Мудрый Экономист

Реализация конкретных мероприятий по повышению эффективности налогового контроля

"Налоги" (газета), 2012, N 31

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием эффективности налоговой системы, при этом обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по вопросам налогообложения. С одной стороны, налоговый контроль выступает в форме основного вида деятельности налоговых органов. С другой стороны, при принудительном изъятии части доходов налогоплательщиков налоговый контроль является объективной необходимостью для формирования бюджета за счет налоговых поступлений.

К числу задач налогового контроля следует относить:

Виды государственного налогового контроля, формы и методы их осуществления исследованы применительно к финансовому контролю еще до перехода к рыночным отношениям. Практика убедительно доказывает необходимость их детального изучения в сфере ныне осуществляемого в стране налогового контроля. В отличие от форм, методы налогового контроля присутствуют в Налоговом кодексе РФ в неявной форме, т.е. без законодательного установления. Закрепление форм и методов налогового контроля на законодательном уровне имеет важное значение для защиты и сохранения баланса интересов налогоплательщика и налоговых органов. Кроме того, оптимальное сочетание форм и методов налогового контроля способствует повышению эффективности налогового контроля [2].

Необходимость оценки деятельности налоговых органов вызвана тем, что сопоставление результатов работы смежных подразделений, полученных на основании анализа оценочных показателей, позволяет принимать объективные решения для корректировки работы, обмена накопленным опытом и решения организационных проблем. Применяемые в настоящее время оценочные показатели не позволяют дать комплексную оценку эффективности налогового контроля. Они не носят долгосрочного характера, в них не находит места оценка уровня работы налоговых органов по профилактике налоговых правонарушений, что приводит к росту расходов по налоговому администрированию и повышению уровня уклонения от уплаты налогов.

Одним из направлений повышения эффективности налогового контроля является совершенствование форм и методов организации налогового контроля, в первую очередь налоговых проверок. Эффективность налоговых проверок во многом зависит от правильного выбора объектов для контроля. Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок приобретает особую значимость в условиях частых нарушений налогового законодательства, характерных для современного этапа экономического развития РФ. Отсутствие комплексной методики выбора объектов для проведения выездных проверок значительно снижает эффективность налогового контроля.

В целях совершенствования налогового администрирования разработан и применяется новый порядок планирования выездных налоговых проверок. Теперь, планируя проверку, налоговые органы одновременно готовят контрольные мероприятия не только по структурным подразделениям, но и по всем зависимым организациям и контрагентам проверяемого налогоплательщика независимо от места регистрации и учета. Контрольные мероприятия также скоординированы по срокам и условиям проведения. Управление процессом организации и проведения проверок осуществляется централизованно. При таком подходе практически исключены неэффективные налоговые проверки, а также необоснованные претензии к налогоплательщикам [1].

В современных условиях в России недостаточно используются резервы роста эффективности камеральных проверок. В отличие от прогрессивного опыта зарубежных стран камеральные проверки в РФ характеризуются весьма низкой результативностью. В этой связи возникла необходимость разработки и внедрения комплекса научно-практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности камеральных проверок.

В качестве основных направлений совершенствования организации налогового контроля в РФ в целях повышения его эффективности можно предложить:

Повышение качества налогового контроля и эффективности работы налоговых органов способствует увеличению налоговых доходов и стимулированию производства с целью компенсации издержек, возникающих при реформировании налогообложения, направленном на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Осуществление преобразований в налоговой системе без ущерба для доходной базы бюджета возможно только в сочетании с эффективным налоговым администрированием.

Реальным путем повышения качества налогового контроля могут стать изменение порядка работы налоговых органов и выработка новых подходов, основанных на сравнительном анализе показателей налоговой отчетности налогоплательщиков, сумм начисленных и уплаченных налоговых платежей, а также факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы.

Одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов является контрольная работа.

Мы рассматриваем камеральную проверку как основную, приоритетную форму налогового контроля. Во-первых, она позволяет охватить контролем 100% налогоплательщиков. Во-вторых, трудозатраты на ее проведение намного ниже по сравнению с выездными проверками. Кроме того, в сфере проведения камерального контроля заложена и эффективность контроля выездного, поскольку именно по результатам камерального анализа осуществляется отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок, результаты камерального анализа лежат в основе предпроверочного анализа в рамках подготовки к выездной налоговой проверке.

Следует заметить, что все большую значимость сегодня приобретает предпроверочный анализ при отборе налогоплательщиков для проверок.

Налоговые органы подходят к этому мероприятию с полной ответственностью. Это и понятно: предпроверочный анализ помогает выявить налогоплательщиков, потенциально склонных к занижению сумм налогов либо их сокрытию.

Например, инспекции области стараются охватить углубленными камеральными проверками всех налогоплательщиков, заявивших о возмещении НДС из бюджета по операциям на внутреннем рынке.

Не менее важные составляющие выездного контроля - инвентаризация имущества, обследование, опросы свидетелей и привлечение экспертов. Эти методы позволяют выявлять истинные доходы налогоплательщиков и вместе с тем требуют от инспекторов дополнительного времени и профессионализма.

Можно констатировать, что резервы для повышения эффективности контрольной работы у налоговых органов есть. Использование всей имеющейся информации о налогоплательщике, глубокий предпроверочный анализ, целенаправленный отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки, углубленный камеральный междокументальный контроль - это далеко не полный перечень методов, использование которых позволит поднять контрольную работу на более высокий уровень [2].

Особое внимание нужно уделять повышению квалификации специалистов, занятых контрольной работой. Это связано с рядом факторов. Не секрет, что структура налоговых инспекций за последние годы неоднократно изменялась, что способствовало текучести кадров. Кроме того, постоянно совершенствуется и само налоговое законодательство, в связи с чем возникает необходимость в повышении квалификации специалистов налоговых инспекций.

Для обучения специалистов нужно использовать компьютерные классы. На семинарах надо демонстрировать конкретные режимы работы и возможности системы ЭОД при проведении камеральных и выездных проверок.

В целях оказания практической помощи инспекциям Управление ФНС России может разработать критерии отбора налогоплательщиков для налоговых проверок. В частности, здесь нужно построить различные алгоритмы в системе ЭОД. Это позволит до начала проверки в инспекции проанализировать показатели налоговой отчетности и основные показатели финансово-экономической деятельности налогоплательщиков. С помощью ЭОД можно проводить сравнительный анализ со средними показателями по группе или по отдельным аналогичным налогоплательщикам и, кроме того, осуществлять отбор организаций и предпринимателей для выездных проверок [3].

Важным фактором, способствующим повышению эффективности контрольной работы как инспекций, так и отдельного специалиста, станет проведение анализа нагрузки и работы каждого сотрудника, занимающегося камеральными и выездными проверками. На уровне Управления такой анализ надо проводить ежеквартально, а его результаты доводить до инспекций.

    Итак,    можно   посчитать   экономический   эффект   от   предложенных
мероприятий - S . При качественной работе инспекторов отдела камеральных
э
проверок юридических лиц могут освободиться 2 работника, при исключении
функций ввода в отделе ввода и обработки данных - еще 3 человека. Если они
будут переведены в отдел выездных проверок, то суммы поступлений в бюджет
могут увеличиться на величину S .
док
Сумма взысканий по доначислениям инспектором отдела выездных проверок в
2009 г. составила 4495 тыс. руб., тогда S для пяти инспекторов составит:
док
S = S x N, где S - сумма поступлений, доначисленная по итогам
док 1 док
выездных проверок всего, тыс. руб.;
S - сумма поступлений, доначисленная одним инспектором отдела выездных
1
проверок, тыс. руб.;

N - количество инспекторов отдела выездных проверок, осуществляющих контроль за финансовой деятельностью юридических лиц.

    S    = 4495 x 5 = 22 475 тыс. руб.
док

То есть при проведении комплекса мер, в частности повышения квалификации государственных служащих, позволяющего увеличивать качество и результативность проведения мероприятий контроля финансовой деятельности юридических лиц, происходит функциональная оптимизация налоговой инспекции, позволяющая количественно, а значит, и качественно усилить отделы камеральных и выездных проверок при имеющейся численности работников инспекции.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // М.: Маркетинг, 2001 39 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: принят Гос. Думой 16 июля 1998 г. // М.: Изд-во "ЭЛИТ", 2004. 544 с.
  3. О налоговых органах РФ: Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 (по состоянию на 27 июля 2006 г.) // Российская газета. 2006. 30 июля.

А.О.Рыжков

Специалист

информационного отдела

Инспекции Федеральной налоговой службы

по Правобережному району

г. Липецка