Мудрый Экономист

Госзаказ: новые правила по старым стандартам

"Руководитель бюджетной организации", 2012, N 5

01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о госзакупках), призванный упорядочить размещение заказов всеми предприятиями, так или иначе связанными с государством. Об особенностях и эффективности применения данного законодательного акта в ходе XIII Всероссийского форума-выставки "Госзаказ-2012" рассказал глава Росатома Сергей Кириенко <1>.

<1> Материал подготовил В.Г. Шпаковский.

О работе по двум стандартам

У нас особый статус с учетом положения атомной отрасли. Мы работаем по двум стандартам одновременно. С одной стороны, Росатом является государственным заказчиком и распорядителем бюджетных средств. Поэтому ежегодно на сумму порядка 50 млрд руб. мы проводим закупки в строгом соответствии с нормами Закона N 94-ФЗ <2>. С другой стороны, наша госкорпорация располагает собственными средствами, которые до вступления в силу Закона о госзакупках расходовались в соответствии с собственным стандартом закупок. В некотором смысле мы на себе отработали прообраз Закона о госзакупках и начали эту практику в 2009 г. Именно тогда был разработан и размещен на нашем сайте единый стандарт, и, по сути, все то, что сейчас предусмотрено Законом о госзакупках, мы в очень похожей форме уже начали отрабатывать у себя.

<2> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Говоря о Законе N 94-ФЗ, следует отметить, что, безусловно, он привнес много полезного, на момент его разработки и принятия вряд ли можно было сделать что-то другое. Данный Закон был определенной константой, которую надлежало выполнять в строгом соответствии с тем, как она прописана, и это давало результат. Также отмечу, что там, где мы работали, руководствуясь собственным стандартом, у нас было самое главное преимущество - мобильность!

Для сравнения: если по закупкам в соответствии с нормами Закона N 94-ФЗ из выделенных в прошлом году на государственный заказ Росатому 50 млрд руб. более 3 млрд руб. мы отыграли только на конкурсных процедурах и примерно столько же "отбили" за счет стартовых цен, то по собственным закупкам за прошлый год мы выиграли 28 млрд руб. и примерно столько же - 23 - 24 млрд руб. - "отбили" на стартовых ценах.

О возможности оперативно вносить изменения

Принципиальное отличие нашего собственного стандарта от ныне действующего Закона - возможность постоянно оперативно вносить изменения. При этом следует подчеркнуть, что дело даже не в Законе, а в его правоприменении. Невозможно сделать идеальный закон, так как жизнь будет регулярно вносить свои поправки. На мой взгляд, в нынешнем Законе о госзакупках существует риск, связанный с ужесточением порядка внесения изменений. Например, когда мы совершенствовали свой стандарт, мы корректировали его с периодичностью чуть ли не раз в неделю. Скажем, начинаются конкретные торги, и добросовестные поставщики "сходят с дистанции" по формальным основаниям. Например, мы позаимствовали из Закона N 94-ФЗ положение о том, что при приходе на конкурс потенциальный участник обязан к конкурсной документации приложить копию платежки о внесении регистрационного стартового взноса. Не принес платежку - вылетел с конкурса. Нам показалось, что это неразумно, и потому мы внесли поправку, предполагающую наличие факта поступления денег без дополнительного представления платежки. Незамедлительно появились те, кто, сославшись на отсутствие четко прописанной нормы, какая именно сумма должна поступить на счет, внесли лишь два процента от размера стартового платежа. В связи с этим нам пришлось в течение трех дней внести поправку и прописать очевидную вещь, констатирующую перечисление всей суммы на счет.

Таким образом, на мой взгляд, основной риск Закона о госзакупках заключается в отсутствии возможности оперативного внесения в него соответствующих изменений. Причем в постоянном совершенствовании нуждается не только Закон, но и типы работы по нему. Например, по тем позициям, где у нас цена падала в два-три раза ввиду господства монополистов, мы в ручном режиме "разбивали" статью заказа на десять позиций. Скажем, если на производство целого реактора желающих не очень много, то по частям его вполне могут осилить сразу несколько предприятий.

Об открытости процедур

Для того чтобы люди поверили и начали инвестировать, необходимо обеспечить полную открытость процедур. Поэтому без арбитража обойтись невозможно. В частности, у нас его проводит отдельное подразделение, которое никак не связано с подразделением госзакупок, а система мотивации у его сотрудников прямо противоположная. Например, более половины жалоб на действия наших закупщиков, которые к нам поступают от поставщиков, признаются обоснованными. Более того, для создания абсолютной прозрачности процедур мы проводим интернет-трансляцию процесса заседания комиссии и вскрытия конвертов.

О проектировании жизненного цикла

Тем не менее на сегодняшний день достаточно актуальным остается вопрос проектирования жизненного цикла, потому что он принуждает менять очень многое в смежных системах при закупках сложной продукции, которая требует проектных решений. До тех пор пока в нашей стране функционирует система, в соответствии с которой проектировщик получает процент от стоимости спроектированного им сооружения, удешевление на данной стадии будет просто невозможно.

Предложения по госзакупкам

Из всего вышеизложенного логично вытекают два основных вывода. Во-первых, представляется необходимым сохранение мобильности, то есть возможности оперативного внесения изменений в Закон о госзакупках при участии представителей как заказчиков, так и поставщиков. Во-вторых, необходимо создать тотальную систему обучения закупкам, потому что вопрос правоприменения и широкого использования действующего Закона - это, собственно, вопрос квалификации. Важнейший прорыв в госзаказе, который был сделан благодаря принятию Закона N 94-ФЗ, заключается в том, что для большинства руководителей, как со стороны заказчиков, так и со стороны поставщиков, стало понятно, что работа по закупкам - это не обычная текущая деятельность, которую может выполнить любой работник от юриста до бухгалтера. На самом деле это высококвалифицированная работа, целый класс специально обученных квалифицированных людей, которым нужно платить хорошие деньги, постоянно обучать - и начать необходимо с обучения своих собственных специалистов.

С.В.Кириенко

Генеральный директор

госкорпорации "Росатом"