Мудрый Экономист

Учет горюче-смазочных материалов в казенных учреждениях

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, NN 2, 3

Деятельность казенного учреждения не может осуществляться без автотранспортных средств. Они могут не только находиться на балансе учреждения, но и быть взяты в аренду. В любом случае казенное учреждение для их использования должно закупать горюче-смазочные материалы (ГСМ).

Рассмотрим особенности учета ГСМ в казенных учреждениях.

Нормы расхода ГСМ

В настоящий момент казенные учреждения при применении норм расхода ГСМ руководствуются Рекомендациями N АМ-23-р <1>. Как определено п. 3 данных Рекомендаций, нормы расходы ГСМ предназначены в том числе для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, проведения расчетов с пользователями транспортных средств, водителями.

<1> Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введены в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

В Рекомендациях N АМ-23-р приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.

Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации автотранспортного средства на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

Нормы расхода топлива для автомобилей общего пользования. При рассмотрении данного раздела Рекомендаций N АМ-23-р особое внимание уделим легковым, грузовым автомобилям, а также автобусам, как наиболее часто встречающимся видам автотранспорта, используемого в казенных учреждениях.

Нормы расхода топлива устанавливаются по каждой модели автотранспортных средств отдельно.

Как определено п. 4 Рекомендаций N АМ-23-р, для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

Норма расхода топлива может снижаться или увеличиваться в зависимости от дорожно-транспортных, климатических или иных факторов. Снижение или увеличение отражаются поправочными коэффициентами.

Приведем в таблице наиболее применяемые условия снижения норм расхода ГСМ.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Увеличение норм расхода ГСМ ¦
+-------------------------------------------------------------T-----------+
¦ Факторы, влияющие на увеличение норм ¦ % ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+
¦Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости ¦От 5 до 20 ¦
¦от климатических районов страны ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+
¦Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II ¦ ¦
¦и III категорий) в горной местности, включая города, поселки ¦ ¦
¦и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря: ¦ ¦
¦- от 300 до 800 м (нижнегорье) ¦До 5 ¦
¦- от 801 до 2000 м (среднегорье) ¦До 10 ¦
¦- от 2001 до 3000 м (высокогорье) ¦До 15 ¦
¦- свыше 3000 м (высокогорье) ¦До 20 ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+
¦Работа автотранспорта: ¦ ¦
¦- на дорогах общего пользования I, II и III категорий ¦До 10 ¦
¦со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), ¦ ¦
¦где в среднем на 1 км пути имеется более 5 закруглений ¦ ¦
¦(поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км ¦ ¦
¦пути - около 500) ¦ ¦
¦- на дорогах общего пользования IV и V категорий ¦До 30 ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+
¦Работа автотранспорта в городах с населением: ¦ ¦
¦- свыше 3 млн человек ¦До 25 ¦
¦- от 1 млн до 3 млн человек ¦До 20 ¦
¦- от 250 тыс. до 1 млн человек ¦До 15 ¦
¦- от 100 тыс. до 250 тыс. человек ¦До 10 ¦
¦- до 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа ¦До 5 ¦
¦и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых¦ ¦
¦перекрестков, светофоров или других знаков дорожного ¦ ¦
¦движения) ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+
¦Работа автотранспорта, требующая частых технологических ¦До 10 ¦
¦остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой ¦ ¦
¦и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные ¦ ¦
¦таксомоторы-автобусы, грузопассажирские и грузовые автомобили¦ ¦
¦малого класса, автомобили типа пикап, универсал, включая ¦ ¦
¦перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ¦ ¦
¦ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, ¦ ¦
¦инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более ¦ ¦
¦чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки ¦ ¦
¦у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+
¦Для автомобилей, находящихся в эксплуатации: ¦ ¦
¦- более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км ¦До 5 ¦
¦- более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км ¦До 10 ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+
¦В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже ¦До 10 ¦
¦+5°C) время года на стоянках при необходимости пуска ¦от базовой ¦
¦и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых ¦нормы ¦
¦отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том¦ ¦
¦числе для медицинских АТС и при перевозках детей) ¦ ¦
¦устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один¦ ¦
¦час стоянки (простоя) с работающим двигателем ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+
¦При использовании кондиционера или установки ¦До 7 ¦
¦"климат-контроль" при движении автомобиля ¦от базовой ¦
¦ ¦нормы ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+
¦При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход ¦До 10 ¦
¦топлива устанавливается из расчета за один час простоя ¦от базовой ¦
¦с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании ¦нормы ¦
¦установки "климат-контроль" (независимо от времени года) ¦ ¦
¦за один час простоя с работающим двигателем ¦ ¦
L-------------------------------------------------------------+------------

На практике может возникнуть ситуация, что модель, марка приобретенного автомобиля не приведена в Рекомендациях N АМ-23-р. В таком случае согласно п. 6 данных Рекомендаций руководитель казенного учреждения может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Нормативный расход топлива определяется по формулам, составленным для каждого вида автотранспортного средства. Например, для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),

где Qн - нормативный расход топлива (л);

Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (л/100 км);

S - пробег автомобиля (км);

D - поправочный коэффициент к норме (суммарная относительная надбавка или снижение) (%).

В Приложении 1 к Рекомендациям N АМ-23-р приведены Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов. Они установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок - в килограммах на 100 л расхода топлива.

Для автомобилей, прошедших капитальный ремонт и находящихся в эксплуатации более пяти лет, нормы расхода масел увеличиваются до 20%.

Пример 1. Работник казенного учреждения в январе 2012 г. использует в г. Москве в служебных целях личный автомобиль (Форд "Фокус" 2002 г. в., объем 1600 куб. см) с пробегом 350 000 км. На автомобиле проводился капитальный ремонт двигателя. Необходимо определить норму расхода ГСМ для данного вида транспортного средства.

Норма расходы топлива для автомобиля составит 12,93 л (8,8 л x (10 + 22 + 10 + 5)%), где:

Норма расхода моторного масла для Форд "Фокус" на 100 л составит 0,72 л (0,6 л x 20%), трансмиссионного и гидравлического масел - 0,12 л (0,1 л x 20%), где:

Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов

Согласно п. 117 Инструкции N 157н <2> учет ГСМ осуществляется на счете 105 03 "Горюче-смазочные материалы". В бухгалтерском учете казенных учреждений и бюджетных учреждений - получателей бюджетных средств используется счет 0 105 33 000 "Горюче-смазочные материалы - иное движимое имущество учреждения" (п. 21 Инструкции N 162н <3>).

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Принятие ГСМ к учету, как и всех материальных запасов, производится по фактической стоимости, то есть с учетом всех расходов, связанных с их приобретением и доставкой. В частности, согласно п. 102 Инструкции N 157н перечень таких расходов включает:

Следует учесть, что учреждение, осуществляющее централизованные закупки материальных запасов и (или) торговую (производственную) деятельность, согласно установленной им учетной политике затраты, произведенные по заготовке и доставке материальных запасов до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, вправе не включать в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов, а относить в состав расходов на финансовый результат текущего финансового года (п. 103 Инструкции N 157н).

При формировании фактической стоимости ГСМ следует учитывать, что в соответствии с п. 105 Инструкции N 157н в нее не включается сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материальных запасов.

Аналитический учет ГСМ ведется по их сортам и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения (п. 119 Инструкции N 157н).

Учет операций по поступлению ГСМ ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции (п. 120 Инструкции N 157н):

Существуют следующие способы приобретения ГСМ:

а) за наличный расчет (ГСМ приобретаются подотчетными лицами);

б) за безналичный расчет: по талонам, топливным картам.

Оприходование материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.).

Если имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004).

Приобретение ГСМ за наличный расчет. Приобретение ГСМ за наличный расчет осуществляется путем выдачи наличных денежных средств в подотчет водителю. После приобретение ГСМ водитель представляет авансовый отчет о количестве и стоимости приобретенного ГСМ с приложением кассовых чеков с автозаправочных станций (АЗС), из магазинов по продаже ГСМ.

В случае приобретения ГСМ за наличный расчет операции буду отражены следующим образом:

Дебет счета 208 34 560 "Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов"

Кредит счета 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения";

Дебет счета 105 33 340 "Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов - иного движимого имущества"

Кредит счета 208 34 660 "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов".

Пример 2. Водителю, работающему в казенном учреждении, выдан аванс на приобретение ГСМ в сумме 2000 руб. Согласно представленному авансовому отчету и приложенным к нему кассовым чекам водитель приобрел 70 л бензина по цене 25 руб. за 1 л. Неизрасходованный остаток внес в кассу.

В бухгалтерском учете операции будут отражены следующим образом:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
Выдан аванс водителю                
1 208 34 560
1 201 34 610
   2000   
Оприходован заправленный водителем  
бензин
1 105 33 340
1 208 34 660
   1750   
Внесен водителем в кассу остаток    
неизрасходованного аванса
1 201 34 510
1 208 34 660
    250   

Приобретение ГСМ за безналичный расчет

Данный способ расчета актуален при наличии в казенном учреждении больших резервуаров для хранения топлива.

В бухгалтерском учете при приобретении ГСМ за безналичный расчет операции будут отражены следующим образом:

  1. перечисление на счет поставщика на основании заключенного контракта аванса в счет предстоящих поставок ГСМ (п. п. 44, 111 Инструкции N 162н <1>):

Дебет счета 0 206 34 560 "Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов"

Кредит счетов 0 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", 0 201 21 610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации", 0 304 05 340 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов";

  1. поступление ГСМ в казенное учреждение (п. 23 Инструкции N 162н):

Дебет счета 0 105 33 340 "Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов - иного движимого имущества учреждения"

Кредит счетов 0 302 34 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов", 0 106 34 340 "Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения";

  1. зачет перечисленного ранее аванса в счет поставок ГСМ (п. 80 Инструкции N 162н):

Дебет счета 0 302 34 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

Кредит счета 0 206 34 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов";

  1. окончательный расчет за поступившие ГСМ (п. п. 44, 111 Инструкции N 162н):

Дебет счета 0 302 34 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

Кредит счетов 0 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", 0 201 21 610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации", 0 304 05 340 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов".

<1> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

К сведению. В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. вправе предусматривать авансовые платежи до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более 30% ЛБО, доведенных на соответствующий финансовый год (в том числе по контракту на приобретение ГСМ).

Пример 3. Казенное учреждение приобрело за счет бюджетных средств в соответствии с заключенным с поставщиком контрактом 1 т бензина на общую сумму 25 000 руб. В счет будущих поставок оно перечислило авансовый платеж в размере 30% от общей суммы. Поступивший от поставщика бензин оприходован на склад, а затем 20 л выдано под отчет водителю.

В бухгалтерском учете учреждения операции будут отражены следующим образом:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
Перечислен аванс в счет предстоящей 
поставки бензина (25 000 руб. x 30%)
1 206 34 560
1 304 05 340
   7 500  
Поступил бензин на склад            
1 105 33 340
(склад)
1 302 34 730
  25 000  
Зачтен ранее перечисленный          
поставщику аванс
1 302 34 830
1 206 34 660
   7 500  
Произведен окончательный расчет     
с поставщиком
1 302 34 830
1 304 05 340
  17 500  
Выдан со склада бензин водителю     
1 105 33 340
(водитель)
1 105 33 340
(склад)
     500  

Приобретение ГСМ по топливным картам

Данный способ приобретения ГСМ подразумевает заключение казенным учреждением договора с поставщиком (топливной организацией), по которому водитель приобретает топливо без использования денежных средств. Расчет производится пластиковой топливной картой.

На указанную карту перечисляются денежные средства, которые водитель может израсходовать в течение месяца на АЗС топливной организации, заключившей договор с казенным учреждением. Перечень таких АЗС указывается в договоре или оформляется отдельным списком как приложение к нему.

Принятие к учету ГСМ осуществляется на основании присланных топливной организацией в конце месяца документов (товарная накладная, счет-фактура и детализированный отчет в разрезе движения топлива по отдельным топливным картам).

Водителю при приобретении по топливной карте ГСМ работник АЗС выдает чеки, в которых отражается количество залитого в бак автомобиля топлива, дата и время заправки. Указанные чеки водитель представляет в бухгалтерию казенного учреждения одновременно с путевыми листами.

По итогам месяца бухгалтер казенного учреждения сверяет данные представленных водителями чеков (стоимость и количество заправленного бензина) с данными отчетных документов топливной организации.

В бухгалтерском учете приобретение ГСМ с помощью пластиковой топливной карты будет отражено следующим образом:

  1. оплата услуг на изготовление топливных карт (п. 44 Инструкции N 162н):

Дебет счета 0 302 26 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"

Кредит счетов 0 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", 0 201 21 610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации", 0 304 05 226 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам";

  1. списание расходов по оплате услуг по изготовлению топливных карт (п. 121 Инструкции N 162н):

Дебет счетов 0 401 20 226 "Расходы на прочие работы, услуги", 0 109 61 226 "Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг", 0 109 71 226 "Накладные расходы производства готовой продукции в части прочих работ, услуг", 0 109 81 226 "Общехозяйственные расходы производства готовой продукции в части прочих работ, услуг", 0 109 91 226 "Издержки обращения в части прочих работ, услуг"

Кредит счета 0 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам";

  1. оплата ГСМ, отпущенных топливной организацией (п. 44 Инструкции N 162н):

Дебет счета 0 302 34 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

Кредит счетов 0 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", 0 201 21 610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации", 0 304 05 340 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов";

  1. поступление ГСМ на основании отчетов, представленных водителем и топливной организацией (п. 23 Инструкции N 162н):

Дебет счета 0 105 33 340 "Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов - иного движимого имущества учреждения"

Кредит счета 0 302 34 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов".

Пример 4. Казенное учреждение заключило договор с топливной организацией, по условиям которого заправка бензином осуществляется с использованием пластиковых топливных карт, изготовленных организацией. Стоимость одной топливной карты составляет 300 руб. На карту в феврале 2012 г. зачислено 10 000 руб., затем она выдана водителю.

По итогам месяца водитель представил документы, подтверждающие произведенные расходы (авансовый отчет, путевой лист, чеки с АЗС). Кроме того, от топливной организации поступили документы, подтверждающие количество приобретенного водителем топлива.

В бухгалтерском учете казенного учреждения операции будут отражены следующим образом:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
Оплачены услуги по изготовлению     
пластиковой карты
1 302 26 830
1 304 05 226
     300  
Списаны расходы по изготовлению     
топливной карты
1 401 20 226
1 302 26 730
     300  
Перечислен аванс в счет предстоящих 
поставок бензина топливной
организацией
1 206 34 560
1 304 05 340
   3 000  
Оприходован бензин, отпущенный      
водителю на АЗС топливной
организации
1 105 33 340
1 302 34 730
  10 000  
Списан израсходованный бензин на    
основании путевых листов водителя
1 401 20 272
1 105 33 440
  10 000  
Произведен окончательный расчет     
за предоставленное топливо
1 302 34 830
1 304 05 340
   7 000  
Произведен зачет ранее              
перечисленного аванса
1 302 34 830
1 206 34 660
   3 000  

Приобретение ГСМ по талонам

Как определено п. 169 Инструкции N 157н <2>, оплаченные талоны на бензин учитываются на счете 201 35 000 "Денежные документы".

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Полученные казенным учреждением талоны хранятся в кассе бухгалтерии. Их прием и выдача из кассы казенного учреждения должны оформляться соответственно Приходным кассовым ордером (ф. 0310001) и Расходным кассовым ордером (ф. 0310002) с оформлением на них записи "Фондовый". Указанные ордера подлежат регистрации в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) отдельно от приходных и расходных кассовых ордеров, подтверждающих операции с денежными средствами. Учет операций с денежными документами ведется на отдельных листах кассовой книги учреждения с проставлением на них записи "Фондовый".

Аналитический учет денежных документов ведется по их видам в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051), учет операций с денежными документами - в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) на основании документов, прилагаемых к отчетам кассира (п. п. 170 - 172 Инструкции N 157н).

Для приобретения ГСМ талоны выдаются из кассы водителю, который при заправке обменивает их на бензин. Взамен ему для подтверждения расхода выдается корешок талона, который затем прикладывается к авансовому отчету.

В соответствии с п. 50 Инструкции N 162н операции по приему и выдаче денежных документов оформляются следующим образом:

  1. поступление денежных документов в кассу:

Дебет счета 0 201 35 510 "Поступления денежных документов в кассу учреждения"

Кредит счета 0 302 34 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов";

  1. выдача денежных документов из кассы:


Дебет счета 0 208 34 560 "Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов"

Кредит счета 0 201 35 610 "Выбытия денежных документов в кассу учреждения";

  1. безвозмездная передача главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств денежных документов в рамках движения между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:

Дебет счета 0 304 04 340 "Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов"

Кредит счета 0 201 35 610 "Выбытия денежных документов в кассу учреждения".

Пример 5. Казенное учреждение за счет бюджетных средств приобрело 100 талонов по 10 л бензина на общую сумму 25 000 руб. (стоимость 1 л бензина - 25 руб.). Поступившие талоны были оприходованы, а затем выданы водителю. По истечении месяца водитель представил авансовый отчет с приложением к нему корешков выданных талонов.

В бухгалтерском учете казенного учреждения операции будут отражены следующим образом:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
Оприходованы топливные талоны       
1 201 35 510
1 302 34 730
  25 000  
Выданы талоны водителю в подотчет   
1 208 34 560
1 201 35 610
  25 000  
Отражено поступление бензина        
на основании представленного
авансового отчета
1 105 33 340
1 208 34 660
  25 000  

Списание ГСМ

Израсходованные ГСМ списываются на основании надлежащим образом оформленных путевых листов (ф. 0345001 - для легкового автомобиля, а также ф. 0340002, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007 - для иных видов транспорта), в которых в обязательном порядке проставляется пробег автомобиля с расшифровкой на обратной стороне километража до определенных мест назначения.



Списание смазочных материалов оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Рассмотрим списание бензина на примере.

Пример 6. Согласно представленному водителем казенного учреждения путевому листу им на автомобиле Ford Explorer 4.0 6V 4WD пройдено за день 300 км. Фактический расход бензина, согласно путевым листам, составил 50 л (то есть 16,6 л на 100 км пробега) на сумму 1250 руб. (стоимость 1 л - 25 руб.). Однако согласно Распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р норма расхода бензина Ford Explorer 4.0 6V 4WD составляет 14,5 л на 100 км пробега. Следовательно, расход бензина при пробеге 300 км должен был составлять 43,5 л. Перерасход бензина в количестве 6,5 л (50 - 43,5) был списан, а его рыночная цена отнесена за счет водителя. Стоимость перерасхода была внесена им в кассу учреждения.

В бухгалтерском учете казенного учреждения операции будут отражены следующим образом:

         Содержание операции        
    Дебет   
   Кредит   
  Сумма,  
руб.
Произведено списание бензина по     
установленной норме
(43,5 л x 25 руб.)
1 401 20 272
1 105 33 440
  1087,5  
Отнесена на водителя сумма          
перерасхода
(6,5 л x 25 руб.)
1 209 74 560
1 401 10 172
   162,5  
Списан бензин, израсходованный сверх
нормы
1 401 10 172
1 105 33 440
   162,5  
В кассу учреждения водителем внесена
сумма перерасхода
1 201 34 510
1 209 74 660
   162,5  

А.Беляев

Эксперт журнала

"Казенные учреждения:



бухгалтерский учет и налогообложение"