Мудрый Экономист

Размещение наружной рекламы на автомобильных дорогах

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Одним из способов донесения рекламы до потребителя является установка рекламных конструкций (щитов, экранов и др.) возле автомобильных дорог.

Правила установки подобных конструкций определены Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). В нем детально описан порядок получения разрешений на установку рекламных конструкций (ст. 19 Закона о рекламе) и в общем виде определены технические требования к таким конструкциям.

В частности, реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта (пп. 3 п. 4 ст. 5 Закона о рекламе). Кроме того, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента (п. 4 ст. 19 Закона о рекламе).

Однако в отношении рекламных конструкций на автомобильных дорогах и возле них техрегламент еще не принят. Поэтому территориальные органы ГИБДД, которые в соответствии с п. 13 ст. 19 Закона о рекламе дают заключение о безопасности рекламных конструкций при выдаче разрешений на их установку, руководствуются нормами национального Стандарта, принятого в 2003 г. Этот Стандарт - "ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".

В 2009 г. в ГОСТ Р 52044-2003 были внесены существенные изменения. Объем документа значительно сократился за счет исключения всех определений, повторяющихся в иных документах (например, в Правилах дорожного движения). Были установлены новые требования к рекламным конструкциям: в частности, был введен запрет на размещение рекламных конструкций на разделительных полосах, в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, также запрещено было размещать перетяжки в селитебных (жилых) зонах.

Теми же поправками были установлены требования к графическому изображению знаков, уведомляющих об объектах притяжения (аптеках, банкоматах, нотариальных палатах и др.), - такие знаки теперь обязательно должны соответствовать образцу, приведенному в самом документе.

Еще одним нововведением было установление более жестких требований к яркости рекламных элементов и знаков притяжения - она должна быть на 25 процентов ниже яркости дорожных знаков.

Национальный Стандарт, которым является ГОСТ Р 52044-2003, - это вид документов в области технического регулирования. По общему правилу в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) национальные стандарты, в отличие от технических регламентов, применяются на добровольной основе (ч. 2 ст. 15 Закона о техническом регулировании). При этом если в техрегламентах устанавливаются только минимальные требования к безопасности продукции и связанных с ней процессов, то национальные стандарты могут содержать дополнительные требования, не связанные с безопасностью (например, требования к сырью и материалам).

Несмотря на то что по Закону о техническом регулировании только техрегламенты признаются обязательными для соблюдения, отдельные положения некоторых национальных стандартов также должны соблюдаться в переходный период - до вступления в силу соответствующих техрегламентов.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании применяются со дня вступления в силу и до вступления в силу соответствующих техрегламентов нормативно-правовые акты РФ и нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции и процессам ее эксплуатации (строительства, производства и др.). Указанные акты применяются не целиком, а только в объемах, определяемых целями защиты жизни и здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды и некоторыми другими целями.

Территориальные органы ГИБДД признают таким нормативно-правовым актом ГОСТ Р 52044-2003. При возникновении споров между рекламными компаниями и ГИБДД по вопросам соответствия рекламных конструкций требованиям национального Стандарта арбитражные суды в большинстве случаев принимают сторону ГИБДД и признают требования ГОСТ Р 52044-2003 обязательными к исполнению.

Такую позицию суды обосновывают ссылками на ч. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании, а также на Постановление Госстандарта России от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации", в котором было указано на обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г. (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 02.03.2010 N КА-А40/980-10 по делу N А40-85975/09-120-514, ФАС Московского округа от 08.02.2010 N КА-А40/115-10 по делу N А40-71592/09-147-417, Второго арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 по делу N А82-13923/2010).

Однако в судебной практике встречается и иная позиция: некоторые суды не признают обязательность ГОСТ Р 52044-2003 для организаций, устанавливающих и эксплуатирующих рекламные конструкции. В обоснование своей позиции такие суды ссылаются на общие нормы Закона о техническом регулировании, в которых указано на добровольный характер применения норм национального Стандарта (см., например, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 по делу N А12-5046/2011).

Документы:

ГОСТ Р 52044-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения";

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе";

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

Постановление ФАС Московского округа от 02.03.2010 N КА-А40/980-10 по делу N А40-85975/09-120-514;

Постановление ФАС Московского округа от 08.02.2010 N КА-А40/115-10 по делу N А40-71592/09-147-417;

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 по делу N А82-13923/2010;

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 по делу N А12-5046/2011.

И.В.Керенский