Мудрый Экономист

Особенности представления в ФСС отчетности по страховым взносам

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 4

В конце 2011 г. в Федеральный закон N 212-ФЗ <1> были внесены изменения по вопросам установления размеров тарифов страховых взносов <2>. В отношении отдельных плательщиков были установлены пониженные тарифы. Для того чтобы дифференцировать сведения о таких плательщиках, Минздравсоцразвития России утвердило новые формы отчетности, представляемой в ПФР (Приказом от 15.03.2012 N 232н) и ФСС (Приказом от 12.03.2012 N 216н). Напомним, что основные изменения в представлении отчетности за I квартал 2012 г. в ПФР были рассмотрены в предыдущем номере журнала (в рубрике "Страховые взносы"). В рамках данной статьи читатели смогут ознакомиться с изменениями в представлении отчетности в ФСС в 2012 г., а также с особенностями ее представления в электронном виде.

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
<2> Изменения внесены Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ. Подробнее об этом читайте в статье И. Зерновой "Налог на доходы физических лиц и страховые взносы. Что нового?", N 2, 2012, с. 45.

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ казенные учреждения являются плательщиками страховых взносов (страхователями).

Согласно пп. 2 п. 9 ст. 15 данного Закона они обязаны ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в территориальные органы ФСС по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС) (далее - расчет по форме-4 ФСС).

Расчет по форме-4 ФСС

При составлении отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам в ФСС за I квартал 2012 г. (которая сдается на позднее 15 апреля) плательщикам необходимо применять новую форму расчета, а также Порядок ее заполнения, которые утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 216н (далее - Порядок N 216н). На момент написания статьи данный документ не прошел процедуру регистрации в Минюсте. Найти его можно на сайте Минздравсоцразвития (www.fss.ru) в рубрике "Социальное развитие".

Требования к формированию расчета

Общие требования к формированию расчета по страховым взносам для ФСС установлены в разд. I Порядка N 216н. Следует заметить, что они схожи с ранее предъявляемыми требованиями, которые были предусмотрены Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н.

При заполнении в 2012 г. расчета по форме-4 ФСС необходимо учитывать следующие требования:

Порядок заполнения расчета

Новый расчет по форме-4 ФСС, как и ранее применявшийся, включает в себя титульный лист и два раздела:

Далее рассмотрим изменения в Порядке их заполнения.

Титульный лист. Титульный лист заполняется всеми плательщиками страховых взносов (страхователями).

В сравнении с ранее применявшейся формой из состава показателей титульного листа нового расчета по форме-4 ФСС исключены коды по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ) и Общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС).

При этом титульный лист нового расчета дополнен полем "Прекращение деятельности", в котором проставляется буква "Л" в случае прекращения деятельности плательщиком в связи с его ликвидацией, а перечень удостоверяющих лиц в подразделе "Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем расчете, подтверждаю" - кодом "3", который указывается в случае подтверждения отраженных в расчете сведений правопреемником ликвидированной организации.

Раздел 1. Данный раздел включает в себя 10 таблиц (их номера: 1 - 3, 3.1, 4, 4.1 - 4.4 и 5), однако всеми плательщиками страховых взносов в обязательном порядке заполняются только две из них:

Таблицу 2 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ее показатели остались прежними) заполняют страхователи тех регионов Российской Федерации, которые не участвуют в реализации пилотного проекта. Учреждения, участвующие в его реализации, таблицу 2 не заполняют и в ФСС не представляют.

К сведению. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 294 <3> в реализации пилотного проекта участвуют: с 01.01.2012 по 31.12.2013 - Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область, с 01.07.2012 по 31.12.2013 - Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край. Суть проекта заключается в том, что в субъектах РФ, участвующих в его реализации, назначение, выплата пособий и возмещение расходов осуществляется не страхователями, у которых работают застрахованные лица, а территориальными органами ФСС. Получается, что страхователь (казенное учреждение) в этом случае выступает в роли посредника между страховщиком (ФСС) и застрахованными лицами (работниками).

<3> Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 4 статьи 6 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Таблица 5 "Расшифровка выплат, произведенных за счет средств, финансируемых из федерального бюджета" (показатели данной таблицы не изменились) заполняется страхователями в том случае, если ими в отчетном периоде производились выплаты в размерах, сверх установленных законодательством РФ, за счет федерального бюджета, например, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении "Маяк", получившим или перенесшим лучевую болезнь (ставшим инвалидами) вследствие радиационных аварий (кроме Чернобыльской АЭС), и т.п. Таблицы 3.1, 4 и 4.1 - 4.4 разд. 1 предназначены для отражения сведений, необходимых для применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов.

Так, таблицу 3.1 (показатели которой остались прежними) заполняют плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения в отношении физических лиц, являющихся инвалидами I, II и III групп (в случае, если этот тариф ниже основного тарифа, установленного для данных плательщиков).

Оставшиеся пять таблиц предназначены для расчета соответствия условий на право применения отдельными плательщиками пониженного тарифа для уплаты страховых взносов и заполняются:

Казенные учреждения таблицы 4, 4.1 - 4.4 разд. 1 расчета по форме-4 ФСС заполнять не будут.

Раздел 2. В состав данного раздела по-прежнему входят четыре таблицы, показатели которых не изменились:

В обязательном порядке страхователи (плательщики страховых взносов) представляют в ФСС только две из них - таблицы 6 и 7.

При этом таблицы 8 и 9 заполняются страхователями, которыми самостоятельно были произведены расходы:

Для справки. В 2012 г. финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 10.02.2012 N 113н. Они размещены на сайте ведомства по адресу www.minzdravsoc.ru.

Особенности представления отчетности в электронном виде

Как уже упоминалось ранее, страхователи, среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых они производят выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, расчет по форме-4 ФСС представляют по установленным форматам в электронной форме с электронной цифровой подписью (ЭЦП) (п. 10 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).

Примечание. Электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (п. 1 Технологии приема расчетов).

Технология приема расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе ФСС в электронном виде с ЭЦП утверждена Приказом ФСС РФ от 12.02.2010 N 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования" (далее - Приказ N 19 и Технология приема расчетов). В этом документе определены следующие процедуры:

В рамках данного раздела подробно рассмотрим только порядок подготовки и представления в электронном виде с ЭЦП расчета по форме-4 ФСС.

Подготовка расчета в электронном виде с ЭЦП. Для представления отчетности в ФСС в электронном виде с применением ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи страхователю необходимы следующие компоненты (п. 3.1 Технологии приема расчетов):

Примечание. Сертификат ключа подписи - документ на бумажном носителе или электронный документ с ЭЦП уполномоченного лица удостоверяющего центра (УЦ), который включает в себя открытый ключ ЭЦП и выдается участнику системы электронного документооборота для подтверждения подлинности ЭЦП и идентификации владельца сертификата ключа подписи (п. 1 Технологии приема расчетов).

Для представления в ФСС расчета по форме-4 ФСС в электронном виде с применением ЭЦП с использованием внешних носителей данных вместо доступа к сети Интернет страхователю достаточно внешнего носителя (дискеты, компакт-диска (CD-RW, DVD-RW), флэш-накопителя USB).

Страхователь в случае представления расчета в электронном виде (п. 3.3 Технологии приема расчетов):

  1. формирует файл расчета в соответствии с Приложениями 1 и 2 к Приказу N 19;
  2. проверяет правильность подготовки расчета с помощью контрольных соотношений логического контроля между его показателями, предусмотренных Приложением 3 к Приказу N 19;
  3. подписывает файл расчета ЭЦП должностного лица, имеющего право подписи на бумажном носителе, зашифровывает сформированный файл в соответствии с требованиями по совместимости к процедурам формирования ЭЦП, встраивания ЭЦП в документ и шифрования (Приложение 4 к Приказу N 19);
  4. формирует расчет по форме-4 ФСС в электронном виде с применением ЭЦП в соответствии с Порядком N 216н и Технологией приема расчетов.

К сведению. С 14 марта 2012 г. Приложения 2 и 3 к Приказу N 19 применяются в редакции Приказа ФСС РФ от 14.03.2012 N 87.

Представление расчета в электронном виде с ЭЦП. Страхователь представляет расчет по форме-4 ФСС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на шлюз приема расчетов в сети Интернет или лично (через уполномоченного представителя) на внешнем носителе в территориальный орган ФСС по месту регистрации.

Интернет-ресурс. Шлюз приема расчетов в сети Интернет - это web-pecypc ФСС, позволяющий загрузить представляемый страхователем расчет в электронном виде, просмотреть и получить результаты его проверки в ФСС. Шлюз расположен на официальном сайте ФСС www.fss.ru.

При получении файла расчета шлюзом приема расчетов в сети Интернет ему присваивается идентификатор файла. Далее в течение 48 часов осуществляется его обработка, поступивший файл расчета страхователя проходит несколько этапов контроля (п. 4.4 Технологии приема расчетов):

  1. проверку формата наименования и размера файла расчета в электронном виде (Приложение 1 к Приказу N 19);
  2. расшифровку и проверку ЭЦП страхователя (Приложение 4 к Приказу N 19);
  3. проверку соответствия структуры файла расчета утвержденному формату (Приложение 2 к Приказу N 19);
  4. проверку соответствия контрольных соотношений показателей логического контроля (Приложение 3 к Приказу N 19).

При получении файла расчета с использованием внешних носителей данных его передачу на шлюз приема расчетов в сети Интернет производит должностное лицо территориального органа ФСС, уполномоченное на прием расчета, в присутствии уполномоченного представителя страхователя. Одновременно указанное должностное лицо осуществляет озвученные выше этапы контроля. При положительном прохождении контрольных мероприятий страхователю передается на его же внешнем носителе квитанция о получении расчета или квитанция о получении расчета с ошибками. В противном случае страхователю сообщается о возникшей ошибке в соответствии с протоколом проверки и передается на его же внешнем носителе текстовый файл с идентификатором файла расчета (<номер страхователя>_<расчетный год>_<отчетный квартал>.txt).

В результате обработки файла расчета формируется соответствующий протокол проверки, квитанция о его получении или квитанция о получении расчета с ошибками. Протокол для просмотра доступен на странице "Проверка и контроль" шлюза приема расчетов в сети Интернет.

Файл расчета страхователя может не пройти этапы контроля на шлюзе приема расчетов в сети Интернет и быть не принятым ФСС в следующих случаях (п. 4.5 Технологии приема расчетов):

После исправления указанных несоответствий страхователь направляет файл расчета в ФСС повторно. При этом датой его представления считается дата получения исправленного расчета, успешно прошедшего первые три этапа контроля (п. 4.6 Технологии приема расчетов).

После завершения обработки файла расчета шлюзом приема расчетов в сети Интернет со страницы "Проверка и контроль" страхователь, используя идентификатор файла расчета, скачивает квитанцию о получении расчета ФСС в случае успешного прохождения этапов контроля либо квитанцию о получении расчета с ошибками (п. 4.7 Технологии приема расчетов).

При получении квитанции о расчете с ошибками расчет необходимо исправить и повторно направить на шлюз приема расчетов в сети Интернет. Датой его представления в ФСС в данном случае будет считаться дата, указанная в первой сформированной квитанции о получении расчета или квитанции о получении расчета с ошибками за текущий отчетный период (п. 4.8 Технологии приема расчетов).

Штраф за непредставление расчета по форме-4 ФСС

С 1 января 2012 г. действует новая редакция ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ <4>, п. 1 которой установлен размер штрафа за непредставление плательщиком страховых взносов расчета по форме-4 ФСС в предусмотренный Законом срок. С указанной даты его размер составляет 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления. При этом размер штрафа не может быть более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

<4> Новая редакция указанной статьи утверждена Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".

В свою очередь, п. 2 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрен штраф в размере 200 руб. для страхователей за несоблюдение порядка представления расчета по форме-4 ФСС в электронном виде в случаях, предусмотренных этим Законом.

Порядок определения суммы штрафа ФСС РФ разъяснил в Письме от 10.02.2012 N 15-03-11/08-1395. В нем сообщается, что штраф за непредставление плательщиком страховых взносов расчета в установленный Законом срок в указанных выше размерах применяется к правонарушениям, совершенным после 01.01.2012. Сумма штрафа рассчитывается от суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начисленной к уплате (то есть без учета произведенных страхователем расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по названному виду обязательного социального страхования).

Н.Гончарова

Эксперт журнала

"Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"