Мудрый Экономист

Вопросы, которые необходимо решить при принятии автономным учреждением учетной политики

"Автономные учреждения: экономика - налогообложение - бухгалтерский учет", 2012, N 3

Учетная политика является основой формирования всей системы бухгалтерского учета любой организации. Сформированные в учетной политике положения позволяют однозначно определить конкретные методы ведения бухгалтерского учета соответствующих финансово-хозяйственных операций, порядок учета которых, регламентируемый действующими нормативными документами, допускает возможность выбора из нескольких определенных действующим законодательством вариантов.

В отличие от коммерческих организаций, обязанность формирования учетной политики которых для целей бухгалтерского учета регламентирована Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, государственные (муниципальные) учреждения до 1 января 2011 г. формировали учетную политику по собственному желанию, так как требования вышеуказанного нормативного документа на них не распространялись. Такое положение, возможно, объяснялось стремлением законодателя максимально точно определить порядок бухгалтерского учета всех осуществляемых учреждениями хозяйственных операций в нормативных документах федерального и ведомственного уровня. Однако втиснуть всю финансово-хозяйственную деятельность учреждений в тесные рамки инструкций, приказов и распоряжений вышестоящих органов оказалось задачей невыполнимой.

Вступившие в действие с 1 января 2011 г. Планы счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений различных организационно-правовых форм и Инструкции по их применению, в отличие от ранее действующих нормативных документов в этой сфере, теперь допускают выбор учреждениями одного из нескольких вариантов организации системы их бухгалтерского учета. Требования по разработке и внедрению государственными (муниципальными) учреждениями учетной политики для целей бухгалтерского учета впервые нормативно закреплены как в п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), так и в Инструкциях по применению Планов счетов каждой из их организационно-правовых форм.

Возникшая с 1 января 2011 г. перед государственными (муниципальными) учреждениями обязанность по формированию учетной политики для целей бухгалтерского учета в течение ограниченного времени, отпущенного на внедрение ими новых Планов счетов, а также определенный дефицит разъяснений и указаний Минфина России, министерств и ведомств стали причиной определенных затруднений у бухгалтерских служб учреждений, связанных с содержанием и структурой учетной политики. Ведь действующими нормативными документами регламентированы только общие вопросы формирования ее положений.

Так, согласно п. 6 Инструкции N 157н в учетной политике государственного (муниципального) учреждения должны быть приведены и раскрыты следующие аспекты организации бухгалтерского учета:

В то же время при формировании учетной политики учреждения, учитывая вышеперечисленные требования, должны самостоятельно определить ее структуру и содержание. Казенные учреждения, учитывая, что порядок их финансового обеспечения существенно не изменился, испытывают при этом меньшие трудности по сравнению с бюджетными и автономными учреждениями, которые вынуждены коренным образом менять свою систему бухгалтерского учета.

Учитывая вышеизложенное, при формировании учетной политики государственного (муниципального) учреждения, по нашему мнению, целесообразно решить следующие вопросы:

- какую цель преследует учреждение, создавая свою учетную политику?

Такой целью может быть лишь уточнение порядка и методики ведения бухгалтерского учета на участках, на которых действующим законодательством предусмотрена вариантность решения учетных задач. В этом случае положения учетной политики, кроме обязательных вопросов, регламентируют только вышеуказанные участки бухгалтерского учета.

Если же учетная политика рассматривается руководством бухгалтерской службы учреждения как некий внутренний распорядительный документ (учебно-методическое пособие) по организации всей системы бухгалтерского учета, то в ней должны быть максимально полно отражены методики отражения в учете всех финансово-хозяйственных операций учреждения.

На стадии перевода учреждений на новые Планы счетов бухгалтерского учета и новый порядок их финансового обеспечения, по нашему мнению, целесообразно сформировать их учетную политику по второму из вышеперечисленных принципов, что даст возможность учетным работникам эффективней освоить новый порядок ведения бухгалтерского учета на своих участках;

- как регламентировать в учетной политике методики организации бухгалтерского учета в переходный период?

Переходный период реорганизации бухгалтерского учета и финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений продлен Минфином России до 1 июля 2012 г. Поэтому при формировании учетной политики учреждений, для которых вышеуказанный переходный период еще не завершен, целесообразно включить отдельными положениями в их учетную политику методики организации и ведения учета как в данный период, так и в момент фактического перевода их системы бухгалтерского учета на План счетов, соответствующий их организационно-правовой форме;

- как учесть при формировании учетной политики возможность дальнейшего изменения отдельных ее положений?

Не секрет, что регламентированные учетной политикой методики ведения бухгалтерского учета в дальнейшем могут измениться. Так, могут пересматриваться нормы использования имущества и финансовых средств учреждения, состав должностных лиц, ответственных за ведение того или иного участка бухгалтерского учета, состав и формы неунифицированных учетных документов и т.д.

Учитывая это, по нашему мнению, было бы целесообразным выделять такие разделы учетной политики из общего ее текста в отдельные приложения, что даст возможность в случае возникновения потребности в соответствующих коррективах изменять не всю учетную политику, а лишь отдельные ее положения.

И.Ю.Гарнов

Генеральный директор

Аудиторская компания "КАМЕРТОН-АК"