Мудрый Экономист

Условия размещения заказа у единственного поставщика, предусмотренные для образовательных учреждений

"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 4

Получатели бюджетных средств и бюджетные учреждения (нового типа) при осуществлении своей деятельности нуждаются в определенных товарах, работах, услугах, потребность в которых должна обеспечиваться в соответствии с Законом о государственных закупках <1>. В нем же установлены условия, которые касаются конкретно образовательных учреждений при размещении ими заказа у единственного поставщика. Об этом и пойдет речь в данной статье.

<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Общие положения

Согласно п. п. 1, 2 ст. 4 Закона о государственных закупках субъектами, осуществляющими функции по размещению заказов, являются:

Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

Пунктом 1 ст. 10 Закона о государственных закупках определены следующие способы размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика:

Таким образом, одним из способов размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика без проведения торгов является, в частности, его размещение у единственного поставщика, с которым заключается государственный (муниципальный) контракт или гражданско-правовой договор.

Напомним, что государственный (муниципальный) контракт заключается заказчиками от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения их нужд (п. 1 ст. 9 Закона о государственных закупках). Из п. 1 ст. 531 ГК РФ следует, что отношения сторон по исполнению государственного (муниципального) контракта по поставке товаров непосредственно государственному (муниципальному) заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю) регулируются правилами, предусмотренными ст. ст. 506 - 522 ГК РФ.

Гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд бюджетных учреждений заключаются от их имени на срок, не превышающий трех лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, предметом которых является:

То есть сроки, на которые заключаются договоры по предоставлению перечисленных выше работ, услуг, могут превышать указанный предел.

В то же время названные договоры, а также иные виды гражданско-правовых договоров бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, и сроки, на которые они заключаются, могут быть установлены Правительством РФ.

Размещение заказа у единственного поставщика

В силу ст. 55 Закона о государственных закупках под размещением заказа на поставку товаров у единственного поставщика понимается такой способ, при котором заказчик предлагает заключить контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику. Порядок размещения заказов таким способом урегулирован нормами гл. 6 этого Закона.

Данный способ размещения заказа сводится к тому, что заказчик направляет поставщику (исполнителю) предложение о заключении соглашения, а затем они подписывают контракт (гражданско-правовой договор).

Законом о государственных закупках при таком способе размещения заказа не установлено никаких временных рамок по срокам размещения заказа у единственного поставщика. Следовательно, период размещения заказа таким способом даже может занимать один день.

В п. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках перечислены случаи, когда заказ может размещаться у единственного поставщика, в частности:

Следует отметить, что данный перечень является закрытым, поэтому разместить заказ у единственного поставщика в отношении поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг учреждения могут только по указанным в п. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках случаям. Они могут иметь место и в образовательных учреждениях. В то же время данным пунктом также предусмотрены случаи, касающиеся конкретно этих учреждений (их научно-исследовательских подразделений). Рассмотрим некоторые из них и остановимся на отдельных особенностях, которые следует учитывать при размещении заказов у единственных поставщиков.

  1. Согласно пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках государственные образовательные учреждения получили право размещать заказы у единственного поставщика на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение квартала на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ.

Из содержания этого подпункта следует, что воспользоваться указанным правом могут только государственные образовательные учреждения.

  1. Иные образовательные учреждения вправе размещать у единственного поставщика заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг при условии, что их сумма не превышает установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут также заключаться контракты и иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ (пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках).

Напомним, что в настоящее время предел расчетов наличными денежными средствами составляет 100 тыс. руб. по одному договору (Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя").

К сведению. Под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273 (далее - Номенклатура) (п. 6.1 ст. 10 Закона о государственных закупках).

Таким образом, перед тем как размещать заказ у единственного поставщика, в соответствии с пп. 14, 14.1 п. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках образовательным учреждениям нужно определиться, не являются ли необходимые им товары, работы, услуги одноименными в целях соблюдения условия о непревышении в течение квартала указанных выше сумм.

Например, при размещении заказа на пособия учебные школьные: модели, печатные, аудиовизуальные следует учитывать, что они входят в одну группу - учебные пособия (код 3695000 ОКДП <2>) группа 167 Номенклатуры, поэтому являются одноименными.

<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17.

Расходные материалы для принтеров (картриджи и фотобарабаны) (код 3010500) и услуги по заправке картриджей для принтеров, копиров и других устройств вывода информации (код 3010500) также являются одноименными и относятся к группе 126 "Бытовая техника, офисная техника и электроника" Номенклатуры (Письмо Минэкономразвития России от 22.12.2011 N Д28-733).

Услуги по утилизации основных средств в ОКДП относятся к кодам 3710000 "Металлические отходы и лом в форме, пригодной для использования в качестве нового сырья" и 3720000 "Отходы неметаллические и продукты их вторичной переработки" в классе 3700000 "Отходы и лом в форме, пригодной для использования в качестве нового сырья". В связи с этим услуги по утилизации основных средств следует отнести к группам 169 "Сырье вторичное металлическое обработанное" и 170 "Сырье вторичное неметаллическое обработанное и услуги по переработке вторсырья" Номенклатуры, которые включают в себя указанные коды (Письмо Минэкономразвития России от 07.12.2011 N Д28-657).

Из этого следует, что использовать способ размещения заказа "у единственного поставщика" возможно, если общая стоимость этих одноименных товаров, работ, услуг, входящих в одну группу, у государственных образовательных учреждений не будет превышать в течение квартала 400 тыс. руб., а у иных образовательных учреждений - 100 тыс. руб.

  1. Согласно пп. 19 п. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках государственные (муниципальные) образовательные учреждения могут размещать заказ у издателей (единственных поставщиков) на поставку печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям (в целях обеспечения деятельности этих образовательных учреждений) при условии, что указанным издателям принадлежат исключительные права на их использование.
  2. Образовательные учреждения могут размещать заказ на оказание преподавательских услуг физическими лицами (пп. 22 п. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках).
  3. Положениями пп. 23 п. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках государственным образовательным учреждением предоставлено право размещать заказ на:

В Письме Минэкономразвития России от 11.08.2011 N Д28-235 разъясняется, что размещение заказа на указанные выше произведения может осуществляться только у физического лица как у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Размещение таких заказов у юридического лица как у единственного поставщика Законом о государственных закупках не предусмотрено.

Размещение заказов на изготовление и поставку декораций, сценических мебели, костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений государственными образовательными учреждениями, может осуществляться как у юридических лиц, так и у физического лица (физических лиц).

  1. Согласно пп. 32 п. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках бюджетные учреждения (в качестве которых могут выступать вузы), являющиеся исполнителями по государственным (муниципальным) контрактам либо заключенным с другим бюджетным учреждением гражданско-правовым договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, вправе привлекать в ходе их исполнения иных лиц, необходимых для выполнения указанных в контракте либо договоре работ, без проведения торгов.

Аналогичное мнение изложено в Письме Минэкономразвития России от 04.10.2011 N Д28-418.

  1. Бюджетные учреждения (в том числе вузы), получившие гранты, вправе не проводить процедуры торгов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, а привлечь соисполнителей для выполнения данных работ в качестве единственных (пп. 33 п. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках). В то же время предусмотрен запрет на размещение бюджетным учреждением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) при выполнении им научных исследований и мероприятий за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.

В Письме Минэкономразвития России N 19226-ЛА/Д28, Минфина России N 02-11-00/3965 от 07.09.2011 разъясняется порядок размещения заказов в рамках выполнения научных исследований, осуществляемых бюджетными учреждениями за счет средств полученных грантов.

В нем указано, что законодательством РФ предусмотрена возможность поддержки научных исследований, выполняемых бюджетными учреждениями в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, как за счет денежных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами (в том числе иностранными гражданами и юридическими лицами), а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, так и за счет грантов (субсидий на конкурсной основе) Президента РФ, Правительства РФ, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда.

При этом в Письме разъясняется, что указанные выше гранты, полученные бюджетными учреждениями из бюджетов бюджетной системы РФ в форме субсидий на конкурсной основе, с момента нахождения на счете грантополучателя не относятся к средствам бюджетов бюджетной системы РФ.

В Письме выражено мнение, что ограничения, установленные пп. 33 п. 2 ст. 55 Закона о государственных закупках в части, касающейся размещения заказа у единственного поставщика за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, не распространяются на операции, осуществляемые бюджетными учреждениями с вышеуказанными средствами на условиях, определенных грантодателями.

И.Зернова

Редактор журнала

"Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"