Мудрый Экономист

Сколько нужно тратить на улучшение условий труда

"Зарплата", 2012, N 7

С апреля 2012 г. действует перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Как грамотно оформить данный вид расходов, вы узнаете из статьи.

Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников. Об этом говорится в ст. 212 Трудового кодекса. В развитие данной нормы в ч. 3 ст. 226 ТК РФ законодатели определили <1>:

<1> Данная норма не распространяется на государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения. - Примеч. ред.

Что нужно от работодателя

Во исполнение требований Трудового кодекса работодателю следует определить:

На что тратить средства

Типовой перечень ежегодных расходов по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков предусматривает затраты на проведение, в частности, таких мероприятий:

Однако в указанном документе сделана специальная оговорка, что конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики деятельности компании. Так, например, аттестацию рабочих мест по условиям труда нужно проводить не реже чем раз в пять лет (п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н). Значит, в течение четырех лет средства можно тратить на другие статьи расходов, перечисленные в Приказе N 181н.

Сколько тратить средств

Как мы отметили выше, в ст. 226 Трудового кодекса установлена минимальная величина расходов на улучшение условий и охраны труда и снижение профессиональных рисков - 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ или услуг). Верхний предел трат на указанные цели трудовым законодательством не установлен.

Примечание. Не путать со страховыми взносами!

Норматив расходов работодателя на улучшение условий работы сотрудников и охрану их труда установлен не для начисления каких-либо взносов в ФСС РФ. Ни начислять, ни перечислять эти деньги в ФСС РФ не нужно!

Что не пояснили законодатели

Чтобы рассчитать минимальную сумму расходов, придется проявить смекалку, поскольку законодатель не уточнил порядок ее определения. Так, в Трудовом кодексе не говорится:

Определяем минимум

По мнению автора, рассчитать минимальную величину расходов следует на весь текущий год по данным бухгалтерского учета за предшествующий год. Поясню свою точку зрения.

Часть мероприятий, предусмотренных Типовым перечнем, организация может осуществить в начале года, а часть - в конце. Поэтому нижнюю границу суммы расходов следует определять на текущий год один раз. Для определения показателя на год логично также опираться на данные за целый год. При этом целесообразно использовать сведения за год, предшествующий текущему.

При исчислении показателя понадобятся данные бухгалтерского учета, так как налоговый учет затрат организации используется в целях расчета налога на прибыль.

Контролировать, достаточно ли средств затрачено на улучшение условий, можно один раз - в конце года.

Максимальная сумма расходов

Несмотря на то что верхняя граница данных расходов не установлена, увлекаться не стоит. Если трудовая инспекция и одобрит действия работодателя, то налоговая может занять противоположную позицию. Ведь расходы на указанные мероприятия уменьшают базу по налогу на прибыль и должны быть экономически оправданны (ст. 252 НК РФ).

Документооборот

Для выполнения требований ст. 226 Трудового кодекса работодателю необходимо:

Приказ о проведении мероприятий и об их финансировании

Все участники процесса должны знать свои обязанности. Поэтому первым документом должен стать приказ руководителя организации о планировании и финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда (с. 98).

Образец приказа

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Общество с ограниченной ответственностью "Венера" ¦
¦ ¦
¦ Приказ N 157 ¦
¦ о финансировании мероприятий ¦
¦ по улучшению условий и охраны труда ¦
¦ ¦
¦г. Всеволожск 3 июля 2012 г.¦
¦ ¦
¦ Во исполнение требований ст. 226 Трудового кодекса Российской¦
¦Федерации в срок до 9 июля 2012 г. ¦
¦ ¦
¦ ПРИКАЗЫВАЮ: ¦
¦ ¦
¦ 1. Главному инженеру Р.В. Ерофееву подготовить план мероприятий по¦
¦улучшению условий и охраны труда на 2012 г. ¦
¦ 2. Главному экономисту Е.П. Ивановой подготовить смету расходов на¦
¦мероприятия по улучшению условий и охраны труда на основании показателя¦
¦минимальной суммы расходов и перечня необходимых затрат на данные цели. ¦
¦ 3. Главному бухгалтеру И.С. Сергеевой рассчитать минимальную сумму¦
¦расходов на мероприятия по улучшению условий и охраны труда исходя¦
¦из суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) за 2011 г. ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ Генеральный директор ¦
¦ ООО "Венера" Асташов П.А. Асташов¦
¦ ¦
¦ С приказом ознакомлены: ¦
¦ главный бухгалтер Сергеева И.С. Сергеева¦
¦ 3 июля 2012 г.¦
¦ главный инженер Ерофеев Р.В. Ерофеев¦
¦ 3 июля 2012 г.¦
¦ главный экономист Иванова Е.П. Иванова¦
¦ 3 июля 2012 г.¦
L--------------------------------------------------------------------------

Как оформить расчет минимума

Трудовым законодательством не установлен порядок документального оформления расчета минимального размера затрат на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Определить порядок расчета, а также зафиксировать размер затрат можно, например, в бухгалтерской учетной политике предприятия на текущий год.

В 2012 г. нормативная база для определения минимума сформирована только в апреле. Поэтому в учетную политику показатель не попал. Представляется, что можно применить упрощенный порядок, произвести расчет в бухгалтерской справке или служебной записке (с. 99), а утвердить - приказом руководителя (с. 100).

Образец служебной записки

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Генеральному директору¦
¦ ООО "Венера"¦
¦ Асташову П.А.¦
¦ от главного бухгалтера¦
¦ Сергеевой И.С.¦
¦ ¦
¦ Служебная записка ¦
¦ ¦
¦ Сумма расходов на производство продукции (работ, услуг) за 2011 г.¦
¦составляет 2 000 000 руб. В соответствии с ч. 3 ст. 226 ТК РФ¦
¦минимальная сумма расходов на мероприятия по улучшению условий и охраны¦
¦труда - 4000 руб. (2 000 000 руб. x 0,2%). ¦
¦ ¦
¦ Главный бухгалтер ¦
¦ ООО "Венера" Сергеева И.С. Сергеева¦
¦ 4 июля 2012 г. ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Образец приказа

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Общество с ограниченной ответственностью "Венера" ¦
¦ ¦
¦ Приказ N 158 ¦
¦ ¦
¦ об утверждении плана мероприятий, лимита и сметы расходов ¦
¦ на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда ¦
¦ ¦
¦г. Всеволожск 9 июля 2012 г.¦
¦ ¦
¦ Во исполнение требований ст. 226 ТК РФ ¦
¦ ¦
¦ ПРИКАЗЫВАЮ: ¦
¦ ¦
¦ 1. Утвердить план мероприятий по улучшению условий и охраны труда в¦
¦соответствии с приложением N 1 к настоящему приказу. ¦
¦ 2. Утвердить минимальную сумму на проведение указанных мероприятий в¦
¦размере 4000 руб. ¦
¦ 3. Утвердить смету расходов на финансирование указанных мероприятий на¦
¦сумму 7000 руб. в соответствии с прил. N 2 к настоящему приказу. ¦
¦ 4. Назначить ответственным за реализацию плана мероприятий по¦
¦улучшению условий и охраны труда главного инженера Р.В. Ерофеева. ¦
¦ ¦
¦ Приложение: ¦
¦ 1) план мероприятий по улучшению условий и охраны труда; ¦
¦ 2) смета расходов на финансирование мероприятий <...>. ¦
¦ ¦
¦ Генеральный директор ¦
¦ ООО "Венера" Асташов П.А. Асташов¦
¦ ¦
¦ С приказом ознакомлены: ¦
¦ главный бухгалтер Сергеева И.С. Сергеева¦
¦ 9 июля 2012 г.¦
¦ главный инженер Ерофеев Р.В. Ерофеев¦
¦ 9 июля 2012 г.¦
L--------------------------------------------------------------------------

План мероприятий

Перечень необходимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков и их стоимость следует оформить в виде плана. В нем указывается название мероприятия и срок его исполнения.

Смета

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и их стоимость можно отразить в смете. Напомню, что верхней границы расходов на данные мероприятия нет. При планировании расходов следует придерживаться принципа их целесообразности и экономической обоснованности.

Приказ об утверждении плана мероприятий, лимита и сметы расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Перечисленные выше документы рассматривает руководитель предприятия. При необходимости в план мероприятий и смету затрат могут быть внесены корректировки. После того как все изменения будут учтены, итоговый вариант утверждается приказом руководителя организации.

Бухгалтерский учет

Осуществление расходов на оплату мероприятий по улучшению условий и охраны труда - требование законодательства и неотъемлемая часть трудового процесса.

Следовательно, их можно отнести к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99) и отражать на счетах учета затрат:

Если организация для улучшения условий закупает материалы или основные средства, их отражают на счетах:

Налог на прибыль

Затраты на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса. Об этом говорится в Письме Минфина России от 09.08.2011 N 03-03-06/4/95.

Учесть можно не только минимальную сумму расходов, но и более солидные затраты. Ведь, как мы уже говорили, верхней границы затрат на подобные мероприятия не установлено. Главное, чтобы расходы были:

Другими словами, расходы на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должны соответствовать условиям ст. 252 Налогового кодекса.

НДС

В документах на приобретение товаров, работ, услуг, которые необходимы для реализации указанных мероприятий, может быть выделен НДС. Его принимают к вычету при выполнении следующих условий (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ):

Пример. Руководитель ООО "Венера" утвердил смету расходов на мероприятия по улучшению условий и охраны труда на сумму 7000 руб. Минимальная сумма расходов - 4000 руб. ООО "Венера" приобрело стенды для проведения инструктажей по охране труда на сумму 7000 руб., из них:

Как отразить данные расходы?

Решение. Приобретение стендов относится к мероприятиям по улучшению условий и охраны труда.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Дебет 60 Кредит 51

Дебет 10 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 20 Кредит 10

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

При расчете налога на прибыль стоимость стендов уменьшит базу, несмотря на то что эта сумма превышает минимальную границу (4000 руб.). Так как данные расходы произведены в соответствии с требованиями законодательства, они экономически обоснованны и документально подтверждены.

Т.А.Киселева

Аудитор