Мудрый Экономист

Государственный оборонный заказ: готовимся к заключению контракта

"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 10

Поставка продукции (выполнение работ, оказание услуг) в целях обеспечения обороны и безопасности РФ является одним из видов поставок для федеральных государственных нужд, поэтому осуществляется в рамках исполнения государственного контракта. Заключению такого контракта предшествуют формирование и размещение в установленном порядке государственного оборонного заказа.

Согласно п. 1 ст. 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Это законодательство включает в себя:

Обратите внимание! Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ подготовлен проект нового закона о государственном оборонном заказе (проект федерального закона N 31990-6 "О государственном оборонном заказе", принят Госдумой в первом чтении 16.05.2012) (далее - проект). Предполагается, что в октябре данный законопроект пройдет второе чтение, а в ноябре - третье. Подготовленные изменения направлены, в частности:

Формирование и размещение оборонного заказа

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о ГОЗ основные показатели государственного оборонного заказа утверждает Президент РФ. Оборонный заказ (является правовым актом) должен содержать:

В течение 20 дней после подписания Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждения им основных показателей оборонного заказа (это делается одновременно) Правительство РФ утверждает оборонный заказ (п. 3 ст. 3 Закона о ГОЗ). В соответствии с проектом на это предлагается отвести месяц после подписания Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. При этом предполагается, что при утверждении оборонного заказа Правительство РФ также будет утверждать список государственных заказчиков.

Размещение оборонного заказа осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, с учетом особенностей, установленных Законом о ГОЗ. Согласно п. 1 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться:

К сведению. Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (п. 1 ст. 20 Закона о размещении заказов). Победителем же аукциона является лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта (п. 1 ст. 32 указанного Закона).

За исключением отдельных случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов, размещение заказа производится путем проведения торгов. Результатом проведения конкурса (аукциона) является заключение государственного контракта с одним из его участников.

А что делать, если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют либо по результатам проведения указанных торгов не определен головной исполнитель (исполнитель)? При таких обстоятельствах на основании п. 4 ст. 3 Закона о ГОЗ оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями, а также иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающими монополией на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) по оборонному заказу. Правда, есть одно условие, которое должно при этом выполняться: оборонный заказ должен обеспечивать установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства указанных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг).

А вот оборонный заказ и заключение государственного контракта (контракта) на проведение работ по поддержанию мобилизационных мощностей обязательны для всех организаций при условии, что размещение заказа не влечет возникновения убытков для его выполнения.

Обратите внимание: если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным условием, уклоняется от его оформления, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить контракт (п. 5 ст. 528, ст. 765 ГК РФ). В этом случае обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора (Постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 N 11657/11). Здесь следует отметить, что государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом и иными федеральными законами (п. 2 ст. 9 Закона о размещении заказов). Так, п. 2 ст. 527 ГК РФ установлено: заключение государственного контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, определенных законом, и при условии, что государственный заказчик возместит все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением этого контракта.

Кто может стать участником размещения оборонного заказа?

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о размещении заказов участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, а также любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Однако возможны ограничения. Таковые как раз установлены в отношении участников размещения оборонного заказа. Согласно п. 1 ст. 4 Закона о ГОЗ головными исполнителями (исполнителями) оборонного заказа могут быть на равных основаниях организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, соответствующие требованиям законодательства РФ, предъявляемым к лицам, осуществляющим деятельность по выполнению оборонного заказа. Таким образом, при размещении оборонного заказа заказчик вправе заключать государственный контракт только с организацией - юридическим лицом (Письма Минэкономразвития России от 15.08.2011 N Д28-248, от 12.08.2011 N Д28-244).

Требования, которые могут быть предъявлены к участникам размещения заказа, в том числе при размещении заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, установлены ст. 11 Закона о размещении заказов. Существует четыре обязательных требования. Во-первых, участник должен соответствовать требованиям, установленным в отношении лиц, осуществляющих поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом торгов. Во-вторых, участник не может находиться в процессе ликвидации, должно отсутствовать решение арбитражного суда о его признании банкротом и открытии конкурсного производства. В-третьих, на день подачи заявления на участие в торгах деятельность участника не должна быть приостановлена в связи с привлечением его к административной ответственности. Последнее обязательное требование, предъявляемое к участнику, связано с задолженностью по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год. Размер задолженности не может превышать 25% балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Помимо обязательных требований, к участникам могут быть предъявлены дополнительные требования:

Кроме того, согласно п. 3 ст. 11 Закона о размещении заказов Правительству РФ предоставлено право установить дополнительные требования к участникам размещения оборонного заказа. Об этом идет речь в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2006 N 813, которым установлено, что дополнительным требованием к участникам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства путем проведения торгов является наличие у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов. Перечни товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства определяются государственными заказчиками по согласованию с Минэкономразвития и Рособоронзаказом.

Иные требования к участникам размещения оборонного заказа заказчик предъявить не вправе.

Заметим: в случае прекращения работ по выполнению оборонного заказа головной исполнитель (исполнитель) не может без согласования с Правительством РФ ликвидировать или перепрофилировать производственные мощности, обеспечивавшие выполнение оборонного заказа. Убытки, причиненные головному исполнителю (исполнителю) вследствие неиспользования по решению Правительства РФ указанных мощностей, возмещаются в полном объеме Правительством РФ (п. 2 ст. 4 Закона о ГОЗ).

Об определении начальной цены контракта

Согласно п. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе должно быть указано обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее полученную государственным заказчиком информацию или расчеты и использованные им источники информации о ценах на товары, работы, услуги. На основании п. 1 названной статьи для установления начальной (максимальной) цены контракта источниками информации о ценах могут быть:

При этом государственный заказчик наделен правом осуществлять свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, участникам размещения заказа доступна информация об источниках формирования начальной (максимальной) цены контракта.

Необходимо учитывать, что в отношении отдельных видов товаров (работ, услуг) могут действовать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов, установленные Правительством РФ. В частности, это касается определения начальной цены государственного оборонного контракта, а также цены государственного контракта в случае размещения оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Соответствующие Правила <1> утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 656 (далее - Правила). Следует отметить, что в эти Правила были внесены существенные изменения Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 441, вступившим в силу с 22.05.2012.

<1> Правила определения начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

О цене при проведении торгов

Согласно п. 2 Правил порядок определения государственным заказчиком начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа зависит от вида продукции (работ, услуг). Во-первых, в отдельную группу выделена поставка (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг), для которых есть функционирующий рынок. В этом случае начальная цена контракта определяется исходя из анализа рыночной цены, устанавливаемой в сопоставимых экономических условиях на момент размещения заказа.

Следующая категория - строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов и проведение проектно-изыскательских работ. Здесь существенное значение имеет сметная стоимость выполнения (оказания) соответствующих работ (услуг).

Третий вариант - поставка (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг), связанных с серийным выпуском вооружения, военной и специальной техники, комплектующих изделий и материалов, вещевого и военного имущества, за исключением товаров (работ, услуг), для которых имеется функционирующий рынок. Тогда цена контракта рассчитывается исходя из состава и величины затрат на производство и реализацию указанных товаров (работ, услуг) <2> и уровня рентабельности их производства (выполнения, оказания), определяемых в установленном порядке, с использованием индексации величины обоснованных затрат на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) <3> в предыдущем периоде поставки и учетом факторов, снижающих затраты на их производство (выполнение, оказание). В этом случае для определения начальной цены государственного контракта государственный заказчик выбирает и формирует перечень предполагаемых поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Далее заказчик направляет всем этим поставщикам одинаковые по содержанию запросы о ценах на товары (работы, услуги), удовлетворяющие его требованиям. При этом поставщикам сообщают о том, что при формировании начальной цены государственного контракта их цены будут учтены в том случае, если информация от них поступит в течение 15 дней со дня направления запроса о цене.

<2> Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утв. Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200. Основанием для включения затрат в себестоимость продукции является их принадлежность к производству этой продукции в соответствии с Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-экономической деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47.
<3> Перечень статей затрат, величина которых подлежит индексации, на производство товаров (работ, услуг), поставляемых по государственному оборонному заказу, утв. Приказом ФСТ России от 02.08.2012 N 134.

В Правилах приведен закрытый перечень документов, которые должны быть представлены заказчику в составе предложения о ценах:

На основе анализа предложений о ценах государственный заказчик устанавливает начальную цену государственного контракта. Если предложения о ценах не поступили в установленный срок, расчеты начальной цены производятся на основании сведений о ценах на товары (работы, услуги), содержащихся в ранее заключенных государственных контрактах, включенных в реестр государственных контрактов, заключенных от имени РФ, а в случае отсутствия указанных государственных контрактов - на основании самостоятельных расчетов.

Последний вариант - поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг), связанных с созданием новых (модернизированных) образцов вооружения, военной и специальной техники, комплектующих изделий и материалов. Здесь начальная цена контракта рассчитывается исходя из величины затрат на производство и реализацию аналогов указанных товаров (работ, услуг), на основе анализа расчетных цен, определенных с учетом результатов (технико-экономических обоснований) НИОКР по созданию аналогов указанных образцов, изделий и материалов и уровня рентабельности их производства.

О цене при размещении заказа у единственного поставщика

Порядок определения государственным заказчиком цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) установлен п. 3 Правил. При поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также при оказании услуг водоснабжения и водоотведения в условиях естественных монополий заказчик ориентируется на тарифы, установленные для субъектов естественных монополий. С целью определения цены на выполнение работ по поддержанию мобилизационных мощностей учитывается сметная стоимость.

Некоторые работы (услуги) могут выполняться (оказываться) только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями. В этом случае для определения цены заказчик запрашивает у единственного поставщика данные о составе затрат на производство и ценах на работы (услуги), выполненные (оказанные) в предыдущем году по государственным контрактам. То же самое касается поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) учреждениями уголовно-исполнительной системы в случаях, определяемых Правительством РФ.

Следующая ситуация - поставка российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, включенным в реестр единственных поставщиков российских вооружения и военной техники. Здесь учитываются цены этих вооружения и военной техники с учетом стоимости вспомогательных работ (услуг), выполняемых (оказываемых) на основании условий государственного контракта (в том числе транспортировки, страхования, пусконаладочных и монтажных работ).

Последнее - поставка (выполнение, оказание) единственным поставщиком товаров (работ, услуг), связанная с разработкой, серийным производством, ремонтом, сервисным обслуживанием, утилизацией вооружения, военной и специальной техники, а также иных товаров (работ, услуг). В этом случае для определения цены государственного контракта заказчик уведомляет организацию, которую планируется определить как единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), об этом намерении. В свою очередь, претендент готовит и направляет на рассмотрение государственному заказчику экономически обоснованное предложение о ценах на товары (работы, услуги) с приложением уже известных нам документов (см. рассмотренный выше третий вариант).

На основании полученных документов и с учетом анализа рынка соответствующих товаров (работ, услуг) государственный заказчик совместно с претендентом формирует:

Прибыль в составе цен на товары (работы, услуги) также не может превышать 1% по привнесенным затратам и 20 или 25% - по собственным.

Цена на товар должна быть зарегистрирована ФСТ. С этой целью государственный заказчик готовит заключение о цене на такой товар с необходимыми обоснованиями, в том числе:

Для подготовки заключения о цене на товар государственный заказчик вправе запросить у единственного поставщика дополнительные документы, связанные с определением этой цены. ФСТ на рассмотрение заключения, проверку представленных расчетов и принятие решения о регистрации или отказе в регистрации цены на товар отводится 20 дней со дня получения документов. В течение трех дней со дня принятия решения ФСТ извещает о нем заказчика и поставщика.

При получении отрицательного решения государственный заказчик в 20-дневный срок рассматривает его совместно с единственным поставщиком и с учетом обоснований, изложенных в решении, дорабатывает и повторно направляет в ФСТ необходимые документы.

Обеспечение исполнения контракта

Необходимо учитывать: заказчик может выдвинуть требование об обеспечении исполнения контракта. В этом случае государственный контракт будет заключен только после того, как исполнитель выполнит это требование. Выясним, в каких случаях в конкурсную документацию (документацию об аукционе) включается требование об обеспечении исполнения контракта.

Согласно пп. 15.2 п. 4 ст. 22, пп. 9 п. 4 ст. 34, пп. 11 п. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов государственный заказчик вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены соответствующим образом. Это не распространяется на поставку новых машин и оборудования при начальной (максимальной) цене контракта, равной 50 млн руб. и более, поставку медицинского оборудования. В этом случае определение указанных обязательств (в том числе обязательств о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар) и обязательства о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от 2 до 10% начальной цены контракта обязательно.

В ситуации, когда государственным заказчиком установлено требование об обеспечении исполнения контракта, конкурсная документация (документация об аукционе) должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления. По общему правилу размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% начальной (максимальной) цены контракта. Однако, если начальная цена контракта превышает 50 млн руб., размер обеспечения должен составлять от 10 до 30% этой цены, но не менее суммы аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В то же время размер аванса может превысить указанные 30%. Тогда размер обеспечения может превысить сумму аванса не более чем на 20%.

К сведению. Одним из способов экономического стимулирования выполнения оборонного заказа является поквартальное или поэтапное авансирование работ по выполнению оборонного заказа в размере не менее 40% их стоимости за счет средств федерального бюджета. Виды, размеры и порядок экономического стимулирования головного исполнителя (исполнителя) определяются Правительством РФ при разработке проекта федерального бюджета, соответствующие предложения вносятся в Госдуму на утверждение одновременно с проектом федерального бюджета (п. 1 ст. 9 Закона о ГОЗ). В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств по государственному контракту исполнитель лишается права на экономическое стимулирование (п. 2 ст. 11 указанного Закона). Кстати, в проекте закреплено, что Правительство РФ будет вправе устанавливать при утверждении государственного оборонного заказа авансовые платежи по контракту в размере, не превышающем объема финансирования этого контракта в текущем финансовом году.

При выставлении требования об обеспечении исполнения контракта государственный контракт заключается после предоставления участником торгов безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта. Способ обеспечения исполнения контракта участник выбирает самостоятельно (п. 4 ст. 29, п. 4 ст. 38, п. 19 ст. 41.12 Закона о размещении заказов). Кстати, если торги выигрывает бюджетное учреждение, с него не требуют предоставления обеспечения исполнения контракта.

Добавим: проектом предусмотрено, что при определенных условиях государственный заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении исполнения государственного контракта. Конкретизируем. При размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов государственный заказчик может не устанавливать требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения исполнения государственного контракта. Такое возможно, если в конкурсной документации (документации об аукционе) установлены требования к участникам о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для поставок продукции. При этом размер начальной цены значения не имеет.

* * *

Приближается время заключения государственных контрактов на выполнение государственного оборонного заказа. Уже сейчас предприятия оборонно-промышленного комплекса готовят свои предложения о ценах на продукцию (работы, услуги). Они вполне могут надеяться на то, что в этот раз сбоев с заключением контрактов не произойдет. При этом рекомендуем следить за судьбой проекта, которым подготовлен новый закон о государственном оборонном заказе. Как только он появится, мы обязательно вернемся к этой теме.

Д.А.Столяров

Эксперт журнала

"Промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение"