Мудрый Экономист

Учебно-материальное обеспечение дошкольных образовательных учреждений

"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 3

Приказом Минобрнауки России N 2151 <1> установлены Требования к учебно-материальному обеспечению для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В рамках соблюдения этих Требований в Письме Минобрнауки России N 03-877 <2> приведен Примерный перечень игрового оборудования для детских дошкольный учреждений. В этой статье рассмотрим основные положения данных документов.

<1> Приказ Минобрнауки России от 20.07.2011 N 2151 "Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
<2> Письмо Минобрнауки России от 17.11.2011 N 03-877 "О реализации Приказа Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. N 2151".

Основные требования

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации указанных Требований является создание развивающей образовательной среды:

Приказом Минобрнауки России N 2151 Требования, предъявляемые к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, подразделены на семь групп:

  1. к кадровому обеспечению;
  2. к материально-техническому обеспечению;
  3. к учебно-материальному обеспечению;
  4. к медико-социальному обеспечению;
  5. к информационно-методическому обеспечению;
  6. к психолого-педагогическому обеспечению;
  7. к финансовому обеспечению.

Из всех этих групп Требований перечислим Требования, предъявляемые к учебно-материальному обеспечению. Они включают:

Перечень игрового оборудования

Исходя из задач комплексного использования предметно-развивающей среды, соблюдения принципов вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, в Письме Минобрнауки России N 03-877 приведен Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях (далее - Перечень).

В Перечне представлена общая номенклатура объектов и средств учебно-материального обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребности дошкольных образовательных учреждений.

Количество объектов учебно-материального обеспечения приводится в Требованиях в расчете на одну возрастную группу детей дошкольного возраста наполняемостью не более 25 детей.

Так, в Перечне указано игровое оборудование для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений в отношении:

Игровое оборудование подразделено на следующие направления:

В свою очередь, оборудование по каждому из перечисленных направлений подразделено еще на типы, например:

а) в оборудование для сюжетной игры входят:

б) оборудование для изобразительной деятельности включает оборудование:

Перечень игрового оборудования, приведенный в Письме Минобрнауки России N 03-877, можно использовать при решении вопросов об учебно-материальном обеспечении дошкольных образовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования обучения и содержания (присмотра и ухода) ребенка дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Бухгалтерский учет

Финансовое обеспечение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

За счет этих средств учреждениями приобретаются указанные выше виды оборудования.

Исходя из положений п. 38 Инструкции N 157н <3>, материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств.

<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Например, согласно ОКОФ <4> к объектам основных средств относятся изделия спортивные для учебных заведений и дошкольных учреждений (код 163693550), оборудование и инвентарь спортивный для дошкольных учреждений (код 163693552).

<4> Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

Согласно п. 99 Инструкции N 157н к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.

Таким образом, игровое оборудование для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях, может относиться к объектам основных средств или к материальным запасам. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, расходы по их приобретению будут относиться на статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ соответственно.

Учет приобретенных объектов:

а) основных средств осуществляется:

б) материальных запасов осуществляется:

<5> Здесь и далее: вместо символа "xx" указывается код, соответствующий объекту учета.
<6> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<7> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<8> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Пример. Детским садом (бюджетное учреждение) за счет средств субсидии приобретены материальные ценности для проведения занятий по изобразительной деятельности:

а) для рисования:

б) для лепки:

Итого: 8900 руб.

Для проведения физкультурных занятий приобретен спортивный инвентарь на сумму 30 000 руб., который состоит из:

Все материальные ценности выданы в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
Приняты к учету материальные        
ценности для проведения занятий по
изобразительной деятельности
4 105 36 340
4 302 34 730
   8 900  
Отражены капитальные вложения в     
приобретение основных средств
4 106 31 310
4 302 31 730
  30 000  
Приняты к учету основные средства   
4 101 36 310
4 106 31 310
  30 000  
Выдан в эксплуатацию спортивный     
инвентарь стоимостью до 3000 руб.
4 109 60 271
4 101 36 410
   8 000  
Одновременно                        
Забалансовый
счет 21
   8 000  
Отражена передача спортивного       
инвентаря стоимостью свыше 3000 руб.
в группы (смена материально
ответственных лиц)
4 101 36 310
4 101 36 310
  22 000  
Начислена амортизация на спортивный 
инвентарь стоимостью свыше 3000 руб.
при выдаче его в эксплуатацию
4 109 60 271
4 104 36 410
  22 000  

А.Сергеева

Эксперт журнала

"Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"