Мудрый Экономист

Конкуренция в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов бюджетной сферы

"Бюджет", 2012, N 5

В начале 2012 г. Счетная палата РФ направила отчет о своей работе в истекшем году в Государственную Думу. В документе отмечается устойчивый рост нарушений в бюджетно-финансовой сфере на протяжении последних трех лет. Нередко это является результатом некомпетентности должностных лиц <1>. В целях ее повышения создана система дополнительного профессионального образования, однако, как показывает опыт, она не лишена недостатков.

<1> Подробно об этом рассказывалось в статье "Счетная палата расширяет круг задач", опубликованной в N 2 за 2012 г.

Многочисленные реформы, которые происходят в бюджетной сфере, свидетельствуют о том, что у государственных и муниципальных структур появляются новые задачи и функции. Это обусловливает и изменения в нормативных правовых актах, которые могут порождать (и порождают) те или иные проблемы в деятельности соответствующих должностных лиц. Важную роль в их разрешении играет система дополнительного профессионального образования, которая обеспечивает как повышение квалификации специалистов, так и их переподготовку.

Остаточный принцип?

Финансово-экономические вузы готовы предоставить необходимые услуги по изучению происходящих изменений в рамках системы повышения квалификации и переподготовки кадров, однако новые условия требуют предоставления таких услуг за плату. Для обеспечения повышения квалификации специалистов государственных органов и органов местного самоуправления в соответствующих бюджетах предусматриваются необходимые ассигнования. В федеральном бюджете ежегодно на эти цели по подразделу "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" выделяется более 1% бюджетных средств от суммы, предусмотренной по разделу "Образование". В рамках предусмотренных на эти цели денежных средств по бюджетной статье 428 выделяются средства для размещения государственного заказа на оплату услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации на конкурсных условиях, однако выделяемые по ней бюджетные средства после 2008 г. стали сокращаться (см. табл. 1).

Таблица 1. Расходы на размещение государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих за 2007 - 2012 гг., тыс. руб.

---------------------------------------------------------------------------
Расходы на подготовку, В том числе госзаказ
Расходы на образование переподготовку на переподготовку
и повышение и повышение
Годы квалификации квалификации
---------------------------------------------------------------------
по бюджету кассовый по бюджету кассовый по бюджету кассовый
<*> расход <**> расход расход
---------------------------------------------------------------------------
2007 284 308,6 287 633,8 3 941,7 4 048,1 756,2 692,7
---------------------------------------------------------------------------
2008 341 324,7 345 081,9 4 032,7 3 940,2 762,6 622,9
---------------------------------------------------------------------------
2009 387 885,1 405 922,2 5 135,7 4 673,1 632,9 664,9
---------------------------------------------------------------------------
2010 428 764 442 805,6 5 004,0 4 839,1 422,4 408,9
---------------------------------------------------------------------------
2011 560 015,6 7 336,9 422,4
---------------------------------------------------------------------------
2012 603 515 7 126,9 426,5
---------------------------------------------------------------------------
<*> Расходы по бюджету показаны по пояснительным запискам к федеральным бюджетам на соответствующие годы.
<**> Кассовые расходы показаны по отчетности Федерального казначейства.

Сокращение бюджетных ассигнований на размещение государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих осуществляется на фоне роста расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации, которые возросли с 2007 г. на 76,1%, а расходы на размещение госзаказа на эти же цели за этот же период сократились на 38,4%. В целом если в 2007 г. объем расходов на размещение государственного заказа на оплату услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации на конкурсных условиях составлял 17,1%, в 2008 г. - 15,8%, в 2009 г. - 14,2% от расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации, то на 2012 г. они запланированы на уровне 6,5% (в 2011 г. - 5,8%). Складывается впечатление, что средства на данные цели выделяются по остаточному принципу. Такое отношение к предоставлению услуг в сфере дополнительного профессионального образования отразилось на их объемах (см. табл. 2).

Таблица 2 <*>. Обучение кадров государственной гражданской службы по государственному заказу в 2008 - 2010 гг., чел.

---------------------------------------------------------------------------
Федеральный уровень Региональный уровень
Годы ---------------------------------------------------------------------
Переподготовка Повышение Переподготовка Повышение
квалификации квалификации
---------------------------------------------------------------------------
2008 156 5 594 1 509 102 962
---------------------------------------------------------------------------
2009 131 5 684 660 84 622
---------------------------------------------------------------------------
2010 102 7 264 360 65 940
---------------------------------------------------------------------------
<*> Таблица составлена по статистическому бюллетеню "Дополнительное профессиональное образование кадров государственной и муниципальной службы в 2010 г." (М., 2011).

Как видно из таблицы, темпы переподготовки кадров сократились и на федеральном, и на региональном уровнях, а повышения квалификации - на региональном уровне, где в большей степени это необходимо. Предусмотренные объемы финансирования на 2012 г. не позволяют изменить ситуацию в данной сфере, в то время как многочисленные новшества в бюджетной сфере обусловливают необходимость повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Искусственные препятствия

Таким образом, в федеральном бюджете закладываются искусственные препятствия для предоставления услуг на конкурсных условиях, в то время как Закон N 83-ФЗ нацеливает на развитие конкуренции среди государственных учреждений при предоставлении государственных услуг, в том числе и образовательных. Снижение расходов на эти цели также сдерживает реализацию потенциала образовательных учреждений по расширению направлений дополнительного профессионального образования, ориентированных, например, на противодействие коррупции, обеспечение экономической безопасности страны, которые на сегодняшний день являются особенно актуальными.

Кроме того, следует отметить, что освоение бюджетных средств по государственному заказу начинается с III квартала, что не только негативно отражается на доходах вузов, но и отрывает специалистов от их профессиональной деятельности в наиболее интенсивные периоды деятельности государственных учреждений для занятий в системе дополнительного профессионального образования. Вместе с тем установленные нормы оплаты услуг в системе дополнительного профессионального образования не пересматривались с 2008 г., хотя темпы инфляции только за 2009 и 2010 гг. составили 18,4%, а с учетом 2011 г. - около 25%. Это подрывает финансовое состояние образовательных учреждений, предоставляющих услуги в сфере дополнительного профессионального образования. Между тем необходимость индексации этих расходов вытекает из Постановления Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. N 284 "О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих".

В 2012 г. главные распорядители бюджетных средств будут организовывать работу по формированию государственных программ, в связи с этим важно не упустить из виду расходы на повышение квалификации и переподготовку специалистов бюджетной сферы. Выделение средств на данные цели должно увязываться с проводимыми преобразованиями в соответствующих отраслях деятельности. В противном случаем можно ждать дальнейшего роста нарушений в финансово-бюджетной сфере, которые наносят порой непоправимый ущерб государству, а самое главное - приводят к дискредитации мер, принимаемых Правительством РФ по укреплению и развитию бюджетной системы страны.

П.Ф.Савинский

К. э. н.,

профессор

кафедры государственной службы

Финансового университета

при Правительстве РФ