Мудрый Экономист

О рекламе, за размещение которой аптека заплатит штраф

"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 9

В настоящее время с помощью различных средств массовой информации рекламируется все подряд, в том числе медицинские услуги и лекарственные средства, причем последние - весьма активно. В здании поликлиники, кабинете врача можно увидеть всевозможные брошюры, проспекты, призывающие покупать те или иные лечебные средства. Нередко у аптек размещаются огромные рекламные щиты, предлагающие приобрести лекарственный препарат со скидкой. Порой руководитель аптечной сети при размещении рекламы не задумывается, что она может принести ему не максимальную прибыль, о которой он так мечтает, а огромный убыток, если контролирующий орган выявит нарушение норм законодательства о рекламе. Вниманию читателей представлен спор, рассмотренный в Постановлении ФАС СКО от 14.03.2012 N А63-4283/2011, предметом которого стала реклама, за размещение которой к учреждению были применены штрафные санкции.

Законодательство РФ о рекламе

Нормативно-правовым актом, устанавливающим правила размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).

Согласно ст. 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.

Особенности размещения рекламы лекарственных средств, методов лечения, медицинской техники регламентированы ст. 24 Закона о рекламе. В соответствии с ее нормами такая реклама должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к применению лекарственных средств, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Реклама лекарственных средств, в частности, не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования, создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования (пп. 2, 3 и 4 п. 1 ст. 24 Закона о рекламе).

Исключением из вышеперечисленных требований является размещение рекламы лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях (п. 8 ст. 24 Закона о рекламе).

При размещении рекламы лекарственных средств, медицинских услуг, медицинской техники следует учитывать общие требования, предъявляемые ст. 5 Закона о рекламе ко всем объектам рекламы независимо от названия и назначения товара, работы либо услуги. Перечень довольно обширный, поэтому остановимся только на некоторых объектах. Так, в частности, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, медицинской техники должна быть добросовестной и достоверной. В ней не допускаются (п. 5 ст. 5 Закона о рекламе):

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (п. 7 ст. 5 Закона о рекламе).

При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ (п. 11 ст. 5 Закона о рекламе).

О контроле и административной ответственности

В соответствии со ст. 33 Закона о рекламе и п. 5.3.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, контроль и надзор за соблюдением Закона о рекламе возложены на ФАС.

Если реклама распространяется с нарушением требований законодательства и причиняет ущерб интересам потребителей, каждый из субъектов размещения рекламы (рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель) может быть привлечен к гражданской или административной ответственности.

Гражданская ответственность выражается в возмещении убытков, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. Административная ответственность представляет собой наложение штрафов, предусмотренных ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ за ненадлежащую рекламу, в следующих размерах:

При этом уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Спор о рекламе, вынесенный на рассмотрение ФАС

Суть спора. Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Предметом спора стала реклама, размещенная у здания аптеки "Будь здоров!", следующего содержания: "Аптека. Будь здоров! Strepsils - 76 руб., TheraFlu - 193 руб., но-шпа - 80 руб. Акция - 10%. Пенсионерам предоставляется скидка 10%. Не распространяется на препараты, реализуемые по акции со скидкой".

Решением антимонопольного органа общество было признано нарушившим п. 1 ст. 9 и п. 7 ст. 24 Закона о рекламе по признаку распространения рекламы лекарственных средств без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалиста, а также без указания срока проведения стимулирующего мероприятия.

Предписанием от 20.04.2011 ФАС обязала общество в 10-дневный срок прекратить распространение любым способом указанной рекламы и сообщить об исполнении предписания до 11.05.2011.

По результатам рассмотрения дела о нарушении норм законодательства о рекламе в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Постановлением от 03.05.2011 было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Позиция суда. При вынесении решения арбитры исходили из следующего. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается (п. 1 ст. 5 Закона о рекламе).

Арбитры установили, что реклама "Аптека. Будь здоров! Strepsils - 76 руб., TheraFlu - 193 руб., но-шпа - 80 руб. Акция - 10%. Пенсионерам предоставляется скидка 10%. Не распространяется на препараты, реализуемые по акции со скидкой" является стимулирующим мероприятием, поскольку направлена на стимулирование продаж медицинских препаратов, в связи с чем отсутствие в рекламе сведений о сроках проведения такого стимулирующего мероприятия нарушает требования п. 1 ст. 9 Закона о рекламе.

Согласно п. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Антимонопольный орган обоснованно указал, что в оспариваемой рекламе отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению лекарственных препаратов, необходимости ознакомления с инструкцией по их применению или получения консультации специалистов.

Суд на основании всестороннего, полного и объективного исследования доказательств установил, что спорная реклама является ненадлежащей, поскольку нарушает п. 1 ст. 9 и п. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

В соответствии с п. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ст. ст. 9, 24 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе). Из данного определения видно, что статус лица как рекламодателя не связан исключительно с наличием или отсутствием договорных отношений с рекламораспространителем или рекламопроизводителем.

Судебная инстанция обоснованно указала, что в оспариваемом деле рекламодателем является именно общество, поскольку спорная реклама привлекает внимание потребителей к конкретным лекарственным средствам, реализуемым в его аптеке. Факт распространения оспариваемой рекламы обществом подтвержден материалами дела. Рекламный материал изготовлен ООО "ИнтерКос" на основании договора от 01.12.2010 N 84, заключенного со стороны заказчика господином В., являющимся учредителем общества.

Вынесение управлением предписания в случае выявления нарушения требований законодательства относится к компетенции антимонопольного органа и имеет своей целью устранение допущенного обществом нарушения, наличие которого установлено судами и подтверждено материалами дела.

Таким образом, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований о признании недействительными решения и предписания ФАС (Постановление ФАС СКО от 14.03.2012 N А63-4283/2011).

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: размещая рекламу, руководитель аптеки должен внимательно изучить действующее законодательство, чтобы не попасть в неприятную ситуацию и тем более не быть привлеченным к административной ответственности за несоблюдение норм законодательства.

М.Р.Зарипова

Эксперт журнала

"Аптека: бухгалтерский учет

и налогообложение"