, иная информация. На разрешении на работу помещается цветная фотография иностранного гражданина. Разрешение подписывается руководителем территориального органа внутренних дел, принявшего решение о выдаче разрешения на работу, или уполномоченным им должностным лицом и заверяется печатью этого органа.

В п. 9 ст. 18 Федерального закона перечислены возможные основания отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу.

Проконтролировать, чтобы иностранный работник был зарегистрирован в территориальном органе внутренних дел по месту осуществления им трудовой деятельности в течение трех дней со дня его прибытия к месту работы (пп. 3 п. 8 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ). Иностранный работник на время действия заключенного с ним договора может проживать на жилой площади по своему выбору или же на жилой площади, предоставленной ему организацией-работодателем. Для регистрации иностранного работника необходимо, чтобы он лично или через нанимающую его организацию подал в территориальный орган внутренних дел следующие документы:

Организация должна быть заинтересована в том, чтобы иностранный работник был зарегистрирован, так как нарушение порядка временного пребывания в Российской Федерации может повлечь аннулирование выданного ему разрешения на работу (пп. 7 п. 9 ст. 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также его административное выдворение из Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ).

Прием на работу граждан, временно прибывших в Российскую Федерацию на основании визы

В целом порядок приема данной категории иностранных граждан такой же, как для приема на работу прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем оформления визы, за исключением некоторых моментов.

Для того чтобы принять на работу гражданина государства, с которым у Российской Федерации установлен визовый режим, организации после действий, описанных в предыдущем разделе, необходимо получить на имя каждого привлекаемого иностранного работника приглашение на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. Указанные приглашения выдаются федеральным органом внутренних дел или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашений, поданному организацией, желающей принять на работу иностранцев, в соответствующий орган (п. 2 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ). Порядок оформления и выдачи приглашений установлен Положением об оформлении приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 N 1142.

Кроме того, для получения приглашения на въезд иностранного гражданина с целью осуществления трудовой деятельности организация одновременно с ходатайством о его выдаче должна подать в орган, выдающий приглашения, разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для привлекаемого иностранного работника. Разрешение на работу в Российской Федерации и приглашение на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, в совокупности с другими необходимыми документами, служат основанием для оформления иностранным гражданам российских виз, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, - основанием для въезда в Россию без визы.

Здесь необходимо сделать замечание, касающееся иностранных граждан, прибывших из государств, с которыми у Российской Федерации установлен безвизовый режим поездки граждан. Международным договором или федеральным законом может быть предусмотрено, что въезд в Россию иностранных граждан осуществляется на основании приглашения юридического или физического лица. В этом случае для оформления приема на работу иностранного работника организация должна будет оформить приглашение.

Ввиду того что действующее на сегодняшний день законодательство не содержит ограничительных положений, при соблюдении условий порядка участия иностранных граждан в трудовых отношениях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ, иностранный работник может быть принят на работу вне зависимости от того, по какой именно визе он прибыл в Российскую Федерацию.

При совершении действий, описанных в предыдущем разделе, необходимо учитывать, что иностранным гражданам, прибывшим до 01.11.2002 на основании визы, как уже было сказано ранее, не требуется обращаться в органы внутренних дел с заявлением о выдаче им миграционной карты.

В заключение необходимо отметить несколько общих моментов, касающихся иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию как на основании визы, так и в порядке, не требующем получения визы.

Одновременно с вышеперечисленными действиями организация, привлекающая и использующая труд иностранных работников, должна в течение 10 дней уведомить налоговый орган по месту своего учета (пп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ):

Также ей следует направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган информацию о нарушении иностранными работниками условий трудового договора или гражданско-правового договора, а также о досрочном расторжении таких договоров. Помимо этого организация обязана уведомлять органы внутренних дел о самовольном оставлении иностранными работниками места работы или места пребывания.

Оформление и выдача документов, необходимых для приема иностранных работников на работу, оплачивается государственной пошлиной в размерах, установленных Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 1 сентября 2004 г. N 04-4-09/1195@ "О государственной пошлине":

Прием на работу иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации

Организации, принимающей на работу проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, необходимо удостовериться, что у него имеется непросроченный вид на жительство в Российской Федерации (выдается сроком на 5 лет и может быть продлен неограниченное количество раз).

При заключении гражданско-правового договора с постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином рекомендуется заключать договор на срок, не превышающий срока действия вида на жительство, а затем, в случае необходимости, продлевать его действие.

Если иностранный гражданин работает в организации на основании трудового договора, то необходимо учитывать, что установленные российским трудовым законодательством правила распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан (ст. 11 Трудового кодекса РФ). Однако трудовым законодательством не предусмотрено такого основания прекращения трудового договора, как истечение срока действия документов, подтверждающих разрешение на проживание иностранного гражданина в России. Не установлен такой случай и Федеральным законом N 115-ФЗ. Поэтому организации, принимающей на работу постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, представляется целесообразным заключить с ним срочный трудовой договор на срок до окончания действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а затем в случае, если иностранный гражданин представит вид на жительство, продлить срок действия трудового договора.

Прием на работу иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации

Иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации (имеющие действительное разрешение на временное проживание в России), принимаются на работу в порядке и на условиях, предусмотренных для российских граждан с одним ограничением: временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Таким образом, организации, принимающей на работу проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, достаточно удостовериться, что у нанимаемого работника имеется непросроченное разрешение на временное проживание в том же субъекте Российской Федерации, в котором организация осуществляет свою деятельность (такое разрешение выдается сроком на 3 года).

Необходимо заметить, что Федеральным законом N 115-ФЗ не предусмотрено продления разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Это значит, что иностранный гражданин, временно проживающий в Российской Федерации, после окончания срока действия разрешения на временное проживание должен покинуть ее пределы, если ему не выдано разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации - вид на жительство. Если по окончании срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранный гражданин не представил вид на жительство, организация должна расторгнуть заключенный с ним договор, так как в противном случае она будет привлечена к ответственности за нарушение правил использования иностранной рабочей силы.

Все сказанное о заключении договоров с иностранными гражданами, постоянно проживающими в Российской Федерации, справедливо и для случаев заключения договоров с временно проживающими иностранными гражданами.

Прием на работу иностранных граждан, обладающих особым статусом

Напомним, что к иностранным гражданам с особым статусом относятся граждане:

Как уже отмечалось, сказать на настоящий момент с полной ясностью, каким статусом в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ обладают перечисленные выше категории граждан после 01.11.2002, затруднительно. Федеральный закон не содержит положений об указанных группах лиц, в том числе и прямого указания на то, каков порядок осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Если подойти формально, иностранные граждане с особым статусом подпадают под определение иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, и тогда к ним должен применяться соответствующий порядок приема на работу. Однако правовой режим их пребывания и проживания в Российской Федерации, определенный Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах", не соответствует порядку временного пребывания иностранных граждан. В первую очередь это касается допустимых сроков пребывания, а также документов, удостоверяющих личность гражданина. С другой стороны, иностранные граждане, обладающие особым статусом, фактически являются временно проживающими на территории Российской Федерации. Анализ, а также сопоставление положений Федерального закона N 115-ФЗ и Федерального закона "О беженцах", показывают, что их правовое положение согласуется с правовым положением иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации. Если законодатель предполагал, что правовой режим пребывания в Российской Федерации иностранных граждан с особым статусом подпадает под действие правового режима временного проживания, то к ним применяется порядок приема на работу иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации.

Однако сейчас, пока не приняты все документы, разъясняющие применение Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", сказать со всей определенностью, что имел в виду законодатель, не представляется возможным.

После оформления всех разрешительных документов следуют обычные процедуры приема на работу. Сотрудник кадрового департамента проверяет документы иностранного работника, предусмотренные ст. 65 Трудового кодекса РФ: паспорт, документы об образовании и квалификации. Они должны быть переведены на русский язык, а перевод заверен российским нотариусом или посольством (консульством) России в стране, где они были выданы. Кроме того, выполняя требование ст. 66 ТК РФ, работодатель обязан завести на иностранца трудовую книжку в общеустановленном порядке.

Для привлечения иностранного персонала удобно воспользоваться услугами аутсорсинговой компании. Все миграционные формальности в этом случае ложатся на ее плечи, поскольку именно она, а не заказчик, связана с иностранцами трудовыми отношениями. Такой подход позволяет получить существенную экономию времени и средств. Несмотря на то что при аутсорсинге оформлением трудовых отношений занимается компания-аутсорсер, эффективность работы привлеченного персонала больше зависит от заказчика. Включение заказчиком в договор об оказании аутсорсинговых услуг пунктов о квалификации персонала, функциях и обязанностях, порядке контроля над работой, соблюдении коммерческой тайны, назначении лица, ответственного за введение новичков в курс дела и координацию всех их действий, позволит сделать работу привлеченного персонала наиболее эффективной.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
  2. Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 1 сентября 2004 г. N 04-4-09/1195@.
  3. www.klerk.ru.

И.Р.Шпербер

К. э. н.,

старший преподаватель

кафедры "Бухгалтерский учет и аудит"

Российского экономического университета

им. Г.В.Плеханова