Мудрый Экономист

Реализация закона № 83-фз

"Бюджетный учет", 2012, N 3

В ходе реализации положений Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) у учреждений появляется немало вопросов. На некоторые из них отвечает Т.В. Саакян, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России.

Обособленные подразделения и филиалы

Рассмотрим осуществление операций федеральными бюджетными и автономными учреждениями и их обособленными (структурными) подразделениями (филиалами), не являющимися юридическими лицами, а также федеральными бюджетными и автономными учреждениями, исполняющими в установленном порядке полномочия главного распорядителя бюджетных средств, и их обособленными (структурными) подразделениями (филиалами).

В части субсидий на иные цели, предоставляемых из федерального бюджета учреждениям (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, полученные из бюджетов бюджетной системы РФ, утвержден Приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. N 72н (далее - Порядок N 72н). Положения Порядка N 72н распространяются на федеральные бюджетные учреждения и федеральные автономные учреждения, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства (далее - учреждения), и на указанные в уставе учреждения обособленные (структурные) подразделения, наделенные обязанностью ведения бухгалтерского учета (далее - обособленное подразделение).

Согласно п. 8 Порядка N 72н основанием для осуществления санкционирования органами Федерального казначейства оплаты денежных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, представленные на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), являются Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на соответствующий год (ф. 0501016) (далее - Сведения).

Сведения составляются в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. N 81н (далее - Требования N 81н).

На основании Сведений, утвержденных учреждению (с учетом обособленных подразделений и исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, учреждением составляются отдельно Сведения для осуществления расходов за счет целевых субсидий самим учреждением и Сведения для осуществления расходов за счет целевых субсидий по каждому обособленному подразделению. При этом в Сведениях, составленных для осуществления расходов за счет целевых субсидий самого учреждения, отражаются, кроме того, операции по перечислению денежных средств между учреждением (головной организацией) и обособленными подразделениями по коду 610 "Выбытие со счетов бюджетов" КОСГУ.

Учреждение представляет в орган Федерального казначейства Сведения, утвержденные в соответствии с п. 24 Требований N 81н органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, а также Сведения, сформированные и подписанные учреждением для осуществления расходов за счет целевых субсидий самим учреждением.

На отдельном открытом лицевом счете бюджетного учреждения орган Федерального казначейства отражает показатели Сведений для осуществления расходов за счет целевых субсидий самого учреждения.

Для санкционирования расходов за счет целевых субсидий обособленными подразделениями в орган Федерального казначейства по месту нахождения обособленного подразделения представляются Сведения, сформированные и утвержденные учреждением для обособленного подразделения, с учетом следующих особенностей.

В заголовочной части Сведений указываются:

Остальные реквизиты заголовочной части, а также показатели табличной части Сведений по графам и строкам заполняются в порядке, установленном Требованиями N 81н.

При этом в целях санкционирования оплаты денежных обязательств в графе 3 "Код КОСГУ" табличной части Сведений указывается код КОСГУ исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия (например, 510 "Поступление на счета бюджетов", 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов").

В части субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и плана финансово-хозяйственной деятельности

Согласно положениям п. 17 Методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением, утвержденных совместным Приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 136н/526, государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) для обособленного (структурного) подразделения федерального бюджетного учреждения устанавливается руководителем соответствующего учреждения.

При формировании государственного задания для обособленного подразделения в заголовочной части государственного задания в поле "Наименование федерального государственного учреждения" указываются наименование учреждения (головной организации), а в скобках - наименование обособленного подразделения.

На основании п. 23 Требований N 81н план финансово-хозяйственной деятельности обособленного подразделения учреждения утверждается его руководителем.

При этом на основании п. 2 Требований N 81н особенности составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности обособленных подразделений устанавливаются нормативно-правовым актом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

В части лицевых счетов, предназначенных для отражения операций по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме от имени федеральных органов государственной власти (государственных органов)

В соответствии с положениями Приказа Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" (далее - Приказ N 7н) для открытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств бюджетное учреждение, принимающее бюджетные полномочия, представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания следующие документы:

Согласно п. 1.2 Приказа N 7н на обособленное подразделение бюджетного учреждения распространяются положения вышеуказанного Приказа, регламентирующие вопросы в отношении бюджетного учреждения

Формирование правового акта осуществляется федеральным органом государственной власти (государственным органом), передающим обособленному подразделению бюджетные полномочия по исполнению публичных нормативных обязательств перед физическими лицами, в соответствии с Правилами осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 590.

Таким образом, в случае передачи федеральным органом государственной власти (государственным органом) обособленному подразделению полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, в территориальном органе Федерального казначейства, федеральным органам открывается лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств. Основание - представленные обособленным подразделением копии правового акта, а также документов, предусмотренных Приказом N 7н.

При этом в правовом акте указываются:

Возврат невыясненных остатков

Рассмотрим следующую ситуацию. В соответствии с положениями ст. 6 Закона от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Закон N 371-ФЗ) Федеральное казначейство осуществило закрытие счетов территориальных органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального банка на балансовом счете 40503 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации", и перечислило остатки средств с указанных счетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка на счета, на которых учитываются операции со средствами, поступающими в соответствии с законодательством бюджетным и автономным учреждениям. При этом Законом N 371-ФЗ на все эти операции Федеральному казначейству было установлено пять рабочих дней. Таким образом, в случае отсутствия информации о банковских реквизитах счетов, открытых автономным учреждениям, либо в случае неоткрытия бюджетному учреждению нового лицевого счета у органов Федерального казначейства отсутствовала необходимая информация для перечисления указанных средств. В связи с ограниченным сроком остатки вышеуказанных денежных средств федеральных бюджетных и автономных учреждений были перечислены органами Федерального казначейства по истечении пяти рабочих дней 2012 г. на счета органов Федерального казначейства, открытые в учреждениях Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" и учтенные по коду бюджетной классификации Российской Федерации 100 1 17 01010 01 0000 180 "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет". Вместе с тем остатки, в соответствии с нормами Закона N 371-ФЗ, подлежат возврату в случае, если федеральное бюджетное или автономное учреждение направит в соответствующие органы Федерального казначейства письменное обращение.

Невыясненные остатки денежных средств подлежат перечислению органами Федерального казначейства на основании Заявок на возврат (код формы по КФД 0531803), оформленных органами Федерального казначейства в соответствии с п. 12 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 5 сентября 2008 г. N 92н (далее - Порядок N 92н), в соответствии с реквизитами, представленными соответствующими федеральными бюджетными и автономными учреждениями, средства которых были зачислены в невыясненные остатки денежных средств.

Реквизиты должны содержать следующую информацию:

Перечисление указанных средств производится на счета, открытые в учреждениях Банка России органам Федерального казначейства (на счета федеральных автономных учреждений, открытых в кредитных организациях), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отражаются операции со средствами федеральных бюджетных и автономных учреждений, в сумме остатка денежных средств соответствующего учреждения.

Операции по зачислению указанных средств отражаются на лицевом счете бюджетного учреждения, открытом федеральному бюджетному учреждению (федеральному автономному учреждению) в органе Федерального казначейства.

Отражение в учете и отчетности операций по зачислению средств на соответствующий лицевой счет бюджетного учреждения, открытый федеральному бюджетному учреждению (федеральному автономному учреждению) в органе Федерального казначейства, на счет федерального автономного учреждения, открытый в кредитной организации, осуществляется:

Завершение переходного периода

Обратите внимание, что при завершении переходного периода по переводу федеральных бюджетных и автономных учреждений на новый порядок финансового обеспечения оказания государственных услуг остатки средств от приносящей доход деятельности, отраженные по состоянию на 1 января 2012 г. на открытых им лицевых счетах получателя бюджетных средств с признаком "без права расходования", были перечислены учреждениям в общем остатке внебюджетных средств. При этом в совместном Письме Минфина России и Федерального казначейства от 25 ноября 2011 г. N 02-03-09/5232 и N 42-7.4-05/5.1-735 было указано, что учреждение обязано перечислить в течение 2012 г. в федеральный бюджет остатки средств от приносящей доход деятельности, если оно было не вправе их получать.

Это требование о перечислении средств в федеральный бюджет федеральными бюджетными и автономными учреждениями распространяется только на средства, которые были отражены на лицевых счетах получателя бюджетных средств "без права расходования" по причине отсутствия в разрешении на осуществление приносящей доход деятельности соответствующего источника образования указанных внебюджетных средств.

Если же средства от приносящей доход деятельности "попали" в режим "без права расходования" в связи отсутствием необходимых реквизитов или их неточностью, то в соответствии с п. 4.2 Порядка осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденного Приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 88н, после представления учреждением необходимой информации режим "без права расходования" отменялся и средства становились доступными для их использования.

Решение о перечислении указанных средств в федеральный бюджет находится в компетенции соответствующего федерального бюджетного или автономного учреждения, которое несет ответственность за принятое решение. При этом территориальные органы Федерального казначейства не наделены полномочиями по контролю за реализацией данного решения.

Т.В.Саакян

Заместитель директора

Департамента бюджетной политики

и методологии

Минфина России