Мудрый Экономист

Знакомьтесь: два новых регламента от ФНС

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 2

Сегодня стало модным разрабатывать и утверждать регламенты работы чиновников по предоставлению той или иной государственной услуги. Большинство регламентов связаны с теми или иными вопросами контроля. В предлагаемой статье на суд читателя представлены два Регламента ФНС - по контролю за полнотой учета выручки в организациях и у предпринимателей <1> и по контролю за валютными операциями резидентов и нерезидентов <2>. Транспортные компании могут иметь дело с наличными и валютными операциями, поэтому полагаем, что эти Регламенты будут интересны нашим читателям.

<1> Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н.
<2> Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утв. Приказом Минфина России от 04.10.2011 N 123н.

Регламент по контролю учета выручки

Очевидно, что данный Регламент принят не просто так, а с целью вывода "из тени" неучтенных финансовых потоков, с которых не платятся налоги. Вероятность таких теневых схем наиболее велика при осуществлении наличных денежных расчетов, которые целиком и полностью находятся под контролем организации, доступ третьих лиц (в частности, банков) к ним ограничен. Проверка полноты учета выручки - одна из "излюбленных" контрольных процедур ФНС, однако практика показала, что у ревизоров нет четкого представления о том, что и в какой последовательности нужно проверять. Разработанный Регламент по контролю учета выручки вносит ясность в этот вопрос.

Начнем с того, что в нем приведен список нормативных актов, соблюдение требований которых должны проверить налоговики. Документов предостаточно (более десятка), можно констатировать, что работы хватит всем - и проверяющим, и проверяемым лицам.

Далее в Регламенте подробно расписаны права и обязанности указанных лиц, чтобы ревизоры проводили проверку, не выходя за рамки своих полномочий, а проверяемые лица в свою очередь знали, чего ожидать от налоговиков, явившихся проконтролировать выручку. Представим в виде схемы основные процедуры такой проверки.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦Процедуры проверки оприходования выручки ¦
L------------------------------------T---------------------T--------T------
¦ ¦ ¦
-------------------------------------+-----¬ ¦ ¦
¦Рассмотрение и изучение документов, ¦ ¦ ¦
¦необходимых для исполнения Регламента ¦ ¦ ¦
L------------------------------------------- ¦ ¦
¦ ¦
-----------------------------------------------------------+-----¬ ¦
¦Непосредственная проверка полноты учета выручки денежных средств¦ ¦
L----------------------------------------------------------------- ¦
¦
--------------------------------------------------------------------+-----¬
¦Оформление результатов по контролю за полнотой учета выручки ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Помимо указанных процедур есть еще предъявление проверяемому лицу поручения на исполнение государственной функции по контролю учета выручки, но этот начальный этап известен, мы акцентируем внимание на более важных моментах проверки.

  1. Рассмотрение и изучение документов перед началом проверки. В первую очередь ревизоры анализируют документы, связанные с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники. Если организация или предприниматель оказывает услуги населению и обходится без ККТ, выдавая покупателям бланки строгой отчетности, то налоговики вправе затребовать для проверки документы, связанные с учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением БСО. По тем бланкам, которые формируются автоматизированной системой, проверяющим предоставляется информация такой системы о выпущенных документах. И наконец, те проверяемые лица, которые уплачивают ЕНВД и пользуются правом не применять ККТ, дают налоговикам на предварительную проверку товарные чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Полный перечень документов, которые могут запросить налоговики на данном этапе, приведен в п. 29 Регламента по контролю за учетом выручки. Необходимые документы предоставляются инспекторам в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. При этом ревизоры не вправе требовать у проверяемого лица сведения и бумаги, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариального удостоверения копий таких документов. На этот этап отведено не более 28 календарных дней (то есть почти месяц), а сделанные выводы учитываются после всех этапов при составлении итогового акта проверки.

  1. Проверка полноты учета выручки. Данный этап является основным. Перед его началом налоговики могут потребовать расписку о представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) за день проверки. Сама проверка проводится путем сравнения суммы денег, находящихся в денежном ящике ККТ, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ и записями в журнале кассира-операциониста. Записи в последнем документе сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов.

Если сумма выручки по данным проверки больше или меньше, чем сумма выручки по учетным данным, выясняются причины, вызвавшие расхождения, запрашиваются подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств. Также фиксируется применение (неприменение) ККТ, БСО и делаются предположения об иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков) денежной наличности.

У тех компаний, которые пользуются БСО, порядок контрольных действий несколько иной. В частности, у них сначала проверяется фактическое наличие БСО (по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных видов бланков). Далее определяется число использованных БСО за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки и актов инвентаризации БСО. Следующий шаг - сопоставление суммы выручки, отраженной в учете проверяемого объекта, с фактическим количеством копий использованных бланков (корешков документов), хранящихся у проверяемого лица. У плательщиков ЕНВД проводятся все аналогичные действия, но только не с БСО, а с товарными чеками, квитанциями или другими документами, подтверждающими прием наличных денег за товар (работу, услугу).

На все налоговикам дается 30 календарных дней, которые включают не только этот этап, но и предыдущий (предварительное изучение документов). А отсчитываются сроки с момента предъявления налоговиками проверяемому лицу поручения на исполнение функции по проверке учета наличной выручки. Результатом же данной процедуры является установление (выявление, фиксация) фактов неполного (полного) учета выручки денежных средств.

  1. Оформление результатов. По итогам проверки полноты учета выручки налоговики составляют акт проверки, который проверяемое лицо подписывает. Перечень того, что указывается в акте, есть в п. 48 Регламента по контролю за учетом выручки. По фактам нарушений, отраженным в акте проверки, от проверяемого лица принимаются письменные объяснения (замечания, возражения), о чем в акте проверки делается соответствующая запись. Акт составляется в пределах общего месячного срока для всех трех этапов. В случае выявления фактов нарушений законодательства ревизоры возбуждают и ведут производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ. В этом случае нарушителю следует ожидать худшего, но не стоит сразу падать духом: налоговики тоже люди и могут ошибаться. Нужно быть готовым к тому, чтобы обжаловать необъективное решение (действия, бездействие) должностных лиц. Лучше попытаться сделать это до суда, тогда решение вопроса займет меньше времени и сил. В Регламенте есть детальные рекомендации о том, как правильно составить жалобу и получить ответ на нее.

Если в досудебном порядке обжаловать неправомерные действия должностного лица не удалось, то организация вправе обратиться в суд. При этом выбор проверяемым лицом одного из способов защиты (досудебного обжалования) не лишает его права воспользоваться в этих целях другими способами (в частности, обратиться в суд). Правомерным основанием для отказа в удовлетворении жалобы может быть ее необоснованность, но никак не тот факт, что заявитель воспользовался несколькими способами защиты своих прав и законных интересов.

"Валютный" регламент

Предметом контроля, о котором идет речь в данном Регламенте, является соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства (Закон о валютном регулировании и валютном контроле <3> и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты). В целях проверки соблюдения установленных требований налоговики имеют право:

<3> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ.

В свою очередь, проверяемые лица (в частности, международные перевозчики и экспедиторы) обязаны:

На схеме обозначим основные процедуры Регламента по контролю валютных операций.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦Процедуры проверки валютных операций ¦
L------------------------------------T---------------------T--------T------
¦ ¦ ¦
-------------------------------------+-----¬ ¦ ¦
¦Запрос документов и информации и их анализ¦ ¦ ¦
L------------------------------------------- ¦ ¦
¦ ¦
-----------------------------------------------------------+-----¬ ¦
¦Выявление нарушений валютного законодательства ¦ ¦
L----------------------------------------------------------------- ¦
¦
--------------------------------------------------------------------+-----¬
¦Оформление результатов проведенной проверки ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Основанием для начала всех перечисленных процедур является получение налоговиками документов и информации, прямо или косвенно указывающих на возможность совершения нарушения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства. В ходе проверки анализируются документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям. Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 98 утвержден порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации об осуществлении валютных операций агентам валютного контроля.

По результатам должностные лица налогового органа составляют акт проверки соблюдения валютного законодательства. В нем отражаются все осуществленные в ходе проверки мероприятия (в том числе направленные запросы, полученные ответы, материалы, сообщения, заявления) с перечнем проверенных документов (сведений, информации). К акту проверки приобщаются материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте признаков нарушений валютного законодательства. Акт должен содержать документально подтвержденные факты нарушений, выявленных в процессе проверки, со ссылками на нормы (статьи, части, пункты) валютного законодательства. При отсутствии нарушений в акте проверки делается соответствующая запись. О том, что должно содержаться в акте проверки, сказано в п. 33 Регламента по контролю валютных операций.

К сведению. По всем стоимостным показателям, отраженным в акте проверки, производится пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту РФ по действующему на день совершения или обнаружения правонарушения курсу ЦБ РФ.

В ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за различные нарушения валютного законодательства: осуществление незаконных валютных операций, нарушение установленного порядка открытия счетов в банках, невыполнение резидентом обязанности по получению на свои счета иностранной валюты за оказанные нерезидентам услуги, несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям и др. По каждому отраженному в акте проверки признаку административного правонарушения может быть возбуждено отдельное производство, затем они объединяются при расчете общей суммы штрафов за допущенные нарушения.

Остается добавить, что проверяемые лица вправе ознакомиться с актами проверок соблюдения валютного законодательства, обжаловать действия (бездействие) ФНС и их должностных лиц, потребовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) ревизоров. Текущий внутриведомственный контроль за деятельностью должностных лиц ФНС осуществляется в форме проведения проверок и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов. По результатам проведенных проверок (как плановых, так и внеплановых) в случае выявления нарушений прав проверяемых лиц виновные должностные лица ФНС привлекаются к ответственности по законодательству. Однако о какой ответственности идет речь, в Регламенте по контролю валютных операций не поясняется. В нем лишь уточняется, что персональная ответственность должностных лиц ФНС закрепляется в их должностных регламентах. Что ж, будем надеяться, это поможет укрепить дисциплину чиновников и повысить качество предоставления государственных услуг.

* * *

Рассмотренные Регламенты вступили в силу. Поэтому в скором времени организациям, ведущим наличные расчеты или работающим с нерезидентами, следует быть готовым к визиту налоговиков, исполняющих государственную функцию контроля. Насколько Регламенты проработаны и эффективны, покажет время...

М.А.Потехина

Эксперт журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение"