Финансирование уставной деятельности
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2012, N 4
Создание некоммерческих организаций в их сегодняшнем понимании в России началось в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Основными причинами возникновения и функционирования некоммерческих организаций являются несовершенство рынка и неэффективность рыночных отношений в ряде социальных отраслей экономики, а также ограниченность ресурсов и неспособность государства удовлетворять постоянно растущие потребности общества. В некоторых случаях некоммерческие организации оказываются более эффективными по сравнению с государственными службами, так как им присущи более гибкая система управления, способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям для решения насущных проблем. Они быстро реагируют на спрос, создают качественную продукцию, экономят издержки и ведут активную разработку новых направлений деятельности, создавая условия для альтернативного предоставления определенных товаров и услуг населению и способствуя развитию конкуренции между различными секторами экономики.
По данным государственной статистики, на конец 1998 г. количество некоммерческих организаций в России составило 236 795 [9, с. 31]. На 01.01.2000 число некоммерческих организаций в РФ достигло 484 949, из них общественных и религиозных организаций - свыше 144 тыс., потребительских обществ и учреждений потребительской кооперации - более 74 тыс., фондов - свыше 17 тыс. [1, с. 13 - 14].
Впервые развернутая картина деятельности некоммерческих организаций представлена в Докладе Общественной палаты РФ "О состоянии гражданского общества Российской Федерации" [8]. На начало 2007 г. в стране было зарегистрировано 675 753 некоммерческие организации. Однако на 01.01.2008 численность некоммерческих организаций в России (за исключением органов государственной власти и органов муниципальных образований) составила 655 400 организаций. Таким образом, к началу 2008 г. количество некоммерческих организаций по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 3% (рис. 1) [7].
Динамика численности некоммерческих организаций в РФ в 2001 - 2010 гг.
800 000 T-------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ 724 766 ¦
¦ ----¬700 300¦
700 000 +------------------------------------675 753------+ +-T---T-+
¦ ----¬655 400¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 583 722¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
600 000 +------------------------567 893------+ +-+ +-+ +-+ +-+
¦ 547 150----¬ ----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 516 673----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
500 000 +------488 249¦ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+
¦ ----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦445 737¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
400 000 +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
300 000 +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
200 000 +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
100 000 +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+ +-+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
0 +-+---+T+---+T+---+T+---+T+---+T+---+T+---+T+---+T+---+T+---+-+
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 1
Можно допустить, что увеличение числа некоммерческих организаций в России, которое наблюдалось к началу 2007 г., было стимулировано созданием Общественной палаты РФ и другими действиями государства, направленными на поддержку некоммерческих организаций (например, федеральный бюджет 2007 г. предусматривал выделение государственных грантов на поддержку некоммерческих организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, в размере 1,25 млрд руб.) [6, с. 14 - 15].
В свою очередь, некоторое сокращение числа некоммерческих организаций в России в 2008 г. (примерно на 20 тыс.) объясняется, по-видимому, повышением государственного контроля со стороны государственных органов, вступлением в силу поправок в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), ужесточающих порядок регистрации и отчетности некоммерческих организаций перед контролирующими и регистрирующими государственными органами.
Продолжением активного развития и роста некоммерческих организаций в РФ в 2009 г. стало признание результатов их социальной деятельности со стороны государства, которое выразилось в реализации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества РФ [5].
В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством и соответствующих целям ее деятельности. Ведение основной (уставной) деятельности - главная функция некоммерческой организации, цель, ради которой она создается. Все сделки некоммерческой организации, противоречащие целям и предмету деятельности, указанным в соответствии с требованиями закона в учредительных документах, являются ничтожными [2].
Вместе с тем применительно к юридическим лицам со специальной правоспособностью <1> необходимо разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. В сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета ее уставной деятельности. Особенности уставной деятельности некоммерческой организации представлены на рис. 2.
<1> Специальная правоспособность, по смыслу ст. ст. 49, 50, 52 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), - это способность юридического лица иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления той деятельности, которой ему разрешено заниматься по закону и которая отражена в его учредительных документах. Как указано в п. 1 ст. 49 ГК РФ, некоммерческие организации могут иметь только специальную правоспособность. Никаких исключений для отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций действующим законодательством не предусмотрено.Основные особенности уставной деятельности некоммерческих организаций
-------------------¬
¦Извлечение прибыли¦
¦ не является целью¦
---------------------------¬ ¦ деятельности ¦ --------------------¬
¦Нераспределенная прибыль ¦ L---------T--------- ¦Отсутствует выпуск ¦
¦от предпринимательской ¦ ¦ ¦продукции (товаров,¦
¦деятельности может ¦ ¦ ¦работ, услуг) ¦
¦в любое время направляться¦ ¦ ¦ ¦
¦на уставную деятельность +----T------+-----T----+ ¦
L--------------------------- ¦ Специфика ¦ L--------------------
-------------------------¬ ¦ уставной ¦ ---------------------¬
¦Деятельность ведется ¦ ¦деятельности¦ ¦Отсутствуют понятия:¦
¦не для собственных нужд,+--------+ НКО +-----+"капитал", "цена", ¦
¦а для достижения ¦ L-T--------T-- ¦"стоимость", ¦
¦общественных благ ¦ ¦ ¦ ¦"себестоимость", ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦"амортизация" ¦
L------------------------- ¦ ¦ L---------------------
----------------+--¬ ---+----------------¬
¦Основной регулятор¦ ¦Основной источник ¦
¦финансирования - ¦ ¦финансирования - ¦
¦смета ¦ ¦целевые поступления¦
L------------------- L--------------------
Рис. 2
Основная (уставная) деятельность некоммерческой организации не связана с выпуском продукции, ибо это означало бы ведение предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли. В рамках основной (уставной) деятельности некоммерческие организации не создают товаров, не выполняют подрядных работ, не оказывают никаких услуг, а выполняют уставные обязательства. Соответственно, для выполнения уставных обязательств должен быть решен вопрос финансирования ее деятельности.
Управление финансовой деятельностью некоммерческой организации начинается с финансового планирования на тот или иной срок и заключается в определении необходимых расходов и доходов организации для успешного выполнения своих функций, в согласовании денежных потоков, в поиске и оценке возможных источников финансирования.
Финансовое планирование - это планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов. Уставная деятельность некоммерческой организации осуществляется на основании финансового плана или запланированных на предстоящий период (месяц, квартал, год и т.д.) доходов и расходов. Финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Поскольку уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает получения дохода, то финансовый план является основным документом, регламентирующим поступление и использование денежных средств в некоммерческой организации [3, с. 3].
Основной источник финансирования некоммерческих организаций - это членские взносы, пожертвования и другие безвозмездные поступления. По свидетельствам официальной статистики, в 2007 г. их доля в общей структуре денежных поступлений организаций составила 82% (см. таблицу) [4].
Динамика основных источников поступления денежных средств некоммерческих организаций России (по данным Росстата) <*>, млрд руб.
Источники финансирования | 2000 г. | 2003 г. | 2005 г. | 2007 г. |
Членские, вступительные, добровольные | 63,3 | 66,9 | 71,6 | 82,0 |
Поступления из бюджета и государственных | 1,3 | 2,1 | 2,4 | 1,7 |
Выручка от продажи товаров, продукции, | 10,6 | 7,7 | 4,7 | 4,1 |
Выручка от реализации основных средств | 0,5 | 0,5 | 0,3 | 0,3 |
Выручка от продажи акций, облигаций | 0,1 | 0,6 | 13 | 0,3 |
Выручка от продажи прочего имущества | 0 | 0,7 | 0 | 0,0 |
Доходы от долевого участия в деятельности | 0,2 | 0,6 | 0,1 | 0,0 |
доходы от сдачи основных средств в аренду | 0,3 | 1,1 | 0,4 | 0,0 |
проценты по вкладам | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
дивиденды и проценты по ценным бумагам | 0,1 | 0,2 | 0 | 0,1 |
кредиты, займы | 2,9 | 2,2 | 1,1 | 1,6 |
авансы, полученные от покупателей и | 0 | 0,2 | 1,6 | 0,8 |
прочие поступления | 20,7 | 15,1 | 4,5 | 9,1 |
Как следует из таблицы, тенденция к усилению роли этого источника в пополнении бюджета третьего сектора сохраняется на протяжении последних 7 лет. Причем наиболее выраженной она стала в период с 2005 по 2007 г. За это время доля взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений в доходах некоммерческих организаций выросла примерно на 10%. По мнению автора, высокая доля безвозмездных пожертвований, образующих финансовую базу некоммерческих организаций, может говорить как о щедрости членов некоммерческих организаций и их благотворителей, так и о трудностях иного финансирования некоммерческих организаций, что во многом свидетельствует о финансовой неустойчивости, нестабильности положения сектора в целом.
Весьма драматично складывается в последние годы роль такого источника доходов некоммерческих организаций, как выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг. По сравнению с 2000 г. его доля в доходах некоммерческих организаций заметно снизилась (с 10,6 до 4,7%). Словом, фиксируется усиление склонности некоммерческих организаций увеличивать донорскую составляющую своих доходов в противовес стремлению к зарабатыванию средств.
Дивиденды (доходы, проценты) некоммерческие организации получают по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. Данная статья источников поступления денежных средств с 2001 по 2007 г. оставалась в пределах 0,1%. По мнению автора, развитие этого источника формирования бюджета некоммерческих организаций в России сдерживается достаточно большим риском ведения фондовых операций на отечественном рынке и ограниченными финансовыми ресурсами некоммерческих организаций.
По данным Росстата, объем государственной поддержки некоммерческих организаций в 2005 - 2007 гг. также сократился. В абсолютном выражении она снизилась с 6,1 млрд руб. в 2005 г. до 4,8 млрд руб. в 2007 г., что соответствует снижению ее доли в общей сумме денежных доходов третьего сектора примерно на 1%. В целом на протяжении всех 2000-х гг. уровень государственной поддержки некоммерческих организаций остается на одинаково низком уровне, в пределах 1,3 - 2,4% [4, с. 18].
Такой низкий уровень финансового участия государства можно оценивать как негативный фактор развития третьего сектора, поскольку практика зарубежных стран с развитыми гражданскими структурами свидетельствует, что поддержка некоммерческих организаций со стороны государства необходима и может быть существенно большей. Так, по данным проекта университета им. Дж. Хопкинса (США), в среднем по группе из 38 стран доля государственного финансирования в общем объеме доходов негосударственных некоммерческих организаций составляет около 36%. В странах Западной Европы, в Канаде и Израиле эта доля превышает половину всех доходов некоммерческих организаций и достигает 54%. Доля государственного финансирования в доходах некоммерческих организаций в странах Восточной Европы, Скандинавии и англосаксонских несколько ниже - 42, 35, 36% соответственно [11].
Вполне естественно, что некоммерческие организации в сферах здравоохранения, образования и науки лидируют среди получателей государственных средств. Эти сферы - наиболее приоритетные для социальной политики государства. Данные о доле государственного финансирования в доходах некоммерческих организаций, действующих в здравоохранении, образовании и науке, выборочно по странам представлены ниже.
В Германии доля государственных средств в доходах некоммерческих организаций, действующих в сфере здравоохранения, доходит до 94%. На уровне 75 - 80% этот показатель находится во Франции, Австрии, Канаде. Сопоставимо высока доля государственных средств в доходах некоммерческих организаций, действующих в сфере образования и науки в Австрии, Германии и Франции - 72 - 75% [7].
В России развитию деятельности некоммерческих организаций препятствуют не только укоренившиеся привычки и предубеждения, но и недостаток навыков сотрудничества у государственных и муниципальных органов и учреждений, а также у некоммерческих организаций и социально ответственного бизнеса. Важно в ближайшее время приблизиться в этом отношении к ведущим странам Запада, поскольку иначе, как бы ни росли социальные расходы государства, трудно будет обеспечить конкурентоспособный уровень социальной политики.
Список литературы
- Аморин К.С. Деятельность общественных объединений // Деньги и благотворительность. 2001. N 1.
- Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
- Грищенко Ю.И. Финансовое планирование в некоммерческих организациях // Некоммерческие организации в России. 2011. N 2. С. 23.
- Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России. URL: http://www.zircon.ru/upload/File/russian/publication/4/090206.pdf.
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/publicsociety/doc091224_1949.
- Леонов Ю.С. Некоммерческие организации: законодательное регулирование и практика // Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2008. N 2 (347).
- Мониторинг состояния некоммерческого сектора в России. URL: zircon.ru.upload/Filc/russian/publication/4.
- О состоянии гражданского общества в Российской Федерации. URL: http://www.oprf.ru/rus/documents/report.
- Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: Учеб. пособие. СПб.: Финансы, 2003. С. 172.
- Ягудина Г.Г., Хамидуллина Г.Р., Гусарова Л.В. Особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. М.: Бухгалтерский учет, 2008. С. 152.
- Sanders J., O'Brian M., Tennant M., Sokolowski S.W., Salamon L.M. The New Zealand Nonprofit Sector in Comparative. Wellington (New Zealand): Johns Hopkins Center for Civil Society, Office for the Community and Voluntary Sector, Committee for the Study of the New Zealand Nonprofit Sector, 2008. P. 19, 41 - 42.
Г.Г.Ягудина
К. э. н.,
доцент
Бугульминский филиал
Института экономики, управления и права
г. Казань