Мудрый Экономист

Порядок проведения кассовых операций со средствами автономных учреждений

"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 2

С 01.01.2012 вступил в силу Приказ Минфина России от 08.12.2011 N 15н, которым утвержден Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений (далее - Порядок N 15н). С этого момента утрачивает силу ранее действовавший Приказ Федерального казначейства N 15н <1>. Предлагаем автономным учреждениям ознакомиться с новым Порядком.

<1> Приказ Федерального казначейства от 29.10.2010 N 15н "О Порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений".

Общие положения

Как и ранее, Порядком N 15н устанавливаются правила проведения территориальными органами Федерального казначейства (ОФК) кассовых операций со средствами, предоставленными автономным учреждениям на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), учитываемых на лицевых счетах, открытых им в ОФК.

Согласно п. 2.1.3 Порядка N 7н <2> для учета операций, осуществляемых автономными учреждениями, ОФК в случаях, установленных законодательством РФ, открывают и ведут следующие виды лицевых счетов:

  1. лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами автономных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ) (далее - лицевой счет автономного учреждения);
  2. лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций (далее - отдельный лицевой счет автономного учреждения).
<2> Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утв. Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н.

Для открытия федеральному автономному учреждению таких лицевых счетов ему нужно представить в ОФК по месту своего нахождения следующие документы (п. 2.119 Порядка N 7н):

а) Заявление на открытие лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса (ф. 0531832) (Приложение 59 к Порядку N 7н);

б) Карточку образцов подписей к лицевому счету для учета операций неучастника бюджетного процесса (ф. 0531833) (Приложение 60 к Порядку N 7н);

в) копию учредительного документа, заверенную федеральным органом исполнительной власти (государственным органом), осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения (далее - учредитель федерального автономного учреждения), либо нотариально (федеральным автономным учреждением, создавшим обособленное подразделение, либо нотариально);

г) копию документа о государственной регистрации юридического лица, заверенную учредителем федерального автономного учреждения или нотариально либо органом, осуществляющим государственную регистрацию;

д) копии свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению федерального автономного учреждения), заверенные нотариально либо выдавшим их налоговым органом.

При открытии указанных счетов информационный обмен между федеральным автономным учреждением и ОФК, как и ранее, осуществляется (п. 2 Порядка N 15н):

Орган Федерального казначейства открывает в учреждении ЦБ РФ счета по учету средств клиентов.

Порядок проведения кассовых операций

Согласно п. 3.4 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) кассовые операции со средствами автономных учреждений должны осуществляться от имени и по поручению указанных учреждений территориальными ОФК в соответствии с Порядком N 15н в пределах остатка средств, отраженных на соответствующем лицевом счете.

Как было указано выше, операции с субсидиями на иные цели учитываются на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных ОФК, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 3.7 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ).

Кассовые выплаты федеральных автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, осуществляются после санкционирования указанных выплат ОФК в порядке, установленном Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н "О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Порядок N 72н) (п. 4 Порядка N 15н).

Если в соответствии с заключенным между ОФК и органом исполнительной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя автономного учреждения, соглашением об открытии и ведении лицевых счетов для учета операций автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных автономных учреждений) (далее - Соглашение) полномочия по санкционированию оплаты расходов автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных автономных учреждений) за счет поступивших им субсидий на иные цели переданы ОФК, санкционирование указанных расходов осуществляется в соответствии с Соглашением.

Ранее действовавшим Порядком предусматривалось, что для проведения кассовых выплат автономному учреждению нужно было представлять в ОФК по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе платежное поручение, а для осуществления выплат в наличной форме - Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802).

Теперь согласно п. 5 Порядка N 15н для осуществления кассовых выплат:

а) с отдельного лицевого счета автономного учреждения ему нужно представлять следующие документы в электронном виде или на бумажном носителе:

б) с лицевого счета автономного учреждения ему нужно представить в ОФК по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе:

Платежное поручение (платежный документ) будет принято к исполнению ОФК при соблюдении следующих условий (п. 6 Порядка N 15н):

При соответствии платежного поручения (платежного документа) указанным выше условиям ОФК формируются платежные поручения, на основании которых осуществляются операции по списанию средств со счета по учету средств клиентов (п. 7 Порядка N 15н).

Автономное учреждение для перечисления (возврата) средств другому автономному учреждению, которому открыт в ОФК лицевой счет в рамках одного и того же счета по учету средств клиентов, а также для перечисления в установленных случаях средств на открытый ему же лицевой счет представляет в ОФК платежное поручение (платежный документ), не подлежащее направлению в банк (п. 8 Порядка N 15н).

В отличие от ранее действовавшего Порядка, новый Порядок N 15н предусматривает, что платежное поручение (платежный документ) может быть отозвано на основании представленного автономным учреждением в ОФК Запроса на аннулирование заявки (консолидированной заявки) (ф. 0531807) (далее - Запрос на аннулирование) до момента отправки в банк сформированного ОФК платежного поручения (п. 9 Порядка N 15н).

В день поступления выписки банка со счета по учету средств клиентов ОФК учитывает подтвержденные банком операции со средствами автономного учреждения:

Учет сумм, зачисленных на счет по учету средств клиентов по платежным поручениям, в которых отсутствует информация, позволяющая определить принадлежность поступивших сумм, или по платежным поручениям, в которых не указан и (или) указан ошибочный номер лицевого счета автономного учреждения (отдельного лицевого счета) (далее - невыясненные поступления), производится ОФК в составе общего остатка на счете по учету средств клиентов (п. 11 Порядка N 15н).

Если в платежном поручении, суммы по которому отнесены к невыясненным поступлениям, указаны ИНН и КПП клиента, ОФК не позднее следующего рабочего дня после поступления банковской выписки формирует и направляет предполагаемому получателю средств - клиенту Запрос на выяснение принадлежности платежа (ф. 0531808).

Для уточнения невыясненных поступлений автономное учреждение должно представить в ОФК Уведомление об уточнении операций клиента (ф. 0531852) (далее - Уведомление) (п. 13 Порядка N 15н) в течение 10 рабочих дней со дня их поступления на счет по учету средств клиентов, а в случае направления ОФК автономному учреждению Запроса на выяснение принадлежности платежа (ф. 0531808) - в течение 10 рабочих дней со дня получения этого Запроса.

Если в течение указанного срока автономное учреждение не представило в ОФК Уведомление, то ОФК на основании оформленного им платежного поручения возвращает указанные средства плательщику.

В отличие от ранее действовавшего Порядка, согласно п. 14 Порядка N 15н автономное учреждение вправе в течение финансового года представлять в ОФК Уведомление для уточнения кодов КОСГУ (кодов КОСГУ и (или) кодов субсидии), по которым операции были отражены на его отдельном лицевом счете.

Срок исполнения представленных автономным учреждением в ОФК платежных поручений, платежных документов и уведомлений, соответствующих требованиям Порядка N 15н, остался прежним. Они должны быть исполнены не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления указанных документов в ОФК.

Также неизменным остался порядок сообщения и оформления возврата перечисленных выше документов в случае, если их форма или содержание не соответствуют установленным требованиям или подписи ответственных лиц признаны не соответствующими образцам, имеющимся в карточке образцов подписей (в случае представления документов на бумажном носителе). В этом случае ОФК отказывает клиенту в приеме платежного поручения (платежного документа, Уведомления) и не позднее рабочего дня, следующего за днем его представления автономным учреждением:

Не произошло изменений и в организации приема платежных поручений, платежных документов и уведомлений, поступивших в ОФК на бумажном носителе, они принимаются в день их поступления в ОФК в течение первой половины операционного дня. Начало и окончание операционного дня, в том числе время приема платежных поручений, платежных документов и уведомлений, представленных на бумажном носителе, устанавливаются ОФК с учетом положений договора (соглашения) об обмене электронными документами, заключенного между банком и ОФК.

На всех платежных поручениях, платежных документах и уведомлениях, поступивших в ОФК на бумажном носителе, в обязательном порядке ставятся отметки ОФК с указанием даты принятия и даты исполнения.

Особенности оформления документов

Порядком N 15н определены некоторые особенности оформления документов, которые в ранее действовавшем Порядке не предусматривались.

Согласно п. 18 Порядка N 15н платежные поручения, представленные автономным учреждением в ОФК, должны оформляться следующим образом:

а) в поле "ИНН плательщика" указывается идентификационный номер налогоплательщика - автономного учреждения;

б) в поле "КПП плательщика" - код причины постановки автономного учреждения на налоговый учет;

в) в поле "Плательщик" - сокращенное наименование ОФК, в скобках - полное или сокращенное наименование автономного учреждения. Наименование автономного учреждения должно соответствовать полному или сокращенному его наименованию, указанному в карточке образцов подписей, представленной им в ОФК;

г) в поле "Назначение платежа" перед текстовым назначением платежа при проведении кассовых выплат в скобках указывается номер лицевого счета автономного учреждения.

Представляемые автономным учреждением в ОФК документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предусмотренными в отношении:

Платежные документы, запросы на аннулирование и уведомления оформляются с учетом следующих особенностей:

И.Шиндер

Эксперт журнала

"Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"