Мудрый Экономист

Особенности интеграционных процессов в мясном подкомплексе республики мордовия

"Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве", 2012, N 8

Процесс производства товарного продукта приводит к необходимости обмена результатами деятельности, что, в свою очередь, вызывает установление и развитие межотраслевых связей.

В условиях рынка возникает серьезная проблема по налаживанию, координации, закреплению связей, обеспечению их нормального функционирования. Межотраслевые связи становятся важным объектом функционирования агропромышленного производства.

Создавшиеся экономические условия требуют нового подхода к формированию и развитию мясного подкомплекса Республики Мордовия и страны в целом. Связи, в том числе интеграционные, становятся важным объектом функционирования мясного подкомплекса, включающего взаимоотношения между производителями сельскохозяйственной продукции, перерабатывающей промышленностью, торговлей, предприятиями инфраструктуры и органами государственной власти, входящими в единую интеграционную структуру мясоперерабатывающего комплекса.

Необходимо отметить, что интеграционные процессы в современных условиях развиваются во всех отраслях АПК, они обусловлены объективными экономическими условиями и факторами. Не является исключением и мясной подкомплекс Республики Мордовия, в котором в широком аспекте представлены интеграционные связи и интеграционные процессы, их образующие.

На территории Республики Мордовия получили реальное воплощение следующие модели интеграционных формирований:

Классический пример интеграционного взаимодействия участников интегрированного формирования в мясном подкомплексе представлен на рис. 1.

Схема интеграционного взаимодействия участников интегрированного формирования мясного подкомплекса

----------------¬   ----------------------------¬      -------------------¬
¦ ¦ ¦ Торговые предприятия ¦<-----+ ¦
¦ +-->¦ (торговые дома, розничные ¦<¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ торговые сети) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L---------------------------- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ /¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ --------------+-------------¬ ¦ ¦ ¦
¦ Инвестор (в +-->¦ Мясоперерабатывающие ¦<+----+ Обслуживающие и ¦
¦ лице ¦ ¦ предприятия ¦ ¦ ¦ консультационные ¦
¦ промышленного ¦ L---------------------------- ¦ ¦ предприятия ¦
¦предприятия или¦ /¦ ¦ ¦ (логистика, ¦
¦ банка) ¦ --------------+-------------¬ ¦ ¦ транспорт, ¦
¦ +-->¦ Сельскохозяйственные +-- ¦ лаборатории, ¦
¦ ¦ ¦ предприятия ¦<-----+ сервис) ¦
¦ ¦ L---------------------------- ¦ ¦
¦ ¦ /¦ /¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦/ ¦/ ¦ ¦
¦ ¦ ------------------¬---------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦КормопроизводствСелекция¦ ¦ ¦
L---------------- L------------------L--------- L-------------------

Рис. 1

В зависимости от типа интеграции, характера взаимоотношений, типа производства (замкнутый или незамкнутый) и предприятия-интегратора (интегратором могут выступать промышленные, сельскохозяйственные, перерабатывающие предприятия, банки и государство).

Моделирование направлений развития интеграционных связей и отношений предприятий мясного подкомплекса позволяет обосновать использование наиболее рациональных форм и вариантов интеграционных связей, отношений и механизмов их осуществления, обеспечивающих как регулирование, взаимоувязку интересов государства, субъектов Федерации, местных органов власти и конкретных субъектов хозяйствования внешних инфраструктур, так и непосредственных участников интегрированных систем различного вида и уровня хозяйствования.

Теоретические наработки отечественных и зарубежных ученых, реальный опыт освоения интеграционных связей и отношений, материалы проведенного нами аналитического исследования свидетельствуют о существенном недоиспользовании возможностей повышения эффективности производства на предприятиях мясного подкомплекса с субъектами хозяйствования внешней и внутренней инфраструктур при переходе к рыночным отношениям в мясном подкомплексе Республики Мордовия.

При этом все очевиднее становится необходимость построения в мясном подкомплексе Республики Мордовия гибких производственных структур, основанных на использовании организационно-экономических и финансовых связей и отношений между производителями сырья, его переработчиками, а также организациями, обслуживающими эти два процесса (транспорт, логистика, сервис), и торговли, основанных на развитии адаптируемых к условиям мясного подкомплекса гибких систем интеграционных связей и взаимоотношений.

Для построения гибких интеграционных связей в мясном подкомплексе, которые обеспечили бы эффективную работу всех предприятий, входящих в него, по нашему мнению, необходимо решить ряд наиболее значимых задач, таких как:

Решение данных и некоторых других задач позволит не только проводить реализацию интеграционных связей и отношений, но и осуществлять моделирование всей их системы в соответствии с уровнем и характером развития производительных сил в обществе и его хозяйствующих субъектах с учетом особенностей мясного подкомплекса Республики Мордовия.

Совершенствование интеграционных связей в мясном подкомплексе вызвало необходимость определения их места в структуре экономического механизма хозяйствования АПК в целом и интегрированного формирования мясного подкомплекса в частности. Грамотно и сбалансированно разработанный механизм взаимодействия всех участников производственного процесса позволит обеспечить эффективную работу предприятия или подкомплекса и его дальнейшее развитие.

В экономической литературе употребляются два понятия: "хозяйственный механизм" и "экономический механизм". Эти два термина имеют право на существование, но их необходимо различать как общее и частное. Чтобы представить границы этих различий, необходимо определить сущность и структуру хозяйственного механизма.

В трактовке понятия "хозяйственный механизм" ведущие экономисты придерживаются различных точек зрения. Одни полагают, что "это управляющая подсистема экономики, построенная для использования экономических законов" [1], более определеннее говорят другие, отождествляя "систему управления народным хозяйством" с хозяйственным механизмом [4], а некоторые авторы хозяйственный механизм рассматривают лишь в качестве совокупности способов экономического воздействия.

На наш взгляд, более точным определением будет являться трактовка авторов, где хозяйственный механизм понимается как форма жизнедеятельности любой системы. Он выражает уровень организации функционирования этой системы и представляет собой систему воздействия на субъекты этой системы [2].

"Экономический механизм" мясного подкомплекса и АПК в целом включает в себя планирование производства, стимулирование труда, цены, кредит и другие экономические рычаги и стимулы [3].

В условиях становления рыночного механизма произошел разрыв ранее существовавших межотраслевых связей, снизилась инвестиционная активность, возросли инфляционные процессы, все это привело к падению производства.

Создавшиеся экономические условия требуют нового подхода к формированию межотраслевых связей, которые становятся важным объектом функционирования агропромышленного производства, включающего в себя взаимоотношения между производителями сельскохозяйственной продукции, перерабатывающей промышленностью, торговлей, входящих в единый продовольственный комплекс страны.

Мясной подкомплекс Республики Мордовия является наиболее крупным вертикальным блоком продовольственного комплекса региона. Как классический подкомплекс АПК он включает в себя следующие сферы:

I - отрасли по производству средств производства для животноводческих ферм, мясной промышленности и переработки. Эта сфера, по существу, определяет интенсификацию и индустриализацию мясного подкомплекса;

II - представлена сельским хозяйством, которое является ресурсной базой мясного подкомплекса;

III - отрасли по заготовке, транспортировке, хранению, переработке сырья, розничной торговле и организации общественного питания.

Также к сфере мясного подкомплекса можно отнести предприятия инфраструктуры, которые обеспечивают условия для нормального протекания производственных процессов. Инфраструктуру принято разделять на производственную и социальную.

Центральным звеном мясного подкомплекса являются животноводство и растениеводство, базирующиеся на использовании земли как основного источника кормов, производства высококачественной животноводческой продукции - главное условие расширенного воспроизводства всех отраслей подкомплекса. Развитие животноводства определяет уровень развития заготовок, переработки, хранения и объемы реализации продукции.

Организация функционально-отраслевой структуры подкомплекса предполагает локальные производства с наличием большого количества прямых и обратных связей: выращивание скота связано с землей через кормопроизводство, в свою очередь, животноводство дает растениеводству органические удобрения, заготовки связаны с производством и переработкой мяса, предприятия мясной промышленности ориентируются в своем размещении на сырье и потребителя. Важными звеньями подкомплекса являются отрасли и службы, обеспечивающие транспортировку, хранение и производственное обслуживание. Мясной промышленности поставляют сырье все отрасли животноводства, а выращивание КРС обеспечивает сырьем не только мясную, но и молочную, а также кожевенную промышленность. Мясная промышленность, в свою очередь, дает кормовые компоненты практически всем отраслям животноводства, а часть их направляет в комбикормовую промышленность.

Структура продуктового подкомплекса, его межотраслевые потоки, пропорции, соотношения и взаимосвязи не являются неизменными. Подкомплекс непрерывно развивается, поскольку он является динамической системой. Иными словами, с углублением агропромышленной интеграции и развитием материально-технической базы сельского хозяйства и перерабатывающих производств в агропромышленный комплекс и его продуктовые вертикали вовлекаются все новые виды деятельности, расширяются взаимосвязи, создаются новые производства, совершенствуется система взаимоотношений.

В результате непрерывного развития научно-технического прогресса, углубления разделения общественного труда и образования все большего числа самостоятельных отраслей, участвующих в производстве конечной продукции, происходят расширение и углубление межотраслевых связей между ними. Превышение качества и эффективности производства продукции одних отраслей во все большей степени зависит от эффективности и качества других.

Сущность проблемы заключается в разработке научно обоснованной системы производственно-экономических связей в хозяйственном механизме и самого механизма функционирования производственного подкомплекса в системе интеграционных связей. В этой системе должны быть определены структура связей, их количественный уровень, экономические условия и формы функционирования в соответствии с задачами эффективной реализации цели комплекса.

В системе мясного продовольственного комплекса можно использовать следующие основные виды связей:

Применительно к мясному подкомплексу Республики Мордовия хозяйственный механизм и связи в нем могут иметь следующий вид (рис. 2).

Механизм интеграционных связей в мясном подкомплексе Республики Мордовия на микро-, мезо- и макроуровнях

...............................................................................................................................
. -----------------------------------------------------¬ .
. *-*-*-*-*-*+ Федеральные органы государственной власти +*-*-*-*-*-* .
. ¦ L----------------------------------------------------- ¦ .
. * /¦ /¦ /¦ * .
. -- - - + - - - - - - - - -¦- - - - - - - - -¦- - - - - - - - - + - - - - - - - - -¦- - -¬ .
. * ¦/ ¦/ ¦/ * .
. ¦ ¦ -----------------------------------------------------¬ ¦ ¦ .
. * ¦ Региональные органы государственной власти ¦ * .
. ¦ ¦ L----------------------------------------------------- ¦ ¦ .
. * /¦ /¦ /¦ * .
. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ .
. * ¦/ ¦/ ¦/ * .
. ¦ ¦ ****************************************************** ¦ ¦ .
. *-*-*-*-*->* Управляющий центр, управляющая компания *<-*-*-*-*-* .
. ¦ *-------T-----------------T------------------T-------* ¦ .
. * ¦/ ¦/ ¦/ * -------------¬.
. ¦ *--------------------T------------------T------------*<-о-о-о-о-о-о-о-+>¦ Федеральные¦.
. -------------¬ * Сельское хозяйство ¦ Переработка ¦ Торговля * ------------¬ ¦ торговые ¦.
.-----------------¬ ¦¦Министерства¦<->*-----------<-о-о-о-о+о-о->----------о-о+о-о->----о-о-о->¦Потребител覦 ¦ сети, рынок¦.
.¦ Министерства ¦<-> ¦ и ведомства¦ *------------------¬¦¦ ¦¦¦----------¬* ¦ готовой ¦ ¦др. регионов¦.
.¦ и ведомства РФ ¦<->¦¦ Республики ¦<->*¦ Растениеводство ++¦ ¦¦++ Оптовая ¦*<->¦ продукции ¦¦ L-------------.
.L----------------- ¦ Мордовия ¦ *L------------------¦¦ ¦¦¦¦ торговля¦* ¦ региона ¦ .
. ¦L------------- *------------------¬¦¦----------------¬¦¦¦L----------* L------------¦ .
. *¦ Животноводство ++¦¦Мясопереработка+-¦¦----------¬* .
. ¦ *L------------------¦¦L---------------- ¦++Розничная¦* ¦ .
. *------------------¬¦¦ ¦¦¦ торговля¦* .
. ¦ *¦Кормопроизводство++¦ ¦¦L----------* ¦ .
. *L------------------¦¦ ¦¦----------¬* .
.-----------------¬ ¦ *------------------¬¦¦ ¦¦¦Фирменная¦* ¦ -------------¬.
.¦ НИИ и ¦<-о-о-о-о-о-о-о-о-о->*¦ ЛПХ и КФХ +-¦ ¦L+ сеть ¦* ¦ Отрасли и ¦.
.¦производственные¦ ¦ *L------------------ ¦ ¦ ¦магазинов¦*<-о-о-о-о-о-о-о-+>¦подкомплексы¦.
.¦ лаборатории ¦ * ¦ ¦ L----------* ¦ народного ¦.
.L----------------- ¦ *--------------------+------------------+------------* ¦ ¦хозяйства РФ¦.
. * /¦ /¦ * L-------------.
. ¦-------------¬ * ----------+----------¬ ----------------+----¬ * ------------¬¦ .
. ¦ Предприятия¦<->* ¦ Производственная ¦ ¦ Социальная ¦ * ¦ Учебные и ¦ .
. ¦¦ республики ¦ * ¦ инфраструктура ¦ ¦ инфраструктура ¦ *<->¦ социальны妦 .
. ¦ различных ¦ * L-T------------------- L-------------------T- * ¦ учреждения¦ .
. ¦¦ отраслей ¦<->* ¦ -------------------------------------¬ ¦ * ¦ региона ¦¦ .
. ¦ народного ¦ * L--+ Инфраструктура и предприятия +--- * L------------ .
. ¦¦ хозяйства ¦ * ¦материально-технического обеспечения¦ * ¦ .
. L------------- * L------------------------------------- * .
. ¦ ****************************************************** ¦ .
. /¦ /¦ /¦ .
. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ .
. ¦/ ¦/ ¦/ .
. ¦ -----------------------------------------------------¬ ¦ .
. ¦ Предприятия инфраструктуры и МТО региона ¦ .
. ¦ L----------------------------------------------------- ¦ .
. L - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - .
...............................................................................................................................

Рис. 2

Как видно из рисунка, мы представили интеграционные связи в мясном подкомплексе Республики Мордовия в разрезе микро-, мезо- и макроуровня.

На микроуровне мы представили интеграционные связи, которые имеют место в типичном интегрированном формировании с горизонтальной интеграцией. Одним из моментов можно выделить то, что ЛПХ И КФХ включаются в организационную структуру и являются полноправными субъектами интегрированного формирования, более подробно этот момент мы рассмотрим чуть ниже.

На мезоуровне, за который мы приняли уровень хозяйствования Республики Мордовия, на схеме представлен характер взаимодействия интегрированного формирования с предприятиями Республики Мордовия и республиканскими органами государственной власти. Характер этих связей носит двусторонний характер.

За макроуровень в механизме взаимодействия интеграционных связей взяты хозяйство Российской Федерации и органы государственной власти страны. Одной из особенностей связей, образующихся на этом уровне, является их направленность на микроуровень через мезоуровень, так и прямые связи макроуровня с микроуровнем, минуя мезоуровень.

Такая разбивка интеграционных связей по уровням хозяйствования позволит, на наш взгляд, более точно планировать процесс хозяйствования на всех уровнях, проводить детальный мониторинг, т.к. связи в большинстве своем являются обратными. Данная схема позволяет более детально и наглядно определить степень взаимодействия и характер интеграционных и экономических связей на всех участках хозяйствования и по всем уровням управления народным хозяйством. Такая схема позволит проводить грамотный и детальный анализ.

Анализ и совершенствование производственно-экономических связей необходимо проводить с учетом следующих требований:

  1. соответствие требованиям партнеров по качеству продуктов и услуг межотраслевого обмена;
  2. взаимосвязанное развитие материально-технической базы партнеров по связям;
  3. обеспечение эквивалентности межотраслевого обмена;
  4. обеспечение бесперебойной работы цепочки производства, переработка, сбыт.

В условиях создания рыночных отношений в нашей стране решающее значение для формирования и функционирования мясного подкомплекса имеет восстановление межотраслевых связей на новой основе, включающей контрактную систему отношений. Усиление интеграционных процессов в этой сфере объективно необходимо, так как большинство производителей сырья не имеют экономической и технологической основы для производства продукта, готового к потреблению. В связи с этим в перспективе перерабатывающие предприятия останутся основным производителем готовой продукции, что обусловливает необходимость дальнейшего развития интеграционных процессов. О необходимости сохранения и дальнейшего укрепления межотраслевых связей свидетельствует тенденция развития мясного подкомплекса в развитых зарубежных странах. Мясной подкомплекс занимает значительную долю в АПК. На долю мясного подкомплекса, наиболее крупного из всех продуктовых подкомплексов как в России, странах СНГ, так и за рубежом, приходится около трети стоимости продукции продовольственного комплекса. Он включает три относительно обособленных блока (группы) предприятий и организаций. Такое разграничение вызвано существенным различием функций, выполняемых предприятиями (организациями) того или иного блока, в осуществлении общего кооперативного технологического процесса по производству конечного продукта.

Расчленение схемы на блоки позволяет аналитически определить место и роль каждого подразделения в решении задач, поставленных перед интегрированным предприятием мясного подкомплекса. Все это необходимо для разработки мер по эффективной организации деятельности аппарата подкомплекса в вопросах координации взаимодействия предприятий и организаций, различных отраслей, направленных на развитие производственно-кооперативных связей в мясном подкомплексе.

Особого внимания в деятельности мясного подкомплекса в том направлении заслуживает решение задач обеспечения экономически обоснованной специализации и концентрации производства, развития межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. Работы эти должны вестись с учетом сочетания отраслевых и территориальных форм управления, эффективного использования земельных угодий, производственных фондов, трудовых ресурсов, соблюдения требований охраны природных богатств и окружающей среды, т.е. комплексного развития системы.

Рациональная организация интегрирования производства в мясном подкомплексе предполагает такое разделение технологического процесса на отдельные фазы, при котором обеспечиваются пропорциональность производственных звеньев, ритмичность и непрерывность производственного цикла.

В успешном развитии производственных связей большое значение имеют оптимальные расчеты цены за передаваемые материальные ценности и выполненные услуги. В этом случае создается заинтересованность в производстве конечного продукта.

Следует отметить, что в нашей стране производственно-экономические связи между отраслями, производящими и перерабатывающими продукты животноводства, существуют с первых лет становления производственных отношений.

Взаимоотношения, сложившиеся между мясной промышленностью и сельским хозяйством, основаны на договорах контрактации, заключаемых сельхозтоваропроизводителями с заготовительными организациями.

Контрактация основывается на заключении договоров между сельскохозяйственными товаропроизводителями (фермерами и другими) и перерабатывающими предприятиями, торговыми и другими организациями на производство и сбыт определенных видов скота и птицы.

Контрактация позволяет покупателям получить в запланированных количествах скот определенных качественных стандартов, снижать издержки собственного производства, в то же время она способствует повышению эффективности собственного сельского хозяйства, объединяя многочисленные фермерские хозяйства, и тем самым последние становятся участниками интегрированного формирования.

Одним из ключевых моментов в развитии интеграционных связей в мясном подкомплексе является распределение конечного результата деятельности. В настоящий момент механизм распределения прибыли по результатам деятельности интегрированного формирования полностью не отлажен. Наблюдается диспропорция в получении конечной прибыли между участниками производственного процесса. Так, сельскохозяйственные предприятия имеют лишь малую часть от конечного результата, а перерабатывающие и торговые предприятия аккумулируют большую часть выручки. Поэтому необходимо разработать механизм распределения денежных ресурсов, полученных в результате совместной хозяйственной деятельности, между участниками. Данный механизм должен учитывать степень участия каждого звена производства в конечный продукт. Это направление совершенствования будет подробно рассмотрено и изложено чуть ниже.

В итоге можно сказать, что разработка хозяйственного механизма взаимодействия участников интеграционного процесса мясного подкомплекса и проработка связей, возникающих в этом механизме, являются ключевым моментом в процессе совершенствования мясного подкомплекса в целом. Четко прописанный механизм, учитывающий особенности взаимодействия участников интегрированного формирования, является основой для развития интеграционных связей субъектов хозяйствования мясного подкомплекса Республики Мордовия.

Список литературы

  1. Абалкин Л.И. Трудный поворот к рынку. М.: Экономика, 1990.
  2. Водянов А., Рамилова А. Возможности и задачи привлечения иностранного капитала в постдефолтных условиях // Российский экономический журнал. 1999. N 8. С. 33 - 41.
  3. Румянцева А.М. Экономическая энциклопедия. Политическая экономика. М.: Советская энциклопедия, 1979. 560 с.
  4. Смирнова Н.И. Выпуск акций предприятиями и организациями - практика и ее научный анализ // Деньги и кредит. 1990. N 2. С. 35 - 39.

А.Щукин