Мудрый Экономист

Особенности учета основных средств в бюджетных учреждениях (на примере казенных учреждений)

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2012, N 4

С 01.01.2011 вступил в силу Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), в соответствии с которым изменился правовой статус бюджетных учреждений. Согласно нормам этого документа государственное (муниципальное) учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.

Нормативные документы, принятые во исполнение Закона N 83-ФЗ, существенно меняют систему финансового обеспечения и бухгалтерского учета данных учреждений. После вступления в силу Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н) появились новые учетные процедуры, сопутствующие отражению в учете операций по поступлению основных средств. Рассмотрим вопросы учета основных средств в казенных учреждениях.

Организация учета объектов основных средств в казенном учреждении. Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Статьи 120, 296, 298 Гражданского кодекса РФ определяют основные нормы гражданского законодательства о правовом положении казенного учреждения.

Государственное (муниципальное) имущество принадлежит казенному учреждению на праве оперативного управления. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. При этом финансовое обеспечение всей деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы.

Основным нормативным актом, регулирующим особенности ведения учета вне зависимости от типа учреждения, является Инструкция N 157н.

В соответствии с п. 34 Инструкции N 157н принятие к учету объектов основных средств осуществляется, как правило, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, которое оформляется Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) или Актом о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), а также Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002).

При отсутствии решения комиссии и соответствующего акта, оформленного в соответствии с требованиями, операции по поступлению основных средств не могут быть отражены в бухгалтерском учете учреждения. Перечень унифицированных форм первичных учетных документов и Указания по их заполнению утверждены Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Инструкция N 173н).

Согласно п. 25 Инструкции N 157н в каждом государственном (муниципальном) учреждении независимо от его типа должна быть создана комиссия по поступлению и выбытию активов. Такая комиссия создается приказом руководителя учреждения и должна состоять из компетентных сотрудников учреждения, обладающих соответствующими знаниями и навыками.

Комиссия наделена широкими полномочиями. Согласно Инструкции N 157н члены комиссии должны принимать решения относительно основного средства в разные моменты использования его в деятельности учреждения. Действия комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов при принятии к учету объектов основных средств представлены в табл. 1.

Таблица 1

Действия комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов при принятии к учету объектов основных средств

  Хозяйственная операция 
  Решение комиссии  
  Основание для принятия  
решения
Принятие к бухгалтерскому
учету объекта основных
средств
Определение текущей 
рыночной стоимости
Пункт 34 Инструкции N 157н
Определение срока   
полезного
использования
Пункт 44 Инструкции N 157н
Изменение первоначально  
принятых нормативных
показателей
функционирования объекта
основных средств
Уточнение срока     
полезного
использования
Пункт 44 Инструкции N 157н

Одним из основных моментов правильной постановки учета основных средств является группировка остатков имущества на 01.01.2011. У казенных учреждений не может быть особо ценного движимого имущества. Все основные средства казенных учреждений делятся на недвижимое, иное движимое имущество и предметы лизинга.

Согласно п. 1 Письма Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546 "Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа" в 18-м разряде номера счета для казенных учреждений предусмотрены следующие обозначения:

Оценка и переоценка объектов основных средств. К основным средствам относятся материальные объекты имущества, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 мес.

Балансовая стоимость объектов основных средств формируется в соответствии с требованиями п. 27 Инструкции N 157н.

Первоначальной стоимостью объектов основных средств признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость (НДС), если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств представлен в табл. 2.

Таблица 2

Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств

 N 
п/п
 Направления поступления
объектов
Суммы, включаемые в первоначальную стоимость
объекта
 1 
Приобретение за плату от
поставщика
Фактические вложения на их приобретение:    
суммы, уплачиваемые в соответствии с
договором купли-продажи, договором
строительного подряда, регистрационные
сборы, пошлины, затраты по доставке, включая
страхование доставки, невозмещаемые налоги и
прочие затраты, связанные с приобретением
объекта
 2 
Сооружение              
 3 
Изготовление            
 4 
Получение по договору   
дарения
Текущая рыночная стоимость на дату принятия 
к бухгалтерскому учету с учетом затрат,
производимых бюджетной организацией: на
доставку, регистрацию и приведение объектов
в состояние, пригодное для использования
 5 
Приобретение по договору
лизинга (сублизинга)
Первоначальная (фактическая) стоимость      
определяется условиями договора и признается
в сумме расходов лизингодателя на его
приобретение, сооружение, доставку,
изготовление и доведение до состояния, в
котором оно пригодно для использования, за
исключением сумм налогов, подлежащих вычету
или учитываемых в составе расходов
 6 
Поступление арендованных
объектов
Стоимость, указанная в договоре аренды      

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов основных средств.

Согласно п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ к модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Учреждения проводят переоценку стоимости объектов основных средств по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством РФ.

Принятие к учету объектов основных средств. У казенных учреждений все запланированные на текущий финансовый год расходы отражаются в бюджетной смете (в отличие от бюджетных и автономных учреждений, деятельность которых осуществляется в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности).

Приобретение основного средства происходит в несколько этапов. При этом все операции, связанные с приобретением основного средства, можно условно разделить на пять групп:

В бухгалтерском учете казенных учреждений операции по санкционированию отражаются в соответствии с положениями разд. 5 "Санкционирование расходов" Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), следующим образом:

- получены лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год:

Д-т КРБ 1 50115 310 "Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года по приобретению основных средств"

К-т КРБ 1 50113 310 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по приобретению основных средств";

- приняты учреждением бюджетные обязательства текущего финансового года согласно заключенным договорам с поставщиками:

Д-т КРБ 1 50113 310 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по приобретению основных средств"

К-т КРБ 1 50211 310 "Принятые обязательства текущего финансового года по приобретению основных средств";

- приняты учреждением денежные обязательства текущего финансового года согласно условиям заключенных с поставщиками договоров:

Д-т КРБ 1 50211 310 "Принятые обязательства текущего финансового года по приобретению основных средств"

К-т КРБ 1 50212 310 "Принятые денежные обязательства текущего финансового года по приобретению основных средств".

Для отражения расчетов с поставщиками по приобретению основных средств используются следующие синтетические счета объекта учета: 20631 "Расчеты по авансам по приобретению основных средств", 20831 "Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств", 30231 "Расчеты по приобретению основных средств".

Поступающие основные средства приходуются на основании документов поставщика и соответствующего первичного учетного документа.

При этом казенные учреждения при осуществлении записей в 24 - 26-м разрядах счетов указывают КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" как по дебету, так и по кредиту счета.

Следующие операции с поступившими объектами основных средств зависят от того, к какой группе основных средств по решению комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов ранее был отнесен данный объект.

Согласно п. 130 Инструкции N 157н для учета операций, связанных с поступлением, новым строительством, дооборудованием и т.п. объектов основных средств, в Едином плане счетов предусмотрен счет 10601 "Вложения в основные средства". Учет вложений в объекты основных средств в казенном учреждении ведется по группам согласно п. 37 Инструкции N 157н:

10 "Недвижимое имущество учреждения";

30 "Иное движимое имущество учреждения";

40 "Имущество - предметы лизинга".

Инструкциями N N 157н и 162н не предусмотрены первичные документы и регистры учета, в которых фиксировались бы принимаемые комиссией решения и соответствующие действия бухгалтера в бухгалтерском учете. Учреждениям придется самостоятельно разрабатывать документооборот, график движения документов и соответствующие формы учетных документов и регистры учета.

В балансовую стоимость основных средств включаются затраты, непосредственно связанные с приобретением данного объекта основного средства (п. 47 Инструкции N 157н), также она может изменяться с учетом достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации) и переоценки объектов основных средств.

После того как сформирована первоначальная стоимость, объект основного средства ставится на балансовый учет. Принятие к учету объектов основных средств осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного Актами по формам 0306001, 0306030 и 0306002.

В бухгалтерском учете записи по принятию основных средств на балансовый учет по сформированной первоначальной (балансовой) стоимости отражаются по дебету следующих счетов:

0 10110 000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения";

0 10130 000 "Основные средства - иное движимое имущество учреждения";

0 10140 000 "Основные средства - предметы лизинга".

При этом счета данных групп корреспондируют по кредиту с соответствующими аналитическими счетами счета 10601 "Вложения в основные средства".

Принятие к бюджетному учету вновь выстроенных зданий, сооружений, а также реконструированных и достроенных казенными учреждениями зданий, сооружений отражается в соответствии с Инструкцией N 162н:

Д-т сч. 0 10110 310 "Основные средства" (0 10111 310, 0 10112 310, 0 10113 310)

К-т сч. 0 10611 310 "Увеличение вложений в недвижимое имущество учреждений - основные средства".

Основными способами поступления объектов основных средств являются:

Пример 1. Покупка оборудования за счет бюджетных средств. Бюджетное учреждение за счет бюджетных средств приобрело оборудование стоимостью 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Доставку основного средства осуществила транспортная организация, стоимость доставки - 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.). Основное средство было введено в эксплуатацию. В бюджетном учете данные операции будут отражены следующими проводками (табл. 3).

Таблица 3

Отражение в учете покупки оборудования за счет бюджетных средств

      Операция     
           Корреспонденция счетов           
 Сумма, 
руб.
        Дебет       
         Кредит        
Поступило          
оборудование
1 10631 310         
"Увеличение
вложений в основные
средства - иное
движимое имущество
учреждения"
1 30231 730            
"Увеличение
кредиторской
задолженности по
приобретению основных
средств"
 118 000
Отражены затраты по
доставке
оборудования
1 10631 310         
"Увеличение вложений
в основные
средства - иное
движимое имущество
учреждения"
1 30222 730            
"Увеличение
кредиторской
задолженности по
транспортным услугам"
   5 900
Оборудование       
введено
в эксплуатацию
1 10134 310         
"Увеличение
стоимости машин и
оборудования - иного
движимого имущества
учреждения"
1 10631 410            
"Уменьшение вложений в
основные средства -
иное движимое имущество
учреждения"
 123 900

Начисление амортизации и определение срока полезного использования. Отражение данных, характеризующих степень изношенности основных средств учреждения, предусматривается на счете 0 10400 000 "Амортизация".

Начисленная (принятая к учету) сумма амортизации основных средств учитывается на счете, содержащем (по объектам основных средств учреждения, находящихся на праве оперативного управления) соответствующий аналитический код группы синтетического счета (10, 30, 40) и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета:

По объектам основных средств амортизация начисляется в следующем порядке:

Расчет годовой суммы амортизации основных средств учреждения производится линейным способом исходя из балансовой стоимости объектов основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этих объектов.

Срок полезного использования объектов основных средств в целях начисления амортизации определяется исходя из информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Классификация)).

Классификация предусматривает 10 групп основных средств, в которые внесены объекты по кодам Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) в зависимости от их долговечности.

Расчет суммы амортизации основных средств, входящих в первые девять амортизационных групп Классификации, осуществляется в соответствии с максимальными сроками полезного использования имущества, установленными для этих групп.

Для основных средств, входящих в десятую амортизационную группу Классификации, расчет суммы амортизации осуществляется исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072.

Следует отметить, что новые правила начисления амортизации распространяются на объекты, принятые к учету в 2011 г. Пересчет амортизации по объектам, принятым до 01.01.2011, не производится.

В случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации определяются на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов с учетом особенностей. Комиссия определяет также сроки полезного использования в случаях изменения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе при проведенных достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации.

В момент принятия основного средства к балансовому учету необходимо определить и указать в Акте срок его полезного использования.

Аналитический учет объектов основных средств и регистры учета основных средств. Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект. Каждому инвентарному объекту недвижимого и движимого имущества присваивается инвентарный номер, кроме объектов стоимостью до 3000 руб. включительно.

Арендованные основные средства учитываются у арендаторов на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем, кроме финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя).

Группировка основных средств осуществляется по группам имущества (недвижимое имущество учреждения, иное движимое имущество учреждения, имущество - предметы лизинга) и видам имущества, соответствующим подразделам Классификации, установленным ОКОФ.

Объекты основных средств учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета (10, 30, 40). Внутри каждой группы объекты основных средств также разделяются по соответствующим видам, подразделам Классификации согласно ОКОФ. В Едином плане счетов каждому виду имущества соответствует аналитический код:

1 "Жилые помещения";

2 "Нежилые помещения";

3 "Сооружения";

4 "Машины и оборудование";

5 "Транспортные средства";

6 "Производственный и хозяйственный инвентарь";

7 "Библиотечный фонд";

8 "Прочие основные средства".

Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества.



Инвентарная карточка учета основных средств открывается на каждый объект основных средств. Инвентарная карточка группового учета основных средств открывается на группу объектов основных средств и предназначена для учета объектов библиотечных фондов, производственного и хозяйственного инвентаря. Для библиотечных фондов открывается одна инвентарная карточка. Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой.

Следует обратить особое внимание на заполнение инвентарной карточки учета основных средств (ф. 0504031). На оборотной стороне инвентарной карточки в графах с 7 по 11 в поле "Содержание драгоценных материалов (металлов, камней и т.п.)" необходимо производить следующую запись: "В связи с отсутствием в технической документации сведений о содержании драгоценных металлов в деталях и узлах объекта их количество может быть определено после списания и утилизации данного объекта" (п. 6.3 Приказа Минфина России от 29.08.2001 N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении").

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.

Целесообразно предусмотреть в инвентарном номере, который будет присваиваться объектам основных средств, поступившим в 2011 г., разряд, характеризующий принадлежность данного объекта к соответствующей группе:

Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.

Документальный учет объектов основных средств осуществляется в формах, указанных в табл. 4.

Таблица 4

Документальный учет объектов основных средств

 Номер 
формы
                          Название формы                         
      Регистры учета, систематизирующие данные первичных документов      
0504071
Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками           
(журнал N 4)
0504071
Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов    
(журнал N 7)
0504071
Журнал по прочим операциям (журнал N 8)                          
0504072
Главная книга                                                    
                   Аналитический учет основных средств                   
0504031
Инвентарная карточка учета основных средств (открывается на      
каждый объект основных средств)
0504032
Инвентарная карточка группового учета основных средств           
(открывается на группу объектов основных средств и предназначена
для учета объектов библиотечных фондов, производственного
и хозяйственного инвентаря)
0504033
Описи инвентарных карточек по учету основных средств (для        
регистрации инвентарных карточек)
0504034
Инвентарный список нефинансовых активов (ведут лица,             
ответственные за хранение основных средств, за исключением
библиотечных фондов)
0504042
Книга (карточка) учета материальных ценностей (учет библиотечных 
фондов лицами, ответственными за хранение)
0504035
Оборотная ведомость по нефинансовым активам (для контроля за     
соответствием учетных данных у материально ответственных лиц и
данных по счетам аналитического учета)


В соответствии с п. 55 Инструкции N 157н учет операций по выбытию и перемещению объектов основных средств ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

При этом Инструкцией N 157н установлено, что учет операций по поступлению объектов основных средств ведется:

Для организации достоверного учета целесообразно организовать ведение журналов операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов по каждой группе объектов основных средств:

Записи в журналах операций следует производить на основании соответствующих первичных документов: актов, накладных и т.п., а операции по внутреннему перемещению объектов основных средств отражаются на основании Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032).

В то же время в п. 26 Инструкции N 157н отмечается, что принятие к учету объекта основных средств, являющегося предметом лизинга, в случае, если по условиям договора лизинга указанный объект поставляется его продавцом непосредственно лизингополучателю, минуя лизингодателя, осуществляется на основании первичного документа лизингополучателя по дате получения имущества лизингополучателем.

Выбытие основных средств. Выбытие основных средств происходит по следующим причинам:

Порядок списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями, установлен в Постановлении Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества".



Порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утв. Приказом Минэкономразвития России N 96 и Минфина России N 30н от 10.03.2011.

На примерах рассмотрим отражение в учете операций по списанию оборудования, установленных излишков основных средств по результатам инвентаризации и в рамках внутриведомственной передачи.

Пример 2. Бюджетное учреждение ликвидировало (списало) оборудование первоначальной стоимостью 70 000 руб. и начисленной амортизацией 65 000 руб. При ликвидации оприходованы запчасти рыночной стоимостью 1000 руб. (табл. 5).

Таблица 5

Отражение в учете операций по списанию оборудования

      Операция     
           Корреспонденция счетов           
 Сумма, 
руб.
        Дебет       
         Кредит        
1. Списана сумма   
начисленной
амортизации
1 10434 410         
"Уменьшение
за счет амортизации
стоимости машин и
оборудования - иного
движимого имущества
учреждения"
1 10134 410            
"Уменьшение стоимости
машин и оборудования -
иного движимого
имущества учреждения"
 65 000 
2. Списана         
остаточная
стоимость
оборудования
1 40110 172         
"Доходы от операций
с активами"
1 10134 410            
"Уменьшение стоимости
машин и оборудования -
иного движимого
имущества учреждения"
  5 000 
3. Оприходованы    
запчасти
1 10536 340         
"Увеличение
стоимости прочих
материальных
запасов - иного
движимого имущества
учреждения"
1 40110 172            
"Доходы от операций
с активами"
  1 000 

Пример 3. В результате инвентаризации обнаружено оборудование, не учтенное на балансе предприятия, рыночной стоимостью 45 000 руб. (табл. 6).

Таблица 6

Отражение в учете операций по оприходованию излишков оборудования, установленных по результатам инвентаризации

      Операция     
           Корреспонденция счетов           
 Сумма, 
руб.
       Дебет        
         Кредит        
Оприходованы       
излишки
оборудования,
обнаруженные в ходе
инвентаризации
1 10134 310         
Увеличение стоимости
машин и
оборудования - иного
движимого имущества
учреждения"
1 40110 180            
"Прочие доходы"
 45 000 


Пример 4. Казенное учреждение в порядке внутриведомственной передачи передало автомобиль другому казенному учреждению (главный распорядитель - общий). Первоначальная стоимость автомобиля - 780 000 руб., сумма начисленной амортизации - 300 000 руб. В бюджетном учете передающей стороны данная операция будет отражена следующими проводками (табл. 7).

Таблица 7

Отражение в учете передающей стороны операций по списанию оборудования при внутриведомственной передаче

     Операция      
           Корреспонденция счетов           
 Сумма, 
руб.
        Дебет       
         Кредит        
1. Передана        
балансовая
стоимость
транспортного
средства
1 30404 310         
"Внутриведомственные
расчеты по
приобретению
основных средств"
1 10135 410            
"Уменьшение стоимости
транспортных средств -
иного движимого
имущества учреждения"
 780 000
2. Передана ранее  
начисленная
амортизация
1 10435 410         
"Уменьшение за счет
амортизации
стоимости
транспортных
средств - иного
движимого имущества
учреждения"
1 30404 310            
"Внутриведомственные
расчеты по приобретению
основных средств"
 300 000
3. Закрыт счет по  
завершении
финансового года в
части переданных
внутриведомственных
расчетов
1 40130 000         
"Финансовый
результат прошлых
отчетных периодов"
1 30404 310            
"Внутриведомственные
расчеты по приобретению
основных средств"
 480 000

В бюджетном учете принимающей стороны данная операция будет отражена следующими проводками (табл. 8).

Таблица 8

Отражение в учете принимающей стороны операций по списанию оборудования при внутриведомственной передаче

     Операция      
            Корреспонденция счетов          
 Сумма, 
руб.
       Дебет        
         Кредит        
1. Получено        
транспортное
средство
1 10631 310         
"Увеличение вложений
в основные
средства - иное
движимое имущество
учреждения"
1 30404 310            
"Внутриведомственные
расчеты по приобретению
основных средств"
 780 000
2. Получена ранее  
начисленная
амортизация
1 30404 310         
"Внутриведомственные
расчеты по
приобретению
основных средств"
1 10435 410            
"Уменьшение за счет
амортизации стоимости
транспортных средств -
иного движимого
имущества учреждения"
 300 000
3. Транспортное    
средство принято к
учету
1 10135 310         
"Увеличение
стоимости
транспортных
средств - иного
движимого имущества
учреждения"
1 10631 410            
"Уменьшение вложений
в основные средства -
иное движимое имущество
учреждения"
 780 000
4. Закрыт счет по  
завершении
финансового года в
части полученных
внутриведомственных
расчетов
1 30404 310         
"Внутриведомственные
расчеты по
приобретению
основных средств"
1 40130 000            
"Финансовый результат
прошлых отчетных
периодов"
 480 000

В соответствии с п. 29 Инструкции N 157н безвозмездная передача основных средств в рамках внутриведомственной передачи производится по их балансовой стоимости с одновременной передачей суммы ранее начисленной амортизации. В соответствии с Инструкцией N 162н информацию о стоимости и начисленной амортизации объекта передающая сторона указывает в Извещении (ф. 0504805). Пунктом 110 Инструкции N 162н определено, что по закрытию финансового года суммы завершенных в финансовом году расчетов по безвозмездной передаче (поступлению) нефинансовых, финансовых активов (обязательств) отражаются с корреспонденцией по дебету (кредиту) счета 0 40130 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".

Руководствуясь новыми нормативными документами, принятыми во исполнение Закона N 83-ФЗ, следует отметить, что для организации аналитического учета объектов основных средств в учреждении необходимо разработать рабочий план счетов, график и правила документооборота, структуру инвентарного номера. Кроме того, принятый в учреждении порядок организации и ведения учета основных средств должен быть закреплен в учетной политике учреждения.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
  2. Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденные Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28.06.1974 в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11.11.1973 N 824.
  3. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  4. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая): Федеральный закон от 18.12.2006 N 230-ФЗ.
  5. Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа: Письмо Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546.
  6. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
  7. О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
  8. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
  9. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ.
  10. Об особенностях списания федерального имущества: Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.
  11. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
  12. Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении: Приказ Минфина России от 29.08.2001 N 68н.
  13. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
  14. Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: Приказ Минэкономразвития России N 96 и Минфина России N 30н от 10.03.2011.
  15. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению: Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н.
  16. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

В.И.Супроткина



Доцент

кафедры бухгалтерского учета и аудита

Всероссийская государственная

налоговая академия