Мудрый Экономист

Проверки роструда

"Зарплата", 2012, N 11

Недавно в арсенале инспекторов по труду появился новый нормативный правовой акт, которым они должны руководствоваться при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства. На что следует обратить внимание работодателю? Об этом - в статье.

Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

На основании данной нормы Правительство РФ Постановлением от 01.09.2012 N 875 утвердило Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Положение). Положение вступило в силу 15 сентября 2012 г.

Надзор в сфере труда

Федеральная инспекция труда состоит из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов - государственных инспекций труда (п. 2 Положения).

Эти органы вправе (п. 7 Положения):

Рассмотрим подробнее порядок проведения проверок.

Порядок проведения проверок

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных или выездных проверок (п. 8 Положения).

Порядок назначения и осуществления проверок регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

           Проверки          
       Плановые      
     Внеплановые     
Выездные                     
Х                    
Х                    
Документарные                
Х                    
Х                    

Кого могут посетить инспекторы

Роструд и его территориальные органы вправе провести проверку в отношении:

То есть проверить могут любых работодателей (п. 2 Положения).

Периодичность визитов

Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда не чаще чем один раз в три года.

Однако в отношении работодателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной и жилищной сферах проверки могут проводиться два и более раза в три года <1>.

<1> Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок приведены в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 N 944. - Примеч. ред.

А вот количество внеплановых проверок зависит от возникших объективных обстоятельств.

Продолжительность проверок

Срок проведения проверок, проводимых инспекторами Роструда, в том числе и совместно с другими органами государственного и муниципального контроля (надзора), не может превышать 20 рабочих дней (п. 12 Положения).

В отношении субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок в год должен быть не более (ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ):

<2> Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". - Примеч. ред.
Обратите внимание: при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки. Продолжительность проверки малого предприятия не должна превышать 20 рабочих дней.

Если фирма имеет филиалы. В отношении компаний, которые осуществляют свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, срок проведения плановой проверки устанавливается отдельно по каждому обособленному подразделению.

При этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней. Об этом сказано в п. 3.5 Методических рекомендаций по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденных Приказом Роструда от 28.10.2010 N 455.

Продление срока проверки. Если необходимо провести сложные или длительные исследования, испытания, специальные экспертизы и расследования на основании мотивированных предложений ревизоров, руководитель Роструда или трудовой инспекции может продлить срок проведения такой проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов (п. 12 Положения).

Распоряжение о продлении срока проведения плановой выездной проверки выносится и доводится до сведения проверяемого работодателя не менее чем за три рабочих дня до окончания срока проведения данной проверки. Такое требование содержится в п. 3.10.2 Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденных Приказом Роструда от 24.01.2011 N 14 (далее - Методические рекомендации).

Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Основания для проведения проверок

По данным Федеральной службы по труду и занятости <3>, в 2011 г. было проведено 156,2 тыс. проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде. Из них 35,7 тыс. (22,9%) - плановые, а 120,5 тыс. (77,1%) - внеплановые.

<3> Здесь и далее приведены данные, содержащиеся в докладе Роструда "Об осуществлении и эффективности в 2011 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", который размещен на сайте Федеральной службы по труду и занятости www.rostrud.ru. - Примеч. ред.

Рассмотрим основания для проведения этих двух видов проверок.

Все по плану...

Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых ежегодных планов.

В соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ проверку организации или индивидуального предпринимателя могут включить в план, если прошло три года со дня:

  1. государственной регистрации этого работодателя;
  2. окончания проведения последней плановой проверки данного работодателя;
  3. начала фактического осуществления работодателем предпринимательской деятельности.

Перечень оснований для проведения плановой проверки является закрытым.

Для включения в план проведения проверок достаточно одного из трех перечисленных оснований.

Основное внимание привлекут работодатели, которые часто нарушают трудовые права работников, имеют неблагоприятные (вредные) условия труда, высокий уровень производственного травматизма и профзаболеваний, а также производства, где преимущественно трудятся женщины и сотрудники в возрасте до 18 лет.

План проверок на следующий год, согласованный с прокуратурой РФ, размещается на официальном сайте Роструда до 1 декабря текущего года.

...и вне плана

В п. 10 Положения перечислены основания для проведения внеплановой проверки. Их условно можно разделить на три группы.

Первая группа. Инспекторы труда могут прийти с такой проверкой к работодателю, если истек срок исполнения выданного ему ранее предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

Вторая группа. Основанием для внеплановой проверки является поступление в органы Роструда:

Примечание. Что считать угрозой?

Закон N 294-ФЗ не содержит ответа на данный вопрос. По мнению Роструда, к нарушениям обязательных требований в сфере труда, представляющим угрозу здоровью граждан, относятся в том числе случаи невыплаты работникам зарплаты, непредоставления им установленных трудовым законодательством оплачиваемых отпусков, необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (п. 5.3 Методических рекомендаций).

Кстати, в течение 2011 г. в госинспекции труда поступило и было рассмотрено почти 267 тыс. жалоб. При этом более 43,9% обращений граждан были признаны обоснованными и требования заявителей удовлетворены.

Третья группа. Причиной для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа Роструда (его заместителя), изданный в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями.

Нет оснований - проверка не правомерна, нарушения не доказаны

Согласно ст. 20 Закона N 294-ФЗ отсутствие оснований для проведения плановой или внеплановой проверки либо проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план, признается грубым нарушением требований по организации и проведению проверок. В связи с этим результаты такого мероприятия не являются доказательством нарушения работодателем обязательных требований в сфере труда. Но для этого организации (индивидуальному предпринимателю) нужно обратиться с соответствующим заявлением в вышестоящий орган государственного надзора или в суд.

А уполномоченное должностное лицо, допустившее такое нарушение, может быть привлечено к административной ответственности на основании ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Что интересует инспекторов

Согласно п. 4 Положения предметом надзора в сфере труда является соблюдение работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В частности, инспекторы проверят:

Какие документы запросит инспектор

Нормативные акты работодателя. В ходе проверки государственный инспектор труда запрашивает:

Нужно представить их оригиналы и документы, подтверждающие ознакомление с ними сотрудников.

Подтвердите трудовые отношения. После проверки локальных нормативных актов ревизоры проверяют документы, подтверждающие наличие трудовых отношений:

Учет времени работы и отдыха. В ходе проверки инспекторы исследуют табели учета рабочего времени, графики отпусков и сменности, листки временной нетрудоспособности.

Оплата труда. Специалисты трудовой инспекции проверят:

Приведенный перечень документов не является закрытым.

Запрещается требовать. Инспекторы не вправе требовать сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, заверенные копии. При проведении документарных проверок запрещается требовать сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля либо органов муниципального контроля (ч. 7 и 11 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).

Примечание. Больше всего нарушений в малом бизнесе

Анализ результатов проведенных проверок у работодателей - субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что большинство нарушений, связанных с оформлением и расторжением трудового договора, допускается именно в отношении их сотрудников.

А.В.Стегно

Эксперт журнала "Зарплата"