Мудрый Экономист

Дождались... Страхования ответственности перевозчиков

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 4

О таком виде обязательного страхования в Минтрансе говорили уже давно, так как действующее личное страхование пассажиров оказалось малоэффективным. Редакция журнала внимательно следила за инициативой отраслевого ведомства, и сегодня мы предлагаем вашему вниманию комментарий сразу к двум одобренным ГД и СФ РФ законопроектам, касающимся страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Предположительно они вступают в силу со следующего года, однако перевозчикам пассажиров лучше войти в курс дела уже сейчас.

Кого коснется будущий закон?

Законопроект N 435917-5 <1> вводит обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы. К перевозкам пассажиров внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном) настоящий документ применяется с учетом особенностей, установленных отдельной статьей. При этом законопроект не относится к перевозкам легковыми такси. Для них есть своя правовая база, в которую внесены поправки Федеральным законом от 23.04.2012 N 34-ФЗ.

<1> "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".

Кому и какая польза от новшеств?

В первую очередь обязательное страхование ответственности перевозчика гарантирует возмещение вреда, причиненного пассажиру и его имуществу. В то же время страхование защищает имущественные интересы самой транспортной компании при наступлении страхового случая. Еще один плюс страхования гражданской ответственности перевозчика - обеспечение единого подхода к оценке размера причиненного вреда и его возмещению независимо от вида транспорта и вида перевозок. Из минусов можно назвать увеличение бюджета транспортной компании на оплату страховки и наличие препятствий со стороны страховых компаний, не спешащих выплачивать предусмотренное условиями договора страховое возмещение. Не исключено, что после введения дополнительного обременения, которое увеличит себестоимость транспортных услуг, перевозчики поднимут тарифы (плату за проезд).

Можно ли не страховать ответственность?

Такое право предусмотрено для международных перевозчиков, если по нормам международных соглашений и национального законодательства они уже застраховали свою ответственность в размере не менее предусмотренного законопроектом N 435917-5. Остальные транспортные компании, оказывающие услуги пассажирам, несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании.

Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются в суде по иску Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), контролирующей страховой бизнес. О том, что транспортная компания не приобрела страховой полис, ФСФР станет известно от Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, которая в течение трех рабочих дней обязана уведомить коллег о нарушителе. В свою очередь, инспектирующий орган в сфере транспорта делает выводы на основании проверок, основанием для которых могут стать жалобы и обращения потребителей. Возникает вопрос: откуда пассажиры могут узнать о том, застрахованы они или нет? Ответ прост - об этом перевозчик должен сказать им сам.

Что нужно довести до сведения пассажиров?

В отличие от оказывающих услуги транспортных компаний пассажиры не обязаны следить за всеми новшествами законодательства. Поэтому законопроект N 435917-5 предписывает перевозчикам предоставлять пассажирам информацию о страховщике (его наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и о договоре обязательного страхования (номер, дату заключения, срок действия), размещая сведения в местах продажи билетов, на билете либо на своем официальном сайте. Кроме того, при наступлении страхового случая перевозчик обязан немедленно проинформировать каждого потерпевшего о его правах, вытекающих из договора обязательного страхования, а также порядке действий, необходимых для получения возмещения причиненного вреда. Иные лица также имеют право обратиться к перевозчику за информацией в связи с наступлением страхового случая.

Что нужно знать о договоре страхования?

Договор обязательного страхования ответственности перевозчика является соглашением в пользу третьего лица (выгодоприобретателя-пассажира). Он вступает в силу со дня исполнения страхователем (транспортной организацией) обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса. Напоминаем, объектом страхования по рассматриваемому договору являются имущественные интересы перевозчика, связанные с риском его гражданской ответственности как исполнителя услуг. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

При этом непосредственно величина вреда, подлежащего возмещению страховщиком по договору обязательного страхования, равна:

К сведению. В договоре обязательного страхования не может устанавливаться франшиза (часть причиненного вреда, не возмещаемая по договору обязательного страхования) по рискам гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров. Но франшиза может быть установлена за причинение вреда имуществу пассажира, то есть договором может быть предусмотрена минимальная сумма убытков по имуществу, не погашаемая за счет страхового возмещения.

Транспортная и страховая компании, заключившие договор страхования ответственности, вправе его расторгнуть досрочно (до окончания его действия). Однако это не освобождает страховщика от обязанности выплатить страховое возмещение по страховым случаям, наступившим в течение срока действия договора страхования. Мало того, страховая компания при расторжении договора обязана уведомить об этом орган транспортного контроля и надзора в течение трех рабочих дней. Чиновники проследят за тем, чтобы она заключила новый договор страхования.

Как рассчитать страховой тариф и премию?

По мнению автора, главное в этом вопросе то, что предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов устанавливаются Правительством РФ. Оно также разработает порядок определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования от вида транспорта. Можно утверждать, что страховые тарифы, а также рассчитываемая на их основе страховая премия будут регулируемыми в пределах некоего интервала (диапазона). В нем страховой тариф по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, таких как уровень безопасности перевозок, техническое состояние транспортных средств.

Страховой тариф необходим для того, чтобы рассчитать страховую премию, которую должна будет заплатить транспортная организация после заключения договора страхования своей ответственности. Премия страховой компании определяется как произведение количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы. Общий размер страховой премии определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков, и прописывается в договоре страхования. Законопроект N 435917-5 допускает изменение страховой премии. Ее доплаты при увеличении страхового риска вправе потребовать страховая, а транспортная компания, наоборот, может настаивать на возврате части уплаченной страховой премии соразмерно уменьшению страхового риска. Если стороны не договорились о повышении или понижении начального размера страховой премии, то договор расторгается.

На каких условиях выплачивается возмещение?

Теоретически, по Закону, при наступлении страхового случая по договору обязательного страхования страховщик обязан выплатить страховое возмещение, а потерпевший пассажир (выгодоприобретатель) вправе требовать от страховщика выплаты этого возмещения. Для этого пассажиру нужно подать страховой компании письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, и документы, исчерпывающий перечень и порядок оформления которых определяются Правительством РФ. Указанные документы должны содержать сведения о потерпевшем, произошедшем событии и его обстоятельствах, а также о характере и степени повреждения здоровья потерпевшего.

На заметку. Страховая компания обязана выплатить потерпевшему пассажиру страховое возмещение или направить ему мотивированный отказ в течение 30 календарных дней со дня получения страховщиком всех необходимых документов.

Но на практике пассажир может обратиться за возмещением вреда непосредственно к транспортной компании, которая его перевозила. Об этом перевозчик должен уведомить страховую в течение двух рабочих дней. Если после этого страховая компания не поторопилась с выплатой возмещения потерпевшему, перевозчик вправе сам это сделать и затем потребовать от страховщика выплаты компенсации в части возмещенного вреда, а пассажир, которому вред возмещен, это право утратит. Перевозчик, возместивший полностью или частично причиненный потерпевшему вред, должен уведомить об этом страховщика в течение двух рабочих дней, следующих за днем возмещения вреда. Если этого не сделать, страховая может отказать в выплате компенсации, если уже сама возместила ущерб.

К сведению. Выплата страхового возмещения по договору обязательного страхования в части риска гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего производится независимо от выплат, причитающихся по другим видам страхования, в том числе по обязательному социальному страхованию.

Что такое "предварительная" оплата?

Это оплата, произведенная сразу после того или иного серьезного происшествия, например когда причинен вред жизни потерпевшему или тяжкий вред его здоровью. Тогда выгодоприобретатель (не обязательно сам потерпевший, а его доверенное лицо) вправе направить страховщику письменное заявление о выплате ему части страхового возмещения до исполнения страховщиком обязанности по его полной выплате. Какова же сумма "предоплаты"? В законопроекте N 435917-5 есть точная цифра - 100 тыс. руб. Они перечисляются в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения страховщиком письменного заявления выгодоприобретателя о выплате ему части страхового возмещения и подтверждающих документов. Бумаги должны содержать сведения о потерпевшем, произошедшем событии и его обстоятельствах, а также предварительные сведения о характере и степени повреждения здоровья потерпевшего. Согласитесь, норма очень важна, так как когда речь идет о жизни и здоровье потерпевшего, то оперативность любой помощи (в том числе финансовой) играет большую роль. Если в будущем сумма предварительной оплаты будет увеличена, а срок ее перечисления сократится, это еще повысит эффективность страховой защиты пассажира.

Когда расплачиваться придется перевозчику?

У страховщика, выплатившего страховое возмещение, возникает регрессное требование к перевозчику, причинившему возмещенный страховщиком вред при наступлении страхового случая:

Очевидно, что регрессное требование возникает в размере не более выплаченного страховой компанией возмещения. При этом страховщик освобождается от выплаты возмещения:

В последнем случае при наличии в договоре обязательного страхования франшизы в части риска гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего сумма этой франшизы вычитается из общей величины вреда. В свою очередь, пассажир, которому по договору обязательного страхования возмещена часть причиненного вреда, вправе требовать от перевозчика, ответственного за причиненный вред, возмещения вреда сверх полученного страхового возмещения. Перевозчику к этому нужно быть готовым.

Каковы штрафные санкции?

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к другому законопроекту - N 446124-5 <2>. Он со следующего года вводит в КоАП РФ ст. 11.31, устанавливающую административную ответственность за несоблюдение перевозчиком требований законодательства об обязательном страховании его гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Штрафы такие:

<2> "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".

Кроме этого, законопроект N 446124-5 дополняет различные уставы и кодексы по разным видам перевозок (воздушных, водных, железнодорожных) в части обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром. В контексте данной статьи нас интересует Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <3>. В его ст. 34, посвященную ответственности перевозчика, фрахтовщика, вводится дополнительная ч. 14. Так, ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется международными договорами РФ, если данным Уставом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения вреда.

<3> Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ.

На заметку. Период перевозки пассажира, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью, багажу, включает время, когда пассажир находится в транспортном средстве, период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки из него.

Другое дополнение (ч. 15 ст. 34) звучит так: перевозчик обязан обеспечить возмещение вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни, гражданам, имеющим на это право в связи со смертью кормильца (при отсутствии таких граждан - супругу, родителям, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира, не имевшего самостоятельного дохода, - гражданам, у которых он находился на иждивении), в сумме 2 млн руб. Если речь идет о причинении вреда здоровью (имуществу пассажира), то указанная цифра является верхним пределом, в то время как сама компенсация определяется исходя из характера и степени повреждения здоровья по нормативам, установленным Правительством РФ. Обязательство обеспечить выплату компенсации, по мнению автора, как раз заключается в страховании гражданской ответственности. Если страховой суммы недостаточно для компенсации вреда, это не освобождает виновное лицо от полного возмещения убытков. Об этом также будет сказано в обновленной редакции ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Об учете и налогообложении

Начнем с того, что перевозчик заключает договор страхования как страхователь от своего лица, но действует при этом в интересах пассажиров, перед которыми транспортная компания несет ответственность. По общему правилу страховая компания выплачивает возмещение (предоплату). Поэтому в бухгалтерском и налоговом учете отражаются только расходы по перечислению страховой премии, о доходах в виде страхового возмещения здесь говорить не приходится, если только его не выплатил пассажиру перевозчик, затем взыскавший деньги со страховой компании. Но этот случай можно считать исключением из правил, так как не у любого перевозчика есть в наличии свободные оборотные денежные средства (собственно говоря, для того и заключается договор страхования, чтобы возмещала причиненный вред страховая компания). Задача бухгалтера транспортной компании проста: перечислить страховую премию и отразить это в учете. Вопрос первый: в составе каких затрат транспортной компании отразить данные расходы?

Согласно Инструкции об учете доходов и расходов <4> расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством) включаются в состав прочих расходов по обычным видам деятельности в пределах утвержденных страховых тарифов. Если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат. В таком же порядке включаются в прочие затраты по добровольным видам страхования. А по норме транспортной Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок <5>, платежи по страхованию пассажиров в пути учитываются в составе сборов и отчислений, уплачиваемых транспортным предприятием, в группе общехозяйственных (накладных) расходов. По мнению автора, речь идет о страховании пассажиров по инициативе и за счет перевозчика и о страховании гражданской ответственности перевозчика, о котором также есть упоминание в документе. Из двух названных документов по логике приоритет имеет первый как более поздний и принятый на основании действующих ПБУ. Если расходы на страхование ответственности по методологии учета больше подходят под определение общехозяйственных затрат, понесенных в рамках основного вида деятельности (пассажирских перевозок), бухгалтер вправе следовать предписаниям второго "калькуляционного" документа.

<4> Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.
<5> Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утв. Минтрансом 29.08.1995.

Второй вопрос - о моменте признания затрат на страхование ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью, багажу пассажира. В одной из статей журнала была представлена точка зрения, согласно которой расходы по страхованию можно отразить в составе затрат текущего периода <6>. Но есть и другая точка зрения: такие расходы равномерно включаются в себестоимость оказываемых транспортных услуг. Аргументируем ее.

<6> Статья К.О. Борисовой "Новый взгляд на страхование и лицензирование. Бухгалтерский учет затрат", N 3, 2011.

Договор страхования гражданской ответственности перевозчика заключается на срок не менее года, то есть уже определен период, к которому относятся данные затраты. Установить связь расходов на страхование с получаемыми транспортным предприятием доходами сложно, но это не мешает капитализировать затраты и списывать их равномерно в течение года. Для учета затрат на страхование вместо счета 97 целесообразно использовать счет учета расчетов (60 или 76) и постепенно списывать с него страховку на общехозяйственные или прочие расходы транспортного предприятия. Кстати, подобный способ учета расходов на страхование (использование счета учета расчетов и равномерное списание с него задолженности на счета учета расходов) успешно применяется в международной практике. Есть и другой аргумент: для совмещения бухгалтерского и налогового учета затраты на страхование следует равномерно распределять в течение всего периода действия договора страхования. Напомним, что для расчета налога на прибыль (при применении метода начисления) предусмотрено равномерное распределение расходов на страхование между отчетными периодами. Срок переноса расходов соответствует периоду уплаты взносов пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ). Однако если при расчете налога на прибыль организация применяет кассовый метод признания доходов и расходов, то расходы на страхование ответственности перевозчика могут быть отражены единовременно на дату перечисления страховой премии и вступления в силу договора страхования (п. 3 ст. 273 НК РФ). В этом случае в бухгалтерском учете также имеет смысл признать затраты на страхование единовременно, что позволит избежать разниц между учетом и налогообложением. Остается добавить, что способ учета затрат на страхование ответственности перевозчика пассажиров следует прописать в его учетной политике (в том числе для налогового учета).

* * *

В заключение обратим внимание на изменения законодательства в отношении перевозчиков пассажиров легковыми такси (Федеральный закон от 23.04.2012 N 34-ФЗ).

Во-первых, в компетенцию региональных властей наряду с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) включены перевозки пассажиров и багажа легковым такси, контроль в этой сфере (пп. 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ).

Во-вторых, контролирующим таксистов органам субъекта РФ предоставлено право привлекать нарушителей к административной ответственности, предусмотренной ст. 11.14.1 КоАП РФ.

В-третьих, законодательно урегулирован вопрос представления заявления на получение разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, а также подтверждающих документов (копии документа, удостоверяющего личность заявителя, свидетельств о регистрации ТС, договоров лизинга или аренды авто для перевозки пассажиров).

В-четвертых, разрешения действуют только в тех регионах, в которых они выданы. Чтобы на законных основаниях перевезти пассажиров к "соседям", пункт подачи легкового такси должен находиться в том регионе, где перевозчик получил разрешение.

В-пятых, в отношении одного транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение вне зависимости от правовых оснований владения автомобилем (собственность, аренда, лизинг или иной вариант).

В-шестых, отменено требование о прохождении таксистами техосмотра каждые полгода, а требуемый общий водительский стаж сокращен с пяти до трех лет.

Самое главное, по мнению автора, что с конца апреля 2012 г. по конец июня 2012 г. приостановлено действие ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП РФ, которой предусмотрено наказание за отсутствие у водителя разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. То есть таксистам предоставлена почти двухмесячная рассрочка для того, чтобы решить вопрос с получением данного документа. На более длительный срок (немногим более полугода - до конца 2012 г.) приостановлено действие требования к единой цветовой гамме кузова легкового такси (если предусмотрено региональными властями).

Д.В.Дурново

Главный редактор

ИД "Аюдар Пресс"