Мудрый Экономист

Улучшение условий труда и налоговая экономия

"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 5

Статья 163 ТК РФ обязывает работодателя обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. Вопросам охраны труда посвящен целый раздел Трудового кодекса <1>, включающий в себя четыре главы, объединяющие 29 статей. Это свидетельствует о важности указанных вопросов, а также о том, что государство держит на контроле действия работодателей по их решению.

<1> Трудовой кодекс состоит из 15 разделов.

Как следствие, предприятиям сделаны некоторые налоговые послабления. Например, плательщики налога на прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ могут признавать расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Плательщики НДС вправе применить вычет в отношении приобретенных товаров, работ, услуг, предназначенных для использования в производственной деятельности (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Однако формулировки гл. 21 "НДС" и 25 "Налог на прибыль" НК РФ обтекаемы и расплывчаты, что позволяет контролерам толковать их исходя из фискальных интересов. Достаточно вспомнить, с какой настойчивостью несколько лет подряд чиновники напоминают о невозможности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на суммы, затраченные на приобретение природной питьевой воды и аренду кулеров при отсутствии справки Госсанэпиднадзора о несоответствии водопроводной воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 <2> и опасности ее использования в качестве питьевой воды (Письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/43, от 10.06.2010 N 03-03-06/1/406, ФНС России от 10.03.2005 N 02-1-08/46@, УФНС по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007411 и др.) <3>.

<2> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24.
<3> Аналогичный запрет установлен Минфином и для "упрощенцев" (Письмо от 01.02.2011 N 03-11-11/22).

Конечно, в судах организациям удается отстоять право на учет многих видов затрат в составе расходов на обеспечение нормальных условий труда и на применение вычета "входного" НДС. Но судебные тяжбы требуют времени и сил. А потому налогоплательщикам очень бы хотелось, чтобы был утвержден хотя бы примерный, минимальный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда, расходы на которые являются безопасными с позиции налогообложения.

На наш взгляд, таким документом является Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков" (далее - Приказ N 181н, Типовой перечень).

Как видно уже из названия, перечисленные в этом документе мероприятия имеют производственную направленность и должны осуществляться работодателем на постоянной основе. Следовательно, при надлежащем оформлении подтверждающих документов налоговые инспекторы не должны исключать затраты из состава налоговых расходов и отказывать в вычете предъявленного продавцом НДС.

Итак, в Перечень вошли разнообразные мероприятия, которые условно можно разделить на две группы:

Думаем, первая группа не заслуживает подробного рассмотрения, поскольку любому бухгалтеру известно, что уменьшить налогооблагаемую прибыль и размер начисленного к уплате НДС можно при осуществлении следующих расходов:

<4> Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.
<5> Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н.
<6> Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
<7> Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.

Что же любопытного (конечно, с точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения) можно найти в Перечне?

Комнаты отдыха, релаксации, психологической разгрузки

Прежде всего, работодателям вменили в обязанность (п. 17 Типового перечня) устройство новых и (или) реконструкцию имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкцию и оснащение санитарно-бытовых помещений. Следовательно, нет причин признавать необоснованными расходы организаций на приобретение в целях оборудования мест отдыха, помещений и комнат релаксации и психологической разгрузки:

Перечень видов затрат открытый, то есть предприятие исходя из своих финансовых возможностей и фантазии вправе самостоятельно решить, как и чем оборудовать такие помещения. На данный момент имеются предложения о приобретении готовых комплектов оборудования для помещений психологической разгрузки и релаксации <8>.

<8> Нередко их называют еще сенсорными комнатами. Однако налогоплательщикам в документах безопаснее использовать термины из Типового перечня.

Примечание. Если приобретенные организацией активы являются объектами основных средств (то есть их стоимость превышает 40 000 руб., а срок полезного использования составляет более 12 месяцев), расходы в бухгалтерском и налоговом учете признаются через механизм начисления амортизации.

Контролерам бухгалтер должен предъявить приказ руководителя организации об оборудовании помещения (помещений), накладные на приобретение соответствующих товаров, акты выполненных работ, счета-фактуры, договоры и др. При этом в приказе (в других оформляемых предприятием документах) целесообразно отметить, что:

Обратите внимание! В п. 5.44 Свода правил "Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87" <9> указано: в помещениях для отдыха и психологической разгрузки при обосновании могут быть предусмотрены устройства для приготовления и раздачи специальных тонизирующих напитков, а также места для занятий физической культурой. Следовательно, подготовив соответствующее обоснование, организация сможет улучшить условия труда сотрудников, одновременно сэкономив на налогах.

<9> Утвержден Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 782.

В п. 5.46 названного документа установлена норма площади помещений для отдыха в рабочее время (комнат психологической разгрузки, занятий физической культурой): 0,9 кв. м на человека.

Заметим, что налогоплательщики и раньше выигрывали в судах споры, связанные с признанием рассматриваемых расходов. Например, ФАС УО в Постановлении от 05.09.2011 N Ф09-5411/11 отметил следующее. Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. В силу ст. ст. 22 и 223 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность по обеспечению бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, а также санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда. Как следует из материалов дела, организацией под комнату отдыха и психологической разгрузки оборудовано отдельное помещение, расположенное на третьем этаже административного здания, для которого приобретены спортивные тренажеры (дорожка электробеговая, велотренажер и бильярдный стол). Указанное оборудование оприходовано, ему присвоены инвентарные номера. Доказательства того, что указанные объекты не использовались в производственных целях, налоговым органом не представлены. При таких обстоятельствах основания для доначисления налога на прибыль у инспекции отсутствовали.

К сведению. Как указано в СНиП 2.09.04-87, на производственных предприятиях должна быть оборудована столовая <10>, столовая-раздаточная <11> либо комната приема пищи <12> (п. п. 5.48 и 5.51). В связи с этим Минфин признал, что расходы, связанные с оборудованием и содержанием комнаты приема пищи для работников организации, могут учитываться для целей налогообложения прибыли в составе прочих, связанных с производством и реализацией. Правда, в Письме от 14.07.2011 N 03-03-06/2/112 сообщается, что основанием для учета затрат является пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ (расходы по содержанию помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы), а в Письме от 26.09.2011 N 03-03-06/2/149 дана ссылка на пп. 7 п. 1 этой статьи (расходы на обеспечение нормальных условий труда). По мнению автора, расходы на оборудование и содержание комнаты приема пищи следует учитывать на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, а пп. 48 использовать, только если на предприятии оборудована столовая.

<10> При численности работающих в смену более 200 человек.
<11> При численности до 200 человек.
<12> При численности работающих в наиболее многочисленной смене до 30 человек.

Тротуары, галереи

В п. 27 Типового перечня в качестве одного из мероприятий по улучшению условий и охраны труда поименовано устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников. Итак, нормативным документом закреплено, что тротуары обеспечивают безопасность работников. Следовательно, нет законных оснований признавать их неамортизируемыми элементами благоустройства и отказывать в учете расходов в целях налогообложения прибыли и в применении вычета по НДС.

Обратите внимание! Если строительные работы будут производиться силами сторонней организации, то для обоснования расходов потребуется представить контролерам документы по формам КС-2 и КС-3. Для случаев выполнения работ по устройству таких объектов силами самого налогоплательщика обязанность составления названных унифицированных форм не установлена (см. Указания по применению и заполнению <13>, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 N 09АП-17866/2008-АК с учетом Постановления ФАС МО от 20.03.2009 N КА-А40/1792-09).

<13> Утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100.

И вновь подчеркнем, что в подтверждающих документах необходимо использовать термины, содержащиеся в Типовом перечне, а именно: тротуар, переход, тоннель, галерея, и избегать употребления других слов, в частности "дорожка". Дело в том, что во многих письмах Минфина дорожки рассматриваются как элементы внешнего благоустройства, поэтому расходы на их устройство признаются не связанными с коммерческой деятельностью предприятия (см., например, Письмо от 27.01.2012 N 03-03-06/1/35).

Питьевая вода

Как мы говорили выше, расходы на приобретение природной воды чиновники считают обоснованными только при наличии подтверждения непригодности для питья водопроводной воды. В Типовом перечне имеется упоминание о воде, однако п. 18 сформулирован таким образом (приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой), что из него не следует обязанность работодателя приобретать бутилированную воду. Между тем суды повсеместно отклоняют доводы инспекции, что указанные расходы могут приниматься при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе непригодна для питья (Постановления ФАС ПО от 25.03.2010 N А55-14913/2009, ФАС УО от 27.07.2009 N Ф09-5325/09-С3), да и вообще подобных налоговых споров становится с каждым годом все меньше. Закрепив обязанность приобретения бутилированной воды и установки кулеров в коллективном договоре или локальном нормативном акте, организация сможет в суде добиться отмены решения ИФНС о начислении налоговой недоимки.

Теле-, видео- и аудиоаппаратура

Да, не удивляйтесь, и такая техника поименована в Типовом перечне, то есть расходы на ее приобретение можно считать экономически обоснованными. В частности, в п. 21 рассматриваемого документа указано, что кабинеты по охране труда могут оснащаться компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами.

Конечно, организациям и раньше удавалось доказать в судах, что телевизоры и видеоаппаратура используются для решения управленческих задач и улучшения условий труда работников (см., например, Постановления ФАС МО от 18.11.2011 N А40-99335/10-140-481, Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 N А41-32743/09 и др.). Теперь у налогоплательщиков есть еще один аргумент для подтверждения целесообразности таких покупок. Однако и оформленные предприятием документы (в первую очередь распорядительные) должны доказывать, что техника используется для целей охраны труда.

Другие виды расходов

В Типовой перечень также включены:

А.С.Ветрова

Эксперт журнала

"Строительство:

бухгалтерский учет

и налогообложение"