Учет гарантийных сумм
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 1
Часто в период гарантийного срока эксплуатации объекта между заказчиком и подрядчиком возникают споры из-за некачественного выполнения СМР. Чтобы избежать в дальнейшем финансовых издержек и потери времени на урегулирование возникших разногласий, стороны могут внести в договор строительного подряда условие о том, что заказчик удерживает из цены договора определенную сумму, за счет которой впоследствии будут устраняться выявленные недостатки. При отсутствии таковых денежные средства по окончании гарантийного срока заказчик перечисляет подрядчику.
Рассмотрим отражение данных операций в учете у обеих сторон договора.
Основные положения о гарантиях качества работ по договору строительного подряда сформулированы в ст. 755 ГК РФ. В соответствии с ней подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами. При обнаружении в течение гарантийного срока недостатков в результатах выполненных СМР заказчик должен заявить о них подрядчику в разумный срок после их обнаружения. Также немаловажно положение о том, что течение гарантийного срока прерывается на все время, на протяжении которого объект не мог эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает подрядчик.
А теперь перейдем к рассмотрению конкретных хозяйственных ситуаций.
Работы выполнены качественно
Пример 1. Согласно договору подрядчик выполнил для заказчика ремонтные работы стоимостью 1 180 000 руб. (в том числе НДС - 180 000 руб.). Сумма аванса по договору составила 354 000 руб. Заказчик, производя окончательный расчет с подрядчиком, удержал гарантийную сумму в размере 5% от цены договора. В течение гарантийного срока эксплуатации недостатков в работе подрядчика выявлено не было, поэтому удержанная сумма была полностью перечислена на его расчетный счет.
Учетной политикой подрядчика предусмотрено создание резерва на гарантийный ремонт в бухгалтерском и налоговом учете. Согласно утвержденной методике в периоде реализации результатов выполненных работ бухгалтер сформировал резерв на гарантийный ремонт в размере 50 000 руб.
В бухгалтерском учете заказчика будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, |
Перечислен аванс подрядчику | 60-2 | 51 | 354 000 |
Приняты результаты работ | 20, 23, | 60-1 | 1 000 000 |
Отражен НДС, предъявленный подрядчиком | 19 | 60-1 | 180 000 |
НДС принят к вычету | 68 | 19 | 180 000 |
Произведена оплата выполненных подрядчиком | 60-1 | 51 | 767 000 |
Отражена задолженность перед подрядчиком по | 60-1 | 60-1- | 59 000 |
Произведен зачет аванса | 60-1 | 60-2 | 354 000 |
По окончании гарантийного срока денежные | 60-1- | 51 | 59 000 |
Бухгалтер организации-подрядчика отразит операции в учете следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, |
Получена предоплата по договору | 51 | 62-2 | 354 000 |
Начислен НДС с предоплаты | 76-НДС | 68 | 54 000 |
Отражена реализация результатов работ | 62-1 | 90-1 | 1 180 000 |
Начислен НДС с реализации | 90-3 | 68 | 180 000 |
Образован резерв на гарантийный ремонт | 20 | 96 | 50 000 |
Предъявлен к вычету НДС с предоплаты | 68 | 76-НДС | 54 000 |
Получены денежные средства от заказчика в | 51 | 62-1 | 767 000 |
Отражена задолженность заказчика по | 62-1- | 62-1 | 59 000 |
Произведен зачет аванса | 62-2 | 62-1 | 354 000 |
По окончании гарантийного срока получены | 51 | 62-1- | 59 000 |
Сумма неиспользованного резерва включена во | 96 | 91-1 | 50 000 |
Обратите внимание: на наш взгляд, гарантийную сумму нет необходимости переносить на счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", так как она по своей сути является дебиторской (кредиторской) задолженностью, срок погашения которой еще не наступил. Ведь стороны заранее в договоре установили, что заказчик не будет полностью оплачивать выполненные работы, а произведет окончательный расчет спустя определенный промежуток времени, равный гарантийному сроку эксплуатации. Кроме того, несмотря на то, что последний в большинстве случаев превышает 12 месяцев, эту отложенную по времени погашения задолженность нельзя (при заполнении строк бухгалтерского баланса либо форм статистической отчетности) рассматривать в качестве просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности. По мнению автора, это долгосрочная дебиторская или кредиторская задолженность.
Итак, мы разобрались с отражением операций на балансе у обеих сторон договора. Однако не нужно забывать и о забалансовых счетах учета. Так, согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета <1> для обобщения информации о наличии и движении полученных (или выданных) предприятием гарантий предназначены забалансовые счета 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные" и 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные". Поэтому, на наш взгляд, и заказчик, и подрядчик, в соответствии с условиями договора об удержании гарантийной суммы, должны отразить ее за балансом. Таким образом, в момент сдачи-приемки выполненных работ заказчик дебетует счет 008, а подрядчик - счет 009. По окончании гарантийного срока эксплуатации эта сумма списывается (возникают кредит счета 008 у заказчика и кредит счета 009 у подрядчика).
<1> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.Заказчик обнаружил недостатки
В этом случае возможны разные варианты: заказчик может самостоятельно устранить эти недостатки, привлечь к выполнению необходимых работ другого подрядчика или предоставить такую возможность прежнему исполнителю. В данной ситуации операции отражаются в учете с использованием счета 76-2 "Расчеты по претензиям".
Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1 с той лишь разницей, что в период гарантийного срока заказчик выявил недостатки в результатах выполненных подрядчиком работ. В итоге было принято решение об их устранении собственными силами. Расходы заказчика составили 47 200 руб. (в том числе "входной" НДС по материалам равен 3200 руб.).
Все приведенные в примере 1 бухгалтерские проводки, за исключением последней записи у заказчика и двух последних проводок у подрядчика, необходимо сделать в учете и в данном случае. Следующий блок проводок у заказчика будет выглядеть так:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, |
Предъявлена претензия подрядчику в сумме | 76-2 | 10, 70, | 47 200 |
Произведен зачет гарантийной суммы | 60-1- | 76-2 | 47 200 |
Списана израсходованная часть гарантийной | 008 | 47 200 | |
По окончании гарантийного срока остаток | 60-1- | 51 | 11 800 |
Окончательно списано полученное от | 008 | 11 800 |
Отражение операций в учете подрядчика также не вызывает затруднений. Бухгалтер должен сделать следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, |
Получена претензия от заказчика | 96 | 76-2 | 47 200 |
Произведен зачет гарантийной суммы | 76-2 | 62-1- | 47 200 |
Списана израсходованная часть гарантийной | 009 | 47 200 | |
Получены от заказчика денежные средства по | 51 | 62-1- | 11 800 |
Окончательно списано выданное заказчику | 009 | 11 800 | |
Сумма неиспользованного резерва включена во | 96 | 91-1 | 11 800 |
Рассмотрим ситуацию, когда заказчик при обнаружении недостатков в результатах выполненных работ заключает договор с другой подрядной организацией.
Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2 с той лишь разницей, что для устранения выявленных дефектов заказчик привлек другую подрядную организацию. Цена договора на их ликвидацию составила 47 200 руб. (в том числе НДС - 7200 руб.). Перечисление предоплаты второму подрядчику договором не предусмотрено.
В этом случае записи на счетах бухгалтерского учета у заказчика будут такими:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, |
Приняты результаты работ у нового подрядчика | 76-2 | 60-1 | 47 200 |
Оплачены работы по устранению недостатков | 60-1 | 51 | 47 200 |
Произведен зачет гарантийной суммы | 60-1- | 76-2 | 47 200 |
Списана израсходованная часть гарантийной | 008 | 47 200 | |
По окончании гарантийного срока остаток | 60-1- | 51 | 11 800 |
Окончательно списано полученное от | 008 | 11 800 |
У первого подрядчика проводки полностью аналогичны тем, которые приведены в примере 2.
Наконец, исправление допущенных недочетов заказчик может поручить прежнему исполнителю работ.
Пример 4. Воспользуемся условиями примера 1, добавив, что стороны договорились об устранении выявленных недостатков силами подрядчика. Для выполнения работ последний приобрел материалы на сумму 21 240 руб. (в том числе НДС - 3240 руб.). Расходы, связанные с исправлением некачественно выполненной работы, составили 43 000 руб. Резерв на гарантийный ремонт у подрядчика - 50 000 руб.
В этом случае заказчик по окончании гарантийного срока погасит свою задолженность перед подрядчиком (см. проводки в примере 1). Других записей бухгалтеру производить не надо.
Отражение операций в учете подрядчика осуществляется следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, |
Оприходованы материалы | 10 | 60 | 18 000 |
Отражен НДС, предъявленный поставщиком | 19 | 60 | 3 240 |
НДС со стоимости материалов принят к вычету | 68 | 19 | 3 240 |
Учтены расходы на проведение гарантийного | 96 | 10, 70, | 43 000 |
Получена гарантийная сумма от заказчика по | 51 | 62-1- | 59 000 |
Списано выданное заказчику обеспечение | 009 | 59 000 | |
Остаток неиспользованного резерва на | 96 | 91-1 | 7 000 |
В рассмотренных нами примерах 2 и 3 расходы на устранение недостатков в выполненных подрядчиком работах меньше размера гарантийной суммы, удержанной заказчиком. Однако возможна ситуация, когда этой суммы может не хватить для покрытия названных расходов заказчика.
Пример 5. Изменим условия примера 2. Расходы заказчика на устранение недостатков составили 75 000 руб. (в том числе "входной" НДС со стоимости материалов - 5400 руб.). При этом гарантийная сумма, удержанная заказчиком, равна 59 000 руб. Подрядчик полностью признал предъявленную заказчиком претензию и компенсировал не покрытую за счет гарантийной суммы часть расходов заказчика денежными средствами. Резерв на гарантийный ремонт у подрядчика составляет 50 000 руб.
В учете заказчика необходимо произвести следующие бухгалтерские проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, |
Предъявлена претензия подрядчику в сумме | 76-2 | 10, 70, | 75 000 |
Произведен зачет гарантийной суммы | 60-1- | 76-2 | 59 000 |
Списано полученное от подрядчика обеспечение | 008 | 59 000 | |
Получена компенсация расходов от подрядчика | 51 | 76-2 | 16 000 |
Бухгалтер подрядной строительной организации сделает следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, |
Признана претензия заказчика | 96 | 76-2 | 75 000 |
Произведен зачет гарантийной суммы | 76-2 | 62-1- | 59 000 |
Списано выданное заказчику обеспечение | 009 | 59 000 | |
Погашена задолженность по претензии | 76-2 | 51 | 16 000 |
Не покрытая за счет резерва сумма включена | 91-2 | 96 | 25 000 |
Пример 6. Изменим условия примера 5. Предположим, что гарантийная сумма, удержанная заказчиком, равна 59 000 руб. Подрядчик устранил выявленные недостатки собственными силами. Для выполнения работ он приобрел материалы на сумму 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.). Его общие расходы равны 75 000 руб. Резерв на гарантийный ремонт у подрядчика составляет 50 000 руб.
Действия заказчика рассмотрены в примере 4. Бухгалтер подрядчика произведет следующие записи на счетах учета:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, |
Оприходованы материалы | 10 | 60 | 30 000 |
Отражен НДС, предъявленный поставщиком | 19 | 60 | 5 400 |
НДС со стоимости материалов принят к вычету | 68 | 19 | 5 400 |
Учтены расходы на проведение гарантийного | 96 | 10, 70, | 75 000 |
Списано превышение затрат на проведение | 20 | 96 | 25 000 |
Получена гарантийная сумма от заказчика по | 51 | 62-1- | 59 000 |
Списано выданное заказчику обеспечение | 009 | 59 000 |
В заключение отметим, что при правильном оформлении документов (договоров, смет, актов приемки, форм КС-2 и КС-3, претензий и т.д.) ни у заказчика, ни у подрядчика не возникнет неблагоприятных налоговых последствий. В силу пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ затраты на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом положений ст. 267 НК РФ), относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
О.Е.Золотова
Эксперт журнала
"Строительство:
бухгалтерский учет
и налогообложение"