Мудрый Экономист

Взаимодействие банков и таможенных органов в сфере валютного контроля

"Международные банковские операции", 2012, N 2

Таможенные органы и уполномоченные банки - равноправные участники процесса валютного регулирования, осуществляющие валютный контроль каждый в своей области. Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, уполномоченные банки осуществляют контроль за валютными операциями. Насколько эффективна существующая система таможенно-банковского взаимодействия <1> для агентов валютного контроля и участников внешнеторговой деятельности <2>?

<1> По состоянию на март 2012 г.
<2> Настоящая публикация отражает личную точку зрения автора и не является отражением позиции банковского учреждения, в котором автор работает.

История вопроса

Основы системы валютного контроля в РФ были заложены в 1991 г. с принятием Закона СССР от 01.03.1991 N 1982-1 "О валютном регулировании", а затем - Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". Целью создания в РФ системы валютного регулирования было обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка.

Закон определял общие принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции государственных органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Вот уже в течение 20 лет основными направлениями валютного регулирования и контроля остаются обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, проверка обоснованности валютных операций, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в Российской Федерации возложен на Правительство РФ, органы и агентов валютного контроля. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. С 17 июня 2004 г. и по настоящее время функции органа валютного контроля исполняет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также таможенные и налоговые органы.

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования. Контролем за исполнением нормативных актов на местах занимаются агенты валютного контроля, которые имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций. О выявленных нарушениях агенты сообщают органам валютного контроля, которые в свою очередь требуют устранить выявленные нарушения и применяют меры ответственности за эти нарушения.

Законодательные требования о репатриации выручки

Российская Федерация является крупным экспортером и импортером различных товаров. По данным таможенной статистики, в 2011 г. внешнеторговый оборот России составил 821,3 млрд долл. США и по сравнению с 2010 г. возрос на 31,2%. Экспорт товаров из России в 2011 г. составил 516 млрд долл. США и по сравнению с 2010 г. увеличился на 30%. Импорт товаров в Россию в 2011 г. составил 305,3 млрд долл. США и по сравнению с 2010 г. увеличился на 33,4% <1>.

<1> http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=53&Itemid=1981.

Экспорт товаров из РФ, импорт товаров в РФ, выполнение работ, предоставление услуг, передача информации и интеллектуальной собственности между резидентами и нерезидентами РФ составляют основу внешнеторговой деятельности.

Согласно требованиям ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны соблюдать требование о репатриации выручки, а именно: в контрактные сроки обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся им в соответствии с условиями договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности. Если оплаченные товар, услуга, информация не были получены, то резиденты обязаны обеспечить возврат в Российскую Федерацию перечисленных ранее денежных средств.

Таким образом, одной из задач агентов валютного контроля является контроль за соблюдением участниками внешнеторговой деятельности требований Закона о репатриации выручки. Каким образом решена эта задача?

Паспорт сделки

Инструментом таможенно-банковского контроля является паспорт сделки (далее - ПС) - документ, оформляемый резидентом в уполномоченном банке и содержащий основную информацию о внешнеторговом контракте. Паспорт сделки должен быть оформлен резидентом до первой валютной операции по контракту или до первого исполнения обязательств по контракту. Он оформляется по внешнеторговому контракту, общая сумма которого превышает эквивалент 50 тыс. долл. США (до 27 февраля 2011 г. ПС оформлялся по внешнеторговому контракту, общая сумма которого превышала эквивалент 5 тыс. долл. США).

В течение трех рабочих дней с даты получения от резидента заполненных и подписанных двух экземпляров ПС и копии контракта банк оформляет оба экземпляра ПС, заверяет их подписью ответственного лица банка и круглой печатью банка и один экземпляр ПС возвращает резиденту. В ПС отражаются сведения о резиденте, об иностранном контрагенте, реквизиты контракта, срок завершения исполнения обязательств по контракту, а по товарным контрактам в ПС также указываются краткие условия проведения расчетов по контракту. При внесении в контракт изменений, ранее указанных в ПС, он подлежит переоформлению. В день подписания или переоформления ПС банк создает электронную копию ПС и не позднее следующего рабочего дня направляет информацию об открытых, переоформленных или закрытых ПС в территориальное учреждение Банка России по каналам электронной связи для дальнейшей передачи в Федеральную таможенную службу (ФТС России). Обязанность банков по направлению электронных копий ПС по мере их подписания, переоформления или закрытия возникла с 18 мая 2011 г., а до этого дня отправка ПС производилась банками также в электронном виде, но на ежемесячной основе.

При пересечении границы РФ товары подлежат таможенному декларированию. Это обязательная таможенная процедура для юридически законной перевозки товаров и транспортных средств через границу. Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС) предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров одним из документов, представляемых декларантом в таможенный орган, является документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля. Согласно валютному законодательству РФ таким документом является ПС. Таким образом, таможенное оформление экспортно-импортных товаров по контракту на общую сумму свыше 50 тыс. долл. США производится только при условии оформления ПС.

Каким же образом ПС позволяет банкам и таможенным органам осуществлять контроль за внешнеторговыми товарными операциями?

В связи с либерализацией валютного регулирования 18 июня 2004 г. вступил в силу Закон N 173-ФЗ, и порядок таможенно-банковского взаимодействия существенно изменился. До вступления в силу нового Закона для контроля за репатриацией выручки использовался такой документ валютного контроля, как учетная карточка (УК). Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) в течение определенного срока после выпуска товаров по грузовой таможенной декларации (ГТД) формировал УК и направлял ее по каналам электронной связи в банк, в котором был оформлен ПС. Каждая УК содержала информацию о номере ПС, номере ГТД, дате выпуска товаров и сумме товаров, задекларированных по ГТД. Кроме того, УК содержала информацию о предполагаемом сроке поступления выручки по экспортному контракту. При фактическом получении выручки на свой счет в банке экспортер сообщал банку о распределении выручки по произведенным отгрузкам, подтвержденным соответствующими УК и (или) ГТД. Банк распределял выручку по УК в электронной ведомости банковского контроля и направлял заполненные УК обратно в ГТК России. На основании полученных из банка УК таможенный орган проверял полноту и сроки зачисления выручки и выявлял нарушителей.

Таким способом агенты валютного контроля сопоставляли имеющиеся у таможенного органа данные о стоимости товаров с имеющимися у банка данными об их оплате.

Аналогичным образом осуществлялся контроль за расчетами и поставками по импортным товарным контрактам.

Взаимодействие между банками и ГТК России осуществлялось в электронном виде по телекоммуникационной сети в порядке, устанавливаемом ГТК России.

Согласно Закону N 173-ФЗ координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией осуществляет Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно ныне действующему порядку, установленному Банком России, который значительно отличается от прежнего, УК не используются и не направляются в банки. Документом валютного контроля является так называемая "справка о подтверждающих документах" (справка о ПД). В ней указываются номер ПС, номер ГТД, дата выпуска товаров по ГТД, общая сумма товаров, задекларированных по ГТД. В течение 15 календарных дней с даты выпуска товара по ГТД резидент самостоятельно заполняет справку о ПД и представляет ее в банк вместе с копией (или подлинником) ГТД. Банк вносит информацию из справки о ПД в электронную ведомость банковского контроля по ПС. После получения выручки за товар экспортер сообщает банку номер ПС, по которому поступила выручка. Банк снова отражает информацию об оплате в ведомости банковского контроля по ПС. На ежемесячной основе банк в электронном виде направляет ведомости банковского контроля в территориальное учреждение Банка России (для дальнейшей передачи в ФТС России). На основании полученных ведомостей таможенный орган проверяет полноту зачисления выручки и выявляет нарушителей.

Подобная система имеет ряд недостатков:

  1. резидент вручную вносит в справку о ПД информацию о номере ГТД, дате выпуска товаров по ГТД, общей сумме товаров по ГТД. При массовых поставках товара это требует много времени и ручного труда. Если при заполнении справки была допущена ошибка, банк должен вернуть такую справку о ПД, а резидент должен представить ее повторно;
  2. представленные резидентом справки о ПД должны быть проверены банком и внесены в электронную ведомость банковского контроля по ПС в течение пяти рабочих дней после получения документов. Таким образом, банк снова вручную вносит информацию из справки о ПД в ведомость по ПС, что при массовых поставках отнимает много времени и создает вероятность ошибки или опечатки. Если банк принимает от клиента справки о ПД в электронном виде, то при наличии необходимого программного обеспечения у банка есть возможность автоматизировать перенос данных из электронных справок о ПД в соответствующий ПС. Если резидент представляет в банк справки о ПД на бумажном носителе, то можно применять такой способ, как сканирование справки о ПД и загрузка распознанной информации в ПС. Однако следует учесть, что подобные процессы требуют достаточной технической оснащенности. В ином случае ручной ввод данных неизбежно влечет за собой ошибки технического характера и опечатки;
  3. отсутствие у банка обязанности распределять оплату по ГТД и отсутствие отдельного электронного документа в виде УК не позволяют отслеживать неоплаченные поставки в разрезе каждой ГТД;
  4. недобросовестный резидент может представить в банк фиктивную ГТД.

На последнем пункте стоит остановиться подробнее.

В результате сравнения данных, поступающих от банков, с данными, имеющимися в базе ФТС России, было выявлено, что базы данных банков значительно превышают аналогичные базы данных ФТС по стоимости ввезенных в РФ товаров. Полученные цифры позволили предположить, что недобросовестные импортеры могут представлять в банк фиктивные таможенные декларации для уклонения от уплаты налогов, оплаты "серого" импорта, отмывания преступных доходов. В результате надзорной деятельности Банком России было выявлено, что во многих случаях оплата по фиктивным ГТД производится импортерами в пользу резидентов офшорных зон, а также в Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Новую Зеландию, на счета в банках Латвийской, Эстонской, Литовской Республик, Республики Кипр. Подобные операции также имеют другие признаки операций, осуществляемых в целях отмывания доходов, полученных преступным путем. Банк России в Письме от 01.11.2008 N 137-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций" рекомендовал банкам уделять особое внимание таким операциям и ГТД, представляемым в качестве подтверждающих документов по ним. При выявлении признаков, свидетельствующих о сомнительном характере операций, уполномоченным банкам было рекомендовано обращаться непосредственно в ФТС России для проверки достоверности сведений, изложенных в представляемых импортерами ГТД.

В целях обеспечения проверки сведений ГТД ФТС России уполномочила специализированное государственное учреждение "Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России" (ГНИВЦ ФТС России) осуществлять проверку сведений ГТД по запросам банков. С декабря 2008 г. для подключения к системе проверки сведений банк должен был направить заявку в ГНИВЦ ФТС России, который после рассмотрения заявки обеспечивал доступ к выделенному разделу на web-сайте ФТС России (www.customs.ru). Следует заметить, что подключение к системе ГНИВЦ ФТС России для самой кредитной организации и для каждого ее филиала осуществлялось исключительно на платной основе, что вызывало протесты со стороны банковского сообщества. Несмотря на это, вплоть до конца 2011 г. банки исполняли рекомендации Банка России по проверке сведений ГТД за свой счет.

При обнаружении фиктивных ГТД банкам рекомендовалось направлять сведения о таких операциях в уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в настоящее время таким органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу - Росфинмониторинг).

Рассмотрение ГНИВЦ ФТС России запросов банков могло занять до 20 рабочих дней, что существенно снижало эффективность мер, направленных на предотвращение незаконной валютной операции.

С 18 февраля 2011 г. Федеральный закон от 15.11.2010 N 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля" установил обязанность ФТС России передавать уполномоченным банкам по их запросам информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в банк таможенных декларациях сведениям о таможенном оформлении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Срок исполнения запроса не должен составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией должен производиться в электронном виде в порядке, установленном ФТС России.

17 января 2012 г. ГНИВЦ ФТС России был ликвидирован, а его правопреемником назначено Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ). Договоры, ранее заключенные банками с ГНИВЦ на проверку сведений из ГТД, были расторгнуты с 1 января 2012 г., и в настоящее время ЦИТТУ предлагает банкам заключать договоры о предоставлении услуг по проверке сведений ГТД на безвозмездной основе. Способ проверки такой же: через доступ к выделенному разделу на web-сайте ФТС России (www.customs.ru).

Запросы таможенных органов

Еще одним аспектом таможенно-банковского взаимодействия является направление таможенными органами запросов в банки при проведении таможенной проверки, таможенного или валютного контроля.

На основании положений ст. 98 ТК ТС (до вступления в силу ТК ТС действовала ст. 363 Таможенного кодекса РФ) для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков документы и сведения о денежных операциях по внешнеэкономическим сделкам. Статьей 23 Закона N 173-ФЗ также предусмотрено право агентов валютного контроля запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций. Однако ч. 6 ст. 22 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России. Таким образом, если право таможенных органов получать информацию было предусмотрено Таможенным кодексом РФ, то обязанность банков выдавать таможенным органам документы и информацию зависела от наличия порядка, установленного Банком России. При отсутствии такого порядка банки на свое усмотрение выдавали или зачастую отказывались выдавать таможенным органам документы, запрашиваемые на основании ст. 23 Закона N 173-ФЗ, что могло привести к снижению оперативности и эффективности проводимого таможенными органами контроля за нарушениями в сфере таможенного дела. Тем не менее обязанность банков выдавать справки по операциям (но не документы валютного контроля) и счетам юридических лиц и частных предпринимателей сохранялась на основании требований ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Для случаев проведения таможенной проверки ст. 167 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", вступившего в силу в конце декабря 2010 г., потребовала, чтобы федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, установил форму и порядок направления таможенным органом в банк запросов при проведении таможенной проверки, а также установил и согласовал с Банком России форму и порядок предоставления банками ответов по запросам таможенных органов. Форма и Порядок запросов были установлены Приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2721, а форма и Порядок предоставления банками ответов - Приказом ФТС России от 30.06.2011 N 1388, который не был согласован с Банком России, поэтому обязанность банков его исполнять вызывает сомнения.

Неурегулированность данного вопроса была разрешена Федеральным законом от 15.11.2010 N 294-ФЗ, который внес уточнения в ч. 6 ст. 22 Закона N 173-ФЗ. С 18 февраля 2011 г. уполномоченные банки должны передавать таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России, за исключением случаев передачи документов, указанных в ч. 13 ст. 23 Закона N 173-ФЗ.

Таким образом, в настоящее время при проведении таможенного контроля, таможенной проверки или при осуществлении валютного контроля запрос таможенного органа должен содержать соответствующую ссылку на положения ТК ТС, Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" или Закона N 173-ФЗ в зависимости от цели запроса. При осуществлении валютного контроля запрос таможенного органа должен содержать ссылку на ч. 13 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, информацию о предполагаемом нарушении, о конкретной валютной операции и о резиденте. При этом могут запрашиваться документы, указанные в ч. 13 ст. 23 Закона N 173-ФЗ (копии контрактов, паспорта сделки, ГТД, ведомости по паспорту сделки, банковские выписки), и срок исполнения такого запроса не может составлять менее семи рабочих дней со дня получения запроса банком.

Перспективы развития таможенно-банковского взаимодействия

Федеральным законом от 06.12.2011 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля" предусмотрено, что с даты вступления Закона в силу (5 июня 2012 г.) дополнительно к обязанности о репатриации выручки у резидентов появится обязанность по предоставлению в уполномоченный банк информации о максимальных сроках получения выручки от экспорта товаров, работ и услуг, а также о максимальных сроках получения товаров, работ и услуг, оплаченных авансом. Представляется, что форма паспорта сделки также изменится. Изменения ждут и таможенно-банковское взаимодействие: с 1 января 2013 г. таможенные органы должны будут передавать Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не позднее трех рабочих дней с даты выпуска товаров информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары. Порядок передачи должен быть установлен Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. Таким образом, вероятно, что такой документ валютного контроля, как учетная карточка на ГТД, когда-то незаслуженно забытый, обретет вторую жизнь и будет передаваться таможенными органами в банки в электронном виде, что позволит исключить представление импортерами в банк недостоверных ГТД, а также исключить ошибки резидентов и банков при ручном вводе сведений из ГТД в документы валютного контроля.

М.А.Сергеева

Начальник

отдела валютного контроля

ЗАО "Коммерцбанк (Евразия)"