Мудрый Экономист

Дисциплинарная ответственность госслужащих

"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2012, N 1

За ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, установленной трудовым законодательством. Но кроме ТК РФ дисциплинарная ответственность устанавливается и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность отдельных категорий работников, в частности государственных служащих. Некоторые особенности привлечения госслужащих к дисциплинарной ответственности рассмотрим в нашей статье.

Система госслужбы

Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание.

За нарушение дисциплины труда работодатель вправе применять следующие дисциплинарные взыскания:

  V   замечание;
---------------------------------------------------------------------
V выговор;
---------------------------------------------------------------------
V увольнение по соответствующим основаниям.

Этот перечень является исчерпывающим. Но к работникам отдельных категорий в силу специфики их трудовой деятельности ст. ст. 189 и 192 ТК РФ позволяют применять другие виды дисциплинарной ответственности. Они установлены иными федеральными законами, уставами или положениями. К одной из таких категорий работников относятся государственные служащие.

Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ) в эту систему включены:

  1. Государственная гражданская служба, которая делится на федеральную и службу субъекта РФ. Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях такой службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. Государственная гражданская служба субъекта РФ - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях такой службы по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ (ст. 5).
  2. Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (ст. 7).
  3. Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания (ст. 6).

Обязанности государственных гражданских служащих

Статус госслужащего, его права и обязанности, а также основания и порядок наложения дисциплинарного взыскания за ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей установлены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ).

Прежде чем рассказать, какая ответственность предусмотрена данным Законом, обратим внимание на обязанности, вменяемые госслужащему. Он обязан:

  V   соблюдать  Конституцию  РФ,   федеральные   конституционные   законы,
федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции
(уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и
обеспечивать их исполнение;
---------------------------------------------------------------------
V исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным
регламентом;
---------------------------------------------------------------------
V исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах
их полномочий, установленных законодательством РФ;
---------------------------------------------------------------------
V соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные
интересы граждан и организаций;
---------------------------------------------------------------------
V соблюдать служебный распорядок государственного органа;
---------------------------------------------------------------------
V поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего
исполнения должностных обязанностей;
---------------------------------------------------------------------
V не разглашать сведения, составляющие государственную и иную
охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему
известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том
числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или
затрагивающие их честь и достоинство;
---------------------------------------------------------------------
V беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для
исполнения должностных обязанностей;
---------------------------------------------------------------------
V предоставлять в установленном порядке предусмотренные федеральным
законом сведения о себе и членах своей семьи;
---------------------------------------------------------------------
V сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства
другого государства;
---------------------------------------------------------------------
V соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к
служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены
Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами;
---------------------------------------------------------------------
V сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при
исполнении должностных обязанностей, которая может привести к
конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого
конфликта.

Кроме вышеперечисленных обязанностей, отдельно установлены требования к поведению гражданского служащего (ст. 18 Закона N 79-ФЗ), среди которых:

Общие принципы служебного поведения государственных служащих утверждены Указом Президента РФ от 12.08.2002 N 885.

Дисциплинарные взыскания для гражданских служащих

Говоря о дисциплинарных взысканиях, прежде всего приведем определение служебной дисциплины из Закона N 79-ФЗ. (Подчеркнем, что это именно служебная, а не трудовая дисциплина.) Итак, под служебной дисциплиной на гражданской службе понимается обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом (ст. 56).

Обратите внимание! Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха, и утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

При этом в ст. 189 ТК РФ раскрывается понятие дисциплины труда, под которой понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Что же касается дисциплинарного проступка, согласно и ТК РФ, и Закону N 79-ФЗ им признается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником или государственным служащим возложенных на него обязанностей. За совершение такого проступка госслужащим к нему могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий согласно ст. 57 Закона N 79-ФЗ:

  V   замечание;
---------------------------------------------------------------------
V выговор;
---------------------------------------------------------------------
V предупреждение о неполном должностном соответствии;
---------------------------------------------------------------------
V освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
---------------------------------------------------------------------
V увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2,
пп. "а" - "г" п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 данного Федерального
закона.

Такими основаниями являются случаи:

а) неоднократного неисполнения без уважительной причины должностных обязанностей, если служащий уже имеет дисциплинарные взыскания;

б) однократного грубого нарушения должностных обязанностей:

в) принятия гражданским служащим, замещающим должность категории "руководители", необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

г) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ.

Как и по ТК РФ, согласно федеральному закону за каждый дисциплинарный проступок к госслужащему может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Обратите внимание! Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ. То есть госслужащие могут привлекаться к дисциплинарной ответственности как на основании ТК РФ, так и на основании Закона N 79-ФЗ.

Таким образом, Закон N 79-ФЗ к дисциплинарным взысканиям, применяемым к госслужащим, по сравнению с установленными ТК РФ добавляет еще два: предупреждение о неполном должностном соответствии и освобождение от замещаемой должности гражданской службы. Отметим, что при освобождении от должности работника не увольняют, а включают в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Порядок применения дисциплинарного взыскания

Порядок применения взыскания к госслужащему также несколько отличается от порядка, установленного ТК РФ.

Согласно ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней работник не дал объяснений, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников, и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - не позднее двух лет со дня его совершения.

В силу Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя также должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме, но до применения дисциплинарного взыскания должна быть проведена служебная проверка. Она проводится по решению представителя нанимателя, но может проводиться и по письменному заявлению гражданского служащего. Проверку осуществляет государственный орган по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Примечание. При проверке достоверно устанавливаются факт совершения проступка, причины его совершения, вина служащего, характер и размер вреда, причиненного в результате проступка, а также обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему ее, в форме письменного заключения.

Во время проведения проверки гражданский служащий может быть временно отстранен от замещаемой должности с сохранением на этот период денежного содержания. При этом он имеет право давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; по окончании проверки ознакомиться с письменным заключением и другими материалами по ее результатам, если это не противоречит требованию неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. На основании заключения представитель нанимателя принимает решение о наложении взыскания.

Копия акта о применении дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим взыскания. Также представитель нанимателя вправе по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя снять со служащего дисциплинарное взыскание до истечения года со дня применения взыскания.

Взыскания для сотрудников правоохранительных органов

Согласно определению правоохранительных органов, данному Законом N 58-ФЗ, это органы, обеспечивающие безопасность, законность и правопорядок, защищающие права и свободы граждан и осуществляющие борьбу с преступностью. Законодатель не приводит конкретного перечня таких органов, но, руководствуясь различными нормативными правовыми актами, к органам федеральной государственной власти, осуществляющим указанные функции, можно отнести суды, органы внутренних дел, прокуратуру, службу по контролю за оборотом наркотиков, таможенную, налоговую службы, службы судебных приставов, исполнения наказания, органы юстиции. Правовую основу организации правоохранительной службы составляют Конституция РФ, федеральные законы, в том числе Закон N 58-ФЗ, иные нормативные акты, регламентирующие порядок прохождения той или иной службы.

Так, деятельность сотрудников органов внутренних дел регламентируется в том числе Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" и другими федеральными законами, регулирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел. А с 01.01.2012 вступает в силу Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно данному Закону служебная дисциплина сотрудника органа внутренних дел - это соблюдение им установленных законодательством РФ, Присягой сотрудника органов внутренних дел РФ, дисциплинарным уставом органов внутренних дел РФ, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ст. 47).

В свою очередь, дисциплинарным проступком признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником ОВД законодательства РФ, Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (ст. 49).

Перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудника ОВД, еще шире. Он включает в себя:

  V   замечание;
---------------------------------------------------------------------
V выговор;
---------------------------------------------------------------------
V строгий выговор;
---------------------------------------------------------------------
V предупреждение о неполном служебном соответствии;
---------------------------------------------------------------------
V перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
---------------------------------------------------------------------
V увольнение со службы в органах внутренних дел.

Кроме этого, предусмотрено наложение на курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел таких взысканий, как наряд вне очереди, лишение увольнения и отчисление из образовательного учреждения.

Срок наложения взыскания на сотрудников ОВД по сравнению с месячным сроком, установленным ТК РФ и Законом N 79-ФЗ, сокращен до двух недель. С работника также запрашивается объяснение и проводится служебная проверка. О наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания или выговора издается приказ, но он может быть объявлен и публично в устной форме.

Что касается других категорий сотрудников правоохранительных органов, виды и процедура наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются иными федеральными законами или нормативными правовыми актами.

Воинская дисциплина

Наиболее жесткие требования по соблюдению дисциплины установлены для военнослужащих.

Прежде всего отметим, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, в отличие от других госслужащих. Поэтому при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности следует руководствоваться Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ (далее - ДУ ВС РФ).

В силу ст. 28.2 Закона N 76-ФЗ военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое по законодательству РФ не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

В ст. 28.3 Закона N 76-ФЗ перечислены обстоятельства, которые исключают дисциплинарную ответственность, например приказ командира, необходимая оборона, исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.

Примечание. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу.

Итак, в силу ст. 28.4 Закона N 76-ФЗ и ст. 54 ДУ ВС РФ к военнослужащему могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

  V   выговор;
---------------------------------------------------------------------
V строгий выговор;
---------------------------------------------------------------------
V лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с
корабля на берег;
---------------------------------------------------------------------
V лишение нагрудного знака отличника;
---------------------------------------------------------------------
V предупреждение о неполном служебном соответствии;
---------------------------------------------------------------------
V снижение в воинской должности;
---------------------------------------------------------------------
V снижение в воинском звании на одну ступень;
---------------------------------------------------------------------
V снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской
должности;
---------------------------------------------------------------------
V досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий
контракта;
---------------------------------------------------------------------
V отчисление из военного образовательного учреждения профессионального
образования;
---------------------------------------------------------------------
V отчисление с военных сборов;
---------------------------------------------------------------------
V дисциплинарный арест.

По каждому факту совершения проступка проводится разбирательство. При этом оно осуществляется в письменном виде только в случае грубого дисциплинарного проступка, который заканчивается составлением протокола. Срок разбирательства не превышает 10 суток.

Не будем подробно рассматривать порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, поскольку он очень подробно регламентирован, а лишь отметим, что для военных предусмотрено наибольшее количество видов дисциплинарных взысканий, одним из которых является арест. Правда, применяется он только на основании постановления военного суда.

Кроме этого, в силу ст. 2.5 КоАП РФ за административные правонарушения, за исключением правонарушений, предусмотренных ч. 2 этой статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

А за злоупотребление служебным положением может наступить и уголовная ответственность.

В заключение отметим, что специфика дисциплинарной ответственности государственных служащих обусловлена их правовым статусом, обязанностью соблюдать и защищать права и свободы граждан, а также их ролью в жизнедеятельности общества в целом. Государство придает большое значение добросовестному и эффективному исполнению должностных обязанностей государственными служащими. Поэтому нормы об ответственности содержатся не только в ТК РФ, но и в других нормативно-правовых актах, в том числе посвященных определенному виду государственной службы. Законодатель ужесточил меры дисциплинарной и иной ответственности госслужащих по сравнению с работниками других сфер деятельности, с правильностью чего нельзя не согласиться.

Е.В.Давыдова

Эксперт журнала

"Отдел кадров государственного

(муниципального) учреждения"