Мудрый Экономист

Руководителю о новом законе о бухгалтерском учете

"Руководитель бюджетной организации", 2012, N 3

В конце 2011 г. Госдума приняла Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Новый Закон вступит в силу только через год - 1 января 2013 г., поэтому у руководителя еще есть время по-новому выстроить отношения с главным бухгалтером.

Прошло более 15 лет с момента принятия Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ). За это время изменилось многое: учет компьютеризировался, появились электронные документы и электронные подписи, изменились условия хозяйствования. Все это стало естественной причиной для подготовки и принятия нового законодательного акта, регулирующего организацию и ведение бухгалтерского учета в России.

Руководители уже привыкли, что многие законодательные акты принимаются задним числом, и совсем нет возможности спокойно и внимательно их изучить и подготовиться к новым условиям хозяйствования. Теперь законодатель поступил весьма дальновидно, предоставив целый год для изучения нового Закона.

Кроме того, впервые в Законе N 402-ФЗ в отдельных нормах учтены особенности ведения бухгалтерского учета в учреждениях государственного сектора экономики. Так, согласно п. 2 ст. 2 Закона N 402-ФЗ его нормы применяются и при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

Следовательно, Закон N 402-ФЗ распространяется на все типы государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные.

Руководитель и бухгалтерский учет

В Законе N 402-ФЗ впервые дано определение того, кто является руководителем экономического субъекта:

Руководитель - это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (ст. 3 Закона N 402-ФЗ).

Однако важно отметить, что по сравнению с Законом N 129-ФЗ, согласно которому руководитель нес ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (п. 1 ст. 6), по Закону N 402-ФЗ руководитель организует ведение бухгалтерского учета и хранение финансовых документов (п. 1 ст. 7). При этом руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7).

Обратите внимание, что в Законе N 402-ФЗ впервые четко сформулирован момент, когда отчетность считается составленной. Так, в соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Таким образом, руководитель ставит последнюю точку в работе бухгалтера по составлению всех видов отчетности.

Очевидно, законодатель, возложив на руководителя ответственность за ведение бухгалтерского учета и обязав его переложить этот груз на главного бухгалтера, посчитал свою миссию выполненной, поскольку в Законе N 402-ФЗ более о правах и обязанностях руководителя в отношении бухгалтерского учета не говорится. Следовательно, все остальные административные вопросы по организации и ведению бухгалтерского учета в учреждениях должны регулироваться иными нормативными документами и локальными актами.

При этом руководителю государственного (муниципального) учреждения важно помнить, какие права и обязанности возлагаются на него Инструкцией N 157н <1>.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".

Так, в соответствии с п. 16 Инструкции N 157н за руководителем сохраняется обязанность назначать комиссию по расследованию причин в случае пропажи, уничтожения или порчи первичных (сводных) учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета, а также принимать меры по восстановлению первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Руководитель учреждения (его заместитель) присутствует при маркировке предметов мягкого инвентаря <2>. При этом сами маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя (п. 118 Инструкции N 157н).

<2> Согласно п. 118 Инструкции N 157н к мягкому инвентарю относятся: белье и постельные принадлежности; одежда и обмундирование, включая спецодежду; обувь, включая специальную; прочий мягкий инвентарь.

В Инструкции N 157н содержатся также требования к руководителю по организации работы с денежной наличностью и оформлению первичных документов.

По мнению автора, нормы, содержащиеся в Законе N 402-ФЗ, усиливают ответственность руководителей в части организации и ведения бухгалтерского учета.

Поэтому руководителям следует приобретать необходимые знания и навыки, чтобы снизить риски принятия необоснованных управленческих решений. Не случайно понятие "риск" появилось и в нормативных документах Минфина. Так, Приказом Минфина России от 19.10.2011 N 383 "О порядке осуществления в Министерстве финансов Российской Федерации оперативного мониторинга качества финансового менеджмента" впервые в отношении государственного сектора экономики введено понятие "бюджетный риск".

Бюджетные риски - это возможность невыполнения (полностью или частично) определенных параметров (характеристик) федерального бюджета, неэффективного управления ликвидностью счета по учету средств федерального бюджета, а также неэффективного использования средств федерального бюджета в текущем финансовом году при условии сохранения в течение текущего финансового года качества финансового менеджмента, достигнутого в отчетном периоде.

Повышение юридической и финансовой грамотности руководителей особенно актуально для государственного сектора экономики. Как правило, на должность руководителей бюджетных учреждений назначают профильных специалистов из работников данного учреждения: врачей, учителей, деятелей культуры и т.д. Нередко такие специалисты, обладая высоким профессиональным мастерством в своей профессии, при вступлении на руководящие должности не имеют необходимых навыков и знаний в области гражданского, бюджетного, налогового права.

Напомним также, что административная ответственность должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности установлена ст. 15.11 КоАП РФ.

Главный бухгалтер в 2012 году

Прежде всего отметим, что в Законе N 402-ФЗ отсутствует отдельная статья, посвященная правам и обязанностям главного бухгалтера, подобно ст. 7 Закона N 129-ФЗ.

Однако в Законе N 402-ФЗ перечислены требования к лицам, которые претендуют на должность главного бухгалтера <3>. Им необходимо:

<3> Статья 7 Закона N 402-ФЗ.

Названные требования актуальны прежде всего для тех, кто предполагает работать в должности главного бухгалтера в коммерческих структурах, органах управления государственных и территориальных внебюджетных фондов.

Однако такие требования не распространяются на бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений.

Тем не менее дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами <4>.

<4> Пункт 5 ст. 7 Закона N 402-ФЗ.

Кроме того, в том случае, если руководитель учреждения предполагает заключить договор гражданско-правового характера об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с физическим лицом, это физическое лицо также должно соответствовать требованиям, установленным ст. 7 Закона N 402-ФЗ. В случае когда договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета заключается с юридическим лицом, последнее должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям организации ведения бухгалтерского учета, установленным п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. И с этими работниками должен быть заключен трудовой договор.

Напомним, что в соответствии с п. 5 Инструкции N 157н ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности руководитель учреждения вправе передать по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Теперь основные полномочия главного бухгалтера государственного (муниципального) учреждения содержатся только в п. 8 Инструкции N 157н.

Напомним, что в государственных (муниципальных) учреждениях независимо от их типа без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются.

Исключение из этого правила - документы, подписываемые руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, если особенности оформления таких документов определяются законами и (или) нормативными правовыми актами РФ.

О спорных ситуациях

В новом Законе о бухучете несколько иначе изложен механизм разрешения спорных ситуаций, которые могут возникнуть между руководителем и главным бухгалтером (или лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета).

В случае когда разногласия возникают в отношении первичных документов и содержащихся в них данных, которые должны быть отражены в бухгалтерском учете, Закон N 402-ФЗ <5> предписывает главному бухгалтеру принимать (или не принимать) первичные учетные документы по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию.

<5> Пункт 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ.

В другом случае рассматривается ситуация отражения (неотражения) в бухгалтерской (финансовой) отчетности главным бухгалтером тех или иных операций (объектов бухгалтерского учета). При этом Закон N 402-ФЗ также предписывает главному бухгалтеру подчиниться руководителю на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта. Руководитель единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период <6>.

<6> Там же.

Учетная политика в 2013 году

Учетной политике в Законе N 402-ФЗ посвящена отдельная ст. 8, согласно которой учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом (то есть организацией, учреждением) бухгалтерского учета.

Отмечается, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Приказом от 25.11.2011 N 160н Минфин ввел в действие с 1 января 2012 г. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), а также дал их разъяснения, которые в основном распространяются на коммерческие организации. Возможно, что уже в течение 2012 г. появятся стандарты, которые актуальны и для учреждений государственного сектора экономики.

Примечательно, что п. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ установлены новые условия изменения учетной политики, а именно:

Очевидно, что некоторые приказы Минфина, которые направлены на повышение качества информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений, можно рассматривать как причину для изменения учетной политики в течение отчетного периода.

Нельзя не отметить и один весьма важный момент: согласно ст. 5 Закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

И если активы, обязательства, источники, доходы и расходы давно являются объектом бухгалтерского учета, то "факт хозяйственной жизни" - явно новый объект учета.

Примечание. Факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Очевидно, что под фактом хозяйственной жизни подразумеваются хозяйственные операции, так как в ст. 9 Закона N 402-ФЗ отмечается, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Данный тезис Закона N 402-ФЗ совпадает с нормой, изложенной в ст. 9 Закона N 129-ФЗ, где указано, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, то непосредственно после его окончания. Это также соответствует норме п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, то непосредственно после ее окончания.

Очевидно, после вступления в силу в 2013 г. Закона N 402-ФЗ Минфин должен будет внести соответствующие уточнения в свои нормативные документы (приказы, инструкции) и исключить термин "хозяйственные операции", заменив его понятием "факт хозяйственной жизни".

Особенности ведения учета учреждениями государственного сектора экономики

Закон N 402-ФЗ содержит отдельные нормы, которые указывают на особенности регулирования бухгалтерской деятельности в организациях государственного сектора экономики. В ст. 3 Закона N 402-ФЗ содержится определение таких организаций.

Организации государственного сектора - это государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

На организации государственного сектора экономики согласно Закону N 402-ФЗ распространяются положения бюджетного законодательства РФ в следующих случаях:

Напомним, что бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса и их деятельность регламентируется иными федеральными законами, в частности Инструкцией 157н, Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методическими указаниями по их применению".

В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения применяют Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений <7>.

<7> Утверждена Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".

Таким образом, начиная с 2013 г. все нормативные акты, регулирующие особенности формирования первичных учетных документов, регистров учета и составления бухгалтерской отчетности, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, не должны противоречить Закону N 402-ФЗ.

Утратившие силу...

Обратите внимание, что с момента начала действия с 1 января 2013 г. Закона N 402-ФЗ утратят силу следующие основные законодательные акты или их отдельные положения:

Очевидно, что в течение 2012 г. в развитие отдельных норм и положений документа законодателем и соответствующими министерствами и ведомствами будут издаваться законодательные и нормативные акты. Поэтому руководителю необходимо внимательно следить за изменениями в законодательстве, регулирующими бухгалтерский учет, появлением стандартов учета. В свою очередь, на страницах журнала мы будем оперативно и подробно рассказывать читателям о наиболее важных документах.

А.С.Канашин

Аудитор

Санкт-Петербург