Мудрый Экономист

Основные направления налоговой политики на 2013 год: итоги и прогнозы

"Налоговая проверка", 2012, N 4

Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Основные направления налоговой политики) не являются нормативным правовым документом и служат основанием для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах и внесения их в Правительство РФ. Положения документа учитываются при планировании федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на соответствующие периоды.

Экономические агенты также могут воспользоваться данным документом для определения налоговой нагрузки на бизнес.

В статье рассматриваются предложения Правительства РФ в сфере налоговой политики на трехлетний период, а также действия, предпринятые в целях их реализации.

Тенденции роста собираемости налогов

Отметим, что доля налоговых доходов и платежей в доходах бюджета в 2009 - 2010 гг. существенно уменьшилась (2008 г. - 36,15% ВВП, 2009 г. - 31,00%, 2010 г. - 32,13%), но к 2011 г. данный показатель стабилизировался и стал приближаться к значениям 2008 г. (35,61% ВВП). Синхронные колебания были также свойственны показателю налога на прибыль, который в 2011 г. составил 4,18% ВВП (в 2008 г. - 6,09%, в 2010 г. - 3,93%).

Показатель доли ЕСН и страховых взносов в структуре налоговых доходов в 2009 (5,93% ВВП) и 2010 гг. (5,48% ВВП) практически не менялся. Это обусловлено тем, что переходные тарифы страховых взносов в 2010 г. (26%) оставались на уровне 2009 г. Существенное увеличение тарифов страховых взносов (34%) в 2011 г. увеличило этот показатель до 6,49% ВВП. В абсолютных значениях этот рост более впечатляющий. С 2012 г. тариф страховых взносов был снижен до 30%, введена регрессивная шкала для страховых взносов в ПФР. К сожалению, оценить влияние принятой меры в настоящее время не представляется возможным, так как на сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы <1> опубликована статистическая информация о собираемости страховых взносов в ПФР только за 2010 г. и первое полугодие 2011 г.

<1> ЕМИСС (http://www.fedstat.ru/) разработана в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах" и имеет статус государственного интегрированного статистического ресурса.

Интересно, что аналогичный показатель по НДФЛ с 2009 г. демонстрирует тенденцию к некоторому снижению - с 4,29% ВВП (в 2009 г.) до 3,67% ВВП (в 2011 г.). При этом за налоговые периоды 2005 - 2007 гг. удельный вес НДФЛ в структуре налоговых доходов практически не изменялся. Анализ абсолютных показателей собираемости налогов <2> показывает общую тенденцию роста собираемости налогов кроме НДФЛ.

<2> В таблице используются сводные данные статистической налоговой отчетности о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей, опубликованные на официальном сайте ФНС (http://www.nalog.ru, отчет по форме 1-НМ).

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ за налоговый период (тыс. руб.)

    Налог   
  Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджетную
                              систему РФ
   2008 г.   
   2009 г.   
   2010 г.   
   2011 г.   
   Январь -
апрель
2012 г.
 Налоговые  
доходы
(тыс. руб.)
8 656 617 870
6 996 956 198
8 440 974 328
9 715 209 562
3 777 035 225
 Налоговые  
доходы
(% ВВП)
    36,15    
    31,00    
    32,13    
    35,61    
 Налог на   
прибыль
организаций
(тыс. руб.)
2 550 659 006
1 275 601 721
1 793 643 907
2 270 315 696
  709 270 580
 Налог на   
прибыль
организаций
(% ВВП)
     6,09    
     3,26    
     3,93    
     4,18    
 Налог на   
доходы
физических
лиц
(тыс. руб.)
2 159 700 758
2 159 657 864
2 314 823 975
1 994 869 291
  822 748 662
 Налог на   
доходы
физических
лиц (% ВВП)
     4,04    
     4,29    
     3,96    
     3,67    

В таблице приведены данные по поступлению в бюджет налога на доходы физических лиц и налога на доходы организаций.

Отметим, что Основные направления налоговой политики не предусматривают ужесточения административных мер, направленных на повышение эффективности собираемости НДФЛ. При этом уже в 2012 г. в этом направлении были сделаны соответствующие шаги.

Приказом ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@ были внесены изменения в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (далее - Приказ ФНС России N ММ-3-06/333@). В частности, новшества затронули п. 5 Приложения 2 к Приказу ФНС России N ММ-3-06/333@. Согласно абз. 9 указанного пункта при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган обязан также учитывать информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы ("в конвертах"), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию. В связи с этим отметим, что реальных мер ответственности за выплату заработных плат "в конверте" налоговым законодательством не предусмотрено.

Кроме того, на рассмотрение ГД РФ в мае 2012 г. поступил законопроект N 83262-6, направленный на повышение эффективности администрирования НДФЛ. Данным законопроектом предлагается внести изменения в ст. ст. 229 и 230 НК РФ, устанавливающие обязанность для налоговых агентов по истечении налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации по НДФЛ. Предполагается, что указанные декларации будут отражать сведения о доходах и налоговых вычетах физических лиц истекшего налогового периода, суммах исчисленного, удержанного (подлежащего уплате) и сроках удержания, уплаты налога в целом по налоговому агенту без детализации по конкретным физическим лицам, а также суммах налога, перечисленного, излишне удержанного и не удержанного налоговым агентом. Представление деклараций по НДФЛ налоговыми агентами позволит налоговым органам:

Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов

Документом предусматривается, что основными источниками роста налоговых поступлений в 2013 - 2015 гг. будут являться:

Предполагается, что содержанием налоговой политики в среднесрочной перспективе будут являться снижение налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышение на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также переход к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

Основные направления налоговой политики включают два раздела.

В разд. I подводятся основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде. Отметим, что некоторые принятые в 2009 - 2011 гг. налоговые поправки, в частности внесенные в НК РФ Федеральными законами от 23.11.2009 N 261-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 259.3), от 07.06.2011 N 132-ФЗ (п. 21 ст. 381 НК РФ) <3>, от 27.07.2010 N 229-ФЗ (п. п. 8 и 9 ст. 169 НК РФ) <4>, от 19.07.2011 N 245-ФЗ (п. 5.2 ст. 169 НК РФ) <5>, применяются начиная с 01.01.2012, так как с этой даты действуют принятые во исполнение указанных норм соответствующие подзаконные акты.

<3> Перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 308, которое вступило в силу 01.05.2012.
<4> Форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@ (вступил в силу 23.05.2012).
<5> Формы и правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, в том числе корректировочного счета-фактуры, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137. Дата официального опубликования - 16.01.2012, применяется с учетом разъяснений Минфина (Письмо от 31.01.2012 N 03-07-15/11).

В разд. II перечисляются меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2013 г. и плановом периоде 2014 и 2015 гг. Остановимся более подробно на разд. II Основных направлений налоговой политики.

Акцизы

В целях повышения эффективности собираемости налогов Правительство РФ планирует внести поправки в НК РФ в отношении акцизов. Планируется ежегодная индексация ставок акцизов на все подакцизные товары. Опережающими темпами по сравнению с ростом инфляции будут индексироваться ставки акцизов на табачную и алкогольную продукцию. Согласно информации, содержащейся в Основных направлениях налоговой политики, в ближайшие три года планируется проиндексировать ставки акциза на сигареты в среднем на 40% в год.

При этом обратите внимание, что доля акцизов в структуре налоговых доходов в 2011 г. составила 1,2% ВВП, что является наименьшим значением среди показателей по другим налогам, выделенным отдельной строкой в таблице 1 "Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2005 - 2011 гг. (% ВВП)" Основных направлений налоговой политики. Например, налог на прибыль организаций в 2011 г. составил 4,18% ВВП, НДФЛ - 3,67%, НДС - 5,98%, таможенные пошлины - 8,38%, НДПИ - 3,76%, ЕСН и страховые взносы - 6,49%, прочие налоги - 1,98%.

Налог на прибыль организаций

В качестве налогового стимулирования инвестиций в Основных направлениях налоговой политики предлагается изменить действующий механизм восстановления амортизационной премии в случае реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении пяти лет с момента введения их в эксплуатацию. Восстановлению будут подлежать суммы амортизационной премии только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику.

С 01.01.2011 вступил в силу пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которому не учитываются в целях налогообложения прибыли, в частности, доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов соответствующими акционерами или участниками. Правительство РФ планирует исключить из НК РФ указанную выше норму, так как ее положения формально позволяют легализовать в целях налогообложения дарение между коммерческими организациями.

Также предлагается исключить возможность применения налогоплательщиками к основной норме амортизации специального коэффициента в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности в соответствии с п. 1 ст. 259.3 НК РФ. Возможен также другой вариант решения данного вопроса - сократить сферу применения указанного коэффициента за счет уточнения понятия "агрессивная среда" для целей налогообложения.

В Основных направлениях налоговой политики в целях налогового стимулирования содержится предложение об упрощении налогового учета. Под упрощением понимается последовательное осуществление мер, направленных на сближение правил бухгалтерского и налогового учета, а не на отмену налогового учета и ведения соответствующих отклонений. С учетом того что бухгалтерский учет в РФ будет развиваться в сторону сближения с МСФО, максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет представляется трудновыполнимой задачей.

Налог на имущество

В качестве меры поддержки модернизации производства предлагается из объекта обложения налогом на имущество организаций исключить объекты, относящиеся к движимому имуществу (машины, оборудование). Также отмечается целесообразность перехода к определению налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Специальные налоговые режимы

Среди мер, направленных на совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства, отметим следующие:

Обратите внимание, что в Госдуму внесен законопроект N 499566-5 <6>, согласно которому с 01.01.2014 система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности исключается из перечня специальных налоговых режимов, вводится гл. 26.5 "Патентная система налогообложения" НК РФ.

<6> Законопроект принят Госдумой в первом чтении.

Налоговое администрирование

В целях развития взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях предлагаются следующие меры:

Отметим, что доля лиц, в отношении которых налоговыми органами проводятся налоговые проверки, неуклонно снижается, в 2011 г. данный показатель составил 3,5% от общего числа индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (в 2010 г. - 3,8% <7>). При этом эффективность налоговых проверок, в том числе внеплановых, увеличивается. Доля случаев выявления нарушений в ходе проведения внеплановых проверок в 2011 г. по сравнению с 2010 г. выросла на шесть пунктов и составила 75%. Эффективность одной выездной проверки в 2011 г. составила 4328 тыс. руб.

<7> Данные содержатся в докладе об осуществлении ФНС государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и эффективности такого контроля (надзора) в 2011 г., опубликованном на официальном сайте ФНС.

При этом количество судебных споров в сфере налогообложения снижается. По данным ФНС <8>, анализ результатов рассмотрения налоговых споров за 2011 г. показал, что количество жалоб ежегодно снижается в среднем на 10%. Это вызвано введением с 2009 г. процедуры обязательного досудебного порядка обжалования в вышестоящий налоговый орган решений, принимаемых по результатам налоговых проверок. Как следствие, ФНС выработала новую концепцию развития и дальнейшего совершенствования методов досудебного урегулирования споров. На официальном сайте ФНС опубликована информация, что налоговым ведомством предлагается введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров по обжалованию актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. Предлагаемые изменения позволят расширить возможности налогоплательщиков по реализации права на защиту своих интересов, а также способствовать дальнейшему сокращению судебных споров с участием налоговых органов. Предполагается, что введение подобной процедуры приведет к сокращению налоговых споров в судах в два раза. При этом после обращения в налоговые органы у налогоплательщиков сохраняется право на судебную защиту.

<8> Информация опубликована на сайте ФНС.

Далее обратим ваше внимание на предложенные Правительством РФ меры, направленные на усиление налогового контроля за доходами физических лиц. В Основных направлениях налоговой политики предусматривается внесение в НК РФ ряда изменений, направленных на предоставление налоговым органам прав на получение дополнительной информации, необходимой для осуществления налогового контроля, от банков (информация о наличии вкладов (депозитов), остатках денежных средств на вкладах (депозитах)).

В НК РФ также планируется внесение поправок, связанных с истребованием документов в соответствии со ст. 93.1 НК РФ. В число лиц, у которых налоговый орган вправе истребовать документы, планируется включить тех, с участием (при посредничестве) которых проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) совершается сделка (совокупность сделок) по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг). То есть документы в рамках выездной документальной проверки, а также дополнительных мероприятий налогового контроля могут быть запрошены у всей цепочки лиц, участвующих в совокупности сделок по реализации товаров, работ, услуг. Согласно действующей редакции ст. 93.1 НК РФ истребование может быть произведено у участников сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Наряду с этим новшеством предлагается одновременно предоставить налоговым органам право проведения выемки документов при отказе или непредставлении документов о налогоплательщике в установленные сроки. Отметим, что согласно ст. 94 НК РФ выемка документов может быть проведена в рамках выездной налоговой проверки.

Кроме того, в Основных направлениях налоговой политики предлагается внести поправку в НК РФ по изменению срока ознакомления налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок представления налогоплательщиком возражений по акту проверки (в настоящее время 15 дней) и срок для представления возражений, если правонарушение выявлено вне рамок налоговых проверок (в настоящее время десять дней), планируется увеличить до одного месяца.

Далее отметим, что в целях противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций предлагается ввести институт налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний. Предлагается не распределяемый между учредителями (собственниками) доход иностранной контролируемой компании или его часть рассматривать в целях обложения налогом на прибыль организаций как доход ее владельца (то есть материнской компании). Тем самым предотвращается вывод дохода материнской компании под действие низконалоговых юрисдикций в результате последовательности сделок.

Также в вышеуказанных целях предлагается определить в налоговом законодательстве понятие налогового резидента применительно к налогоплательщикам - юридическим лицам, которое будет учитывать экономическую связь между организацией и ее учредителями, а также между организацией и ее дочерними компаниями.

Страховые взносы

С 01.01.2014 предполагается сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ на уровне 2013 г. - 30% и неперсонифицированного тарифа - 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет ПФР. При этом для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих УСНО, тариф сохраняется на уровне 20%.

О.В.Филимонова

Эксперт журнала

"Налоговая проверка"

Страховые взносы: Минфин о признании в целях налогообложения
 
Перспективы налогового администрирования: видение ФНС