Мудрый Экономист

Утверждены лицензионные требования для перевозок водным транспортом

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

19 марта было опубликовано Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и водном транспорте" (далее - Постановление).

Постановление принято во исполнение Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании). Напомним, что Закон о лицензировании существенным образом изменил правила лицензирования в Российской Федерации, сделав лицензии бессрочными и сократив перечень лицензируемых видов деятельности. Еще одним существенным нововведением стало выделение в каждом виде деятельности исчерпывающего перечня выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих этот вид деятельности.

Постановление приводит лицензионные требования в соответствие с Законом о лицензировании. После того как оно начнет действовать, утратит силу Постановление от 13.08.2006 N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" (далее - старое Постановление).

В Постановлении содержатся Положения о лицензировании следующих видов деятельности:

Старое Постановление регулировало фактически те же виды деятельности, однако они были по-другому сгруппированы и имели другие названия. В частности, такие виды деятельности, как перевозки пассажиров, перевозки грузов и погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте, регулировались отдельными Положениями. Также отдельными Положениями регулировались аналогичные виды деятельности на морском транспорте.

В Постановлении лицензирование деятельности на море и на внутренних водных путях регулируется одними и теми же Положениями (за исключением буксировки, которая осуществляется только на море), поскольку в соответствии с Законом о лицензировании данные виды деятельности были объединены. Однако разделение между ними все же сохраняется: так, в составе вида деятельности "перевозки пассажиров" будут выделены два вида работ: "перевозки морским транспортом" и "перевозки внутренним водным транспортом". Лицензионные требования установлены для каждого вида работ.

Правовое последствие выделения различных видов работ заключается в том, что лицензиат сможет, имея лицензию с указанием одного вида работ, переоформить эту лицензию по правилам ст. 18 Закона о лицензировании, а не получать еще одну лицензию по правилам ст. 13 Закона о лицензировании.

Лицензии, которые были предоставлены до вступления в силу Закона о лицензировании, подлежат переоформлению по окончании срока их действия в случае изменения наименования лицензируемого вида деятельности либо отсутствия в лицензии перечня работ (услуг), которые выполняются (оказываются) в составе конкретных видов деятельности (п. 4 ст. 22 Закона о лицензировании).

Таким образом, лицензии, выданные в соответствии со старым Постановлением, необходимо переоформить, поскольку все виды деятельности, кроме буксировки морским транспортом, сменили наименование.

В отношении лицензий на буксировку морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юрлица или индивидуального предпринимателя) складывается неопределенная ситуация.

С одной стороны, в старом Постановлении не был указан перечень работ в составе этого вида деятельности, следовательно, лицензии подлежат переоформлению (п. 4 ст. 22 Закона о лицензировании). С другой стороны, в новом Постановлении также нет перечня работ для данного вида деятельности, а его наименование не изменилось, на основании чего можно сделать вывод, что лицензии на буксировку согласно п. 3 ст. 22 Закона о лицензировании становятся бессрочными.

Косвенно второй вывод подтверждается в Письме Минэкономразвития России от 14.12.2011 N Д09-3206, в котором указано, что если не установлен перечень работ, составляющих вид деятельности, то такими работами являются виды деятельности, содержащиеся в Постановлении Правительства РФ, утвердившем положение о лицензировании.

Перевозки пассажиров

В основном в новом Постановлении содержатся почти такие же лицензионные требования для перевозки пассажиров, что и в старом. Однако добавлены и некоторые другие.

Как для внутренних водных, так и для морских перевозок лицензионным требованием будет наличие договора страхования жизни и здоровья пассажиров на время их перевозки (ст. 98 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ и ст. 186 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ). Отсутствие подобных договоров будет считаться грубым нарушением лицензионных требований.

Для организаций, осуществляющих внутренние перевозки, обязательным требованием будет наличие должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов. Это лицо должно иметь соответствующее образование, стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее пяти лет, а кроме того, ему необходимо пройти аттестацию на право занятия должности. Для организаций - морских перевозчиков необходимо наличие должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды. Требования к должностному лицу установлены те же.

В старом Постановлении также содержались условия о наличии соответствующих должностей, однако в нем определены требования к образованию, но не стажу работы лиц, занимающих данные должности.

Перевозки грузов

Согласно Закону о лицензировании лицензированию подлежит только деятельность по перевозкам опасных грузов, для перевозок иных грузов лицензия не требуется.

Общее понятие "опасный груз" определяется в ст. 151 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ и в ст. 86 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ. Более подробная классификация опасных грузов содержится в Приказе Минморфлота СССР от 03.05.1989 N 56 "О введении в действие Правил морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ) РД 31.15.01-89" (данный документ оставлен в действии без изменений Приказом Минтранса России от 07.09.1998 N 115).

В целом новые лицензионные требования совпадают со старыми, но Постановлением они дополнены условиями о стаже работы должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов (безопасность мореплавания). Стаж работы установлен такой же, как и в требованиях относительно перевозок пассажиров.

Кроме того, введены требования, по которым каждое судно лицензиата при осуществлении морских перевозок должно иметь свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб:

  1. от загрязнения бункерным топливом;
  2. от загрязнения нефтью (при перевозках наливом в качестве груза более чем 2000 тонн).

Буксировка морским транспортом

В целом новые лицензионные требования совпадают со старыми, но Постановлением были добавлены требования о стаже работы должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов (безопасность мореплавания). Стаж работы установлен такой же, как и в требованиях в отношении перевозок пассажиров.

Погрузочно-разгрузочная деятельность

Лицензионные требования будут зависеть от того, использует ли лицензиат (соискатель лицензии) в своей деятельности плавучие краны и (или) суда.

Если такие краны (суда) используются, то жизнь и здоровье членов экипажа каждого из них должны быть застрахованы, а в штате должно быть должностное лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов. К должностному лицу предъявляются те же требования, что и в Положении о перевозках пассажиров.

Для организации-лицензиата, осуществляющей погрузочно-разгрузочные работы в морских портах, исключено требование о наличии у сотрудников и их руководителей, осуществляющих погрузку-разгрузку, специального образования или свидетельства на право работы с опасными грузами. Сохранено только требование о наличии такого образования у должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности.

Постановлением также изменены перечни грубых нарушений лицензионных требований для каждого вида деятельности. В основном они расширены. В частности, грубым нарушением лицензионных требований во всех видах деятельности стало отсутствие договоров страхования жизни и здоровья членов экипажа. Помимо этого, грубым нарушением стало только однократное нарушение соответствующих требований, в отличие от старого Постановления, в котором некоторые нарушения относились к категории грубых только в результате многократного (больше двух раз) совершения.

Постановление вступает в силу 27 марта.

Документы:

Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и водном транспорте";

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте".

И.Керенский