Мудрый Экономист

Финансовая и налоговая консолидация: сходства и отличия

"Международный бухгалтерский учет", 2012, N 40

В связи с выходом крупных интегрированных российских компаний на международный рынок возникает необходимость в их представлении потенциальным инвесторам в качестве единых экономических субъектов. Возможность консолидации финансовой и налоговой информации предусмотрена с 2012 г. законодательно. В статье рассмотрены основные особенности финансовой и налоговой консолидации, определены точки соприкосновения, выявлены небольшие расхождения и принципиальные различия отдельных требований. Сделан вывод о том, что в настоящее время различия между видами отчетности значительны, и для возможности их совместного применения в целях оценки финансовой привлекательности консолидированной группы компаний необходима дальнейшая работа по совершенствованию нормативной базы.

За последний год в нормативном правовом регулировании бухгалтерского и налогового учета организаций в РФ появились две значимые новеллы:

Таким образом, в связи с вступлением в силу указанных нормативных правовых актов для групп компаний, соответствующих определенным критериям и выполняющих совокупность однородных функций в определенной области финансово-хозяйственной деятельности, законодательно закрепляется необходимость составления консолидированной отчетности, позволяющей рассматривать такую группу в качестве единого экономического субъекта.

Потребность введения норм консолидации. Введение норм консолидированной финансовой отчетности (КФО) и консолидированной налоговой отчетности (КНО) является отражением процесса глобализации мировой экономики и создания крупных транснациональных корпораций. Унификация правил учета и отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности таких корпораций носит стимулирующий характер и направлена на привлечение внимания иностранных инвесторов к российскому бизнесу.

Такие нововведения выглядят особенно актуальными на фоне еще одного важнейшего события года - 22.08.2012 вступил в силу Протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) [11], ратифицированный Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ [12]. С этого дня Россия стала полноправным членом ВТО.

Безусловно, вступление в ВТО значительно повысит инвестиционный рейтинг России. По оценке Европейского центра политических исследований, после вступления России в ВТО валовой внутренний продукт страны возрастет на 23% (правда, в долгосрочной перспективе). Отечественные сторонники интеграции в ВТО утверждают, что предприятия смогут получать кредиты не под 15 - 18%, как сейчас, а под 4 - 6%. Эксперты-оптимисты убеждены, что приход иностранного капитала станет стимулом для внедрения новых технологий, совершенствования управления [2].

Российские компании в условиях конкуренции с западными вынуждены серьезно подойти к обеспечению прозрачности и доступности своей отчетности как для иностранных, так и для отечественных инвесторов. Использование МСФО позволит оценивать и сопоставлять результаты деятельности российских и зарубежных компаний.

Введение режима консолидированного налогообложения дает компаниям возможность сокращать платежи в бюджет за счет единовременного учета в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль КГН общего размера расходов убыточных организаций, входящих в группу. Несмотря на существенные потери для бюджета на начальном этапе, государство устанавливает такие специальные правила налогообложения корпоративных структур, стимулирует их развитие и инвестиционную привлекательность.

Сфера применения. Оба Закона - Федеральный закон о КФО и Федеральный закон N 321-ФЗ - регулируют деятельность только российских организаций (ч. 1 ст. 1 Федерального закона о КФО и п. 1 ст. 25.2 Налогового кодекса РФ (НК РФ) [6]).

Закон о КФО устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации КФО кредитных, страховых организаций и иных компаний, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Также КФО составляется организациями в случае, если такие составление и (или) представление, и (или) публикация предусмотрены федеральными законами либо учредительными документами организаций.

Федеральный закон N 321-ФЗ ввел в НК РФ гл. 3.1 "Консолидированная группа налогоплательщиков" и связанные с ней нормы, которые содержат порядок и условия создания консолидированной группы, формирования налогооблагаемой базы, составления и представления отчетности, уплаты налога. Согласно изменениям, внесенным в НК РФ Федеральным законом N 321-ФЗ, КГН признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании КГН в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (п. 1 ст. 25.1 НК РФ).

Периметр консолидации. Периметр консолидации представляет собой перечень компаний, данные о финансовом положении и результатах деятельности которых должны включаться в консолидированную отчетность компании. В периметр консолидации включаются сама консолидирующая компания, на которую возлагается обязанность проведения процедур консолидации, формирования и представления консолидированной отчетности, и консолидируемые компании, отчетность (сведения) которых входят в консолидируемую отчетность группы.

Согласно п. 12 МСФО (IAS) 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность" [3] КФО должна включать все дочерние предприятия материнского предприятия, за исключением дочерних предприятий, предназначенных для продажи и учитываемых в соответствии с МСФО (IFRS) 5 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность" [4]. В состав КФО включаются все предприятия, прямо или косвенно контролируемые головной компанией. При этом критерием контроля является не только владение более чем половиной голосующих акций, но и одно из следующих условий:

Необходимо отметить, что во вводимом в действие с 01.01.2013 новом Стандарте МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н [5]) определение понятия "контроль инвестора над объектом инвестиций" включает три составляющих:

Согласно МСФО доля участия одной организации в другой не является основным критерием для включения в периметр консолидации при составлении КФО, контролирующая организация может совсем не иметь голосующих акций контролируемой компании. Такое описательное определение периметра финансовой консолидации требует дополнительного управленческого анализа, так как не всегда фактический контроль одной компании над другой можно определить по учредительным и иным документам. Кроме того, определенный по правилам МСФО периметр консолидации может находиться в состоянии постоянных динамических изменений и меняться в течение отчетного периода.

Следует отметить, что современные интегрированные структуры включают в себя взаимосвязанные компании разных видов экономической деятельности. Такие компании имеют разную систему оценки финансовых результатов и финансового положения, и это необходимо учитывать при анализе КФО.

Более четкие показатели для определения периметра консолидации установлены НК РФ в редакции Федерального закона N 321-ФЗ в отношении налоговой консолидации. Так, КГН, согласно ст. 25.2 НК РФ, может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90%.

Организации, участвующие в КГН, не должны находиться в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении их не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), а размер чистых активов, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующей периоду создания КГН, должен превышать размер ее уставного (складочного) капитала.

При этом у всех организаций, являющихся участниками КГН, совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налогов на прибыль организаций и на добычу полезных ископаемых без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, должна составлять не менее 10 млрд руб.; суммарный объем выручки и совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности - не менее 100 млрд руб. и 300 млрд руб. соответственно (показатели определяются за год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании КГН).

В отличие от периметра консолидации по КФО для КГН предусмотрены ограничения по виду экономической деятельности: в одну группу не могут быть консолидированы налогоплательщики, осуществляющие деятельность в различных видах экономической деятельности (соответственно, по-разному исчисляющие налоговую базу по налогу на прибыль). Так, в одну КГН не могут объединяться обычные коммерческие компании с кредитными, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Но те же страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды и банки могут объединиться в КГН для целей исчисления налога на прибыль, поскольку относятся к одной сфере деятельности.

Периметр налоговой консолидации предусматривает, что все участники КГН должны уплачивать налог на прибыль по установленной п. 1 ст. 284 НК РФ [7] ставке (20%). Использование общей системы налогообложения и применение единой налоговой ставки не подразумевают включение в КГН организаций, использующих налоговые льготы в качестве резидентов особых экономических зон, применяющих специальные налоговые режимы; не признаваемых плательщиками налога на прибыль, а также использующих право на освобождение от обязанностей налогоплательщика этого налога в соответствии с гл. 25 НК РФ; осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность и применяющих ставку 0% по налогу на прибыль; являющихся плательщиками налога на игорный бизнес, а также клиринговыми организациями.

При этом соответствующие условия применяются в течение всего срока действия договора о создании КГН.

Согласно изменениям, внесенным в НК РФ Федеральным законом N 321-ФЗ, основную нагрузку по формированию консолидированной налоговой базы по налогу на прибыль по КГН, расчету самого налога, представлению КНО в налоговые органы несет ответственный участник КГН. Целесообразно в качестве ответственного участника группы определить материнскую компанию, хотя таковым в силу налоговых норм может быть признан любой участник группы. В противном случае создание КГН, одной из целей которой является осуществление материнской компанией контроля за финансовыми потоками дочерних структур, утрачивает смысл.

Учитывая изложенные принципы формирования периметра КГН, можно сделать вывод, что налоговый вариант объединения в КГН имеет значительные отличия от периметра консолидации для целей подготовки внешней финансовой отчетности. Согласно МСФО в периметр консолидации попадают все дочерние и совместно контролируемые компании. А в КГН смогут входить только дочерние структуры и только с долей участия не менее 90% (во всяком случае на первом этапе внедрения). Хотя Минфин России при планировании введения в российское законодательство механизма налоговой консолидации предполагал дальнейшую либерализацию требований НК РФ, однако это может быть лишь в отдаленной перспективе [1].

Кроме того, исходя из п. 1 ст. 25.2 НК РФ российские организации, соответствующие условиям, предусмотренным данной статьей, вправе создать КГН, т.е. обязанность материнской компании включить в группу все свои дочерние организации отсутствует. В свою очередь, это может означать, что на практике крупные компании, принявшие решение о создании КГН, смогут самостоятельно определять состав КГН, выбирая компании, для которых более оптимальной будет являться совокупная налоговая база (например, приоритетное включение в КГН заведомо убыточных организаций, участвующих исключительно в создании, поддержании активов, для целей сокращения размера налоговых платежей в бюджет). В случае же, если отдельные убыточные компании перестанут удовлетворять критериям включения в состав КГН (по величине чистых активов), осуществление материнской компанией определенных процедур (передача в эти компании дополнительных активов, проведение переоценки, занижение обязательств) позволит решить данную проблему.

При этом необходимо отметить, что от того, сколько компаний будет включено в периметр консолидации и где расположены компании, данные которых надо будет собрать и проанализировать, напрямую зависят сроки и предполагаемые затраты на составление консолидированной отчетности. К сожалению, разные подходы к определению периметров консолидированных групп для целей составления финансовой и налоговой отчетности не облегчат в настоящее время деятельность ни самих компаний, ни контролирующих органов, ни внешних пользователей такой отчетности.

Учетная политика. В соответствии с п. 24 МСФО (IAS) N 27 подготовка КФО должна вестись с применением единой учетной политики для аналогичных операций и других событий в аналогичных обстоятельствах. При этом, если предприятие группы использует учетную политику, отличную от учетной политики, принятой для отражения в КФО аналогичных операций и событий в аналогичных обстоятельствах, финансовая отчетность этого предприятия соответствующим образом корректируется при подготовке КФО.

Согласно п. 2 ст. 321.2 НК РФ порядок ведения налогового учета КГН устанавливается в учетной политике для целей налогообложения КГН. Необходимо отметить, что законодатель при принятии Федерального закона N 321-ФЗ отказался от закрепления норм в отношении необходимости формирования единой учетной политики для целей налогообложения КГН, хотя унификация подходов к налоговому учету, по сути, должна являться одной из первоочередных задач, стоящих перед участниками КГН, так как различия в налоговом учете участников КГН (например, в части определения порядка распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), порядка формирования стоимости приобретения товаров, метода начисления амортизации, порядка формирования резервов и т.д.) могут искажать консолидированную налоговую базу и не давать объективной картины по налогу на прибыль по КГН.

Консолидированная база. Первоначальный этап расчета консолидированной базы по КФО и КГН производится одинаково: путем арифметического суммирования соответствующих показателей организаций, входящих в периметр консолидации. Так, согласно МСФО (IAS) 27 при подготовке КФО предприятие объединяет финансовую отчетность материнского предприятия и его дочерних предприятий построчно путем сложения аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов, а в соответствии со ст. 274 НК РФ ответственный участник определяет налоговую базу по КГН путем арифметического суммирования учитываемых в целях налогообложения доходов и расходов по всем участникам.

Однако далее в отличие от правил, установленных для налоговой консолидации, для того, чтобы КФО представляла финансовую информацию о группе как о едином хозяйствующем субъекте, необходимо исключить балансовую стоимость инвестиции материнского предприятия в каждое дочернее предприятие и принадлежащую материнскому предприятию долю в капитале каждого дочернего предприятия, а также полностью исключить внутригрупповые остатки, операции, доходы, расходы, дивиденды, прибыли и убытки, возникшие в результате внутригрупповых операций и признанные в стоимости активов.

Из особенностей определения консолидированной налоговой базы следует отметить следующие.

В консолидированную налоговую базу не включаются доходы участников, подлежащие обложению налогом у источника выплаты доходов. Кроме того, определение налоговой базы по КГН осуществляется по налоговой ставке, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ, - 20%. Участники КГН самостоятельно определяют налоговую базу, к которой применяются иные налоговые ставки, при этом такая база не учитывается при исчислении налога по КГН.

При определении налоговой базы не учитываются доходы (у принимающей стороны) на основании пп. 44 п. 1 ст. 251 НК РФ и расходы (у передающей стороны) на основании п. 48.14 ст. 270 НК РФ в случаях передачи денежных средств:

Участники КГН не формируют в отношении операций с другими участниками данной группы следующие виды резервов:

Указанные резервы должны быть восстановлены организациями, участвующими в КГН, с начала налогового периода, в котором они вошли в состав этой группы, в части операций (задолженности, реализации товаров, работ) с другими ее участниками. Соответствующие суммы корректировок включаются в состав внереализационных доходов налогового периода, предшествующего периоду вхождения указанной организации в КГН.

Как видно из положений законодательства, определяющего особенности разных видов консолидации, в отличие от финансовой консолидации внутригрупповые обороты от операций между участниками КГН при консолидированном налогообложении не исключаются. Этот факт, конечно, увеличивает размеры доходов и расходов, указываемых в КНО, однако, на конечный результат - величину налога на прибыль по КГН - данная особенность налоговой консолидации влияния не оказывает. Главное внимание заинтересованных пользователей в КНО привлекает сама величина налога на прибыль, уплачиваемая группой в бюджет, в то время как при анализе КФО важными являются ее отдельные показатели (выручка, себестоимость), которые в дальнейшем участвуют в расчете экономических показателей, позволяющих принять решение об инвестировании в данную группу компаний.

Особенности составления консолидированной отчетности. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО, а налоговая отчетность по КГН - в соответствии с нормами НК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона о КФО консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в то время как участники КГН, за исключением ответственного участника этой группы, не представляют налоговых деклараций в налоговые органы по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы, и если они не применяют к налоговой базе ставку, отличную от ставки 20%. Таким образом, только налоговая консолидация освобождает при определенных условиях простых членов группы от составления отчетности по своей организации.

В соответствии с п. п. 22, 23 МСФО (IAS) 27 финансовая отчетность материнского предприятия и его дочерних предприятий, используемая при подготовке КФО, должна быть подготовлена на одну и ту же отчетную дату. Однако правилами финансовой консолидации допускается ситуация несовпадения даты составления отчетности дочернего и материнского предприятий на срок не более 3 мес.

Логично, что в данном случае дочернее предприятие должно подготовить дополнительную финансовую отчетность на конец отчетного периода материнского предприятия, за исключением случаев, когда это практически неосуществимо. Дочернему предприятию следует произвести корректировки для отражения значительных операций или событий, имевших место между указанной датой и датой финансовой отчетности материнского предприятия.

Нормами НК РФ не предусматривается возможность расхождения дат составления КНО участниками КГН. Как и у обычных налогоплательщиков налога на прибыль организаций, налоговым периодом по налогу на прибыль по КГН признается календарный год, отчетными периодами - I квартал, полугодие и 9 мес. календарного года, а при исчислении ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли - 1 мес., 2 мес., 3 мес. и т.д. до окончания календарного года (ст. 285 НК РФ). При этом согласно ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока; срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока; срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Представление и публикация отчетности. Статья 4 Федерального закона о КФО предусматривает предоставление годовой КФО участникам организации, в том числе акционерам. Годовая КФО представляется организациями в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а кредитными организациями - в Банк России. Промежуточная КФО представляется участникам организации, в том числе акционерам, только если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Кредитные организации также представляют промежуточную КФО в Банк России в установленных случаях. Консолидированная финансовая отчетность представляется в порядке, определяемом учредительными документами организации.

Годовая КФО представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

Статья 7 Федерального закона о КФО обязывает организации в течение 30 дней после представления КФО пользователям публиковать годовую КФО путем размещения в информационных системах общего пользования, в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, либо иным путем, обеспечивающим ее доступность для всех заинтересованных лиц.

Публикация же налоговой декларации по КГН положениями НК РФ не предусмотрена. В соответствии с п. 8 ст. 289 НК РФ ответственный участник представляет налоговые декларации в налоговый орган по месту регистрации договора о создании КГН в порядке и сроки, которые установлены этой статьей для обычных налогоплательщиков налога на прибыль организаций, т.е. не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, а по итогам налогового периода - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ответственность за непредставление финансовой отчетности Федеральным законом о КФО не предусмотрена.

Непредставление же КНО в установленные НК РФ сроки влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тыс. руб. (ст. 119 НК РФ). Также предусмотрена ответственность участника КГН, если он не сообщил ответственному участнику этой группы или сообщил недостоверные данные, приведшие к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций по КГН, в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, а если эти деяния совершены умышленно - 40% (ст. 122.1 НК РФ).

Проверка консолидированной отчетности. Процесс составления КФО сложен, уровень подготовки специалистов, занимающихся консолидацией, должен быть достаточно высоким. Неслучайно ст. 5 Федерального закона о КФО введен обязательный аудит годовой консолидированной отчетности. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной отчетностью. Аудит консолидированной отчетности согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" [13] могут проводить только аудиторские организации.

Проверку КНО по КГН проводит налоговый орган, осуществивший постановку на учет ответственного участника этой группы. Проверяются правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по КГН. Налоговым кодексом РФ предусмотрена процедура проведения мероприятий налогового контроля в отношении КГН, по результатам которых налоговый орган должен составить акт проверки. Ответственный участник в случае несогласия с результатами проверки может обжаловать их в ФНС России и далее в судебном порядке (ст. ст. 89, 89.1, 93, 100, 101, 101.2, 138 НК РФ).

Составление КФО и КНО должно способствовать улучшению качества проводимых налоговыми органами мероприятий налогового контроля. Консолидированная налоговая отчетность представляется в один налоговый орган и проверяется этим же налоговым органом. Проверяющие, видя перед собой общую картину финансово-хозяйственной деятельности группы, могут проследить основные схемы, используемые участниками группы, что, в свою очередь, позволит системно подходить к выявлению налоговых нарушений. Кроме того, должна увеличиться производительность проведения выездных проверок за счет сокращения объемов выборки необходимых показателей по группе.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на единые глобальные экономические цели (привлечение внимания иностранных инвесторов к российским компаниям), правила финансовой и налоговой консолидации во многом расходятся. Учитывая различия в определении периметра консолидации и подходов к формированию консолидированной базы, трудно сопоставить показатели, характеризующие результаты деятельности компаний.

Хочется надеяться, что это только начальный этап законодательного внедрения правил консолидации, а в дальнейшем грамотное регулирование нормативной базы позволит совместно использовать консолидированные финансовые и налоговые показатели для оценки финансовой привлекательности КГН.

Список литературы

  1. Высказывания С.Д. Шаталова информационным агентствам на конференции "Развитие российской налоговой системы" от 07.12.2010. URL: http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=11500.
  2. Козлов Н.И. Вступление России в ВТО и последствия для бизнеса // Туризм: право и экономика. 2006. N 6.
  3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность".
  4. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 5 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность".
  5. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность".
  6. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
  8. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н.
  9. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков: Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ.
  10. О консолидированной финансовой отчетности: Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ.
  11. О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.: Протокол от 16.12.2011. URL: http://www.pravo.gov.ru. 23.07.2012.
  12. О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.: Федеральный закон от 21.07.2012 N 126-ФЗ.
  13. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.

Н.А.Кондрашова

Главный экономист

департамента бухгалтерского учета

ОАО "Газпром"