Мудрый Экономист

Дополнительная платная услуга: что учесть при организации?

"Руководитель автономного учреждения", 2012, N 4

Сегодня мы открываем серию материалов, в которых конкретные ситуации, возникающие в работе автономных учреждений, рассматриваются по-новому - в формате кейса. Предложенную к обсуждению проблему эксперты анализируют с разных точек зрения, что дает возможность составить целостное представление о самой проблеме, учесть "узкие места" и на основе полученной информации найти адекватные способы решения ситуации.

Ситуация. Наш муниципальный детский сад стал автономным учреждением в январе 2012 г. Мы намерены организовать платную группу кратковременного пребывания детей. Учреждение потратило на подготовку (ремонт и оснащение помещения, обустройство отдельной игровой площадки и др.) порядка 600 тыс. руб., теперь мы определяем стоимость новой платной услуги. Цены на аналогичные услуги в нашем городе установлены в диапазоне от 250 до 350 руб. за один день пребывания ребенка. Что учесть при принятии окончательного решения по цене? Какой срок окупаемости в нашем случае может считаться приемлемым? Достаточно ли утвердить расценки внутренним приказом учреждения или необходимо согласовывать стоимость будущей платной услуги с учредителем? Может ли учредитель снизить установленные учреждением расценки?

Мнение эксперта. К.Г. Чагин, руководитель проектов сектора "Социальная политика и общественные коммуникации" Института экономики города

В данном случае имеет место целый комплекс разных условий, которые необходимо учитывать при рассмотрении описанной ситуации.

Прежде всего определите, вправе ли автономное учреждение в принципе оказывать такую платную услугу. Вопрос этот не так прост, как может показаться на первый взгляд. Согласно ч. 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ <1> АУ кроме государственного или муниципального задания может по своему усмотрению выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Основной для автономного учреждения считается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (ч. 1 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ к целям создания автономных учреждений относится осуществление предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

О каких полномочиях органов местного самоуправления (учреждение является муниципальным) можно говорить в данном случае? Если брать полномочия в сфере образования, на первый взгляд, речь пойдет об организации общедоступного бесплатного дошкольного образования <2>. Однако такое образование должно быть бесплатным, привязка данной услуги к этому полномочию будет нарушением федерального законодательства о местном самоуправлении. К какому же муниципальному полномочию "привязать" эту услугу, чтобы оказывать ее на платной основе?

<2> Пункт 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении).

Подходящий вариант - организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью в отношении муниципальных районов и мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе <3>. Формулировки данных вопросов местного значения, для решения которых соответствующие органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия, не содержат указания на необходимость бесплатности таких мероприятий, а широта формулировок позволяет включить в них деятельность групп кратковременного пребывания детей. Автономному учреждению важно понимать этот правовой контекст, чтобы грамотно аргументировать свою позицию как перед учредителем, так и перед контролирующими органами.

<3> Пункт 27 ч. 1 ст. 15 и п. 34 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении.

Что касается определения цены услуги, здесь нужно ориентироваться на следующие факторы.

Во-первых, платежеспособность потенциальных клиентов - родителей детей, ведь нет смысла организовывать предоставление услуги, если нуждающиеся в ней жители муниципалитета не смогут за нее заплатить.

Во-вторых, цены конкурентов. Конечно, желательно, чтобы хотя бы на начальном этапе для привлечения клиентов цена на услугу автономного учреждения была несколько ниже, чем у других поставщиков аналогичной услуги. Хотя, с другой стороны, конкурентным преимуществом учреждения может быть не цена, а его официальный статус и качество услуги (квалификация персонала, оснащение группы, контроль процесса оказания услуги и т.д.), поскольку в коммерческом секторе подобные услуги нередко предоставляются в жилых помещениях лицами, не имеющими педагогического образования.

В-третьих, окупаемость сделанных вложений. В практике коммерческой деятельности имеют место различные сроки окупаемости в зависимости от характера этой деятельности и того, на какие средства делались вложения - кредитные или собственные. Скорее всего, в данном случае учреждение вкладывает не кредитные средства, поэтому срок окупаемости не зависит от установленных сроков погашения кредита. Желаемый срок окупаемости может быть связан здесь с дальнейшими планами учреждения по внедрению новых услуг, в которые также могут потребоваться определенные вложения.

Наконец, следует учитывать, что при определении цены услуги последнее слово будет за учредителем. В соответствии с федеральным законодательством о местном самоуправлении одним из полномочий органов местного самоуправления является установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, если иное не предписано федеральными законами <4>. Автономные учреждения являются государственными или муниципальными (абз. 2 ч. 2 ст. 120 ГК РФ), поэтому данная норма относится и к ним, а в федеральном законодательстве отсутствуют положения, определяющие, что в этом случае учреждение может самостоятельно устанавливать тарифы на свои услуги.

<4> Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении.

Определенной "зацепкой" может быть то, что согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях к компетенции их учредителя не относится установление тарифов на их услуги (ст. 9 Закона N 174-ФЗ), но аргумент этот слаб, поскольку оппоненты укажут на отсутствие в федеральных законах прямой нормы о праве учреждения самостоятельно определять тарифы. Поэтому учредитель может не согласиться с предложенным учреждением тарифом, если сочтет его слишком высоким и "политически некорректным" в муниципальном учреждении. В этом случае учреждению придется согласиться с учредителем (снизить тариф) или попытаться убедить его в обоснованности цены.

Мнение эксперта. О.Е. Орлова, эксперт журнала "Руководитель автономного учреждения"

Стоимость новой платной услуги должна оправдать текущие расходы по оказанию услуги, возместить единовременные затраты (600 тыс. руб.) и принести желаемую прибыль. Причем всех этих целей мы должны достичь за приемлемый срок окупаемости. При принятии решения о цене можно рекомендовать установить плату за услугу в верхнем ценовом диапазоне (например, 330 руб.) по следующим основаниям: услуга относительно новая, рынок не насыщен, значит, наиболее оправдана ценовая стратегия "снятия сливок". Также стоит обратить внимание на цены конкурентов - ограничить их круг детскими садами, находящимися в территориальной близости, и не считать ценовыми конкурентами другие организации, оказывающие аналогичные услуги.

В отношении периода окупаемости приемлемым сроком можно назвать пять лет (данный период применяется не к номинальным денежным потокам, а к дисконтированным). За пятилетний срок учреждение не только вернет первоначальные вложения, но и заработает запланированную прибыль. Что касается требования к прибыльности данного проекта, можно принять ставку дисконтирования 15% годовых, которая гарантированно покрывает инфляцию и соответствует доходности по коммерческим проектам.

Решение об организации платной детской группы означает начало нового проекта, а это, как правило, сопровождается расчетом показателей эффективности. Представленных данных недостаточно для полного расчета, поэтому произведенные ниже вычисления скорее представляют собой схему (шаблон), на основе которой можно просчитать любой конкретный вариант.

Примем, что размер группы составляет 15 человек, время работы - с понедельника по пятницу включительно. Уровень загрузки группы - от 70 до 90%. Для расчетов взята достаточно высокая загрузка, поскольку платная группа будет организована в детском саду и ориентирована на более или менее стабильный коллектив детей. Текущие затраты составляют 150 руб. за единицу услуги и не чувствительны к выручке, так как в основном состоят из постоянной величины заработной платы (оклада).

Ранее мы предложили не причислять к ценовым конкурентам организации, не относящиеся к детским учреждениям. Они, скорее всего, рассчитаны на нерегулярное посещение детей, не могут поддерживать высокую загрузку, а значит, будут компенсировать свои потери большой ценой услуги. Следовательно, некоторые из них можно ввести в состав партнеров. Например, к их услугам родителям можно рекомендовать обращаться в период, когда из-за карантина двери детского сада будут закрыты для приема. Наличие альтернативы - временного пребывания детей на территории организации-партнера - повысит качество собственной услуги детсада.

Итак, рассчитаем два сценария - оптимистичный и пессимистичный. В первом варианте примем цену услуги 330 руб. и уровень загрузки 90%. Во втором варианте цена услуги составляет 280 руб., а уровень загрузки - 70%.

Предварительные расчеты

        Показатели        
      Строка     
 Оптимистичный
вариант
Пессимистичный
вариант
 Цена услуги, руб.        
        1        
      330     
      280
 Уровень загрузки, %      
        2        
       90     
       70
 Количество детей в группе
        3        
       15     
       15
 Количество рабочих дней в
году
        4        
      250     
      250
 Выручка за год, тыс. руб.
5 = 1 x 2 x 3 x 4
     1114     
      735
 Текущие затраты, руб.    
        6        
      150     
      150
 Текущие затраты за год,  
тыс. руб.
  7 = 3 x 4 x 6  
      563     
      563
 Текущая прибыль за год,  
тыс. руб.
    8 = 5 - 7    
      551     
      172

В расчетах мы исходим из того факта, что выручка зависит от уровня загрузки группы, а затраты - нет. Данное допущение основано на том, что воспитатель группы будет работать в течение полной смены независимо от количества детей в группе, то есть его заработная плата с социальными отчислениями носит условно-постоянный характер. Влияние иных условно-переменных затрат (например, налогов) не учтено, что немного занижает показатели эффективности.

После предварительных расчетов приступаем к анализу эффективности проекта.

Расчет эффективности: оптимистичный вариант

      Показатели, тыс. руб.     
 Первый
год
 Второй
год
 Третий
год
Четвертый
год
 Пятый
год
 Сальдо на начало               
    0  
  -49  
   502 
   1053  
  1604
 Отток                          
  600  
    0  
     0 
      0  
     0
 Приток                         
  551  
  551  
   551 
    551  
   551
 Сальдо на конец                
  -49  
  502  
  1053 
   1604  
  2155
 Коэффициент дисконтирования, из
расчета 15% годовых
  1    
 0,8696
 0,7561
  0,6575 
 0,5718
 Дисконтированное сальдо на     
начало
    0  
  -49  
   430 
    847  
  1209
 Дисконтированный отток         
  600  
    0  
     0 
      0  
     0
 Дисконтированный приток        
  551  
  479  
   417 
    362  
   315
 Дисконтированное сальдо на     
конец
  -49  
  430  
   847 
   1209  
  1524

Расчет по этому сценарию показывает, что перед нами очень выгодный проект. Неудивительно: рынок находится на стадии роста и может принести учреждению высокие прибыли. Мы пренебрегли временем на обустройство помещения и игровой площадки, поставив в первый год и единовременные затраты, и выручку за полный год работы. Проект выходит на точку самоокупаемости за период чуть больше года. Внутренняя доходность проекта столь высока, что исчисляется сотнями процентов годовых.

Расчет эффективности: пессимистичный вариант

      Показатели, тыс. руб.     
 Первый
год
 Второй
год
 Третий
год
Четвертый
год
 Пятый
год
 Сальдо на начало               
     0 
  -428 
  -256 
   -84   
   88
 Отток                          
   600 
     0 
     0 
     0   
    0
 Приток                         
   172 
   172 
   172 
   172   
  172
 Сальдо на конец                
  -428 
  -256 
   -84 
    88   
  260
 Коэффициент дисконтирования, из
расчета 15% годовых
    1  
 0,8696
 0,7561
  0,6575 
0,5718
 Дисконтированное сальдо на     
начало
     0 
  -428 
  -278 
  -148   
  -35
 Дисконтированный отток         
   600 
     0 
     0 
     0   
    0
 Дисконтированный приток        
   172 
   150 
   130 
   113   
   98
 Дисконтированное сальдо на     
конец
  -428 
  -278 
  -148 
   -35   
   63

По пессимистичному сценарию проект вполне вписывается в требуемые параметры: окупаемость четыре-пять лет, доходность выше 15%. Дисконтированное сальдо на конец пятого года обращается в ноль при ставке 22% годовых (внутренняя доходность проекта).

Согласно расчетам данный проект является высокоэффективным и оправдан даже при установлении цен в нижнем диапазоне, что позволяет пойти на заметное снижение цены услуги для постоянных клиентов.

Если проект уже запущен и есть первые данные о выручке, желательно провести более детальный расчет:

  1. первый год представить поквартально со ставкой дисконтирования 3,55% в квартал, что соответствует 15% годовых;
  2. если ожидания по выручке оправдываются, снизить ставку дисконтирования со второго года до 12% годовых, исключив из нее 3% годовых в связи со снижением риска проекта;
  3. на основании уточненных данных установить систему скидок для постоянных клиентов.

Мнение эксперта. Т.А. Рыжко, заведующая МАДОУ Калининграда "Центр развития ребенка - детский сад N 50"

По организации платных услуг наш детский сад имеет самый большой опыт в Калининграде. Мы начали внедрять такие услуги еще до 2004 г., будучи ведомственным учреждением: первыми в городе открыли компьютерный класс, стали оказывать платную услугу коррекционной помощи.

Когда в 2009 г. детсад получил статус автономного учреждения и возникла необходимость расширить спектр дополнительных платных образовательных услуг, у нас уже были и опыт, и специалисты, и необходимые условия. Если до момента перехода в АУ детский сад предоставлял девять видов дополнительных платных услуг, то сейчас их количество достигло 22. Они прекрасно сочетаются с основной образовательной деятельностью и очень востребованы родителями.

Часть платных услуг рассчитана на детей, посещающих детсад в рамках муниципального задания. Сюда относятся, например, детский фитнес, занятия по хореографии, английскому языку, по логоматематическому развитию, услуга по празднованию дней рождений. А вот группы пяти- и трехчасового пребывания, семейную группу посещают дети из микрорайона, на них же рассчитаны логопедические занятия, услуга коррекционной помощи. Кстати, мы пробовали организовать группу выходного дня, ночного пребывания, прогулочные группы, но эти услуги у нас, к сожалению, не прижились. Может быть, из-за того, что мы находимся в спальном районе.

Таким образом, платными услугами охвачено довольно много детей, и детсад за счет этого получает хорошую прибыль. На протяжении последних двух лет размер доходов от таких услуг ежегодно составлял около 10% общего финансирования.

Как показывает наш опыт, организация платной услуги проходит в несколько этапов: выстраивание перспективы в соответствии с принципами современного менеджмента (в каком направлении намерено развиваться учреждение), получение лицензии для предоставления конкретной образовательной услуги, подбор кадров, создание условий для оказания услуги, формирование ее стоимости, оформление необходимого пакета документов. Остановимся на некоторых этапах подробнее.

Получение лицензии. Без этого ввести платные образовательные услуги невозможно. Однако законодательная база, определяющая особенности лицензирования образовательной деятельности, периодически меняется. Если раньше лицензировалось определенное направление (например, художественно-эстетическое), а в его рамках перечислялись авторы книг, методик, по которым работает педагог, то сейчас в Калининграде применяется совершенно новый подход. В лицензии должна быть прописана образовательная программа, в соответствии с которой оказывается платная услуга (причем там нельзя указать стандартную программу, по которой ведется образовательная деятельность в рамках муниципального задания).

Создание условий для предоставления услуги. Прежде чем открыть в 2009 г. платную группу пятичасового пребывания детей, мы переоборудовали комнаты (затраты составили около 200 тыс. руб.). Для оказания этой услуги потребовались отдельные помещения со своим входом, отдельная игровая площадка и отдельное меню. Также нужно было организовать образовательную деятельность в рамках группы кратковременного пребывания. Таким образом, мы создали мини-сад для адаптации детей из микрорайона, которые ждут очереди на бюджетные места (в группы пятичасового пребывания набираются дети в возрасте от трех до четырех лет, а в трехчасовые группы <5> - в возрасте от двух до трех лет).

<5> Группы трехчасового пребывания детей относятся к альтернативной деятельности дошкольного учреждения, однако на этой основе можно организовать платную образовательную услугу. Например, дополнить пребывание детей в такой группе образовательной деятельностью, выходящей за рамки стандартных программ, организовать питание.

Формирование стоимости платной услуги. Здесь мы учитываем все текущие расходы:

В результате стоимость пребывания в пятичасовой группе в настоящее время у нас составляет 4 тыс. руб. в месяц. Изменение цены данной платной услуги и размера чистой прибыли, полученной от ее оказания, приведено в таблице.

      Год    
 Стоимость услуги в месяц, руб.
 Чистая прибыль за год, руб.
 2009        
             3 500             
           600 000
 2010        
             3 800             
           715 000
 2011        
             4 000             
           765 000

Поясним, что повышение стоимости услуги связано с ростом тарифов на электроэнергию, а также увеличением зарплаты задействованным педагогам <6>. Дело в том, что в первый год работы группы пятичасового пребывания мы получили посещаемость, которая нас не совсем устраивала. Поэтому впоследствии мы "привязали" стимулирующую часть заработной платы воспитателей к среднему количеству детей в группе в месяц (до 8 человек, до 12 и больше). Заинтересованность педагогов выросла, увеличилась и результативность работы.

<6> Средняя зарплата педагога группы пятичасового пребывания, привлеченного по договору гражданско-правового характера (неполный рабочий день, пятидневная рабочая неделя), в настоящее время составляет немногим меньше, чем средняя зарплата по детсаду. Кроме того, воспитатели этих групп имеют возможность дополнительно заработать: одна ведет занятия по английскому языку, другая - физкультуру.

Кроме того, мы выбрали помесячный принцип оплаты, но предусмотрели возможность перерасчета в зависимости от реальной посещаемости (как за бюджетное место в детском саду). Допустим, если ребенок болел две недели и принес справку - ему сделают перерасчет, но если он отсутствовал без уважительной причины, этот день родители должны оплатить.

Важно отметить, что калькуляция платных услуг, рассчитанных как на детей из микрорайона, так и на воспитанников детского сада (стоимость таких услуг - от 50 до 80 руб. за одно занятие, коррекционное занятие дороже - 200 руб.), составляется с учетом следующих обстоятельств:

  1. финансовое положение семей, дети которых являются потенциальными получателями конкретной платной услуги. Если большинство семей относится к малообеспеченным, ни в коем случае нельзя ставить высокую цену - продажа этой услуги полностью провалится;
  2. величина родительской платы в дошкольном учреждении (этот фактор важен при внедрении дополнительных услуг, рассчитанных на воспитанников детсада). Если родительская плата относительно невысока (например, 1,2 тыс. руб. за 20 дней посещения), можно "поиграть" с ценой, заложить больший процент прибыли. Если же плата составляет 1,8 - 2,2 тыс. руб., что уже дорого, то целесообразно поставить умеренную или даже низкую цену на услугу, а прибыль обеспечивать за счет объема предоставления этой услуги;
  3. квалификация педагога, задействованного в оказании платной услуги (это обстоятельство значимо в первую очередь для услуг второго блока). У тех сотрудников, которые обладают более высокой квалификацией, стоимость занятия должна быть выше;
  4. система льгот (скидок) для родителей. Ее целесообразно предусмотреть в положении дошкольного образовательного учреждения по оказанию платных услуг. А к установлению размера скидки необходимо подходить индивидуально: к примеру, малообеспеченной семье можно предоставить скидку в 50%, многодетной, но полной семье - 20%, сотруднику детского сада (тоже полная семья) - 10%.

Что касается группы пятичасового пребывания детей (одна подгруппа работает с 8.00 до 13.00, другая - с 14.00 до 19.00), они сразу стали востребованными, вложенные средства окупились уже на первом году. Сейчас прошло три года, но ни один вид платных услуг не превысил по доходности эту группу. Согласно рейтингу прибыльности дополнительных платных образовательных услуг, составляемому нашим детсадом, она занимает первое место.

Данные за январь - ноябрь 2011 г.

 1 место        
Группа пятичасового пребывания детей
 2 место        
Коррекционная помощь
 3 место        
Сюжетно-ролевая игра "День рождения"
 4 место        
Занятия по хореографии
 5 место        
Изостудия

В соответствии с занимаемой площадью помещения списочный состав группы пятичасового пребывания составляет 15 человек, то есть две подгруппы вмещают 30 желающих. Такое количество детей набирается. Конечно, существует некоторый отсев (и мы его планируем), но основной костяк группы создается в сентябре и сохраняется до следующей весны, а на освободившиеся места в течение года приходят новые ребята. Кстати, требования к оформлению детей в группу пятичасового пребывания точно такие же, как и в обычную группу (документы, медицинская карта).

В нашем городе учреждения самостоятельно определяют стоимость конкретной платной услуги, поэтому в разных детских садах Калининграда цена может отличаться. Однако учредитель отслеживает "вилку" цен. Когда он получает отчетность от дошкольных образовательных учреждений (в том числе там есть данные по количеству оказанных платных услуг и их стоимости) и проводит анализ, он может видеть, что какой-то детсад "выбился" за пределы средних показателей, и рекомендовать учреждению скорректировать цену в сторону уменьшения или, наоборот, увеличения.

Имея успешный опыт внедрения большого количества дополнительных платных услуг, мы делимся им с коллегами. Так, в Калининграде 20 - 30 детсадов открыли группы пятичасового пребывания по нашему образцу. В связи с этим мы считаем возможным дать определенные рекомендации другим дошкольным учреждениям.

  1. Подготовку к внедрению платной услуги нужно начинать с мониторинга работы педагогов, потому что именно они в первую очередь будут задействованы в предоставлении дополнительных платных услуг. В частности, в нашем учреждении для оказания 22 видов дополнительных услуг со стороны приглашено лишь шесть педагогов, остальные - штатные сотрудники детсада. Следует провести опрос, кто и какие занятия хотел бы вести. Затем должен быть осуществлен мониторинг условий, а также финансового положения контингента родителей, и только потом стоит выяснять, какую услугу родители хотели бы получить для своего ребенка в стенах детского сада. Подчеркнем, что это можно делать только тогда, когда в голове у руководителя дошкольного учреждения уже сложилось видение того, какими ресурсами будет обеспечена будущая услуга, и оно зафиксировано на бумаге, когда уже проведена работа с педагогами и, возможно, привлечены дополнительные специалисты извне.
  2. На основе данных четырех проведенных мониторингов предстоит выстроить свою систему платных услуг. Как показывает наша практика, эта система должна держаться на четырех основаниях: получение лицензии, создание условий (подготовка помещений, обеспечение кадрами, разработка программы, оснащение образовательного процесса), обеспечение качества оказываемой услуги и открытый показ деятельности два раза в год (родители должны знать, за что они платят деньги).
  3. Руководитель должен назначить сотрудника, который будет отвечать за организацию платных услуг, анализировать результаты, делать выводы, вносить изменения в текущую деятельность. Заведующая детсадом создает условия для организации, но она не может руководить всем процессом.

Таким образом, внедрение и оказание дополнительных платных услуг - это серьезная нагрузка и на руководителя, который является генератором идей, и на ответственного сотрудника, воплощающего эти идеи в жизнь, и на задействованных педагогов (ведь родители при выборе платной услуги, как правило, учитывают уровень мастерства и квалификацию педагога). Однако при правильной организации эта деятельность приносит учреждению хороший доход, который детсад может направить на свое развитие.