Мудрый Экономист

Не забывайте о смягчающих обстоятельствах

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2012, N 4

В последнее время принято немало поправок к КоАП РФ. Для этого имелось достаточно причин. Определенный интерес представляет Федеральный закон от 06.12.2011 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <1>. То, что заинтересует многих, - существенные поправки к списку обстоятельств, которые признаются смягчающими в случае совершения административного правонарушения. Им посвящена ст. 4.2 КоАП РФ. Есть ряд новаций, посвященных борьбе с монополизмом на рынке.

<1> Текст Закона опубликован в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N 4, 2012.

Примечание. Федеральный закон N 404-ФЗ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 07.12.2011 и вступил в силу 07.01.2012.

Больше возможностей уменьшить наказание

Ранее насчитывалось шесть смягчающих обстоятельств. Не изменились четыре из них:

В числе смягчающих обстоятельств было названо добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении. Теперь уточнено, что имеется в виду сообщение в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, причем именно лицом, его совершившим.

Другое смягчающее обстоятельство, которое было изменено: предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Теперь оно разделено на два.

Для смягчения ответственности достаточно будет предотвращения лицом, совершившим административное правонарушение, его вредных последствий. Также отдельно можно добровольно возместить причиненный ущерб или добровольно устранить причиненный вред. То, что причиненный вред должен быть устранен добровольно, подчеркивается.

Любопытно, что теперь для смягчения ответственности может оказаться достаточным всего лишь добровольно прекратить противоправное поведение. Но не указывается, в какой момент это должно произойти, чтобы быть признанным смягчающим обстоятельством.

Кроме того, смягчающими теперь признаются следующие обстоятельства:

Правда, в ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ предусматривается, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут найти иные обстоятельства для смягчения ответственности, кроме указанных в данном Кодексе или его аналогах, принятых субъектами РФ.

Так, в Постановлении от 22.08.2011 по делу N А19-2843/2011 ФАС ВСО разъяснил, что установление мер юридической ответственности является исключительной прерогативой законодателя, следовательно, конкретная мера ответственности может быть применена только в пределах санкции, установленной законом, а совершение правонарушения впервые может быть признано обстоятельством, смягчающим административную ответственность, на основании рассматриваемой нормы (ч. 2 ст. 4.2) КоАП РФ. В данном случае речь шла о неопубликовании на странице в Интернете списка аффилированных лиц и отсутствии в ленте новостей сообщения об этом.

То же обстоятельство учтено при вынесении решения в Постановлении ФАС УО от 22.07.2009 N Ф09-5090/09-С1 <2>.

<2> Определением ВАС РФ от 26.08.2009 N ВАС-10957/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

В Постановлении ФАС ЗСО от 05.08.2008 N Ф04-4690/2008(9126-А46-29), помимо этой причины, то есть совершения правонарушения впервые, смягчающими обстоятельствами на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ были признаны отсутствие умысла и несоразмерность назначенного наказания наступившим последствиям. Здесь предпринимателем был нарушен установленный законодательством срок сообщения сведений о замене основного документа, удостоверяющего личность.

Законодателям показалось мало, что для смягчения наказания могут быть учтены обстоятельства, определенно не указанные в ст. 4.2 КоАП РФ, и они добавили в данную статью ч. 3, из которой следует, что смягчающие обстоятельства могут присутствовать и в других статьях КоАП РФ, а не только в ст. 4.2. Разумеется, эти обстоятельства, а также особенности конкретного административного нарушения тоже надо учитывать.

Обратите внимание! При применении ст. 4.2 КоАП РФ и определении конкретного размера штрафа в силу ч. 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ таковой не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей данного Кодекса (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2). То есть полностью освободить от наказания смягчающие обстоятельства могут только при отсутствии указанного низшего предела.

Подобное дополнение распространяется также на обстоятельства, отягчающие ответственность: таковыми могут быть не только специально перечисленные в ст. 4.3 КоАП РФ. Заметим, что данная статья в части списка конкретных отягчающих обстоятельств ничем не дополнена.

Ограничение конкуренции наказуемо

Статья 14.31 КоАП РФ изложена в новой редакции. Теперь она предусматривает разграничение действий на товарном рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение <3>, на те, которые повлекли (могут повлечь) такие негативные последствия, как недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и действия, которые не связаны с этими явлениями, но влекут ущемление интересов других лиц.

<3> Исключением являются субъекты естественной монополии.

Во втором случае налагается административный штраф на должностных лиц в размере от 15 000 до 20 000 руб., на юридических лиц - от 300 000 до 1 000 000 руб. Если же указанные негативные последствия все-таки возникли, то должностные лица заплатят от 20 000 до 50 000 руб. или могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет.

Штраф, налагаемый на юридическое лицо, в этом случае зависит от его выручки. В общем случае он должен быть в пределах от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение. При этом его размер не может быть ниже 100 000 руб. или выше 1/50 всей суммы выручки нарушителя.

Примечание. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со ст. ст. 248 и 249 НК РФ.

Другое дело, если реализация товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, является основной для нарушителя, а именно занимает 75% или более во всей его реализации, а также если правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам). Тогда штраф, налагаемый на юридическое лицо, должен быть в пределах от 0,003 до 0,03 размера выручки от реализации такого товара (работы, услуги). Минимальный и максимальный его размеры те же.

Данная статья, а также ст. 14.32 КоАП РФ (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности) дополнены примечаниями, которыми устанавливаются обстоятельства, признаваемые КоАП РФ смягчающими и отягчающими административную ответственность юридических лиц, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных данными статьями, а также ст. ст. 14.31.2 и 14.33. Указанные обстоятельства должны учитываться при назначении административного наказания в виде административного штрафа в отношении юридических лиц.

Появилась ст. 14.31.2 КоАП РФ, которая ввела новый состав правонарушения, совершенного участниками оптового и (или) розничного рынков электрической энергии (мощности), не занимающими доминирующего положения на соответствующем рынке, путем совершения экономически и (или) технологически необоснованных действий, которые привели к значительному изменению и (или) поддержанию цен на электрическую энергию и (или) мощность.

В ч. 2.1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, или выданного при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной преференции <4> законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством РФ действий.

<4> В прежней редакции Кодекса вместо термина "преференции" использовалось слово "помощь".

Дополнена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ. Теперь установлена ответственность не только за факт непредставления, но и за несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством РФ или по требованию антимонопольного органа.

В новых ст. ст. 19.8.2 и 23.78 КоАП РФ говорится об ответственности за непредставление ходатайств, уведомлений (информации), сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.07.2008 N 510 таковым признается Федеральная антимонопольная служба. Следует учитывать, что этим же Постановлением создана Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, которая следит за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ.

Изменение, внесенное в ч. 2 ст. 23.48 КоАП РФ, предоставило руководителям структурных подразделений федерального антимонопольного органа и их заместителям право рассматривать дела об административных правонарушениях от имени федерального антимонопольного органа и его территориальных органов, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.3, 14.9, 14.31 - 14.33 КоАП РФ.

Изменения в рассмотрении административных дел

Федеральный закон N 404-ФЗ предусмотрел также изменения, направленные на совершенствование порядка осуществления административного производства.

В КоАП РФ появилась ст. 25.15, определяющая порядок извещения лиц, участвующих в деле о совершении процессуальных действий. Для этого используются заказное письмо с уведомлением о вручении, повестка с уведомлением о вручении, телефонограмма или телеграмма, факсимильная связь либо иные средства связи и доставки, обеспечивающие фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Извещение направляется по месту жительства физического лица (месту нахождения юридического лица). Причем для предпринимателей и юридических лиц оно определяется согласно выписке из ЕГРИП (ЕГРЮЛ).

Внесено уточнение в ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ: должностное лицо вправе составить мотивированное постановление в течение трех дней со дня окончания разбирательства дела в неких исключительных случаях. Ранее всегда оно должно было совершать данную процедуру (объявлять постановление) немедленно.

Это новое правило не распространяется на дела об административных правонарушениях, перечисленных в ч. 3 - 5 ст. 29.6 КоАП РФ. Речь идет, во-первых, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, дела по которым рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Это правонарушения, посягающие на права граждан, связанные главным образом с избирательным процессом.

Во-вторых, имеются в виду дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение. Они рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Третьим исключением являются дела об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности. Они должны быть рассмотрены не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Кроме того, ст. 30.12 КоАП РФ дополнена ч. 4, в соответствии с которой предусматривается возможность обжалования должностным лицом, вынесшим постановление в порядке надзора, вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

М.В.Подкопаев

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета

и налогообложения"