Мудрый Экономист

Порядок регистрации ККТ

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2012, N 11

Любая техника не терпит безалаберного отношения. Однако кассовый аппарат в этом смысле стоит на особом счету. Работать с ним следует в строгом соответствии с законом, в противном случае применение ККТ при наличных или карточных расчетах с населением, которое носит обязательный характер, инспекторы могут и не "засчитать". Так, в первую очередь кассовая машина должна быть зарегистрирована в налоговой.

Не использовать контрольно-кассовую технику и вместо чека выдавать клиентам бланк строгой отчетности при наличных расчетах или расчетах с использованием платежных карт фирмы и предприниматели могут позволить себе лишь при оказании услуг населению (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, далее - Закон N 54-ФЗ). На особом положении находятся также хозяйствующие субъекты, уплачивающие ЕНВД (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ). Им достаточно по требованию потребителя выдать документ, подтверждающий оплату. Для некоторых фирм и предпринимателей допустимо производить наличные и карточные расчеты без применения ККТ в силу специфики деятельности либо особенностей местонахождения. Их перечень приведен в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ и не так уж велик.

Все остальные хозяйствующие субъекты, производящие расчеты наличными или с помощью платежных карт, обязаны применять кассовую технику и выдавать покупателю кассовый чек (п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).

Ответственность за неприменение кассой техники установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП. Согласно данной норме подобный проступок влечет за собой предупреждение либо административный штраф в размере от 3000 до 4000 руб. для индивидуальных предпринимателей и от 30 000 до 40 000 руб. - для юрлиц. При этом аналогичным образом по данной статье КоАП "наказывается" применение ККТ, которая не соответствует требованиям законодательства, в том числе используется с нарушением таковых. В частности, в п. 1 Постановления от 31 июля 2003 г. N 16 Пленум ВАС РФ указал, что как неприменение кассовой техники следует классифицировать эксплуатацию ККМ, не зарегистрированной в налоговой инспекции.

Так, согласно ст. 7 Закона 54-ФЗ, а также пп. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, полномочия по контролю за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями ее регистрации и применения возложены именно на налоговые органы. И ст. 4 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что перед использованием кассовый аппарат в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в ИФНС по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.

Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ установлен Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470 (далее - Порядок). Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники утвержден Приказом Минфина России от 10 марта 2009 г. N 19н (далее - Регламент).

Регистрация ККТ

Для регистрации ККТ в инспекцию по месту учета необходимо подать заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. N ММ-3-2/152@ (п. 15 Порядка). В нем указываются сведения как о самом заявителе (полное наименование организации или ее обособленного подразделения, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, ОГРН, ИНН/КПП, дата регистрации, адрес, телефоны и т.д.), так и информация о кассовом аппарате (модель, заводской номер, год выпуска, адрес и место установки, номер паспорта, наименование организации, осуществляющей техническую поддержку контрольно-кассовой техники).

Обратите внимание! Законодательством не установлен срок, в течение которого налогоплательщик должен подать заявление о регистрации контрольно-кассовой техники. Однако очевидно, что на момент начала ее применения она уже должна быть зарегистрирована, иначе налогоплательщик рискует быть привлеченным к административной ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП.

Приказом Федеральной налоговой службы от 14 марта 2012 г. N ММВ-7-6/155@ утвержден Формат представления заявления о регистрации контрольно-кассовой техники в электронном виде.

К заявлению прикладываются паспорт кассового аппарата, а также договор о технической поддержке, заключенный пользователем с поставщиком или с центром технического обслуживания кассовой техники (далее - ЦТО).

Паспорт ККТ - это документ, выдаваемый поставщиком кассового аппарата и содержащий сведения о нем. Необходимым дополнением к нему, представляемым при регистрации, может быть учетный талон ККТ (Письмо Минфина России от 24 декабря 2008 г. N 03-01-15/12-395).

Техническую поддержку ККТ осуществляют ЦТО. Условия их регистрации и деятельности установлены Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин, утвержденным Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (Протокол от 6 марта 1995 г. N 2/18-95, Письмо Минэкономразвития России от 16 марта 2011 г. N Д05-731).

На практике нередко налоговики при регистрации ККТ требуют представить также иные документы, например договоры аренды (субаренды) помещения, свидетельство на право собственности и т.п. В данном случае следует помнить, что перечень документов, которые должны сопровождать заявление о регистрации кассового аппарата, носит закрытый характер. В связи с этим подобные требования инспекторов незаконны. Это, в частности, подтверждает и Минфин (Письмо Минфина России от 11 августа 2009 г. N 03-01-15/8-406).

Вместе с тем адрес места установки кассовой техники указывается в заявлении о регистрации, и ревизоры могут проверить фактическое место нахождения ККМ уже после ее постановки на учет (ст. 7 Закона N 54-ФЗ). В случае выявления несоответствия хозяйствующий субъект может быть привлечен к ответственности на основании ч. 2 ст. 14.5 КоАП (Письмо УФНС России по г. Москве от 2 марта 2011 г. N 17-26/019349@).

Поданные документы рассматриваются ИФНС в течение 5 рабочих дней со дня представления. Если документы сданы не в полном объеме, пятидневный срок начинает исчисляться с даты, когда будет "донесен" последний из них (п. 18 Регламента).

После того как документы будут изучены, потребуется осмотр самого кассового аппарата. Он может быть проведен как в налоговой инспекции, так и по месту установки ККТ (п. п. 20 и 39 Регламента). Точное место согласовывается налоговиками с пользователем по телефону.

Кассовые "смотрины"

Осмотр необходим, во-первых, чтобы инспекторы могли убедиться в исправности ККТ, проверить целостность ее корпуса и наличие знаков "Государственный реестр", "Сервисное обслуживание" и идентификационного знака, который содержит наименование модели кассового аппарата и его заводской номер (п. 39 Регламента). Так, согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16 использование кассовой техники с отсутствующей или поврежденной пломбой приравнивается к ее неприменению.

Во-вторых, во время осмотра производится фискализация кассы. При этом вводится пароль доступа к фискальной памяти, проверяется работа всех счетчиков и наличие необходимых реквизитов на кассовом чеке. Для проверки отпечатывается чек на сумму 1 руб. 11 коп. и снимается первый Z-отчет (п. 41 Регламента).

Перечень и формат информации, вводимой в фискальную память ККТ, утверждены Приказами ФНС России от 8 августа 2008 г. N ММ-3-2/351@ и от 19 июня 2009 г. N ММ-7-2/328@. Речь идет о наименовании организации (индивидуального предпринимателя), ИНН, заводском и регистрационном номере ККТ, показаниях контрольных счетчиков при регистрации и перерегистрации кассового аппарата, дате фискализации.

По окончании фискализации инспектором и пользователем (его представителем) подписывается акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (п. 42 Регламента). При этом сведения о регистрации аппарата вносятся ревизором в книгу учета контрольно-кассовой техники, которая ведется инспекцией, и делается отметка в паспорте ККМ, которая должна быть заверена печатью ИФНС.

Пользователю же выдается карточка регистрации ККТ за подписью руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции, а также возвращаются документы, которые были приложены к заявлению о регистрации (п. 44 Регламента). Ее следует хранить весь период эксплуатации ККТ. В последующем она может понадобиться для перерегистрации аппарата или снятия его с учета. Также она предъявляется по требованию порядком применения кассовой техники.

Повод для отказа

Пункт 22 Регламента содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым налогоплательщику могут отказать в регистрации (перерегистрации) ККТ:

Отказ налоговики должны оформить в письменном виде и направить хозяйствующему субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления о регистрации вместе со всеми документами.

Перерегистрация и снятие с учета ККТ

Для обеспечения оперативного контроля за правильностью применения и использования контрольно-кассовой техники в случае изменения реквизитов хозяйствующего субъекта либо в случае существенного изменения условий предпринимательской деятельности налогоплательщик обязан перерегистрировать контрольную кассовую технику.

Перерегистрация проводится также на основании заявления владельца. Только в данном случае оно составляется в произвольной форме. Рассматривается оно ровно тот же срок - 5 рабочих дней со дня получения документа (п. п. 16, 28 Регламента). При этом заявление должен сопровождать тот же комплект документов, что и при первоначальной регистрации, к которому лишь необходимо добавить карточку ККТ (Письмо УФНС России по г. Москве от 22 апреля 2011 г. N 17-15/039641).

При получении заявления о перерегистрации и соответствующих документов инспекторы без снятия ККТ с учета должны:

Что касается порядка снятия ККТ с учета, то, в сущности, он аналогичен порядку регистрации. Иными словами, необходимы опять же заявление и все тот же пакет документов плюс карточка регистрации кассового аппарата. При этом налоговики снимут фискальный отчет за последние 3 года работы кассового аппарата и краткий фискальный отчет за весь период его службы (п. 49 Регламента). По окончании процедуры составляется акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков.

А.Зуйков