Мудрый Экономист

Бланки строгой отчетности, применяемые учреждениями спорта вместо кассовых чеков

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 3

Осуществляя при проведении спортивно-зрелищных мероприятий наличные денежные расчеты с населением, учреждения физической культуры и спорта вправе использовать вместо ККТ бланки строгой отчетности, приравненные к кассовым чекам. Какие формы бланков применяются указанными учреждениями? Каковы способы их изготовления? Как отражается стоимость бланков строгой отчетности в бухгалтерском учете? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение N 359).

В соответствии с п. п. 1, 2 Положения N 359 организации, оказывающие услуги населению, могут самостоятельно разрабатывать и применять документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов без применения ККТ, в случае если иное не предусмотрено Положением N 359. При этом такие документы (квитанции, билеты, абонементы и др.) оформляются на бланках строгой отчетности, в которых в обязательном порядке должны содержаться следующие реквизиты:

К иным случаям, предусмотренным Положением N 359, относится то, что, если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники (п. 5 Положения N 359).

Кроме того, стоит отметить, что формы бланков документов, используемых при оказании, в частности, услуг физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий), утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (п. 6 Положения N 359). Поскольку в настоящее время формы бланков строгой отчетности для оказания услуг по физкультурно-оздоровительной деятельности не утверждены, организации, оказывающие такие услуги, могут применять самостоятельно разработанные формы бланков строгой отчетности, содержащие обязательные реквизиты. Такую позицию высказали специалисты ФНС в Письме от 10.06.2011 N АС-4-2/9303@.

Вместе с тем п. 2 Постановления Правительства РФ N 359 установлено, что до утверждения бланков для оказания услуг физической культуры и спорта могут применяться старые формы бланков строгой отчетности. Так, для оказания услуг по посещению спортивно-массовых мероприятий учреждения спорта вправе использовать бланк билета, утвержденный Приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н.

Способы изготовления бланков

Бланк строгой отчетности изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на копию (отрывные части) бланка.

При формировании бланков с использованием автоматизированной системы последняя должна отвечать следующим требованиям:

По требованию налоговых органов учреждения обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах (п. 12 Положения N 359). Их регистрации в налоговых органах не требуется, поскольку такие системы не являются контрольно-кассовой техникой. При этом соответствие автоматизированной системы, формирующей бланки документов, требованиям Положения N 359 должно подтверждаться технической документацией по формированию, заполнению и печати бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам (Письма Минфина России от 06.03.2009 N 03-01-15/2-96, от 03.06.2009 N 03-01-15/6-285).

Следует отметить, что изготовление документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, на компьютере и принтере не допускается (Письма УФНС по г. Москве от 30.11.2009 N 17-15/126038, Минфина России от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43).

На сегодняшний день во исполнение Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" Минпромторгом подготовлен проект приказа "Об утверждении технических характеристик и параметров функционирования контрольно-кассовой техники". После его утверждения данные технические характеристики и параметры функционирования могут быть применены к условиям использования автоматизированных систем, поскольку должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, то есть обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа (Письмо Минфина России от 25.04.2011 N 03-01-15/3-39). Иными словами, если разработанная организацией автоматизированная система будет соответствовать таким характеристикам и параметрам функционирования, то про нее можно сказать, что система отвечает требованиям Положения N 359.

Учет бланков

В соответствии с п. 13 Положения N 359 и Приказом Минфина России N 173н <1> учет бланков документов, изготовленных типографским способом, ведется в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045) по видам, сериям и номерам с указанием даты получения (выдачи) бланков строгой отчетности, условной цены, количества, а также с подписью получившего их лица. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации, а также скреплены печатью (штампом).

<1> Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

С работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств согласно документам, заключается договор о материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Этот работник принимает бланки, поступившие в организацию, в присутствии комиссии, образованной руководителем организации. Приемка производится в день поступления бланков. В ходе приемки проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляется акт приемки бланков документов. На основании данного акта, утвержденного руководителем учреждения, бланки принимаются к учету (п. п. 14, 15 Положения N 359).

В целях бухгалтерского учета бланков строгой отчетности согласно п. 337 Инструкции N 157н <2> применяется забалансовый счет 03 "Бланки строгой отчетности". На нем бланки учитываются в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц, мест хранения в условной оценке: один бланк - 1 руб., а в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики, - по стоимости приобретения бланков.

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Внутренние перемещения бланков строгой отчетности в учреждении отражаются по забалансовому счету 03 на основании оправдательных первичных документов (акт приема-передачи, требование-накладная) путем изменения ответственного лица и (или) места хранения.

Выбытие бланков строгой отчетности при их оформлении (выдаче), передаче иному юридическому лицу, ответственному за их оформление (выдачу), а также в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи, принятием решения об их списании (уничтожении) производится на основании Акта о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816) по стоимости, по которой эти бланки были ранее приняты к учету. Кроме того, данный акт применяется для оформления решения о списании испорченных бланков строгой отчетности (в том числе при их заполнении).

Обратите внимание! В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, расходы по приобретению бланков строгой отчетности следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Далее приведем бухгалтерские записи по принятию к учету и списанию бланков строгой отчетности в соответствии с Инструкциями N N 157н, 162н <3>, 174н <4>, 183н <5>:

-------------T------------T------------T------------T------------T-------------
Дебет ¦ Кредит ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Дебет ¦ Кредит
-------------+------------+------------+------------+------------+-------------
Отражение расходов по приобретению бланков строгой отчетности с одновременным
их отражением на забалансовом счете
--------------------------T-------------------------T--------------------------
Пункты 102, 152 ¦ Пункты 128, 153 ¦ Пункты 138, 181
Инструкции N 162н ¦ Инструкции N 174н ¦ Инструкции N 183н
-------------T------------+------------T------------+------------T-------------
0 401 20 226¦0 302 26 730¦0 401 20 226¦0 302 26 730¦0 401 20 226¦0 302 26 000
0 109 61 226¦ ¦0 109 60 226¦ ¦0 109 60 226¦
0 109 71 226¦ ¦0 109 70 226¦ ¦0 109 70 226¦
0 109 81 226¦ ¦0 109 80 226¦ ¦0 109 80 226¦
0 109 91 226¦ ¦0 109 90 226¦ ¦0 109 90 226¦
-------------+------------+------------+------------+------------+-------------
03 ¦ ¦ 03 ¦ ¦ 03 ¦
-------------+------------+------------+------------+------------+-------------
Списание бланков строгой отчетности на основании акта о списании
-------------------------------------------------------------------------------
Пункт 337 Инструкции N 157н
-------------T------------T------------T------------T------------T-------------
¦ 03 ¦ ¦ 03 ¦ ¦ 03
-------------+------------+------------+------------+------------+-------------
<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Пример. Согласно договору, заключенному учреждением спорта (бюджетным учреждением) с типографией, последняя изготовила 1000 билетов на сумму 500 руб. (по 50 коп. каждый билет). После поступления от учреждения предоплаты в размере 30% суммы договора типография доставила изготовленные билеты. Билеты были приняты и переданы на склад. Для реализации билетов на посещение спортивного мероприятия кассиру со склада было выдано 400 билетов, реализовано - 350 билетов. Выручка от реализации составила 25 000 руб. Согласно установленной в учреждении учетной политике билеты учитываются на забалансовом счете по стоимости приобретения.

В соответствии с Инструкцией N 174н данные операции отразятся следующим образом:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
Перечислена предоплата в счет       
предстоящей поставки билетов
(500 руб. x 30%)
2 206 26 560
2 201 11 610
     150  
Приняты к учету поступившие билеты  
2 109 61 226
2 302 26 730
     500  
 03 (склад) 
Зачтен ранее перечисленный аванс    
2 302 26 830
2 206 26 660
     150  
Произведен окончательный расчет с   
поставщиком
(500 - 150) руб.
2 302 26 830
2 201 11 610
     350  
Переданы билеты для реализации      
(400 шт. x 0,5 руб.)
 03 (касса) 
 03 (склад) 
     200  
Начислен доход от реализации        
билетов согласно отчету кассира
2 205 31 560
2 401 10 130
  25 000  
Списаны реализованные билеты        
(350 шт. x 0,5 руб.)
 03 (касса) 
     175  
Возвращены нереализованные билеты   
(50 шт. x 0,5 руб.)
 03 (склад) 
 03 (касса) 
      25  

Хранение и инвентаризация бланков

Руководитель учреждения обязан создать условия для сохранности бланков строгой отчетности. Бланки хранятся в металлических шкафах, сейфах и (или) специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании рабочего дня место хранения бланков опечатывается или опломбировывается (п. п. 14, 16 Положения N 359).

Копии документов (корешки), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств, должны быть упакованы в опечатанные мешки и храниться в систематизированном виде не менее пяти лет. По окончании указанного срока, но не ранее истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации копии документов (корешки) уничтожаются на основании акта об их уничтожении, составленного комиссией, образованной руководителем учреждения. В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки.

Инвентаризация бланков строгой отчетности осуществляется в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств (п. 17 Положения N 359). Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по их видам с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам. Помимо наличия самих бланков, проверяются наличие их копий (корешков к ним), отсутствие в них исправлений, соответствие сумм, указанных в копиях (корешках), суммам, отраженным в кассовой книге.

Л.Ларцева

Эксперт журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"