Мудрый Экономист

Контроль ФНС за соблюдением требований к использованию ККТ

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2012, N 3

Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (далее - Административный регламент). О том, каком образом налоговики будут проверять соблюдение требований к использованию ККТ, поговорим в статье.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о применении ККТ) организации, в том числе государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, обязаны применять кассовый аппарат, включенный в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.

Вышеуказанный Закон допускает неприменение ККТ в случаях:

  1. выдачи организациями бланков строгой отчетности в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (п. 2 ст. 2 Закона о применении ККТ);
  2. осуществления определенных видов деятельности (п. 3 ст. 2 Закона о применении ККТ):
  1. осуществления видов деятельности, подпадающих под обложение ЕНВД и установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Для справки. Частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:

Выявление вышеперечисленных нарушений влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - в размере от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

Ниже рассмотрим, каким образом ФНС будет проверять порядок работы с ККТ в организации и на что будет обращать внимание.

О сроках контрольных процедур

Первый вопрос, который возникает у проверяемой организации, это длительность проведения контрольных процедур. В соответствии с п. 19 Административного регламента срок проверки в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) ФНС и не может превышать пяти рабочих дней с даты, указанной в решении о проведении проверки.

В ходе контрольного мероприятия налоговым органом будут проверены (п. 20 Административного регламента):

Проверка выдачи кассовых чеков

В соответствии с п. п. 23 - 26 Административного регламента проверка выдачи кассовых чеков специалистами ФНС включает в себя приобретение товаров (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установление факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товары (работы, услуги).

Указанные действия (процедуры проверки) проводятся налоговиками в следующих формах:

На проведение данного мероприятия отводится один день.

Результатом проверки выдачи кассовых чеков является установление (выявление, фиксация) фактов выдачи (невыдачи) покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты кассовых чеков, которые будут отмечены в акте проверки.

Рассмотрение документов по ККТ

Как уже было отмечено, следующим этапом проведения контрольных процедур является документальная проверка. В соответствии с п. 33 Административного регламента специалист ФНС рассматривает документы, связанные с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, ходом регистрации ККТ информации о платежах и ее хранением.

В случае если проверяемым учреждением оказываются услуги населению и осуществляются наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, организация обязана представить контролерам документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности.

В случае если формирование документа на бланке строгой отчетности производится с использованием автоматизированной системы, представляется информация из автоматизированных систем о выпущенных документах.

Согласно п. 34 Административного регламента в зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов специалистами ФНС будут рассмотрены следующие документы:

Обратите внимание! Документы, необходимые для проверки, представляются учреждением в ФНС в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. Проверяющие не вправе требовать у организации документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариальное удостоверение копий документов (п. 35 Административного регламента).

На проведение данного мероприятия отводится один день. Результаты проверки отражаются в акте.

Проверка соблюдения требований к ККТ

В соответствии с п. 40 Административного регламента после проверки документов проверяется соблюдение требований к ККТ путем проведения контрольных действий по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных учреждением в проверяемый период. Проверка проводится по документам организации путем анализа и оценки полученной из них информации. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы и т.п. сплошным или выборочным способом. Сплошной способ заключается в проведении контрольных действий в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, выборочный способ - в проведении контрольных действий в отношении части финансовых и хозяйственных операций.

Специалистами ФНС при проведении контрольных действий в обязательном порядке проверяется соответствие ККТ, кассовых чеков, бланков строгой отчетности, документов, выполненных на бланках строгой отчетности, документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), применяемых учреждением, установленным требованиям, в том числе (п. 41 Административного регламента):

Для определения возможности выявления корректировки или фальсификации информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, регистрируемой контрольно-кассовой техникой, осуществляется проверка реквизитов, отпечатанных на кассовом чеке, в том числе в соответствии с документацией применяемой модели контрольно-кассовой техники.

Проверка осуществляется с использованием реквизитов, фактически отпечатанных на кассовом чеке.

Непосредственно на месте установки ККТ производится сверка фактического места ее установки с данными, зафиксированными в документах о регистрации контрольно-кассовой техники.

В ходе проверки проверяемым объектом даются необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.

В случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертный орган).

Оформление результатов проверки

Заключительным этапом проверки является составление акта. В соответствии с п. 46 Административного регламента он составляется в двух экземплярах на бумажном носителе на русском языке и имеет сквозную нумерацию страниц.

В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением оговоренных и заверенных подписями специалиста инспекции и проверяемого объекта.

В акте проверки указываются (п. 47 Административного регламента):

  1. дата составления акта;
  2. полное наименование организации, ее ИНН и КПП;
  3. фамилии, имена, отчества (при наличии) лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования инспекции ФНС;
  4. дата и номер поручения об исполнении контрольных процедур;
  5. перечень документов, полученных ФНС в ходе проверки;
  6. даты начала и окончания проверки;
  7. адрес места нахождения проверяемой организации;
  8. документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки (или делается запись об отсутствии таковых). В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

Останавливаясь на детализации выявляемых при проверках нарушений, обратимся к Постановлению ВАС РФ от 31.07.2003 N 16. В соответствии с п. 1 данного документа грубыми нарушениями кассовой дисциплины считаются:

Отметим, что в соответствии с п. 48 Административного регламента проверяемое учреждение может изложить по фактам нарушений, отраженным в акте проверки, свои замечания (возражения) непосредственно в акте проверки или в отдельном письменном объяснении.

В случае если проверяемая организация или ее представитель отсутствуют либо уклоняются от подписания акта проверки, этот факт отражается в акте проверки, и последний направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта.

При выявлении фактов нарушения законодательства РФ о применении ККТ специалисты ФНС возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ (п. 53 Административного регламента).

М.Зарипова

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной

деятельности государственных

(муниципальных) учреждений"