Мудрый Экономист

Ценовая политика и конкуренция

"ЭЖ-Юрист", 2012, N 5

Действующее законодательство и судебная практика исходят из возможности проведения хозяйствующим субъектом единой ценовой политики для своих контрагентов. Она должна быть максимально гибкой и экономически оправданной, направленной на оптимизацию расходов и уменьшение затрат <1>. Но коммерческие цели могут иметь и антиконкурентные последствия, а торгово-сбытовая политика как модель поведения на товарном рынке становится объектом антимонопольного контроля.

-------------------------------

<1> Определение ВАС РФ от 07.10.2009 N ВАС-12756/09.

Модель в действии

Торгово-сбытовая (коммерческая) политика - это совокупность используемых хозяйствующими субъектами средств и методов для получения прибыли в качестве основной цели деятельности.

Вопрос о наличии ценового лидера на локальном товарном рынке и об особенностях его сбытовой политики может включаться в перечень информации, запрашиваемой антимонопольным органом у хозяйствующих субъектов <2>, право требовать представления которой вытекает из ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

-------------------------------

<2> Постановления ФАС ПО от 08.08.2008 по делу N А06-6304/2007-23; ФАС УО от 05.08.2009 N Ф09-5589/09-С1.

Каждый хозяйствующий субъект устанавливает цены в соответствии с собственной ценовой политикой, учитывающей различные экономические факторы, влияющие на формирование розничных цен. Из этого следует возможность установления на один и тот же товар различных цен в зависимости от сложившихся объективных условий (объемов закупки и реализации, различных запасов товаров, товарооборота, себестоимости производства товаров, затрат при приемке, переработке, транспортировке товара, технологии производства и пр.) и субъективных условий (различных поставщиков, закупочных цен и пр.).

Вот почему различные субъекты не должны быть связаны единой ценовой политикой. Отступая от этого, они могут в рамках осуществляемой ими модели поведения злоупотреблять доминирующим положением, используя дискриминационную ценовую политику, либо в рамках групповых моделей поведения согласовывать свою политику с другими хозяйствующими субъектами или координаторами.

Внешняя форма коммерческой политики двояка - коммерческая политика может закрепляться в локальных нормативных актах хозяйствующих субъектов или, будучи незакрепленной, существовать в качестве сложившейся и устойчивой модели поведения, позволяющей ее оценивать с позиций влияния на конкуренцию. И в любой из этих ипостасей коммерческая политика может являться объектом антимонопольного контроля.

Как антимонопольное нарушение коммерческая политика рассматривается в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, осуществление коммерческой политики в виде установления различных цен на один и тот же товар без должного на то экономического, технологического и иного обоснования было квалифицировано в качестве: а) злоупотребления доминирующим положением <3>; б) согласованных действий <4>; в) координации экономической деятельности <5>.

<3> Постановление ФАС ЗСО от 30.07.2009 N Ф04-4561/2009(11933-А27-32); Определение ВАС РФ от 20.11.2009 N 14915/09.
<4> Постановления ФАС УО от 09.12.2010 N Ф09-10058/10-С1; от 18.10.2010 N Ф09-8441/10-С1.
<5> Постановление ФАС МО от 20.05.2011 N КА-А40/3717-11-2-3; Определение ВАС РФ от 28.09.2011 N ВАС-10190/11.

Как средство обеспечения конкуренции коммерческая политика стала рассматриваться сравнительно недавно. Эффективное выполнение этой задачи - обеспечение конкуренции - возможно при закреплении коммерческой политики в форме локального нормативного акта хозяйствующего субъекта, устанавливающего предсказуемость в поведенческих характеристиках субъекта.

Антимонопольный контроль

В рамках осуществляемого ФАС России государственного контроля за экономической концентрацией определяемые законом субъекты по ряду действий (сделок) должны получить предварительное согласие антимонопольного органа, обратившись с соответствующим ходатайством. Удовлетворяя его, антимонопольный орган в силу п. 4 ч. 2 ст. 33 Закона N 135-ФЗ уполномочен выдать предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (пп. "н" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ). Перечень такого рода действий не является исчерпывающим, а потому отсутствуют формальные препятствия для включения в предписание требования о принятии хозяйствующим субъектом торгово-сбытовой политики.

В одном из первых проектов "третьего антимонопольного пакета" предусматривалось право антимонопольного органа выдать хозяйствующему субъекту предписание об утверждении и опубликовании торговой политики, направленной на обеспечение недискриминационного доступа к товару, на рынке которого этот хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение.

И хотя в Федеральном законе от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" места нормам о торговой политике не нашлось, в административной практике <6> антимонопольного органа стали появляться требования о разработке торгово-сбытовой политики либо программы или положения о сбытовой политике <7>, об их согласовании с антимонопольным органом и о размещении на официальном сайте хозяйствующего субъекта в сети Интернет в целях доведения до сведения потребителей.

<6> http://www.fas.gov.ru/solutions/solutions_32507.html; http://www.fas.gov.ru/solutions/solutions_32446.html; http://www.fas.gov.ru/solutions/solutions_32903.html.
<7> Постановление ФАС УО от 14.08.2009 N Ф09-5664/09-С1.

Политика должна содержать экономически и технологически обоснованные размеры скидок и надбавок к цене товара. Само обоснование приводить в политике не обязательно, так как оно может существовать в виде отдельного документа. Но отсутствие такого обоснования и непредставление его по требованию антимонопольного органа позволяют квалифицировать предоставление скидок и надбавок в качестве злоупотребления доминирующим положением (установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар либо создание дискриминационных условий (п. п. 6, 8 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ)) либо в качестве соглашений или согласованных действий, следствием которых является установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок (п. 1 ч. 1 ст. 11, п. 1 ч. 1 ст. 11.1 Закона N 135-ФЗ).

К сожалению, проект законодательного акта, содержащий нормы о торгово-сбытовой политике, так и остался проектом. Если антимонопольный орган начинает широко использовать данный инструментарий, то хотелось бы при его применении опираться не на ситуационно выявляемые правила поведения, что стало в последние годы слишком характерным при применении антимонопольного законодательства, а на законодательно определенные установления.

Д.Петров

К. ю. н.,

доцент кафедры

коммерческого права

юридического факультета

Санкт-Петербургского

государственного университета