Мудрый Экономист

Изучаем регламент обжалования решений ФСС

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2012, N 4

Приказом Минздравсоцразвития России от 28.11.2011 N 1424н утвержден Административный регламент рассмотрения ФСС РФ и его территориальными органами жалоб, поданных плательщиками страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на решения и иные акты ненормативного характера по контролю за уплатой страховых взносов территориальных органов ФСС РФ, а также на действия (бездействие) должностных лиц Фонда (далее - Административный регламент). В каком порядке происходит обжалование решений контрольного органа, расскажем в статье.

Статья 3 Закона о страховых взносах <1> возлагает контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на два государственных внебюджетных фонда - ПФР и ФСС. В обязанности ФСС и его территориальных органов входит проверка страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В ходе проведения контрольных процедур могут возникнуть некоторые разногласия - как по регламенту проведения проверки, так и по поводу решений контрольного органа. Общий порядок обжалования актов органа контроля за уплатой страховых взносов и действий его должностных лиц изложен в гл. 7 Закона о страховых взносах. Более подробно порядок обжалования решений ФСС и его должностных лиц раскрыт в Административном регламенте.

В соответствии с п. 41 данного документа предоставление государственной услуги в виде рассмотрения жалобы на решения (действия) контрольного органа включает в себя следующие административные процедуры:

а) прием и регистрация жалоб в ФСС;

б) рассмотрение жалобы и принятие решения по ней в ФСС и его территориальном органе;

в) направление заявителю ответа по жалобе.

Более подробная информация о предоставляемой государственной услуге представлена на официальном сайте ФСС (www.fss.ru) и на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru).

Кто вправе подать жалобу в ФСС?

В соответствии с п. 2 Административного регламента заявителями на получение государственной услуги являются плательщики страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, поименованные в ст. 5 Закона о страховых взносах, из числа страхователей, указанных в ст. 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ <2>, либо их законные или уполномоченные представители, перечисленные в ст. 5.1 Закона о страховых взносах.

<2> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Обратите внимание! Личное участие государственного (муниципального) учреждения в отношениях, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает его права на личное участие в указанных правоотношениях (п. 3 Административного регламента).

В силу п. 33 Административного регламента заявитель на стадии рассмотрения ФСС его жалобы имеет право:

а) представлять дополнительные документы и материалы;

б) получать информацию о ходе рассмотрения жалобы.

Каков порядок подачи жалобы?

В соответствии со ст. 55 Закона о страховых взносах жалоба на решения ФСС, действия (бездействие) его должностного лица может быть подана:

  1. в виде почтового отправления;
  2. лично заявителем или через его представителя;
  3. в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи.

Если жалоба подается в форме электронного документа, могут использоваться информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

При подаче жалобы следует обратить внимание на п. п. 10 - 13 Административного регламента, в которых указаны лица, правомочные на ее рассмотрение. В качестве наглядного материала представим данную информацию в таблице.

   Вид жалобы, изложенной   
в заявлении плательщика
страховых взносов
    Уполномоченное лицо   
по рассмотрению жалобы
      Пункт      
Административного
регламента
Жалобы на решения и иные    
акты ненормативного
характера территориальных
органов ФСС
Руководитель (заместитель 
руководителя) структурного
подразделения ФСС,
определенный в качестве
ответственного
должностного лица по
рассмотрению жалобы
10
Жалобы на действия          
(бездействие) должностных
лиц территориального органа
ФСС (за исключением жалобы
на действия (бездействие)
руководителя
территориального органа ФСС)
Руководитель (заместитель 
руководителя)
территориального органа
ФСС
11
Жалобы на действия          
(бездействие) руководителя
территориального органа ФСС
Руководитель (заместитель 
руководителя) структурного
подразделения ФСС,
определенный в качестве
ответственного
должностного лица по
рассмотрению жалобы
12
Жалобы на действия          
(бездействие) руководителя
(заместителя руководителя)
структурного подразделения
ФСС
Заместитель председателя  
(председатель) ФСС
13

В соответствии с п. п. 19 - 20 Административного регламента к жалобе, поданной представителем заявителя, должен быть приложен документ, подтверждающий его полномочия на представление интересов заявителя.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к жалобе копии документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в жалобе. При подаче жалобы в электронном виде подтверждающие документы также могут быть представлены в электронной форме.

В какой срок будет рассмотрена жалоба?

В соответствии с п. 3 ст. 56 Закона о страховых взносах, п. 16 Административного регламента срок рассмотрения жалобы составляет один месяц со дня ее поступления в ФСС. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) ФСС для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, но не более чем на 15 дней.

Максимальный срок ожидания заявителя в очереди при подаче жалобы и при получении ответа по жалобе на личном приеме в ФСС не должен превышать 30 минут (п. 24 Административного регламента).

В каких случаях в рассмотрении жалобы будет отказано?

На основании п. 69 Административного регламента жалобы заявителей остаются без рассмотрения в следующих случаях:

К сведению. Жалоба не будет оставлена без рассмотрения или рассмотрена с нарушением срока по причине продолжительного отсутствия (отпуск, командировка, болезнь и т.д.) или увольнения исполнителя (п. 61 Административного регламента).

Какова последовательность действий ФСС по подготовке ответа на жалобу?

Последовательность действий ФСС по рассмотрению жалобы заявителя изложена в п. п. 42 - 58 Административного регламента, а также наглядно представлена в блок-схеме в Приложении 2 к Административному регламенту.

При подаче жалобы в ФСС в письменном виде заявителем лично или через его законного или уполномоченного представителя по его просьбе на втором экземпляре жалобы проставляется отметка о принятии жалобы и прилагаемых к ней документов (при наличии), указываются фамилия, инициалы, подпись и должность лица, принявшего жалобу, а также дата ее приема (п. 43 Административного регламента).

Далее согласно п. 44 Административного регламента жалобу регистрирует должностное лицо, ответственное за делопроизводство, в структурном подразделении ФСС и ставит ее на контроль. Должностное лицо ФСС, ответственное за делопроизводство, при регистрации проверяет реквизиты жалобы, наличие указанных заявителем вложений и приложений, а также проверяет поступившую жалобу на повторность.

Обратите внимание! Жалобу, содержащую вопросы, решение которых не входит в компетенцию ФСС, должностное лицо, ответственное за делопроизводство, в течение семи календарных дней со дня регистрации направляет по компетенции с уведомлением заявителя, направившего жалобу, о ее переадресации (п. 46 Административного регламента).

Если жалоба содержит вопросы, решение которых входит в компетенцию ФСС, то ответственное лицо изучает поставленные вопросы и готовит проект решения в виде ответа на жалобу и согласовывает его в соответствии с инструкцией по делопроизводству (п. 52 Административного регламента). Согласованный проект ответа и соответствующие материалы представляются на рассмотрение и подпись должностному лицу ФСС.

Подписанный должностным лицом ФСС ответ на жалобу передается должностному лицу, ответственному за делопроизводство, для снятия с контроля и отправления заявителю в течение трех дней со дня принятия решения по жалобе. В случае если жалоба подана в форме электронного документа, ответ в отношении жалобы также готовится в форме электронного документа и направляется лицу, подавшему жалобу, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), способом, обеспечивающим подтверждение получения ответа (п. 56 Административного регламента).

Каковы варианты решений по рассмотрению жалобы?

В соответствии с п. 2 ст. 56 Закона о страховых взносах и п. 53 Административного регламента по итогам рассмотрения жалобы на акт проверки ФСС вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

  1. оставить жалобу без удовлетворения;
  2. отменить акт контрольного органа;
  3. отменить решение контрольного органа и прекратить производство по делу о правонарушении;
  4. изменить решение контрольного органа или вынести новое решение по существу.

Принятое решение в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 4 ст. 56 Закона о страховых взносах).

К сведению. При этом полномочия вышестоящего органа, перечисленные в ст. 56 Закона о страховых взносах, связаны с содержанием выявленных нарушений в процессе проверки нижестоящим контролирующим органом.

В заключение отметим, что рассмотрение жалобы в порядке, предусмотренном Административным регламентом, не является препятствием для последующего или одновременного обжалования решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги, действий или бездействия ФСС, его территориальных органов, а также их должностных лиц в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Обжалование происходит в сроки и по правилам подведомственности и подсудности, установленным процессуальным законодательством РФ (п. 73 Административного регламента).

М.Зарипова

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной

деятельности государственных

(муниципальных) учреждений"