Мудрый Экономист

Налоговый контроль как средство предупреждения налоговых правонарушений *

"Финансовое право", 2012, N 3

<*> Kochkarov A.A. Tax control as the instrument of prevention of tax offenses.

В статье рассматриваются правовые процедуры контрольной работы налоговых органов и правила их осуществления, направленные на предупреждение налоговых правонарушений. Правовые процедуры контрольной работы налоговых органов и правила их осуществления устанавливаются законодательством о налогах и сборах. В связи с этим контрольная деятельность налоговых органов представляет собой самостоятельный институт налогового права. Контрольная деятельность является самостоятельной функцией налоговых органов, и по этой причине она имеет строго определенную направленность - обеспечение соблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, предупреждение налоговых правонарушений.

Поэтому вся практика контрольной работы налоговых органов подчинена сдерживанию соответствующих лиц от намерений или от подготовительных действий к совершению налоговых правонарушений.

Налоги и сборы являются признаком любого государства и вместе с тем необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять его функции, в т.ч. социально значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, т.е. каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим лицам. Для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов созданы специализированные государственные органы, уполномоченные по контролю и надзору в сфере налоговых правоотношений.

Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросу соблюдения требований законодательства о налогах и сборах.

Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.

Правовые процедуры контрольной работы налоговых органов и правила их осуществления устанавливает Налоговый кодекс РФ. В связи с этим контрольная деятельность налоговых органов представляет собой самостоятельный институт налогового права. Его нормы регулируют:

а) порядок учета налогоплательщиков;

б) процедуры приема налоговых деклараций и иных документов, требующих изучения налоговыми органами в рамках контрольной работы;

в) порядок проведения и содержательный аспект камеральной налоговой проверки;

г) порядок проведения и содержательный аспект выездной налоговой проверки;

д) порядок принятия мер по предупреждению и выявлению налоговых правонарушений.

Законодательное определение данного правового института содержится в п. 1 ст. 82 НК РФ. В соответствии с указанной нормой налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

В качестве форм контрольной работы налоговых органов, направленных на предупреждение налоговых правонарушений, следует выделить:

Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают основное место, поскольку являются наиболее эффективными и значимыми. Налоговая проверка, на наш взгляд, направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых государством недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение нежелательных последствий несоблюдения налогового законодательства <1>.

<1> Брусницын А.В. Переходные положения в правилах осуществления налогового контроля // Налоговый вестник. 2007. N 9. С. 4 - 5.

Принимая во внимание, что налоговой проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент, знание соответствующих положений налогового законодательства о порядке проведения налогового контроля, налоговых проверок, порядке их назначения и проведения, о правилах принятия решений по результатам проверок может помочь налогоплательщику дать взвешенную правовую оценку правомерности требований налоговых органов, проводящих налоговую проверку, и правильно выстроить линию защиты. Безусловно, надо признать, что в ряде случаев причинами конфликтов между инспекторами и налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами являются существующие пробелы в законодательстве и, как следствие, складывающаяся противоречивая судебная практика, не позволяющая принять единственно верное решение в той или иной спорной ситуации.

В качестве методов, используемых налоговыми органами в контрольной деятельности, законодатель называет:

<2> Пасько О.Ф. Налоговый контроль в системе эффективного налогообложения // Налоговый вестник. 2005. N 6. С. 8 - 10.

В первую очередь согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

На основании п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

После 1 января 2010 г. налоговые органы не вправе требовать те документы, которые ранее налогоплательщиками были представлены при проведении камеральных или выездных проверок. Пункт 5 ст. 93 НК РФ предусматривает только два исключения для повторного требования документов: если они представлялись в виде подлинников и были возвращены, а также если они были утрачены инспекцией вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

В требовании налогового органа, адресованном налогоплательщику, должны быть указаны наименование, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся. Однако точный перечень реквизитов, подлежащих указанию в требовании, не установлен.

Требование должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки <3>. Если в требовании не указаны названия запрашиваемых документов, их номера и даты, их количество и период, к которому они относятся, то суды такие требования признают недействительными <4>.

<3> Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07.
<4> Постановления ФАС Уральского округа от 07.04.2009 N Ф09-1781/09-С3, ФАС Поволжского округа от 11.04.2007 N А65-6389/2006.

Также в рамках проведения контрольных мероприятий предусмотрено проведение инвентаризации. Инвентаризация налоговыми органами проводится на основании Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. N 20н/ГБ-3-04/39.

Согласно п. 1.2 названного Положения инвентаризация проводится на основании соответствующего распоряжения руководителя налогового органа (его заместителя) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств. В указанном распоряжении определены порядок и сроки проведения инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии. При этом также определено, что к имуществу налогоплательщика относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы.

В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения. Инвентаризация имущества организации производится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу.

В п. 1.5 Положения определены основные цели инвентаризации: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. Предусмотрено также, что налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов.

Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "____" (дата)", что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах, инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах они прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов инвентаризационной комиссии. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий.

На основании пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ сотрудники налоговых органов имеют право осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.

Непосредственно процедура осмотра регламентирована ст. 92 НК РФ. В п. 1 ст. 92 НК РФ закрепляется, что должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Учитывая это, по общему правилу осмотр территорий и помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, может осуществляться только в рамках выездной налоговой проверки, а по поводу документов и предметов в п. 2 ст. 92 НК РФ устанавливается порядок, согласно которому осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Обязательными условиями проведения законного осмотра является присутствие понятых и составление протокола о производстве осмотра в порядке ст. 99 НК РФ. В ст. 92 НК РФ специально предусматривается, что при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

В необходимых случаях согласно п. 4 этой же статьи при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

К наиболее распространенным нарушениям, совершаемым должностными лицами налоговых органов при проведении осмотра, ряд авторов относят следующие:

  1. Отсутствие понятых. Данное нарушение является достаточным основанием для признания недействительными результатов осмотра, что в определенных случаях позволяет оспорить результаты налоговой проверки в целом.
  2. Неполное указание всех необходимых реквизитов протокола (даты, места и т.д.). Если подобные нарушения значительны, у налогоплательщика будут шансы поставить под сомнение результаты осмотра.
  3. Отсутствие подробного описания осматриваемых предметов, документов и помещений, а также информации, имеющей существенное значение для установления достоверности данных осмотра. В этом случае также все зависит от серьезности допущенных нарушений. Серьезным нарушением, как правило, является отсутствие подробного указания идентификационных признаков перечисляемых документов (даты, номера, вида документа, кем он составлен). Нарушением, не позволяющим сделать вывод о достоверности данных осмотра, считается отсутствие указания в протоколе осмотра, например способа, которым был произведен замер торговой площади у плательщика ЕНВД.
  4. Проведение осмотра вне рамок выездной проверки при отсутствии согласия на него налогоплательщика (или указания в протоколе на то, что такое согласие было получено), а также вне случаев, описанных выше. Как и отсутствие понятых, данное нарушение является достаточным основанием для "обнуления" результатов осмотра ввиду незаконности его проведения.

Нарушение порядка проведения осмотра и оформления его результатов относится к процессуальным нарушениям. Рассматривая конкретный налоговый спор, суд исходит из серьезности таких нарушений, последствий, которые они влекут, возможности восполнить отсутствующую информацию.

Если при осмотрах для измерения площадей не привлекались специалисты, то суды практически единодушно не принимают результаты таких осмотров в качестве доказательств <5>. Особого рассмотрения заслуживает и такое мероприятие при осуществлении налогового контроля, как выемка.

<5> Постановления ФАС ПО от 28 апреля 2005 г. N А55-14810/2004-43, ФАС ВВО от 22 февраля 2005 г. N А79-6695/2004-СК1-6593, от 29 ноября 2004 г. N А79-3216/2004-СК1-3262, от 18 августа 2003 г. N А38-1130-14/128-03.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы имеют право производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика агента или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Пункт 14 ст. 89 НК РФ устанавливает, что при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. В случаях если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия. НК РФ различает:

Выемка производится лишь в том случае, если:

Постановление подписывается лицом, его составившим (с указанием даты и места составления);

Запрещается выемка в ночное время.

Изъятие документов у предприятий, учреждений, организаций и граждан производится на основании письменного мотивированного постановления должностного лица инспекции, которое производит проверку. Постановление о производстве изъятия оформляется на бланке установленной формы.

Изъятие документов производится в присутствии должностных лиц, при этом они имеют право делать заявления по поводу этих действий, подлежащие занесению в протокол изъятия <6>.

<6> Семенихин В.В. Налоговые проверки. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. С. 80.

В отдельных случаях для оказания организационной и технической помощи при производстве изъятия документов руководители инспекции приглашают в помощь должностному лицу, производящему изъятие документов, соответствующих специалистов с оплатой по трудовому соглашению согласно действующему законодательству. Перед производством изъятия документов должностное лицо налоговой инспекции определяет перечень необходимых документов, подлежащих изъятию, и устанавливает место их нахождения или хранения. При производстве изъятия документов предъявляется постановление о производстве изъятия документов, а в случаях отказа в их добровольной выдаче документы изымаются должностным лицом налоговой инспекции с участием представителей органов внутренних дел.

Должностное лицо налогового органа, производящее изъятие документов, подвергает тщательному осмотру подлежащие изъятию документы в местах их хранения, а в случае непригодности к их дальнейшему осмотру недооформленные тома документов (неподшитые, непронумерованные и т.д.) в его присутствии дооформляются должностными лицами организации.

При этом должностным лицом налоговой инспекции, производящим изъятие документов, одновременно составляется специальная опись изъятых документов и производится фиксация их содержания, а в необходимых случаях оформляются копии изъятых документов, о чем указывается в протоколе изъятия. В случае пропажи или гибели документов на предприятии по предложению должностного лица налоговой инспекции, производящего изъятие документов, руководитель предприятия назначает комиссию по расследованию причины пропажи или гибели документов, а гражданин представляет органам налоговой инспекции письменное объяснение причин гибели или пропажи документов.

Изъятые документы передаются на хранение в налоговую инспекцию и хранятся в спецчасти до принятия решения руководителем налоговой инспекции об их осмотре, проверке и исследовании. При отсутствии злоупотреблений изъятые документы возвращаются предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам с росписью в получении документов или заказной корреспонденцией по почте. В случаях обнаружения злоупотреблений для проведения бухгалтерской или специальной экспертизы изъятые у предприятий, учреждений, организаций и граждан документы по решению руководителей налоговой инспекции передаются в следственные органы, о возврате документов решение принимают следственные органы, о чем также сообщается письменно налоговой инспекции и руководителям предприятий, учреждений, организаций и гражданам.

Например, в том случае, если все документы были представлены проверяющим своевременно и в полном объеме, на их основании проводилась налоговая проверка и у налогового органа не было сомнений в том, что подлинные документы будут уничтожены или сокрыты, суд признает действия налогового органа по выемке документов налогоплательщика, совершенные без соблюдения требований ст. 93 и п. 8 ст. 94 НК РФ, нарушающими права налогоплательщика <7>. Если выемка документов налогоплательщика произведена на территории инспекции, то она также признается судом совершенной вне рамок выездной налоговой проверки, что противоречит положениям ст. ст. 31, 89, 93 и 94 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 20 марта 2006 г. по делу N А56-24110/04).

<7> Постановление ФАС МО от 12 июля 2006 г. по делу N КА-А40/6276-06.

При проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля предусмотрено проведение экспертизы.

В соответствии со ст. 95 НК РФ экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права. Проверяемое лицо имеет право:

  1. заявить отвод эксперту;
  2. просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
  3. представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
  4. присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
  5. знакомиться с заключением эксперта.

Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Приказом Минюста России от 20 декабря 2002 г. N 347 утверждена Инструкция по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Минюста России, которая определяет условия и порядок организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Минюста России в соответствии с требованиями в том числе и НК РФ.

В итоге следует сказать, что вся контрольная деятельность налоговых органов подчинена сдерживанию соответствующих лиц от намерений или от подготовительных действий к совершению налоговых правонарушений.

Поэтому контрольная деятельность налоговых органов имеет строго определенную направленность - обеспечение соблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, предупреждение налоговых правонарушений.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: с изм. и доп. от 24 февраля 2010 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 5. Ст. 410.
  2. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговый контроль: сложные вопросы, практика применения, нормативные акты ФНС России // Налоги и финансовое право. 2009.
  3. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая: Разделы I - VII: Главы 1 - 20 // Система "ГАРАНТ", 2009.
  4. Саркисов К.К. Налогоплательщик: защита, контроль и привлечение к ответственности / Под ред. К.К. Саркисова. М.: Статус-Кво 97, 2007.
  5. Налоговое расследование: Учеб. пособие / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. М.: ВГНА, 2000.

А.А.Кочкаров

Аспирант

кафедры финансового и налогового права

Всероссийской государственной

налоговой академии

Минфина России