Мудрый Экономист

Методологические основы оказания государственных услуг за плату

"Руководитель автономного учреждения", 2012, N 2

В действующем российском законодательстве существуют два отдельных понятия - "услуга, оказываемая на платной основе" и "платная услуга". К первой группе прежде всего относятся государственные услуги, предоставляемые сверх установленного учреждению государственного задания. Ко второй - платные услуги, имеющие обязательный характер. Рассмотрим обе группы более подробно.

Услуги на платной основе

Согласно Закону N 83-ФЗ <1>, внесшему дополнительную ст. 9.2 в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату.

<1> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Аналогичная норма действует и в отношении АУ. Часть 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" определяет, что кроме государственного (муниципального) задания и обязательств перед страховщиком по обязательному социальному страхованию АУ по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату в порядке, установленном федеральными законами.

При этом используемая в обоих случаях формулировка "на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях" означает, что услуги как на бесплатной, так и на платной основе должны быть оказаны с одинаковым уровнем качества. Например, обучение студентов на коммерческой основе должно быть организовано так же, как и для обучающихся за счет средств бюджета, поскольку требования к качеству предоставления этих услуг утверждены стандартами оказания государственных услуг и некоторыми федеральными законами, обязательными для исполнения государственным учреждением по всем направлениям его деятельности.

Таким образом, оказание государственных услуг на платной основе должно осуществляться сверх установленного автономному учреждению государственного задания, но не в ущерб его выполнению.

Если же законодательством предусмотрено оказание госуслуг на платной основе в рамках госзадания, оно должно содержать в том числе предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг либо порядок установления указанных цен и тарифов (ч. 1 ст. 69.2 БК РФ). Данный порядок утверждается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Кроме того, существует ряд государственных услуг, предоставляемых на условно платной основе. Их оказывает большинство учреждений культуры - театры, музеи. Потребитель при получении таких услуг лишь частично оплачивает их стоимость (например, в виде платы за входной билет).

Проиллюстрируем предоставление государственных услуг за плату на примере общеобразовательной школы. В рамках основной деятельности она может оказывать за плату следующие виды услуг:

При этом общеобразовательные школы руководствуются Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505.

Рассмотрим основы установления цены на дополнительные услуги на примере Приказа Департамента образования г. Москвы от 13.05.2011 N 346 "Об обеспечении прав граждан и юридических лиц на получение дополнительных, сверх установленного государственного задания, услуг за плату на основе экономически обоснованных затрат". Согласно документу цена такой услуги определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов и прибыли, обеспечивающей финансирование других обоснованных затрат и налогов.

Платные услуги обязательного характера

Особо отметим, что федеральное законодательство выделяет отдельную категорию государственных услуг - платные, имеющие обязательный характер (к ним, например, относятся экспертиза соответствия, оформление паспорта). Методика определения платы и формирование перечня услуг этой категории, которые оплачиваются государственной пошлиной, регулируются Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 352 <2>. В указанной методике должны быть отражены три основных аспекта:

<2> "Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание".

На федеральном уровне данная методика подлежит согласованию с Минэкономразвития и ФАС. Для федеральных автономных учреждений методика определения платы утверждается федеральными министерствами и федеральными службами.

В Перечне платных услуг, имеющих обязательный характер, содержится 29 пунктов, в том числе:

  V   санитарно-эпидемиологическая экспертиза, расследования, обследования,
исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие
виды оценок;
---------------------------------------------------------------------
V проведение медицинских освидетельствований, экспертиз, расследований
с выдачей заключений (справок), осуществление которых предусмотрено
нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление
государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы;
---------------------------------------------------------------------
V ветеринарно-санитарная экспертиза;
---------------------------------------------------------------------
V государственная экспертиза проектной документации;
---------------------------------------------------------------------
V государственная экспертиза результатов инженерных изысканий;
---------------------------------------------------------------------
V проведение государственной историко-культурной и искусствоведческой
экспертизы;
---------------------------------------------------------------------
V экспертиза заявленных к вывозу (временному вывозу) культурных
ценностей, а также возвращенных после временного вывоза.

Эти услуги делятся на две группы - те, которые предоставляются за счет средств заявителя, и те, которые оказываются за счет средств заявителя в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

А.Г.Ловидова

К. э. н.,

заместитель начальника

отдела анализа и развития

бюджетной системы

Департамента бюджетной политики

и методологии

Минфина России