Мудрый Экономист

Электронно-библиотечные системы России *

"Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", 2012, NN 1, 2

<*> Электронно-библиотечные системы России: Отраслевой доклад / А.Н. Воропаев, К.Б. Леонтьев. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.

Введение

В 2010 г. Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям было проведено комплексное рассмотрение основных направлений и проблем развития рынков электронных книг и электронно-библиотечных систем (ЭБС) России, результаты которого получили отражение в опубликованном Отраслевом докладе "Электронная книга и электронно-библиотечные системы России" (М., 2010).

Отраслевой доклад, содержавший, в частности, аналитический обзор существовавших на рынке России электронно-библиотечных ресурсов, вызвал несомненный интерес у экспертного сообщества, специалистов и иных заинтересованных лиц, послужил основой для дальнейших обсуждений и исследований наиболее актуальных вопросов по рассмотренной тематике.

Несмотря на наличие различных, подчас диаметрально противоположных, оценок отдельных положений и выводов Отраслевого доклада, нельзя не признать, что он сыграл достаточно важную роль в развитии рынка ЭБС в России и способствовал дальнейшему росту и совершенствованию электронных информационных ресурсов, позиционирующих себя в качестве ЭБС.

За прошедший год произошли значимые изменения нормативно-документальной базы, затрагивающей вопросы создания и использования ЭБС в образовательном процессе, были внесены серьезные изменения в федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования, выработаны дополнительные детализированные требования к ЭБС.

Указанные изменения детальным образом анализируются в настоящем докладе. Рассматриваются также отдельные проблемы, связанные с применением на практике нормативно обусловленных положений и выработанных дополнительных требований к ЭБС.

Авторы настоящего доклада не ставили перед собой задачи проверки соответствия деятельности каких-либо из анализируемых ресурсов требованиям законодательства Российской Федерации, стремились избежать каких-либо объективно не обусловленных оценок качества таких ресурсов и степени их востребованности.

Проведенный в разд. III настоящего доклада анализ электронно-библиотечных ресурсов основывается на сведениях, предоставленных по запросу их владельцами и подвергнутых в ряде случаев дополнительной проверке.

Ресурсы, владельцы которых не предоставили своевременно и в полном объеме запрошенных сведений, были исключены из рассмотрения. Заинтересованные участники рынка могут также сами осуществлять эффективный анализ ЭБС, основываясь на предложенной в настоящем докладе методике проведения проверки их соответствия выработанным требованиям.

Авторы доклада выражают особую благодарность генеральному директору ООО "Интегратор авторского права" М.А. Топоркову (ЭБС "IQlib"), главному редактору ООО "Издательский дом "ИНФРА-М" В.М. Прудникову (ЭБС "ИНФРА-М") и генеральному директору ООО "Центр цифровой дистрибуции" С.Ф. Зятицкому (ЭБС "КнигаФонд") за активное участие в выработке методики оценки электронных библиотечных ресурсов, использованной при проведении настоящего исследования.

I. Действующая нормативно-документальная база функционирования ЭБС в образовательном процессе

В соответствии с пп. "в" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174, к числу лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности отнесено наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам.

Данные положения конкретизируются в ряде подзаконных нормативных правовых актов, система и содержание которых в последние годы претерпели существенные изменения.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) требования к условиям реализации основных образовательных программ определяются федеральными государственными образовательными стандартами.

В 2011 г. высшие учебные заведения Российской Федерации должны обеспечить полное соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения (далее - ФГОС ВПО).

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям, регламентируя, в частности, вопросы обеспечения обучающихся доступом к ЭБС.

В 2011 г. на основании решения Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества о необходимости обеспечения каждого обучающегося возможностью индивидуального доступа через сеть Интернет к учебным, учебно-методическим и иным изданиям с использованием ЭБС в действующие ФГОС ВПО были внесены существенные дополнения.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 31.05.2011 N 1975 "О внесении изменений в Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования", зарегистрированному Минюстом России 28.06.2011 N 21200, во ФГОС ВПО по направлениям подготовки, подтверждаемым присвоением лицам квалификации (степени) "бакалавр", "магистр" и "специалист", был включен абзац следующего содержания:

"Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями".

При этом из ФГОС ВПО исключено указание на обязательность обеспечения возможностью одновременного индивидуального доступа к ЭБС только для 25% обучающихся.

Таким образом, устанавливающий требования об обеспечении обучающихся доступом к ЭБС п. 7.17 ФГОС ВПО для бакалавриата в редакции Приказа Минобрнауки России от 31.05.2011 N 1975 выглядит следующим образом:

"7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждых 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам".

Аналогичные изменения претерпели устанавливающие требования об обеспечении обучающихся доступом к ЭБС положения п. 7.18 ФГОС ВПО для магистратуры (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.05.2011 N 1975):

"7.18. Основная образовательная программа (ООП) магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждых 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам".

Указанные изменения и дополнения были внесены также во ФГОС ВПО по направлениям подготовки (специальностям), подтверждаемым присвоением квалификации "специалист":

"7.18. Основная образовательная программа (ООП) подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждых 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете один-два экземпляра на каждых 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам".

Таким образом, в соответствии с ФГОС ВПО предусматривается:

  1. наличие библиотечного фонда высшего учебного заведения, укомплектованного печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет);
  2. обеспечение каждого обучающегося высшего учебного заведения доступом к электронно-библиотечной системе.

Издания, включенные в электронно-библиотечную систему, доступ обучающихся к которой обеспечивается высшим учебным заведением, должны учитываться при проверке укомплектованности библиотечного фонда высшего учебного заведения, в том числе фонда дополнительной литературы.

Очевидно, что при наличии в доступной для каждого обучающегося электронно-библиотечной системе изданий основной учебной литературы по какой-либо дисциплине (дисциплинам) требования о наличии в библиотечном фонде высшего учебного заведения экземпляров печатных и (или) электронных изданий по такой дисциплине (дисциплинам) не предъявляются.

С момента своего принятия Требования ФГОС ВПО составили основу для развития правового регулирования вопросов обеспечения обучающихся доступом к ЭБС и выработки принципов проверки соответствия электронных образовательных ресурсов определению "электронно-библиотечная система".

Электронные ресурсы, не соответствующие или не полностью соответствующие хотя бы одному из требований, закрепленных ФГОС ВПО, не могут признаваться ЭБС, обязательность обеспечения доступа к которым предусмотрена ФГОС ВПО.

Однако из рассмотрения требований, устанавливаемых ФГОС ВПО в отношении обеспечения доступа обучающихся к ЭБС, непосредственно после их принятия была выявлена необходимость выработки дополнительных требований, в том числе с учетом специфики данной категории электронных ресурсов.

Дополнительные требования были определены еще в 2010 г. в Приказе Минобрнауки России от 03.09.2009 N 323 "Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности" (в ред. Приказа Минобрнауки России от 07.06.2010 N 588, зарегистрированного в Минюсте России 02.08.2010 N 18022).

Общий перечень действующих в настоящее время обязательных нормативных требований к обеспеченности обучающихся доступом к ЭБС приведен в табл. 1.

Таблица 1

Требования к обеспеченности обучающихся доступом к ЭБС, установленные ФГОС ВПО и Приказом Минобрнауки России от 03.09.2009 N 323

 N 
п/п
       Показатель      
            Содержание требований            
 1 
Доступность для        
обучающихся
Обеспечение доступом к ЭБС каждого           
обучающегося
 2 
Контент/содержание ЭБС 
Издания учебной, учебно-методической и иной  
литературы по основным изучаемым дисциплинам
(без ограничения какой-либо отдельной
предметной областью или несколькими
специализированными областями)
 3 
Основания использования
изданий в составе ЭБС
Договоры с правообладателями                 
 4 
Период издания         
литературы, включаемой
в ЭБС
Учебная литература, изданная за последние 10 
лет; литература по дисциплинам базовой части
гуманитарного, социального и экономического
цикла - за последние 5 лет.
В состав ЭБС могут также включаться архивные
и иные издания, используемые в
образовательном процессе, в частности, при
изучении исторических, филологических и иных
дисциплин
 5 
Возможность            
одновременного доступа
к ЭБС и к каждому
входящему в нее изданию
Требуется обеспечить для каждого             
обучающегося возможность индивидуального
неограниченного доступа ко всем ЭБС и каждому
входящему в них изданию
 6 
Зависимость от формы   
обучения
Требования об обеспечении доступа к ЭБС не   
зависят от формы обучения (очной, заочной и
др.)
 7 
Организация доступа    
Должна быть обеспечена возможность           
индивидуального доступа для каждого
обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к сети Интернет

Источники: 1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

  1. Приказ Минобрнауки России от 03.09.2009 N 323 "Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности" (в ред. Приказа Минобрнауки России от 07.06.2010 N 588, зарегистрированного в Минюсте России 02.08.2010 N 18022).

Как видно из содержания данной таблицы, изменения, произошедшие за год, прошедший после выпуска предыдущего Отраслевого доклада, затронули количественные показатели, характеризующие возможность осуществления одновременного доступа всех обучающихся как к ЭБС, так и к каждому входящему в нее изданию.

Как отмечалось в Отраслевом докладе, выпущенном в 2010 г., одной из важных задач является выполнение при создании и использовании ЭБС, к которым осуществляется подключение вузов, как требований ФГОС ВПО, так и требований действующего законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Следует отметить, что, несмотря на то что непосредственно после выхода предыдущего Отраслевого доклада выявленные в нем с учетом указанной позиции дополнительные требования к ЭБС вызвали резкие критические замечания, в дальнейшем фактически все участники рынка обеспечили выполнение таких требований, как регистрация ЭБС в качестве электронного средства массовой информации, регистрация базы данных ЭБС и наличие прав на используемое программное обеспечение.

Действительно, в связи с тем что ЭБС предоставляет доступ обучающимся к периодически изменяемой информации, необходимым представляется выполнение требования законодательства о СМИ о регистрации ЭБС в качестве электронного средства массовой информации (табл. 2). Такая регистрация необходима также в целях предотвращения доступа обучающихся к ресурсу, представляющему угрозу для их здоровья и нравственности.

Таблица 2

Дополнительные требования к ЭБС, вытекающие из действующего законодательства Российской Федерации

 N 
п/п
       Показатель      
            Содержание требований            
 1 
Регистрация            
электронного средства
массовой информации
Наличие свидетельства о регистрации          
электронного СМИ в установленном порядке
 2 
Наличие прав на        
используемое
программное обеспечение
Наличие свидетельства о регистрации          
используемой для организации работы ЭБС
программы для ЭВМ или договора с
правообладателем
 3 
Наличие прав на        
используемую базу
данных материалов
(контента) ЭБС
Наличие свидетельства о регистрации          
используемой для организации работы ЭБС
базы данных материалов (контента) ЭБС или
договора с правообладателем

Источники: 1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Приказ Минобрнауки России от 03.09.2009 N 323 "Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности" (в ред. Приказа Минобрнауки России от 07.06.2010 N 588, зарегистрированного в Минюсте России 02.08.2010 N 18022).

Законодательство о СМИ устанавливает ряд специальных требований, в том числе в части запрета на распространение экстремистских материалов, рекламы алкоголя, табака, пропаганды наркотиков, насилия, жестокости и т.д. (см., в частности, ст. 4 Закона "О средствах массовой информации"). Кроме того, законодательство о СМИ позволяет однозначно определить лиц, отвечающих за совершение данного рода действий. Отсутствие подобного требования означает, что обучающимся может предоставляться доступ к сайтам, содержащим подобные материалы, без возможности определения конкретного лица, ответственного за их размещение, и без возможности пресечения распространения указанной выше информации.

Следует отметить, что с 01.09.2012 вступит в силу Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", устанавливающий специальные требования для обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних. Одновременно в силу вступают изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство о СМИ, рекламе и другие законодательные акты, направленные на решение вопросов информационной безопасности несовершеннолетних различных возрастных категорий. Данное обстоятельство придется учитывать всем участникам рынка.

Организация работы ЭБС предполагает обязательное наличие и использование специального программного обеспечения (программы для ЭВМ), а также создаваемой для обеспечения функционирования ЭБС базы данных материалов (контента), включенных в ЭБС. Использование указанных объектов исключительных прав также должно осуществляться с соблюдением требований части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ правообладатель (гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности) вправе использовать результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению, а также распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом, в том числе разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Иные лица не могут использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, специально предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя и за пределами ограничений исключительных прав, предусмотренных ГК РФ, является незаконным и влечет ответственность, установленную гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, в частности путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Статьей 1262 ГК РФ устанавливаются порядок и основные условия регистрации правообладателями программ для ЭВМ и баз данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Такая регистрация может быть осуществлена в любое время в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных по усмотрению правообладателя. При этом сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, пока не доказано иное.

Таким образом, представление сведений о регистрации программы для ЭВМ, используемой для организации работы ЭБС, или базы данных материалов (контента) ЭБС либо договора с обладателями исключительных прав на такую программу для ЭВМ или базу данных подтверждает правомерность их использования при обеспечении работы электронно-библиотечной системы и, соответственно, выполнение владельцем ЭБС требований части четвертой ГК РФ.

Остальные требования, устанавливаемые рассматриваемыми положениями ФГОС ВПО, относятся исключительно к библиотечному фонду, т.е. хранящимся в библиотеке вуза изданиям на материальных носителях - книгам, дискам и т.п., в отношении которых устанавливается, в частности, период издания, состав, количество экземпляров в расчете на 100 обучающихся.

Большинство высших учебных заведений являются бюджетными учреждениями, поэтому необходимо обеспечить прозрачность, целевой характер расходования и эффективное использование бюджетных средств, направляемых на обеспечение учащихся доступом к ЭБС. Так, подключаемые ЭБС должны обязательно соответствовать всем предусмотренным критериям, в том числе дополнительным.

В связи с этим в течение 2010 и 2011 гг. значительное внимание уделялось выработке детализированных требований и рекомендаций, позволяющих вузам наиболее объективным образом решать задачу выбора ЭБС и исключить влияние коррупционной составляющей при принятии решения по данному вопросу.

В целях выработки качественных и количественных требований к ЭБС был создан Совет Минобрнауки по вопросам использования электронно-библиотечных систем в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Приказом Минобрнауки России от 01.11.2010 N 1096 утверждено Положение о Совете и его состав.

В соответствии с Положением о Совете Минобрнауки России по вопросам использования электронно-библиотечных систем в образовательных учреждениях высшего профессионального образования он признается совещательным органом, созданным в целях оказания содействия Минобрнауки России в выработке и осуществлении государственной политики в сфере образования по вопросам обеспечения учащихся доступом к электронно-библиотечным системам, соответствующим требованиям ФГОС ВПО, а также для обеспечения согласованных действий заинтересованных образовательных учреждений, направленных на повышение эффективности использования ЭБС в образовательном процессе.

В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минобрнауки России и Положением о Совете.

Основными задачами Совета являются:

В соответствии с целями и задачами Совет осуществляет следующие полномочия:

  1. разрабатывает предложения по совершенствованию нормативного и методического обеспечения вопросов использования ЭБС в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  2. проводит обобщение и анализ поступающей в Минобрнауки России информации о проблемах, возникающих при внедрении ЭБС в образовательный процесс, а также готовит предложения по решению указанных проблем и дальнейшему совершенствованию использования ЭБС;
  3. доводит до сведения образовательных учреждений высшего профессионального образования наиболее важные документы и материалы, касающиеся порядка и условий использования ЭБС в образовательном процессе;
  4. участвует в:
  1. осуществляет подготовку отчетных и аналитических докладов по вопросам внедрения и использования ЭБС, дополнительных разъяснений и рекомендаций для образовательных учреждений, заинтересованных организаций и физических лиц, в том числе на основании поступающих запросов;
  2. взаимодействует в сфере своей деятельности с учебно-методическими объединениями высших учебных заведений.

Для обеспечения эффективного осуществления своих полномочий Совет имеет право создавать временные и постоянные рабочие и экспертные группы, привлекать в установленном порядке к работе в них представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, образовательных учреждений и организаций, а также других специалистов. Задачи, период работы и персональный состав таких групп рассматриваются и утверждаются на заседаниях Совета.

Положение о Совете и его состав утверждаются Приказом министерства. В состав Совета входят председатель, заместители председателя, ответственный секретарь и члены Совета.

Состав Совета формируется из представителей Минобрнауки России, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию и положительный опыт использования электронно-библиотечных ресурсов, а также организаций, обеспечивших создание ЭБС.

Совет возглавляет председатель, осуществляющий общее руководство деятельностью Совета, утверждающий план работы Совета, определяющий повестку дня заседаний Совета и порядок их проведения, председательствующий на заседаниях Совета, а также подписывающий протоколы заседаний и другие документы совета.

Члены Совета имеют право вносить предложения по формированию повестки дня заседаниям Совета, участвовать в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам, в случае отсутствия на заседании Совета изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое приобщается к протоколу и оглашается на заседании Совета.

Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с ежегодным планом работы, принимаемым на заседании Совета в установленном порядке и утверждаемым председателем Совета.

Заседания Совета проводятся не реже двух раз в год. Они считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины списочного состава Совета.

Решения Совета оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Совета и ответственным секретарем. Протоколы заседаний Совета размещаются на сайте Минобрнауки России.

Организационное обеспечение деятельности Совета осуществляет федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская государственная академия интеллектуальной собственности" (РГАИС).

В ноябре 2010 г. был подготовлен и представлен для обсуждения вариант проекта основных требований (критериев) отбора ЭБС, опубликованный на сайте Минобрнауки России и сайте РГАИС. Проект основывался на подходе, согласно которому предлагаемым им требованиям должны были соответствовать любые ресурсы, выступающие в качестве ЭБС. Тем самым была предпринята попытка заложить основы для формирования крупных электронных образовательных ресурсов, способных полностью удовлетворить потребности вузов Российской Федерации в выполнении требований ФГОС ВПО и допускающих возможность эффективного контроля за выполнением установленных требований.

Данный подход позволял исключить случаи подключения вузов только к отдельным небольшим электронным ресурсам вместо полноценного выполнения требований ФГОС ВПО, а также развитие "псевдоЭБС".

В декабре 2010 г. после публикации разработанного проекта критериев отбора ЭБС состоялось его широкое общественное обсуждение. Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям был проведен круглый стол с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, высших учебных заведений Российской Федерации, издателей, агрегаторов ЭБС и иных заинтересованных сторон.

В феврале 2011 г. был выработан новый вариант требований к обеспеченности обучающихся высших учебных заведений Российской Федерации доступом к ЭБС и электронным изданиям, основанный на формульном подходе и предоставляющий возможности для участия в работе с вузами всем участникам рынка вне зависимости от объемов предоставляемого ими репертуара учебной, учебно-методической, научной и иной литературы.

При этом требования о достижении определенных качественных и количественных характеристик устанавливались в отношении вуза, а не отдельных подключенных к ним ЭБС.

Сущность формульного подхода при этом состояла в установлении количественных и качественных показателей с учетом потребности вузов в обеспечении электронным контентом по каждой из изучаемых дисциплин, с постепенным повышением минимального уровня требований по электронному книгообеспечению.

Указанный подход был утвержден на проведенном 14.02.2011 первом заседании Совета Минобрнауки России по вопросам использования электронно-библиотечных систем в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. На заседании была сформирована рабочая группа для окончательной доработки количественных и качественных критериев (требований).

22 февраля 2011 г. состоялось заседание Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества, которым было принято решение о необходимости обеспечения каждого обучающегося возможностью индивидуального неограниченного доступа через Интернет к учебным, учебно-методическим и иным изданиям с использованием ЭБС.

Проведенное в марте и апреле 2011 г. окончательное согласование выработанных критериев и методики расчета обеспеченности обучающихся высших учебных заведений доступом к ЭБС позволило доработать и согласовать окончательный вариант Требований к обеспеченности обучающихся высших учебных заведений Российской Федерации доступом к электронным научным и образовательным ресурсам, которые были утверждены на втором заседании Совета Минобрнауки России по вопросам использования электронно-библиотечных систем в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (Протокол от 22.04.2011 N 2. Регистрационный номер АП-10/07пр).

Детализированный анализ принятых Требований к обеспеченности обучающихся высших учебных заведений Российской Федерации доступом к электронным научным и образовательным ресурсам, устанавливаемых ими критериев и подходов приведен в следующем разделе настоящего доклада.

II. Критерии оценки электронно-библиотечных систем

Разработанные и утвержденные Советом Минобрнауки России по вопросам использования электронно-библиотечных систем в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Требования к обеспеченности обучающихся высших учебных заведений Российской Федерации доступом к электронным научным и образовательным ресурсам (далее - Требования), как отмечается в самих Требованиях, учитывают необходимость:

  1. роста возможностей доступа через сеть Интернет к используемым в образовательном процессе изданиям, в том числе постепенного развития универсальных электронных ресурсов, сопоставимых по обеспеченности с библиотеками ведущих вузов страны;
  2. использования в образовательном процессе максимального количества доступных источников информации с исключением случаев обеспечения обучающимся доступа только у изданий узкого круга издательств.

Требования предусматривают общее определение электронно-библиотечной системы, под которой понимается "организованная коллекция электронных документов, включающая издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в высших учебных заведениях, и обеспечивающая возможность доступа к ним через сеть Интернет". ЭБС должна соответствовать всем закрепляемым Требованиями содержательным и техническим характеристикам.

Требованиями устанавливаются содержательные и технические характеристики, соответствие которым должны обеспечивать высшие учебные заведения при организации подключения к ЭБС.

В то же время доступ для обучающихся к иным библиотечно-информационным ресурсам и средствам обеспечения образовательного процесса, в том числе профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, организуется высшим учебным заведением в зависимости от потребностей образовательного процесса. Обязательные требования к таким дополнительным библиотечно-информационным ресурсам и средствам обеспечения образовательного процесса федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и разработанными Требованиями не предусматриваются.

При установлении требований к обеспеченности обучающихся высших учебных заведений доступом к электронным научным и образовательным ресурсам учитывалась потребность в:

  1. обеспечении каждого обучающегося высшего учебного заведения доступом к электронно-библиотечной системе;
  2. доступности для обучающихся высшего учебного заведения учебных и научных изданий в электронной форме по определяемой Требованиями части изучаемых дисциплин (с постепенным увеличением доли таких дисциплин в дальнейшем).

Требования исходят из возможности одновременного использования высшим учебным заведением одной или нескольких электронно-библиотечных систем.

В случае использования нескольких электронно-библиотечных систем могут учитываться их совокупные содержательные характеристики с исключением из рассмотрения дублирующихся изданий и при условии, что каждая из используемых электронно-библиотечных систем соответствует установленным Требованиями обязательным техническим характеристикам.

Требования предусматривают следующие обязательные технические характеристики электронно-библиотечной системы, к которой должен обеспечиваться доступ обучающихся высших учебных заведений:

  1. возможность индивидуального неограниченного доступа к содержимому электронно-библиотечной системы из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет;
  2. возможность одновременного индивидуального доступа к содержимому электронно-библиотечной системы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
  3. возможность полнотекстового поиска по содержимому электронно-библиотечной системы;
  4. возможность формирования статистического отчета по пользователям;
  5. представление изданий с сохранением вида страниц (оригинальной верстки);
  6. возможность доступа к зарубежным периодическим научным изданиям.

При этом возможность осуществления индивидуального неограниченного доступа к содержимому электронно-библиотечной системы и к каждому из включенных в нее изданий из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, подразумевает предоставление каждому обучающемуся возможности использования индивидуального логина и пароля для доступа к содержимому электронно-библиотечной системы в любое время и из любого места, в котором он находится и в котором имеется доступ к сети Интернет, без ограничения возможностей доступа какими-либо помещениями, территорией, временем или продолжительностью доступа, точками доступа, IP-адресами, системами переадресации запросов и т.д.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать круглосуточную техническую возможность доступа для каждого обучающегося, в том числе в случае осуществления одновременного доступа обучающихся к электронно-библиотечной системе или любому включенному в нее изданию.

Включенные в электронно-библиотечную систему издания, в отношении которых не обеспечивается возможность использования полнотекстового поиска или не выполняется требование о представлении издания с сохранением вида страниц (оригинальной верстки), не должны учитываться при рассмотрении содержательных характеристик системы.

Как представляется, для выполнения приведенных требований при использовании высшим учебным заведением нескольких электронно-библиотечных систем должна быть обеспечена возможность использования единого полнотекстового поиска по всем изданиям, включенным в такие электронно-библиотечные системы, а также формирования единых статистических отчетов по каждому пользователю (обучающемуся).

Требования не устанавливают количественных характеристик в отношении организации доступа к зарубежным периодическим научным изданиям, в связи с чем вопросы о составе, объемах и периодичности пополнения коллекции представленных в электронно-библиотечной системе зарубежных периодических научных изданий решаются путем согласования между высшим учебным заведением и поставщиком услуг доступа к электронно-библиотечной системе.

Требованиями предусматриваются следующий перечень и минимальные значения содержательных характеристик электронно-библиотечной системы:

  1. количество учебников и учебных пособий, изданных за последние 10 лет (для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), - не менее 2,5 тыс. изданий;
  2. количество научных монографий - не менее 500 изданий;
  3. количество журналов из Перечня российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, утвержденного Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации, - не менее 50 наименований журналов;
  4. количество учебников и учебных пособий по основным областям знаний (укрупненным группам специальностей и направлений подготовки) - не менее 20 изданий по каждой из не менее чем 20 процентов укрупненных групп специальностей и направлений подготовки;
  5. количество представленных в электронно-библиотечной системе издательств, выпускающих издания, используемые в образовательном процессе, - не менее 25;
  6. общее число изданий, включенных в электронно-библиотечную систему, - не менее 5 тыс.

При определении количества представленных в электронно-библиотечной системе учебников и учебных пособий для целей проверки соответствия установленным содержательным характеристикам с учетом положений Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, ГОСТ 7.60-90 "Издания. Основные виды. Термины и определения", Межгосударственного стандарта ГОСТ 7.60-2003 "Издания. Основные виды. Термины и определения", а также Письма Минобразования России от 23.09.2002 N 27-55-570/12 и необходимости обеспечения обучающихся качественными учебными изданиями по изучаемым дисциплинам представляется необходимым исходить из следующих определений:

  1. учебник - учебное издание, содержащее полное систематическое изложение знаний по учебной дисциплине, обязательных для усвоения обучающимися высших учебных заведений Российской Федерации. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по конкретной дисциплине.

Отдельный том многотомного учебника может рассматриваться в качестве отдельного учебника, если он может использоваться самостоятельно для изучения одной или нескольких дисциплин, отдельно от остальных томов учебника;

  1. учебное пособие - учебное издание, содержащее наряду с систематическим изложением знаний по учебной дисциплине также дополнительные сведения, необходимые для углубленного изучения такой дисциплины и смежных с ней областей знаний.

При этом под изданием следует понимать документ, прошедший редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения и выпущенный с соблюдением требований Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", в частности, предоставленный для целей контроля и учета в Российскую книжную палату и федеральный орган исполнительной власти в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций (ст. 7 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов").

При определении количества представленных в электронно-библиотечной системе учебников и учебных пособий не подлежат учету:

Указанные издания наравне с архивными (перешедшими в общественное достояние) изданиями учитываются при определении общего числа изданий, включенных в электронно-библиотечную систему.

Требования не предусматривают при проверке количества представленных в электронно-библиотечной системе учебников и учебных пособий обязательности учета области знаний, к которой они относятся.

В то же время в целях обеспечения универсального характера доступной для обучающихся учебной литературы Требования исходят из необходимости наличия в электронно-библиотечной системе изданий по различным областям знаний без ограничения какой-либо отдельной предметной областью или несколькими специализированными областями знаний, группами специальностей и направлений подготовки.

В целях проверки соответствия электронно-библиотечной системы указанным в Требованиях содержательным характеристикам высшим учебным заведениям при заключении договоров о предоставлении услуг доступа к электронно-библиотечной системе, как представляется, следует требовать от поставщика таких услуг представления:

  1. перечня учебников и учебных пособий, содержащего следующие обязательные сведения о каждом включенном в такой перечень издании:
  1. перечня научных монографий, содержащего следующие сведения:
  1. перечня наименований журналов из Перечня российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, утвержденного Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации;
  2. перечней учебников и учебных пособий по основным областям знаний (укрупненным группам специальностей и направлений подготовки);
  3. перечня издательств, издания которых представлены в электронно-библиотечной системе;
  4. общего перечня изданий, включенных в электронно-библиотечную систему (в электронном виде).

Представляется целесообразным рекомендовать высшему учебному заведению осуществить выборочную проверку сведений, предоставленных поставщиком услуг доступа к электронно-библиотечной системе, и при обнаружении фактов предоставления поставщиком ложных или искаженных сведений обратиться в правоохранительные органы Российской Федерации для принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Наряду с установлением минимальных значений содержательных характеристик ЭБС Требования предусматривают введение по каждой из перечисленных позиций динамических коэффициентов роста обеспеченности обучающихся высшего учебного заведения доступом к электронно-библиотечной системе, на основе среднего арифметического значения которых определяется комплексный коэффициент КЭБС, оцениваемый в баллах.

Комплексный коэффициент КЭБС определяется на основании приведенных в табл. 3 показателей по каждой из установленных содержательных характеристик электронно-библиотечной системы в соответствии со следующей формулой:

           К  + К  + К  + К  + К  + К
1 2 3 4 5 6
К = --------------------------- 100,
ЭБС N
к
где К - К - показатели, характеризующие качественные или
1 6
количественные параметры ЭБС (фиксированные величины от 0 до 1);
N - общее количество показателей, принимаемых для целей расчета
к
(N = 6).
к

Таблица 3

Показатели обеспеченности обучающихся вуза доступом к ЭБС

-----------------------------T----------------T---------------------------¬
¦ Показатель ¦ Минимальные ¦ Показатели динамики роста ¦
¦ ¦ обязательные ¦ обеспеченности ¦
¦ ¦ требования ¦ ¦
¦ ¦к обеспеченности¦ ¦
+----------------------------+----------------+---------------------------+
¦1. Учебники и учебные ¦ Не менее ¦ От 2,5 до 3,5 тыс. - 0,25.¦
¦пособия, изданные за ¦2,5 тыс. изданий¦ От 3,5 до 4,5 тыс. - 0,5. ¦
¦последние 10 лет (для ¦ ¦ От 4,5 до 5,0 тыс. - 0,75.¦
¦дисциплин гуманитарного, ¦ ¦ Свыше 5,0 тыс. - 1,0 ¦
¦социального и экономического¦ ¦ ¦
¦цикла - за последние 5 лет) ¦ ¦ ¦
+----------------------------+----------------+---------------------------+
¦2. Научные монографии ¦ Не менее 500 ¦От 0,5 до 0,75 тыс. - 0,25.¦
¦ ¦ изданий ¦ От 0,75 до 1,0 тыс. - 0,5.¦
¦ ¦ ¦ Свыше 1,0 тыс. - 1,0 ¦
+----------------------------+----------------+---------------------------+
¦3. Журналы из утвержденного ¦ Не менее 50 ¦ От 50 до 75 - 0,25. ¦
¦Высшей аттестационной ¦ ¦ От 75 до 100 - 0,5. ¦
¦комиссией Минобрнауки России¦ ¦ Свыше 100 - 1,0 ¦
¦Перечня российских ¦ ¦ ¦
¦рецензируемых научных ¦ ¦ ¦
¦журналов, в которых должны ¦ ¦ ¦
¦быть опубликованы основные ¦ ¦ ¦
¦научные результаты ¦ ¦ ¦
¦диссертаций на соискание ¦ ¦ ¦
¦ученых степеней доктора ¦ ¦ ¦
¦и кандидата наук ¦ ¦ ¦
+----------------------------+----------------+---------------------------+
¦4. Количество учебников ¦ Не менее ¦ От 20 до 30 изданий ¦
¦и учебных пособий ¦ 20 изданий ¦ по каждой из не менее ¦
¦по основным областям знаний ¦ по каждой из ¦ чем 20% УГС - 0,25. ¦
¦(базовые разделы ОКСО - ¦ не менее чем ¦ От 30 до 40 изданий ¦
¦укрупненные группы ¦ 20% УГС ¦ по каждой из не менее ¦
¦специальностей УГС) ¦ ¦ чем 20% УГС - 0,5. ¦
¦ ¦ ¦ От 40 до 50 изданий ¦
¦ ¦ ¦ по каждой из не менее ¦
¦ ¦ ¦ чем 20% УГС - 0,75. ¦
¦ ¦ ¦ Более 50 изданий ¦
¦ ¦ ¦ по каждой из не менее ¦
¦ ¦ ¦ чем 20% УГС - 1,0 ¦
+----------------------------+----------------+---------------------------+
¦5. Количество представленных¦ Не менее 25 ¦ От 20 до 50 - 0,25. ¦
¦в ЭБС издательств, ¦ ¦ От 50 до 75 - 0,5. ¦
¦выпускающих издания, ¦ ¦ От 75 до 100 - 0,75. ¦
¦используемые ¦ ¦ Свыше 100 - 1,0 ¦
¦в образовательном процессе ¦ ¦ ¦
+----------------------------+----------------+---------------------------+
¦6. Общее число изданий, ¦ Не менее ¦ От 5,0 до 10 тыс. - 0,25. ¦
¦включенных в ЭБС ¦ 5,0 тыс. ¦ От 10 до 50 тыс. - 0,5. ¦
¦ ¦ ¦ От 50 до 100 - 0,75. ¦
¦ ¦ ¦ Свыше 100 - 1,0 ¦
+----------------------------+----------------+---------------------------+
¦7. Возможность ¦ Обязательное ¦ Не используются ¦
¦индивидуального ¦ техническое ¦ при вычислении К ¦
¦неограниченного доступа ¦ требование ¦ ЭБС ¦
¦из любой точки, в которой ¦ ¦ ¦
¦имеется доступ к сети ¦ ¦ ¦
¦Интернет ¦ ¦ ¦
+----------------------------+----------------+---------------------------+
¦8. Возможность ¦ Обязательное ¦ ¦
¦одновременного ¦ техническое ¦ ¦
¦индивидуального доступа ¦ требование ¦ ¦
¦не менее чем 25% обучающихся¦ ¦ ¦
+----------------------------+----------------+---------------------------+
¦9. Наличие полнотекстового ¦ Обязательное ¦ ¦
¦поиска ¦ техническое ¦ ¦
¦ ¦ требование ¦ ¦
+----------------------------+----------------+---------------------------+
¦10. Возможность формирования¦ Обязательное ¦ ¦
¦статистического отчета ¦ техническое ¦ ¦
¦по каждому пользователю ¦ требование ¦ ¦
+----------------------------+----------------+---------------------------+
¦11. Представление изданий ¦ Обязательное ¦ ¦
¦с сохранением вида страниц ¦ техническое ¦ ¦
¦(оригинальной верстки) ¦ требование ¦ ¦
+----------------------------+----------------+---------------------------+
¦12. Предоставление доступа ¦ Дополнительное ¦ ¦
¦к зарубежным периодическим ¦ требование ¦ ¦
¦научным изданиям ¦ ¦ ¦
L----------------------------+----------------+----------------------------

При оценке качественных и количественных показателей нескольких ЭБС, подключаемых вузом, учитываются их совокупные качественные и количественные характеристики.

Расчет обеспеченности осуществляется вузами самостоятельно.

    Устанавливаемые   Требованиями   минимальные   значения  содержательных
характеристик электронно-библиотечной системы соответствуют минимальному
(базовому) уровню обеспеченности обучающихся высшего учебного заведения
доступом к электронно-библиотечной системе, при котором значение К
ЭБС
составляет 25 баллов.
Расчет роста показателя К на основании утвержденной формулы
ЭБС
осуществляется для целей отслеживания динамики развития обеспеченности
обучающихся доступом к ЭБС.

С целью роста возможностей доступа через сеть Интернет к используемым в образовательном процессе изданиям учебной и учебно-методической литературы в дальнейшем планируется постепенное повышение значения данного коэффициента.

Высшим учебным заведениям следует включать в договор, заключаемый с поставщиком услуг доступа к электронно-библиотечной системе, обязательства поставщика по обеспечению поддержания согласованных при заключении договора значений содержательных характеристик электронно-библиотечной системы на протяжении всего периода действия договора, а также предоставлению в любое время по запросу высшего учебного заведения перечней, указанных выше сведений и документов, в том числе в целях проверки выполнения высшим учебным заведением лицензионных требований и условий.

Наряду с обеспечением доступа обучающихся к электронно-библиотечной системе Требования предусматривают обязанность высшего учебного заведения по обеспечению доступности для обучающихся представленных в электронной форме учебных и научных изданий по изучаемым ими дисциплинам.

Расчет осуществляется путем определения процента дисциплин базовой части всех циклов, для каждой из которых обучающимся предоставляется удаленный (дистанционный) доступ не менее чем к трем учебным и (или) научным изданиям по дисциплинам.

При оценке обеспеченности вузов электронными изданиями учебной литературы по изучаемым дисциплинам учитываются учебники и учебные пособия, выпущенные за последние 10 лет (для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), в том числе размещенные в ЭБС.

    Расчет   коэффициента   обеспеченности   обучающихся  высшего  учебного
заведения электронными изданиями по изучаемым дисциплинам К
ЭИ
осуществляется для каждой специальности отдельно.

Для расчета указанного коэффициента определяется число изучаемых дисциплин (в рамках каждой специальности), по которым обеспечивается доступность для обучающихся не менее трех учебных и (или) научных электронных изданий, входящих в электронно-библиотечную систему или правомерно размещенных на сайте высшего учебного заведения на основании договора с правообладателем.

    Коэффициент К   рассчитывается по формуле:
ЭИ
N
вып
К = ---- 100,
ЭИ N
общ
где N - число дисциплин, в отношении которых выполняются требования
вып
по обеспеченности электронными изданиями, в том числе входящими в
электронно-библиотечную систему;
N - общее число дисциплин, изучаемых обучающимися высшего учебного
общ
заведения.

Минимальный (базовый) уровень коэффициента обеспеченности обучающихся высшего учебного заведения электронными изданиями по изучаемым дисциплинам составляет 25 баллов, т.е. предусматривает доступность для обучающихся не менее трех представленных в электронной форме учебных и (или) научных изданий не менее чем по 25% изучаемых дисциплин по каждой специальности, обучение по которой осуществляется высшим учебным заведением.

    Достижение  указанных  в  Требованиях минимальных значений коэффициента
обеспеченности обучающихся высшего учебного заведения электронными
изданиями по изучаемым дисциплинам К обеспечивается высшим учебным
ЭИ
заведением самостоятельно либо по согласованию с поставщиком услуг доступа
к электронно-библиотечной системе.

Требования также вводят понятие комплексной оценки обеспеченности обучающихся электронными образовательными ресурсами, которая основывается на сумме баллов:

    К      = К    + К  ,
обесп ЭБС ЭИ
где К - оценка обеспеченности доступом к ЭБС либо нескольких ЭБС
ЭБС
суммарно;
К - степень обеспеченности изданиями в электронной форме по
ЭИ
дисциплинам базовой части всех циклов.
Предусматривается, что базовый минимальный уровень К должен
обесп
составлять не менее 50 баллов. Как видно из приведенных выше примеров,
указанный уровень обеспечивается при достижении по крайней мере минимально
допустимых значений К и К .
ЭБС ЭИ

III. Состояние рынка электронно-библиотечных систем

В связи с подготовкой настоящего доклада Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям был разработан запрос, направленный в ряд организаций, предлагающих высшим учебным заведениям услуги доступа к ЭБС.

В целях объективного обобщения информации о состоянии рынка электронно-библиотечных систем и в связи с принятием Советом Минобрнауки России по вопросам использования электронно-библиотечных систем в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Требований к обеспеченности обучающихся высших учебных заведений Российской Федерации доступом к электронным научным и образовательным ресурсам участникам рынка предлагалось предоставить сведения о содержании и функционале поддерживаемых ими ЭБС согласно форме, приведенной в табл. 4.

Таблица 4

Основные сведения о содержании и функционале электронно-библиотечной системы

N п/п
                    Основные характеристики ЭБС                    
  1  
Количество учебников и учебных пособий для высших учебных заведений
Российской Федерации, изданных за последние 10 лет (для дисциплин
гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние
5 лет)
  2  
Количество научных монографий                                      
  3  
Количество журналов из Перечня российских рецензируемых научных    
журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные
результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора
и кандидата наук, утвержденного Высшей аттестационной комиссией
Министерства образования и науки Российской Федерации
  4  
Количество учебников и учебных пособий по основным областям знаний 
(укрупненным группам специальностей и направлений подготовки)
  5  
Количество представленных в электронно-библиотечной системе        
издательств, выпускающих издания, используемые в образовательном
процессе в высших учебных заведениях Российской Федерации
  6  
Общее число изданий, включенных в электронно-библиотечную систему  
  7  
Возможность индивидуального неограниченного доступа к содержимому  
электронно-библиотечной системы из любой точки, в которой имеется
доступ к сети Интернет, с предоставлением каждому обучающемуся
возможности использования индивидуального логина и пароля для
доступа к содержимому электронно-библиотечной системы в любое время
и из любого места, в котором он находится, без ограничения
возможностей доступа какими-либо помещениями, территорией, временем
или продолжительностью доступа, точками доступа, IP-адресами и т.д.
  8  
Возможность одновременного индивидуального доступа к содержимому   
электронно-библиотечной системы в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования
  9  
Возможность полнотекстового поиска по содержимому                  
электронно-библиотечной системы
 10  
Возможность формирования статистического отчета по пользователям   
 11  
Представление изданий с сохранением вида страниц (оригинальной     
верстки)
 12  
Возможность доступа к зарубежным периодическим научным изданиям    

Участники опроса были уведомлены, что при заполнении предложенной таблицы следует исходить из определений, подготовленных с учетом положений Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, ГОСТ 7.60-90 "Издания. Основные виды. Термины и определения", Межгосударственного стандарта ГОСТ 7.60-2003 "Издания. Основные виды. Термины и определения", а также Письма Минобразования России от 23.09.2002 N 27-55-570/12 и необходимости обеспечения обучающихся качественными учебными изданиями по изучаемым дисциплинам:

  1. учебник - учебное издание, содержащее полное систематическое изложение знаний по учебной дисциплине, обязательных для усвоения обучающимися высших учебных заведений Российской Федерации. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по конкретной дисциплине.

Отдельный том многотомного учебника может рассматриваться в качестве отдельного учебника, если он может использоваться самостоятельно для изучения одной или нескольких дисциплин, отдельно от остальных томов учебника;

  1. учебное пособие - учебное издание, содержащее наряду с систематическим изложением знаний по учебной дисциплине также дополнительные сведения, необходимые для углубленного изучения такой дисциплины и смежных с ней областей знаний.

При этом под изданием следует понимать документ, прошедший редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения и выпущенный с соблюдением требований Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", в частности, предоставленный для целей контроля и учета в Российскую книжную палату и федеральный орган исполнительной власти в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций (ст. 7 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов").

При определении количества представленных в электронно-библиотечной системе учебников и учебных пособий не подлежали учету:

  1. монография - научный труд, принадлежащий одному или нескольким авторам, содержащий исследование актуальной научной проблемы или темы и опубликованный в виде отдельного издания.

Для целей проводимого исследования предлагалось учитывать монографии, опубликованные после 1991 г.

В целях обеспечения возможности объективной оценки предоставляемой информации участникам рынка было поставлено условие об обязательном предоставлении в электронном виде в формате Excel перечней данных о составе фондов поддерживаемой ими электронно-библиотечной системы, а также предоставления возможности доступа в ЭБС для проверки заявленных характеристик.

Предусматривалась необходимость предоставления следующих перечней данных о составе фондов электронно-библиотечной системы (в виде таблиц в формате Excel):

  1. перечня учебников и учебных пособий, содержащего следующие обязательные сведения о каждом включенном в такой перечень издании:
  1. перечня научных монографий, содержащего следующие сведения:
  1. списка наименований журналов из Перечня российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, утвержденного Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации;
  2. перечня учебников и учебных пособий по основным областям знаний (укрупненным группам специальностей и направлений подготовки);
  3. перечня издательств, издания которых представлены в электронно-библиотечной системе, с указанием по каждому издательству числа изданий, доступных в электронно-библиотечной системе;
  4. общего перечня изданий, включенных в электронно-библиотечную систему (в электронном виде).

Запросы были направлены в следующие организации.

  1. Book.ru (ООО "КноРус").
  2. Ibooks (ЗАО "Айбукс").
  3. IQlib (ООО "Интегратор авторского права").
  4. КнигаФонд (ООО "Центр цифровой дистрибуции").
  5. "Университетская библиотека онлайн" (ООО "Директ-Медиа").
  6. ООО "БиблиоТех".
  7. ООО "Издательская группа "ГЭОТАР-Медиа".
  8. ООО "Издательский Дом "ИНФРА-М".
  9. ООО "Издательство "Лань".

Ответы на запрос с соблюдением изложенных в нем условий и в необходимом для анализа и проверке объеме представлены следующими организациями.

  1. Book.ru (ООО "КноРус").
  2. Ibooks (ЗАО "Айбукс").
  3. IQlib (ООО "Интегратор авторского права"),
  4. КнигаФонд (ООО "Центр цифровой дистрибуции").
  5. "Университетская библиотека онлайн" (ООО "Директ-Медиа").

Электронный ресурс ООО "БиблиоТех", согласно информации, полученной от его владельцев, развивается по особой модели, предоставляющей вузам возможность приобретения доступа к выбираемым ими изданиям в рамках специально разработанной технологической платформы.

В связи с тем что настоящее исследование основывается на методике, разработанной в целях анализа количественных и качественных характеристик сложившихся к настоящему времени электронно-библиотечных систем, представлялось невозможным сопоставить данные о таких электронно-библиотечных системах, основанные на утвержденных Требованиях, с данными электронных ресурсов, выбравших собственные модели развития.

ЭБС "ИНФРА-М" были заявлены плановые показатели работы, но не представлены подтверждающие их перечни согласно направленному запросу, что не позволило осуществить объективное сопоставление предоставленных данных.

На основе полученной и проверенной на основании предоставленных сведений информации составлена приведенная далее табл. 5, характеризующая основных участников российского рынка ЭБС.

Таблица 5

Основные сведения о содержании и функционале отдельных ЭБС, предоставивших подтверждающую информацию о своем составе

 N 
п/п
     Основные     
характеристики
ЭБС
  Book.ru 
  Ibooks  
   IQlib  
 КнигаФонд
Университетская
библиотека
онлайн
 1 
Количество        
учебников
и учебных пособий
для высших
учебных заведений
Российской
Федерации,
изданных за
последние 10 лет
(для дисциплин
гуманитарного,
социального
и экономического
цикла - за
последние 5 лет)
   1003   
    859   
   1540   
   2616   
      724      
 2 
Количество научных
монографий
    302   
    88    
    505   
    637   
      658      
 3 
Количество        
журналов
из Перечня
российских
рецензируемых
научных журналов,
в которых должны
быть опубликованы
основные научные
результаты
диссертаций на
соискание ученых
степеней доктора
и кандидата наук,
утвержденного
Высшей
аттестационной
комиссией
Министерства
образования
и науки РФ
      3   
    Нет   
     53   
     53   
       19      
 4 
Количество        
учебников
и учебных пособий
по основным
областям знаний
(укрупненным
группам
специальностей
и направлений
подготовки)
 Более 50 
изданий по
не менее
чем 20%
УГС ОКСО
 Более 50 
изданий по
не менее
чем 20%
УГС ОКСО
 Более 50 
изданий по
не менее
чем 20%
УГС ОКСО
 Более 50 
изданий по
не менее
чем 20%
УГС ОКСО
    Более 50   
изданий по
не менее
чем 20%
УГС ОКСО
 5 
Количество        
представленных
в электронно-
библиотечной
системе
издательств,
выпускающих
издания,
используемые
в образовательном
процессе в высших
учебных заведения
Российской
Федерации
     13   
     15   
    106   
    115   
       77      
 6 
Общее число       
изданий,
включенных
в электронно-
библиотечную
систему
   1919   
   2153   
   Более  
5000
Более 5000
   Более 5000  
 7 
Возможности       
индивидуального
неограниченного
доступа
к содержимому
электронно-
библиотечной
системы из любой
точки, в которой
имеется доступ
к сети Интернет,
с предоставлением
каждому
обучающемуся
возможности
использования
индивидуального
логина и пароля
для доступа
к содержимому
электронно-
библиотечной
системы в любое
время и из любого
места, в котором
он находится,
без ограничения
возможностей
доступа
какими-либо
помещениями,
территорией,
временем или
продолжительностью
доступа, точками
доступа,
IP-адресами и т.д.
    Да    
    Да    
    Да    
    Да    
       Да      
 8 
Возможность       
одновременного
индивидуального
доступа
к содержимому
электронно-
библиотечной
системы
в соответствии
с требованиями
федеральных
государственных
образовательных
стандартов высшего
профессионального
образования
    Да    
    Да    
    Да    
    Да    
       Да      
 9 
Возможность       
полнотекстового
поиска
по содержимому
электронно-
библиотечной
системы
    Да    
    Да    
    Да    
    Да    
       Да      
10 
Возможность       
формирования
статистического
отчета
по пользователям
    Да    
    Да    
    Да    
    Да    
       Да      
11 
Представление     
изданий
с сохранением вида
страниц
(оригинальной
верстки)
    Да    
    Да    
    Да    
    Да    
       Да      
12 
Возможность       
доступа
к зарубежным
периодическим
научным изданиям
    Нет   
    Нет   
    Да    
    Да    
       Да      

Заключение

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что за год, прошедший с момента выхода первого подготовленного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациями Отраслевого доклада "Электронная книга и электронно-библиотечные системы России", произошло стремительное развитие российских электронных библиотечных ресурсов образовательного направления, прежде всего электронно-библиотечных систем.

Развивалось также нормативное регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к ЭБС обучающихся высших учебных заведений, были внесены изменения во ФГОС ВПО, обязывающие вузы предоставлять неограниченный индивидуальный доступ к ЭБС для 100 процентов обучающихся в них лиц.

Советом Минобрнауки России по вопросам использования электронно-библиотечных систем в образовательных учреждениях высшего профессионального образования разработаны и утверждены Требования к обеспеченности обучающихся высших учебных заведений Российской Федерации доступом к электронным научным и образовательным ресурсам.

Указанные Требования детализированным образом регламентируют основные вопросы обеспечения обучающихся доступом к электронно-библиотечным системам, содержание и основные качественные, количественные и функциональные характеристики таких систем. Степень соответствия различных ЭБС установленным требованиям видна из табл. 5.

Проведенный анализ показал, что рынок электронных библиотечных ресурсов России все еще до конца не сформирован. Сложности, как и ранее, во многом обусловлены разрозненностью участников рынка, отсутствием оперативных аналитических материалов и объективной информации по данному сегменту.

Вместе с тем следует признать, что рассмотренные в данном докладе ЭБС, предоставившие информацию для его подготовки, способны уже в настоящее время обеспечить выполнение Требований, предъявляемых к ЭБС, по крайней мере на минимальном уровне, как путем подключения вуза к одной из них, так и за счет использования подключений к нескольким ЭБС при условии согласования их владельцами вопросов создания общего поиска, отчетности для пользователей и решения иных задач, определяемых разработанными Требованиями.

Несомненно, что интерес к электронным библиотечным ресурсам, предлагающим широкий доступ к образовательной и научной литературе, будет постоянно расти и в дальнейшем.

Авторы настоящего доклада надеются, что он окажется полезным для развития российского рынка ЭБС и что к моменту подготовки следующего отраслевого доклада произойдет качественный и количественный рост характеристик ЭБС, доступ к которым предлагается на рынке, в результате чего все его участники смогут в полном объеме предоставить достоверную информацию по достигнутым ими показателям.