Мудрый Экономист

От "нечестной приватизации" к "солидарному" акционированию *

"Банки и деловой мир", 2012, N 4

<*> Статья подготовлена на основе выступления В. Лепехина на "круглом столе", прошедшем в агентстве "РИА Новости" 20 февраля.

Одной из самых неоднозначных идей, высказанных Владимиром Путиным в режиме предвыборных предложений, стала идея о целесообразности закрытия проблемы "нечестной, прямо скажем, приватизации, всяких аукционов...". Предложение это чрезвычайно возбудило не только бизнес-сообщество, но и все население страны. Предпринимателей - пугающей перспективой возможного "раскулачивания", простых граждан - надеждами на возмещение понесенных в годы нечестной приватизации потерь.

Сама идея как-то компенсировать социальные и бюджетные издержки приватизации, безусловно, не нова, и - в различных вариациях - высказывалась не раз и не два. Однако неизменно натыкалась на проблему невозможности технологично, более или менее справедливо и, самое главное, юридически безупречно ее осуществить. По этой причине в адрес Владимира Путина после реанимации данной идеи в стенах РСПП посыпались логичные упреки в популизме со стороны представителей бизнеса и либеральной оппозиции. Так, Михаил Прохоров 19 февраля на пресс-конференции в Екатеринбурге заявил, что пересмотр итогов приватизации приведет к гражданской войне. Защищать данный тезис с вполне объяснимым напором бросились и Кудрин, и Чубайс, и Нечаев, и многие другие "либералы", причастные к утверждению в России той модели приватизации, которую, собственно, и признал нечестной Владимир Путин.

Со своей стороны, чиновники, в еще большей степени причастные к реализации в России грабительской схемы приватизации общенациональных ресурсов, поняли эту идею по-своему - как возможность и необходимость в очередной раз "нагнуть" бизнес в интересах правящей корпорации. К примеру, глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что возглавляемое им ведомство готово высчитать размер сбора, который должен заплатить бизнес за участие в приватизации.

С нашей точки зрения, и Прохоров со своими соратниками, и Степашин со своими сторонниками глубоко неправы.

Прохоров неправ по сути, так как не пересмотр итогов приватизации приведет к гражданской войне, а как раз наоборот - отсутствие надлежащей ее переоценки уже привело к нарастанию гражданского противостояния.

В свою очередь глава Счетной палаты неправ по форме.

Во-первых, указаний рассчитать размер взноса Владимир Путин не давал. Во-вторых, С. Степашин невнимательно слушал его речь на встрече в РСПП, где он предложил, по сути, подумать над вариантами компенсации, сказав буквально следующее: "Нужно ввести либо разовый взнос, либо еще что-то такое" (вот именно "что-то такое" и должно определить сегодня общество, дабы не дать чиновникам в очередной раз испортить здравую идею). В-третьих, удивляет методология, взятая на вооружение главой Счетной палаты, который, похоже, испытывает явные проблемы с пониманием субъектности приватизации.

Кто виноват?

Известно, что при рассмотрении любого дела и вынесении вердикта участники судебного заседания совершенно четко знают, кто является пострадавшей стороной, кто обвиняемый, кто соучастник преступления, а кто просто свидетель. С нашей точки зрения, главным виновником нечестной приватизации является не бизнес, который всегда таков, каков есть, и стремится купить задешево и продать втридорога. Он хищник, который естественным образом поедает свою добычу. И в том, что в 1990-е гг. в России он стал людоедом, виновато прежде всего государство, выпустившее хищника из вольера в народ... Таким образом, главный виновник разбазаривания государственных активов в 1990-е гг. - бюрократия, установившая преступные правила приватизации. А бизнес стал лишь соучастником этого процесса. Вину государства, кстати, отчасти признал и Прохоров, который, тем не менее, предлагает чиновникам договориться на уровне олигархически-бюрократического междусобойчика, предлагая начать выплачивать некий приватизационный налог в размере 1% от прибыли.

Пострадавшей стороной в российской приватизации, очевидно, стало население страны. Таким образом, сегодня не бизнес в долгу у государства, а государство в долгу у граждан. Посему инициатива "Миши - 1%" не закроет страницу с нечестной приватизацией. Чтобы народ и наиболее активная его часть признали итоги организованного номенклатурой мародерства, необходимы не подачки населению, не взятки государству, не откуп, выкуп, налог или разовый взнос. Нужно, чтобы государство изменило правила игры, потому что нечестная и номенклатурная приватизация, начатая в 1990-е гг., продолжается. Хотя и не так нагло и беззастенчиво, как раньше.

К сожалению, в настоящее время в обществе обсуждаются только два подхода: олигархический и бюрократический. И даже позиция КПРФ, призывающей национализировать "взад" материально-сырьевую базу страны, фактически лишь разновидность бюрократического подхода. На практике после специально поднятой (дабы как раз и закрыть тему возможного пересмотра истории с приватизацией) дискуссии все закончится тем, что чиновники, обманувшие народ в 1990-е гг., повторно сорвут куш - теперь уже за счет выборочного потрошения "нелояльных" бизнесов, хотя, возможно, и не настолько грубо, чтобы окончательно вытолкнуть за пределы России оставшийся в ней капитал.

Что делать?

В отличие от олигархов и бюрократов мы предлагаем обратить внимание на ту часть идеи Владимира Путина, где он предполагает введение некой схемы возмещения нанесенного приватизацией ущерба, не сводящейся к взносу с бизнеса. Более того, в отличие от пытающихся тушить на себе горящие шапки приватизаторов, мы считаем, что закрыть историю с нечестной приватизацией технично и безупречно в правовом отношении вполне возможно. Причем без удара по предпринимательскому сообществу и ухудшения делового климата в стране.

С нашей точки зрения, необходимо искать выход не в попытках заставить поделиться награбленным тех, кто владеет активами сегодня, спустя 15 - 20 лет после их первой приватизации, а в диаметрально противоположном - наделить собственностью максимальное число граждан России.

Это важнейший методологический и политический аспект обсуждаемой проблемы, и нужно понимать, что мы не призываем что-то там раздать одной части населения за счет другой ее части или тем более что-либо экспроприировать. Любые упреки в том, что кто-то из авторов этой схемы предлагает взять на вооружение принцип "взять и поделить", априори демагогические. Мы предлагаем прямо противоположное.

Напомним один из важнейших моментов российской приватизации 1990-х гг., когда россиянам разрешили приватизировать квартиры, участки, дачи и т.п. Вряд ли сегодня кто-то возражает против этой ветви приватизации. Вряд ли кто-то сильно протестует и по поводу приватизации ферм, кафешек, магазинов, небольших предприятий и большей части объектов недвижимости. Недовольство людей вызывает ситуация с естественными монополиями, сырьевыми компаниями, стратегическими предприятиями и другими активами, приватизированными за символическую цену (то есть с потерями для страны) и узкой группой людей - среди своих, кулуарно и либо вообще без проведения конкурсов, либо в ходе залоговых и иных аукционов, сопровождавшихся разного рода подлогами.

Поэтому сегодня необходимо оценить и пересмотреть не итоги приватизации как таковые, а принципы и механизмы, по которым были приватизированы многие предприятия общенационального значения.

Возможно, для начала стоит оценить и пересмотреть итоги залоговых аукционов. Хотя пересмотр сам по себе мало что решит. Да, эта мера принесет какие-то деньги в федеральный бюджет, возможно, позволит укрупнить госпакеты в ряде сырьевых и иных крупных компаний, позволит в какой-то степени снизить градус недовольства населения нынешним режимом. Однако не приведет к росту эффективности управления компаниями и экономикой в целом, не повысит производительность труда и, наконец, не сделает беднее российских олигархов, как не сделает богаче остальные 95% граждан страны.

Кстати, если уж на то пошло, то куда более важной мерой сегодня мог бы стать мораторий на продажу государственных активов.

Все мы знаем, что системные либералы спешат продвинуть через Дмитрия Медведева приватизационный план, предусматривающий продажу части госпакетов таких предприятий, как Роснефть, Транснефть, РЖД, Аэрофлот, Газпром, ВТБ, Сбербанк, Совкомфлот, РусГидро, ФСК ЕЭС, Алроса и др. В СМИ проскочила и цифра возможной выручки - 38 млрд. Так вот, по нашим прикидкам, при наведении элементарного порядка в управлении этими компаниями государство может получать доход только по дивидендам от деятельности этих компаний от 10 млрд в год. Разумеется, в случае продажи госпакетов этих предприятий в обозримом будущем кто-то опять скажет: их продажа была нечестной, - и снова виновником посчитают бизнес, а не чиновников, продвигающих сегодня этот план.

Собственников должно быть много

Главная социально-экономическая проблема России не в том, что кучка жуликов в какой-то момент урвала для себя кусок государственной собственности и теперь нужно воздать ей должное. Проблема в том, что в России была создана глобальная воровская система, в результате чего у страны и ее народа не только были украдены практически все выгодные и прибыльные активы, а также практически мгновенно уничтожен так называемый общественный капитал, но грабеж (с извлечением сверхприбылей кучкой уже далеко, кстати, не российских граждан) длится по сей день. В результате чего в стране происходят системно и в гигантских масштабах и вывоз капитала, и деиндустриализация экономики, и деградация социальной сферы.

Заметим - мы живем не в 1992, а в 2012 г.

Двадцать лет назад перед страной стояла задача создать класс собственников, который был призван стать главным субъектом экономического развития. Но вместо этого создана узкая и закрытая олигархическая корпорация, которая все больше становится тормозом экономического роста... Сегодня Михаил Прохоров пытается убедить нас в том, что средний класс - это те, кто хорошо работает и много зарабатывает, Владимир Путин - что это-де бюджетники. На самом деле основу среднего класса должны составлять владельцы малых и средних предприятий, а также многочисленные миноритарные акционеры тысяч предприятий. Такого класса в России нет, а значит, задача создать класс собственников по-прежнему актуальна. Между тем спустя 20 лет после начала "гайдаризации" российской экономики все более актуальной становится и другая задача - роста эффективности управляемых собственниками предприятий.

Сегодня бесхозных предприятий практически нет. Но управление ими в большинстве случаев неэффективно. Одна из причин - та же, что и при управлении государством в целом: один человек, сконцентрировавший в своих руках абсолютную власть, не способен эффективно управлять государством, как один или несколько хозяев не могут эффективно управлять колоссальными многомиллиардными активами.

Собственников должно быть много. Как можно больше. Наличие множества собственников предполагает рост числа ответственных и заинтересованных в результатах своего труда людей. Дифференциация активов предполагает рост конкуренции. Увеличение числа прямых и непосредственных владельцев активов ведет к росту мотиваций в высокопроизводительном труде (заметим, что производительность труда в России не растет уже лет 40).

Таким образом, мы должны говорить не о перераспределении собственности, не об отъеме ее у кого-либо и не о возврате активов государству (то есть имманентно коррумпированному чиновнику), а прежде всего о смене принципов приватизации, о переходе на более высокий уровень работы с активами посредством наделения собственностью как можно большего числа активных и квалифицированных людей.

Политически это означает уход от воровского, олигархического и квазилиберального государства (отстаиваемого сегодня Прохоровыми, Кудриными и Чубайсами) и недопущение возврата к государственно-распределительной системе административного квазисоциализма (проповедуемой Зюгановыми и Мироновыми) в пользу формирования "солидарного" государства, отвечающего следующим принципам:

Большинство стран западной Европы сегодня нельзя назвать капиталистическими или социалистическими. В борьбе работников наемного труда, среднего класса и интеллектуалов с олигархами и чиновниками во многих этих странах так или иначе в течение последнего столетия утвердились принципы социальной солидарности. Рано или поздно (если не случится глобальной планетарной катастрофы) эти принципы утвердятся и в России.

Предлагаемая схема наделения большинства граждан страны активами ряда государственных предприятий и, таким образом, перехода страны на новый, более высокий, уровень работы с активами - следующий (после приватизации квартир и участков) важный шаг на пути России к солидарному обществу.

Подчеркиваем: предлагается наделить граждан России акциями и долями не предприятий вообще, а лишь государственных или с госучастием. И не всех предприятий, а лишь части из них.

Такой формат акционирования лишь на первый взгляд кажется радикальным. На деле он не потребует дополнительных эмиссий или изъятия долей предприятий у частных собственников. Предлагается безвозмездно (но на определенных условиях) передать гражданам России часть акций (назовем их для простоты "народными", или "солидарными", акциями) и долей из госпакетов ряда компаний федерального, регионального, городского и муниципального уровня в размере, не превышающем, допустим, 10 - 25% от всего капитала. Процесс наделения граждан "народными" акциями должен идти постепенно (волнами, этапами) и распространяться на большинство россиян.

Представим, что процесс акционирования по предлагаемой схеме начнется с января следующего года. Тогда в течение трех - пяти лет акциями ряда госкомпаний могли бы быть наделены примерно 50 - 70 млн россиян, соответствующих двум-трем простым критериям: возраст от 20 - 25 лет, стаж гражданства в РФ - не менее 20 лет и т.п.

Первоначально в перечень акционируемых с участием граждан предприятий могут быть внесены 400 - 500 федеральных госкомпаний и ОАО с государственным участием. Затем процесс акционирования должен быть распространен на региональные предприятия с госучастием (от 30 до 50 в каждом из субъектов РФ в первые 10 лет акционирования) и муниципальные - прежде всего в регионах Сибири и Дальнего Востока и субъектах РФ с концентрацией в них моногородов... При наделении граждан России акциями региональных, городских и местных предприятий необходимо учитывать, как долго проживают на конкретной территории включаемые в областные и муниципальные реестры акционеров граждане.

Очевидно, что выделяемые гражданам РФ акции и доли государственных и муниципальных компаний не должны иметь ничего схожего с ваучерами 1990-х гг. "Солидарные" акции должны быть именными и бездокументарными: большинство родившихся в России граждан по достижении определенного возраста должны быть автоматически внесены в Единый реестр миноритарных акционеров, после чего компьютерная программа методом случайной выборки будет расписывать им соответствующие доли из утвержденного Президентом страны (при участии Федерального Собрания РФ и законодательных собраний субъектов РФ) списка соответствующих предприятий, а Сбербанк (в рамках реализуемой им ныне программы внедрения единой платежной системы) откроет для каждого миноритарного акционера персональный счет, куда будут ежемесячно или ежегодно начислять дивиденды.

"Народные" акции не должны продаваться или передаваться по наследству (хотя в перспективе их можно будет передавать в управление не только нанятым миноритарными акционерами менеджерам, но также, возможно, подвергать обмену и другим операциям). Через 10 лет после запуска этой системы среднестатистический россиянин, проживающий не менее 5 - 10 лет в конкретном субъекте РФ и не менее трех - пяти лет на территории муниципалитета, должен стать владельцем акций 10 - 15 федеральных предприятий, примерно десятка региональных (включая ресурсоснабжающие компании, заводы по переработке бытовых отходов, технопарки, коммерческие вузы и клиники, автовокзалы, водоканалы и т.п.) и 10 - 15 городских и муниципальных предприятий (включая управляющие компании ЖКХ, городские и муниципальные рынки, культурно-развлекательные комплексы, ФОКи, деловые центры, котельные, муниципальные автостоянки, "народные гаражи" и прочее добро).

"Народное" акционирование обеспечит превращение в средний класс большей части (до 80%) коренного населения страны. И дело не только в том, что наделение людей "солидарными" акциями увеличит их реальные доходы. Сам факт превращения перебивающегося с хлеба на квас большинства граждан страны в акционеров различных предприятий будет иметь мощный морально-психологический эффект - объединяющий, оздоравливающий атмосферу в обществе, позитивирующий отношение к власти, мотивирующий на подвижничество.

В отличие от предлагаемых ныне некоторыми политическими партиями технологий разделения страны по социальному или национальному признакам, "народное" акционирование - объединяющая, "солидарная" технология. И во многом исправляющая или устраняющая ошибки и преступления грабительской ваучерной, залоговой и номенклатурной приватизации 1990-х гг.

Кроме того, важнейшим правом любого акционера (миноритарного в том числе) является право на получение дивидендов. И чем эффективнее работает предприятие, тем больший доход должны получать его акционеры.

Через 7 - 10 лет после внедрения предлагаемой нами системы среднестатистический россиянин должен получать следующий ориентировочный доход по переданным ему государством акциям:

- от совладения акциями предприятий общенационального уровня - не менее 500 руб. по акции одного предприятия, всего до 10 тыс. руб. в год по нынешнему курсу;

- на региональном уровне - не менее 500 руб., то есть еще 5 - 10 тыс. руб. ежегодно;

- на городском и муниципальном уровне - не менее 1000 руб. по акции, это еще 10 - 15 тыс. руб. годовых.

30 - 35 тыс. руб. на человека в год (на семью, соответственно, 60 - 70 тыс. руб. годовых) - сумма, явно недостаточная для того, чтобы люди могли позволить себе отказаться от работы и жить исключительно на дивиденды, однако вполне ощутимая с точки зрения материальной поддержки большинства российских семей, не имеющих каких-либо доходов помимо зарплат, пенсий или пособий по инвалидности.

Не рантье, а эффективный собственник

Понятно, что для некоторых категорий россиян (предпринимателей, коррупционеров и рантье) названные суммы не деньги, однако участие граждан в акционерном капитале госкомпаний - дело добровольное. Любой гражданин всегда может отказаться от права на "народные" акции, которые будут перераспределены между теми, кто намерен воспользоваться этим правом.

Разумеется, приведены ориентировочные и минимальные цифры, рассчитанные по показателям текущего объема государственных и муниципальных активов и текущей динамики экономического роста. В потенциале же каждый миноритарный акционер может получать значительно большие дивиденды по двум как минимум причинам. Во-первых, количество акционируемых компаний должно ежегодно и существенно увеличиваться (не за счет национализации действующих частных компаний, а за счет создания новых компаний - это должно стать одним из ключевых направлений государственной экономической политики). Соответственно, год от года должно расти и число выделяемых гражданам акций. Во-вторых, став совладельцем названных компаний, каждый россиянин получит право на доступ к корпоративной информации и на принятие решений через участие в собраниях акционеров, сможет выступать с инициативами, направленными на рост эффективности предприятий, - то есть получит возможность влиять на рост их доходности и, значит, на размер собственных дивидендов.

Скептики могут возразить: русский народ настолько пассивен, что не будет участвовать в работе предприятий, совладельцем которых является. И, мол, большинство граждан привыкли к государственному катку, ни во что не верят, а потому ничего менять не хотят.

Ответ простой: никто и не заставляет людей участвовать в управлении предприятиями. Верно и то, что многие проигнорируют, а то и не заметят сам факт их включения в состав миноритарных акционеров каких-то компаний. Но речь идет не о тех 90 - 95%, которым сегодня все "до лампочки", а о тех 5% активного населения, которые включатся в процесс управления принадлежащими им долями, а через это постепенно покажут путь и многим другим.

"Народное" акционирование - не мера социальной поддержки, не пособие, не очередной плавленый сырок в чиновной мышеловке, а способ стимулирования экономической и иной активности людей, фундамент становления в стране института социальной солидарности, механизм реального контроля граждан национального достояния, инструмент роста качества и эффективности всего - от конкретного рабочего места до системы государственного управления в целом.

Кстати, важнейший элемент системы "народного" акционирования - формирование и развитие сети эффективных муниципальных предприятий. Именно здесь, на уровне хозяйствующих субъектов, формируемых по месту жительства, наиболее ярко и наглядно может проявить себя такая система... Что такое муниципальное предприятие, совладельцами которого становятся, например, жильцы многоквартирного дома? Это управляющая компания нового типа, решающая те проблемы в сфере ЖКХ, которые не способны решить ныне действующие УК, созданные в технологии мини-монополий и кормушек для местных чиновников и аффилированных с местной властью коммерческих структур, фактически обирающих жителей "управляемых" домов и затыкающих им рты, если те проявляют интерес к процессу ценообразования на услуги.

Механизм функционирования работы управляющих компаний нового типа подробно прописан в книге Владимира Тамака "Концепции модернизации". Посему не будем углубляться в технологию "солидарного" акционирования.

Хочу в Россию!

И в заключение о том, почему инициатором данного проекта стал Институт ЕврАзЭС. Получение права на совладение активами резко повысит статус российского гражданства. Произойдет, образно говоря, резкий и существенный рост капитализации российского паспорта. А это, в свою очередь, позволит нашей стране приступить к реализации принципиально новой внешней и миграционной политики, основанной на высокой и дифференцированной стоимости гражданства РФ, вида на жительства в том или ином регионе страны, разрешения на работу и т.д. И обеспечит жесткий и эффективный контроль над миграционными потоками.

Капитализация статуса гражданина России - один из важнейших факторов, способствующих позитивации образа страны и формированию центростремительных сил на постсоветском пространстве. Это инструмент, способный блокировать нежелательную миграцию (утечку мозгов за рубеж в том числе) и одновременно закреплять население в Сибири и на Дальнем Востоке, привлекать на эти территории квалифицированные кадры из других российских регионов и стран мира.

Право на совладение национальными активами может стать не только "платиновой" визитной карточкой россиянина, но и фактором, который позволит нашей стране стать самой авторитетной и уважаемой в мире державой. С внедрением предлагаемой системы всем в мире станет очевидно, что Россия - не "империя зла", а "цивилизация добра".

Внедрение института "народного" акционирования позволит нашей стране обрести долгожданное национальное единство, в том числе единство государства и человека, власти и общества. Разве народ не станет защищать власть, которая даст ему в непосредственное владение значимую часть ресурсов страны?! В XXI в. народ будет защищать (от НАТО, международного терроризма, мировой нетократии, "революционеров" и т.п.) только такую власть - и никакую другую.

Правом на получение "народных" акций в перспективе могут быть наделены не только граждане России, но и граждане стран, вошедших в Евразийский союз и иные объединения с участием России. Право стать совладельцем седьмой части суши - главный козырь России в курсе на интеграцию, "фактор притяжения", который позволит объединить вокруг нее многие народы (не только бывшего СССР), тот социально-экономический базис, на котором можно будет сформировать сначала "цивилизационное ядро", а затем культурное и духовное единство народов Евразии и славянско-православного мира.

Мы уверены, что после того, как в России и в "солидарных" с нею странах заработает предлагаемая система акционирования, на постсоветском пространстве появятся тысячи интернет-форумов сообществ миноритарных акционеров. И, к примеру, столичные миноритарии начнут обсуждать с такими же, как они, совладельцами "заводов, газет, пароходов" из Урюпинска, Грозного, Казани, Владивостока, Астаны или Минска, как им сообща побудить менеджеров своих компаний работать лучше, а воровать меньше. Как всем вместе обустроить евразийское пространство по нашим собственным законам и в наших собственных интересах.

Не такой ли механизм вольно или невольно предложил ввести Владимир Путин, предлагая закрыть страницу с "нечестной, прямо скажем, приватизацией"?

В.Лепехин

Директор

Института ЕврАзЭС