Мудрый Экономист

Уплата страховых взносов в 2012 году

"Практический бухгалтерский учет", 2012, N 3

В 2012 г. для страхователей, осуществляющих начисление выплат и иных вознаграждений физическим лицам, которые не входят в число плательщиков страховых взносов, перечисленных в ст. ст. 58 и 58.1 Закона N 212-ФЗ, при исчислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды установлен суммарный тариф страховых взносов 30% (п. 20 ст. 6 Закона N 379-ФЗ). При этом на них не распространяется норма п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ о невзимании страховых взносов с сумм, превышающих предельную величину базы по взносам (п. 3 ст. 6 Закона N 379-ФЗ) (далее - общий случай).

Примечание. Хотя суммарный тариф страховых взносов при общем случае их начисления в текущем году снизился с 34 до 30%, но для некоторых работодателей нагрузка по страховым отчислениям может даже возрасти. Это обусловлено повышением предельной величины базы и дополнительными начислениями при ее превышении.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ (415 000 руб.), как известно, ежегодно индексируется с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 в 2012 г. коэффициент роста заработной платы составит 1,1048. Исходя из этого, база для начисления взносов с выплат в пользу каждого физического лица в 2012 г. не должна превышать 512 000 руб. Размер проиндексированной суммы - 511 522,40 руб. (463 000 руб. x 1,1048) - подлежит округлению до тысяч: сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи, а сумма менее 500 руб. отбрасывается (п. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Примечание. В начале декабря президентом был подписан Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ. Этим Законом, в частности, были внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, которыми уточнены размеры тарифов страховых взносов, уплачиваемых в текущем году на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и медицинское страхование.

База определяется нарастающим итогом с начала календарного года. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих указанные 512 000 руб., страховые взносы не взимаются, если иное не предусмотрено Законом N 212-ФЗ. Последнее уточнение внесено п. 3 ст. 6 Закона N 379-ФЗ.

Для общего случая как раз и предусмотрено это иное. Указанные страхователи, согласно введенной ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ, с сумм, превышающих 512 000 руб., исчисляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 10% (п. 1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ).

Распределение тарифов страховых взносов в 2012 г. по соответствующим бюджетам для общего случая их начисления отражено в таблице 1.

Таблица 1

       База для начисления страховых взносов      
Тариф страхового взноса
  ПФР 
ФСС РФ
  ФФОМС
 В пределах установленной предельной величины базы
для начисления страховых взносов - 512 000 руб.
 22,0 
  2,9 
   5,1
 Свыше 512 000 руб.                               
 10,0 
  0,0 
   0,0

Пример 1. Доход работника, включаемый в базу по исчислению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в 2012 г. составил 643 500 руб.

Исчисленные суммы страховых взносов с дохода 512 000 руб. составят:

Помимо этого в ПФР дополнительно будет начислено взносов по ставке 10% с суммы, превышающей предельное значение базы, а именно с 131 500 руб. (643 500 - 512 000). Искомая величина - 13 150 руб. (131 500 руб. x 10%).

Общая сумма начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды с доходов данного работника в 2012 г. составит 166 750 руб. ((112 640 + 13 150) + 14 848 + 26 112).

В прошлом году максимальная сумма начислений в государственные внебюджетные фонды с доходов одного застрахованного лица составляла 157 420 руб. (463 000 руб. x 34%).

Эту же сумму страховых взносов работодатель должен перечислить в фонды, если доход работника, исчисленный нарастающим итогом с начала года, составит 550 200 руб.

    Данная   величина   определяется   из   выражения:   Д = 512 000 руб. +
Д руб., где Д - сумма, превышающая 512 000 руб. Она же, в свою
пр. пр.
очередь, находится из уравнения:
512 000 руб. x 30% + Д руб. x 10% = 157 420 руб.
пр.
Осуществив соответствующие арифметические действия, получаем Д =
пр.
38 200 руб. ((157 420 - 153 600) x 10) и приходим к указанному значению
550 200 руб. (512 000 + 38 200).

Следовательно, если ежемесячная заработная плата работника будет превышать 45 850 руб. (550 200 руб. : 12 мес. x 1 мес.), то по итогам 2012 г. работодатель уплатит в государственные внебюджетные фонды большую сумму страховых взносов, чем в прошлом году.

Непревышение же размером ежемесячной заработной платы указанной суммы несколько снижает нагрузку по социальным отчислениям. При этом экономия составит 4% (34 - 30) от начисленного дохода, если ежемесячная заработная плата работника не будет превышать 38 583,33 руб. (463 000 руб. / 12 мес. x 1 мес.).

В 2010 и 2011 гг. отдельные страхователи пытались снизить сумму социальных начислений за счет увеличения доходов отдельным работникам, размер которых довольно быстро у них превышал установленную в тот период предельную величину базы (415 000 и 463 000 руб.). Следовательно, страховые взносы с доходов, начисляемых в последующем этим работникам, переставали исчисляться. Разница же между фактической и оговоренной заработной платой перераспределялась на остальных сотрудников, оклады которых были несколько ниже опять же оговоренных. Снятие ограничения по предельной величине базы приводит к неэффективности такого способа экономии в текущем году.

Солидарная часть страхового тарифа

Отметим, что упомянутым Законом N 379-ФЗ внесены изменения в ряд Федеральных законов, в частности от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Так, ст. 3 Закона N 167-ФЗ дополнена новыми понятиями - "солидарная часть тарифов страховых взносов" и "индивидуальная часть тарифа страховых взносов" (п. 1 ст. 3 Закона N 379-ФЗ).

Примечание. Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как и раньше, делится на страховую и накопительную части трудовой пенсии. Страховая часть, в свою очередь, подразделяется на солидарную часть тарифа страховых взносов и индивидуальную часть.

Под солидарной частью тарифов страховых взносов понимается часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях:

Индивидуальная часть тарифа страховых взносов - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая:

При общем случае для лиц 1966 года рождения и старше весь страховой тариф, 22%, направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов, а оставшиеся 6% составляют солидарную часть.

Для лиц 1967 года рождения и моложе общий тариф вначале подразделяется на страховую и накопительную части - 16 и 6% соответственно. Страховая же часть тарифа подразделяется на индивидуальную часть - 10% - и солидарную часть - 6%.

10% страхового тарифа, используемые при начислении с суммы превышения предельного размера базы (> 512 000 руб.), целиком являются солидарной частью тарифа страховых взносов (ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ).

Продолжение примера 1. Дополним условие: доход начислен работнику, родившемуся в 1978 г.

Общая сумма страховых взносов, начисленная работодателем на обязательное пенсионное страхование в 2012 г., составила 125 790 руб. (112 640 + 13 150). При этом на финансирование накопительной части трудовой пенсии направлено 30 720 руб. (512 000 руб. x 6%), что найдет отражение в специальной части индивидуального счета работника. Из оставшейся суммы страховых взносов, 95 070 руб. (125 790 - 30 720), направляемой на страховую часть трудовой пенсии, 51 200 руб. (512 000 руб. x 10%) будут зачислены на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в общей его части, а 43 870 руб. ((95 070 - 51 200) = (512 000 руб. x 6% + 13 150)) уходят в солидарную часть бюджета ПФР.

Как видим, солидарная часть страховых взносов в примере составила 34,88% (43 870 : 125 790) от суммы начисленных страховых взносов в ПФР. Минимальное ее значение, 27,27% (6% : 22%), приходится на доходы, лежащие в пределах от 1 до 512 000 руб. Половина из начисленных страховых взносов в ПФР поступит в солидарную часть, если у работника будет ежемесячный доход 85 333,33 руб. - 50% (((1 024 000 руб. - 512 000 руб.) x 10% + 512 000 руб. x 6%) / 8 461 440 руб.), где 8 461 440 руб. ((1 024 000 руб. - 512 000 руб.) x 10% + 112 640 руб.) - начисленная сумма страховых взносов в ПФР с дохода 1 024 000 руб. (85 333,33 руб/мес. x 12 мес.).

Дальнейшее возрастание размера доходов приводит к увеличению процентного содержания солидарной части. В таблице 2 приведено отношение в процентах солидарной части к начисленным суммам страховых взносов в ПФР в зависимости от размера дохода застрахованного лица.

Таблица 2

 Сумма 
дохода
за год 
до 512 000,00
560 000,00  
760 000,00   
1 024 000,00 
1 440 000
в месяц
до 42 666,67 
46 666,67   
63 333,33    
85 333,33    
120 000
 Процент       
солидарной
части
27,27        
30,25       
40,40        
50,00        
60,12
 Сумма 
дохода
за год 
2 160 000,00 
3 600 000,00
7 620 000,00 
16 000 000,00
84 000 000
в месяц
180 000,00   
300 000,00  
635 000      
1 333 333,33 
7 000 000
 Процент       
солидарной
части
70,47        
80,56       
90,05        
95,07        
99,03

Отметим, что с момента повторного введения страховых взносов, исчисляемых в государственные внебюджетные фонды (с 2010 г.), на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо в общей части лицевого счета указывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, исчисленная с его доходов по тарифу 16,0% у лиц 1966 года рождения и старше и по тарифу 10,0% у лиц 1967 года рождения и моложе.

При этом у лиц 1967 года рождения и моложе в специальной части индивидуального лицевого счета указывается сумма страховых взносов, поступившая на накопительную часть трудовой пенсии, которая исчислена с его доходов по тарифу 6,0% (пп. 13 п. 2 и п. 3 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Данные положения были введены Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ (пп. "а" и "б" п. 2 ст. 12 Закона N 213-ФЗ).

Но при этом законодатель не удосужился конкретно определить, куда же направляются оставшиеся суммы перечисленных страховых взносов. А они составляли при общем случае начисления страховых взносов в 2010 г. 4% ((20 - 16) = (20 - 10 - 6)) от дохода застрахованного лица, включаемого в базу для исчисления страховых взносов, а в 2011 г. и того больше - 10% ((26 - 16) = (26 - 10 - 6)) от указанного дохода.

И вот по прошествии двух лет можно предположить их целевое назначение - пополнение солидарной части бюджета ПФР, о которой не существует упоминания ни в Федеральном законе от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", ни в Федеральном законе от 10.12.2010 N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

Но и в Федеральном законе от 30.11.2011 N 373-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" как-то стороной обойдено понятие "солидарная часть". Распределением бюджетных ассигнований бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 г. по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета (Приложение 4 к Закону N 373-ФЗ) предусмотрены две статьи расходов по выплате социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг:

Остается надеяться, что источником их выплаты и будет солидарная часть, формируемая за счет начислений большинства застрахованных лиц.

Зато в Перечне главных администраторов доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (Приложение 1 к Закону N 373-ФЗ) приведены КБК на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. По сравнению с прошлым годом они не изменились:

Из этого можно предположить, что солидарную часть пенсионщики будут формировать сами.

Льготные тарифы

В прошлом году появились несколько групп страхователей, которым были установлены льготные тарифы страховых взносов. Они были перечислены в ст. ст. 58 и 58.1 Закона N 212-ФЗ. Их число в текущем году еще выросло. К таковым теперь относятся организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности (пп. 13 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

К инжиниринговым услугам относятся предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), а также инженерно-консультационные услуги по эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг) и по подготовке процесса строительства.

Льготный тариф для них заключается в том, что на них распространяется общая норма упомянутого выше п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ о неначислении страховых взносов с доходов, превышающих предельную величину базы.

Сразу же отметим, что и все остальные страхователи, подпадающие под действие льготных тарифов, о которых будет говориться ниже, с доходов, превышающих 512 000 руб., страховые взносы не начисляют.

По доходам же в пределах 512 000 руб. организации, оказывающие инжиниринговые услуги, используют тарифы, установленные для общего случая: 22% - в ПФР, 2,9% - в ФСС РФ, 5,1% - в ФФОМС (п. 3.5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). При начислении страховых взносов в ПФР по группам застрахованных лиц ими используются приведенные выше тарифы для общего случая:

Примечание. Нагрузка по социальным отчислениям на страхователей, оказывающих инжиниринговые услуги, в текущем году несколько ослабевает по сравнению с прошлым годом.

Пример 2. Несколько изменим условие примера 1: начисление страховых взносов осуществляет организация, оказывающая инжиниринговые услуги.

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды начисляются страхователем с доходов застрахованных лиц, размер которых не превосходит 512 000 руб. С учетом этого с превышающих указанную сумму 131 500 руб. (643 500 - 512 000) страховые взносы не исчисляются, а с предельной величины базы размер страховых взносов составил: в ПФР - 112 640 руб. (512 000 руб. x 22%), ФСС РФ - 14 848 руб. (512 000 руб. x 2,9%), ФФОМС - 26 112 руб. (512 000 руб. x 5,1%).

Начисления же на обязательное пенсионное страхование - 112 640 руб., - в свою очередь, направляются:

При этом из страховой части страховых взносов 51 200 руб. (512 000 руб. x 10%) будут зачислены в общую часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а 30 720 руб. ((81 920 - 51 200) = (512 000 руб. x 6%)) - в солидарную часть бюджета ПФР.

Всего же в 2012 г. с дохода работника начислено во внебюджетные фонды 153 600 руб. (112 640 + 14 848 + 26 112).

По доходам в пределах 463 000 руб. выигрыш составляет 4% (34 - 30) от его суммы. Максимальная его величина - 18 520 руб. - приходится на доход в 463 000 руб. В дальнейшем он уменьшается за счет роста предельной величины базы в текущем году. При достижении ее лимита выигрыш понизится до 3820 руб. (463 000 руб. x 34% - 512 000 руб. x 30%).

При всех доходах физического лица солидарная часть составляет в этом случае 27,27% (6 : 22 x 100) от общей суммы страховых взносов, направляемых в ПФР.

- для "упрощенцев"

В прошлом году страхователи-"упрощенцы", которые занимались видами деятельности, приведенными в пп. 8 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, использовали льготные тарифы страховых взносов. В текущем году для них также установлены льготные тарифы: 20% - в ПФР, 0% - в ФСС РФ и ФФОМС (п. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Распределение страхового тарифа в ПФР - 20% - у указанных страхователей по группам застрахованных лиц следующее (п. 12 ст. 33 Закона N 167-ФЗ):

Исходя из этого, пятая часть исчисленных указанными страхователями с доходов физических лиц страховых взносов в ПФР направляется пенсионщиками в "солидарный бюджет" - 20% (4 : 20 x 100).

Отметим, что в текущем году число льготников этой категории выросло. Рост произошел за счет увеличения как льготируемых видов деятельности, к таковым добавились (пп. "я. 8" - "я. 10" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):

так и числа "упрощенцев" (пп. 11 и 12 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):

Отнесены к данной категории страхователей и отдельные плательщики ЕНВД (пп. 10 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):

В.Федорович

Эксперт "ПБУ"

Строим сайт: о чем молчат разработчики
 
Персональные данные: необходимые документы