Мудрый Экономист

Введение института банкротства физических лиц как инструмент реабилитации должника

"Банковский ритейл", 2012, N 1

Рост потребительского кредитования и сопровождающий его рост объема просроченной задолженности требуют адекватного законодательного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) гражданина, не занимающегося предпринимательством. С этой целью Минэкономразвития России был подготовлен проект закона "О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника", предполагающий введение института потребительского банкротства с возможностью реструктуризации долгов гражданина.

На сегодняшний день процедура банкротства гражданина регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), но с одним условием: в п. 2 ст. 231 Закона оговаривается, что положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу только после внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

Несмотря на то что с момента принятия Закона о банкротстве прошло уже девять лет, введение механизма так называемого потребительского банкротства до сих пор откладывается. Более того, вокруг него возникают серьезные споры.

Между тем правовая проблема банкротства граждан не осталась без внимания законодателя. Министерство экономического развития Российской Федерации внесло в Правительство РФ законопроект "О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника" (далее - законопроект), направленный на расширение возможностей урегулирования задолженности физических лиц. Подготовленный Минэкономразвития России проект закона направлен на установление правовых оснований для предоставления рассрочки уплаты суммы основного долга и процентов по нему гражданину-должнику, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве.

Работа над данным проектом ведется с 2006 г. Основная его идея - создать для граждан льготную процедуру реструктуризации долгов, стимулировать граждан-должников и их кредиторов к цивилизованным методам общения путем реструктуризации потребительской задолженности <1>. Однако до сегодняшнего дня законопроект так и не принят к рассмотрению Федеральным собранием РФ. Дело в том, что у него есть не только сторонники, но и противники.

<1> "Должник - физическое лицо - это не тот, кто занимался бизнесом и осознанно брал на себя помимо бизнес-рисков еще и финансовые риски. Он брал на себя риски в связи с потреблением. А процесс потребления должен быть максимально защищен. Это норма, которая напрямую в Конституции не прописана, но, если хотите, она оттуда вытекает. Вот почему наша главная задача - по максимуму использовать реабилитационный потенциал, т.е. все шансы, которые есть для того, чтобы помочь человеку перейти из неудачной финансовой фазы в новую ситуацию" (из интервью директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России И.В. Осколкова (Должникам все простят // Известия. 19.01.2010)).

К примеру, Высший Арбитражный Суд РФ высказывался против создания льготных режимов, особенно для состоятельных граждан. Кроме того, опасался он и увеличения количества дел в арбитражных судах.

Действительно, вхождение в процедуру банкротства граждан, не занимающихся предпринимательством, должно быть строго формализованным процессом. Сложившееся в экономике положение, когда далеко не все доходы легализуются, существует практика "переписывания" находящегося в собственности должника имущества в пользу родственников и пр., препятствует развитию законодательства о банкротстве граждан. Разработанный законопроект рассчитан в первую очередь на добропорядочных граждан, не злоупотребляющих своим положением. Однако законодательно определить степень добропорядочности должника представляется весьма проблематичным. Имеет анализируемый проект и ряд других недостатков. Но чтобы говорить о них, остановимся на его положениях более подробно.

Новая концепция банкротства: за и против

Основная суть проекта - распространить на граждан преимущества института банкротства и предоставить кредиторам возможности данного института для регулирования долгов, которые установлены для юридических лиц, то есть создать новую среду взаимоотношений кредиторов и граждан-должников по регулированию их долгов.

Институт банкротства гражданина известен многим странам и рассматривается как традиционный инструмент в практике урегулирования отношений с кредиторами физического лица - должника <2>. Мировая практика признает институт потребительского банкротства благом для добросовестного гражданина, поскольку сущностью банкротства является не только ликвидация требований к нему со стороны кредиторов, но и реабилитация должника. Особое значение имеет регулирование вопросов, связанных с установлением баланса экономических интересов кредиторов и должников.

<2> Мировая практика использует банкротство граждан как элемент системы реабилитации, когда в ходе одного процесса за гражданином признается право освободиться от долгов, представив для расчета с кредиторами свое имущество (правовая доктрина fresh start), т.е. возможность начать жизнь с "чистого листа".

Предлагаемое в проекте законодательное закрепление реабилитационных, восстановительных процедур в отношении граждан, признанных несостоятельными (банкротами), как раз выдержано в русле мировой практики регулирования подобных процедур.

Логика весьма простая: если имущества должника недостаточно для удовлетворения требований кредиторов (как правило, в качестве них выступают банки), то кредитору становится выгоднее помочь должнику сохранить его имущественный статус с реструктуризацией выплат по кредиту. Таким образом, в отличие от исполнительного производства (кстати, весьма громоздкого и сложного) механизм банкротства физических лиц предусматривает ряд преимуществ для гражданина, предоставляя ему возможность урегулировать свои долги.

Основные направления реабилитационных процедур, предусмотренных законопроектом, заключаются в следующем:

<1> Перечень имущества, не подлежащего продаже, предполагается более широким, чем перечень имущества, которое сегодня сохраняется у должника в случае взыскания задолженности через судебных приставов, в него входят: жилое помещение, единственное пригодное для постоянного проживания; земельный участок, на котором расположены объекты жилых помещений; предметы индивидуального пользования (за исключением предметов роскоши); вещи, являющиеся предметами обрядов и культов, общей стоимостью не более 15 тыс. руб.; медицинские препараты и оборудование; предметы бытовой техники общей стоимостью не более 30 тыс. руб. и т.д.

Казалось бы, все очевидно, проект должен способствовать развитию потребительского и ипотечного кредитования. Однако не все так просто.

Представители банков опасаются, что законодатели рискуют помочь недобросовестным заемщикам, и даже соблазнить добропорядочных граждан стать неплательщиками. Реализация положений нового закона может привести к тому, что у гражданина-должника попросту не найдется имущества, которое может быть включено в конкурсную массу. Ведь законопроект разрешает гражданам раз в пять лет объявлять о своем банкротстве, то есть фактически снимать с себя все обязательства по кредитам. Существует вероятность, что при наличии недобросовестных заемщиков, злоупотребляющих данным правом, это будет способствовать удорожанию кредитов: пятилетний срок рассрочки платежей, предлагаемый проектом, для банков будет неприемлемым и розничное кредитование станет для них очень рискованным. Соответственно, получать кредиты будет намного сложнее.

Необходимо обратить внимание и на процессуальную составляющую: ведь Закон о банкротстве относит дела о несостоятельности (банкротстве) к специальной подведомственности арбитражных судов. Поэтому и дела о банкротстве граждан, не являющихся предпринимателями, должны рассматриваться арбитражными судами. Таким образом, с вступлением в силу положений закона, регулирующих институт банкротства гражданина-должника, у государства возникнет необходимость обеспечить формирование дополнительных кадров в арбитражных судах, а также специального отдела службы судебных приставов-исполнителей, на которых будет возложено исполнение решений арбитражных судов о банкротстве граждан <1>. Все это, несомненно, требует дополнительных финансовых и организационных затрат. К тому же законопроект не предусматривает процедуры досудебного урегулирования споров, что способствовало бы снижению нагрузки на судей в этой части <2>.

<1> По мнению специалистов Минэкономразвития России, в первый год действия закона о реабилитационных процедурах ожидается около 204 тыс. заявлений о признании граждан банкротами.
<2> В качестве правовых ориентиров в этой сфере можно использовать Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

Кроме того, требуется создать условия, при которых платежеспособность клиентов банки смогут проверять с помощью специального единого реестра сведений о банкротстве граждан. В его отсутствие большинство кредитных организаций не будут иметь сведений о добросовестности заемщиков.

Минэкономразвития России предлагает, чтобы новый закон вступил в силу не сразу после его принятия, а через год, что даст возможность всем подготовиться к появлению новых правовых категорий.

Признаки банкротства гражданина

Исходя из смысла ст. 3 законопроекта должник признается арбитражным судом банкротом, если установлена его неплатежеспособность, то есть неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Причем в сумму платежей включаются обязательства:

Нужно сказать, что в действующем Законе о банкротстве гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Есть и еще одно отличие от Закона о банкротстве: в законопроекте представляется целесообразным увеличить совокупный объем задолженности, достаточный для возбуждения дела о банкротстве гражданина, с 10 до 50 тыс. руб. <1>. Предусмотрено, что заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее чем 50 тыс. руб. и указанные требования не исполнены в установленный срок, за исключением случая, когда в соответствии с законом должник обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд.

<1> Согласно действующему законодательству дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии имеющейся задолженности не менее 10 тыс. руб. (ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Начало процедуры банкротства гражданина может быть инициировано как кредиторами, так и самим заемщиком, а также уполномоченным органом - любой из них может подать соответствующее заявление в суд.

В целях исключения возможности злоупотреблений со стороны должника посредством использования процедуры банкротства законопроектом предусматривается, что заявление им может быть подано только при наличии средств на выплату вознаграждения арбитражному управляющему за два месяца <1>. Управляющим в деле о банкротстве, согласно проекту, может быть только профессионал. В настоящее время Минэкономразвития России отказалось от идеи возложить функции управляющего на самого гражданина (такая возможность предусматривалась в первоначальной версии законопроекта).

<1> Согласно ст. 20.6 Закона о банкротстве фиксированная сумма вознаграждения арбитражному управляющему равняется 30 тыс. руб. Таким образом, должник, подающий заявление о банкротстве, обязан перечислить на депозит не менее 60 тыс. руб. Между тем денежный критерий банкротства по законопроекту составляет 50 тыс. руб.

Конкурсное производство и реструктуризация

По результатам проверки обоснованности заявления о банкротстве суд вводит в отношении должника-гражданина конкурсное производство на срок, составляющий шесть месяцев (данный срок может продлеваться по ходатайству лиц, участвующих в деле, не более чем на шесть месяцев). Нужно сказать, что понятие конкурсного производства в законопроекте отличается от используемого в Законе о банкротстве.

Согласно законопроекту конкурсное производство предусматривает несколько самостоятельных, взаимосвязанных между собой процедур:

Введение конкурсного производства означает приостановление взыскания по исполнительным документам (что полностью отвечает международным принципам урегулирования потребительской задолженности). Срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей считается наступившим. Прекращается начисление процентов, неустоек и иных финансовых санкций. Тем самым должнику предоставляется время для поиска наиболее приемлемых вариантов дальнейших расчетов с кредиторами. Требования кредиторов теперь могут быть предъявлены исключительно в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

С даты возбуждения процедуры банкротства должнику предоставляется возможность в течение трех месяцев разработать план реструктуризации долгов и представить его на рассмотрение кредиторов и суда. План реструктуризации долгов может предусматривать погашение задолженности в течение пяти лет. После его утверждения арбитражным судом вводится новая процедура, применяемая в деле о банкротстве гражданина, - реструктуризация долгов. В дальнейшем возможны два варианта развития событий.

Вариант первый (как полагают большинство экспертов, наиболее вероятный в отношении физических лиц): должник успешно выполняет план реструктуризации долгов и по истечении установленного срока освобождается как от долгов, так и от всех ограничений, наложенных в связи с судебным разбирательством и процедурой банкротства.

Второй вариант предполагает невозможность для физического лица в силу тех или иных причин расплатиться с кредиторами и погасить свои долги. В этом случае арбитражный суд выносит определение об отмене плана реструктуризации долгов, признании гражданина банкротом и об открытии реального конкурсного производства. После чего формируется конкурсная масса должника. Активы должника, включаемые в конкурсную массу, распределяются между кредиторами пропорционально суммам их требований. Таким образом, путем соразмерного удовлетворения требований кредиторов обеспечивается предоставление им равных возможностей для достижения частных экономических интересов.

Решение о признании гражданина банкротом выносится арбитражным судом и в случаях, если:

Конкурсный управляющий в течение двух месяцев с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника обязан приступить к реализации имущества должника в порядке, в сроки и на условиях, утвержденных собранием кредиторов или в ряде случаев арбитражным судом в соответствии с Законом о банкротстве. Имущество (часть имущества) должника подлежит реализации на торгах в порядке, установленном данным Законом. При этом драгоценности и другое имущество, стоимость которого превышает 100 тыс. руб., а также недвижимость вне зависимости от ее стоимости подлежат продаже на открытых торгах.

После завершения расчетов с кредиторами должник, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения обязательств, включая требования кредиторов, не заявленные при введении процедур, применяемых в деле о банкротстве должника.

Необходимо понимать, что освобождение от обязательств по завершению процедуры банкротства наступает далеко не во всех случаях. Согласно законопроекту гражданин не освобождается от обязательств в случае, если размер конкурсной массы составляет менее 100 тыс. руб., а требования не удовлетворены в полном объеме, за исключением случаев, если должник докажет, что банкротство произошло в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств. Полагаем, такие обстоятельства должны оцениваться судом в каждом конкретном случае. Таким образом, получается, что процедура банкротства рассчитана только на тех, кто заинтересован в его возбуждении и может доказать свою добросовестность.

Освобождение должника от обязательств не распространяется и на требования, неразрывно связанные с личностью кредитора (например, взыскание алиментов).

Последствиями экономического поведения гражданина-должника являются пресекательные и дисквалификационные меры. Гражданину, прошедшему процедуру банкротства, с момента ее завершения запрещается:

В продолжение вопроса: правовые основы защиты прав должников

В заключение отметим, что законодателю пора решить вопрос о правовом регулировании процедуры банкротства граждан. Это позволит снизить социальную напряженность и укрепить механизм защиты прав физических лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Принятие закона "О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника" должно положительным образом сказаться на кредитных ставках. Соответствующее законодательное регулирование позволит банкам оценить хорошую кредитную историю и учитывать ее для "хороших" заемщиков по ипотеке.

Несомненно, регулирование банкротства физических лиц нельзя обсуждать в рамках отдельного закона. И в связи с этим приятно отметить, что президентом Ассоциации региональных банков России, депутатом Анатолием Аксаковым на рассмотрение в Государственную Думу внесен законопроект "О защите прав и законных интересов физических лиц при взыскании задолженности". Данный проект определяет правовые основы регулирования и принципы осуществления деятельности по взысканию задолженности с физических лиц, требования к субъектам, а также порядок осуществления такой деятельности в России. Согласно пояснительной записке основной целью законопроекта является обеспечение защиты прав и интересов должника - физического лица при осуществлении деятельности по взысканию задолженности, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. К другим целям относятся определение принципов и форм осуществления деятельности по взысканию задолженности с физических лиц (в т.ч. установление запретов и иных ограничений при осуществлении такой деятельности), создание и определение условий для добровольного исполнения должниками не исполненных в установленный срок обязательств и др.

Остается надеяться, что принятие закона, в котором будут определяться порядок осуществления деятельности по взысканию задолженности с физических лиц, условия ее осуществления, устанавливаться права и обязанности субъектов, порядок взаимодействия субъекта такой деятельности с должником, кредитором и органами государственной власти, будет "первой ласточкой" в целом пакете документов по финансовому законодательству, устанавливающих понятные правила игры на потребительском рынке. По мнению О. Иванова, вице-президента Ассоциации "Россия", "только тогда телега реабилитационных процедур должника поедет".

В.Ф.Филатова

К. ю. н.,

консультант

по налогам и сборам

Палата налоговых консультантов